урок по литературе "Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил."
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Максим Горький. Повесть « Детство»
Тема: Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
Цель: : Вызвать интерес к прочитанному; помочь понять, какие факторы влияют на формирование личности. формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков героев повести, развивать мыслительную деятельность.
Задачи:
1.Образовательные: уметь рассказывать о жизни Алёши, воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, находить выразительные средства языка.
2.Развивающие : развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
3.Воспитательные: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
УУД:
Личностные:
Осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет смысл произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни.
Регулятивные:
Понимает учебную задачу; учится действовать по плану.
Познавательные:
Понимает информацию, представленную в схематичной форме; учится анализировать, делать выводы.
Коммуникативные:
Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование:
Для учителя: конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Для учащихся: текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник.
Методические приемы: чтение, дискуссия, работа с иллюстрациями.
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1.Организационный момент ( подготовка к уроку)
2.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Сегодняшний урок вы проведете со мной. Надеюсь, мы поддержим друг друга и проведем урок хорошо.
Слайд1.
- Что излучает эта картина? Что исходит от детей?
- Вы согласны, что детство- самая счастливая пора жизни? Чем она привлекательна?
3. Создание проблемной ситуации.
Слайд 2.( репродукция картины Перова Василия Григорьевича «Тройка»)
- Можно сказать по этой картине, что дети счастливы?
4.Постановка учебной задачи, целеполагание.
- На прошлом уроке вы изучали повесть М.Горького « Детство»
- Какая картина более подходит к судьбе главного героя?
- Вы догадались, о чем мы будем говорить?
5. Актуализация знаний (фиксирование)
Заполнить таблицу
Знаю | Хочу знать | Узнал |
- Как зовут главного героя произведения.
- Что вы знаете об Алеше? (Кто его воспитывает? Как относится к деду, бабушке)
Хочу знать
- Изменится ли отношение Алеши к деду?
- Как сложится его жизнь в доме Кашириных?
- Каким человеком вырастет Алеша?
- Что вы не знаете об Алеше? ( Когда человек живет среди злости и ненависти, каким он может стать?)
6.Стратегии по разрешению затруднений. Индивидуальная работа по карточкам.
Словарная работа
Закоченел - потерять чувствительность, подвижность от холода
Кабы - если
Колышется вся- мерно качается
Горница-комната, чистая половина крестьянской избы
Простая душа-щедрый, простодушный, бесхитростный
7.Работа с текстом
С 42. Прочитайте отрывок. Ответьте:
- О ком пишется в отрывке?
- Почему Алеша о них больше пишет?
8.Самостоятельной работы с проверкой по эталону. Групповая работа
Задание. Прочитать отрывок на с 42. Ответить на вопросы:
- Можно ли стать добрее в окружении зла? Как можно противостоять злу?
- К кому тянется Алеша?
- Какими они были?
- Чему научился у них Алеша?
9.Физминутка
Я чувствую сейчас с вами хорошо, тепло на душе. Давайте, я вам раздам свою теплоту. Теперь добрых людей стало намного больше.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
ЗАДАНИЕ: Соотнесите стрелками описание с героем. Какое качество воплощает каждый герой?
Описание | Герой | Качество |
1. «Внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки | 1.Бабушка | |
2. Стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!», сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно» | 2.Цыганок | |
3. «Встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною» | 3.Дядья | |
4.Сразу стала на всю жизнь, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком. | 4.Мама | |
5.Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой. Блестели его раскосые веселые глаза, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады. | 5.Дед |
Вопросы к классу:
- Каждый, с кем встречался Алеша, повлиял на его характер, преподал жизненный урок.
- Кто больше научил любить жизнь?
- Когда, в каком возрасте формируются качества человека?
Группа экспертов. Задание: из пословиц данных выберите 3,4 пословицы, которые близки по содержанию темы.
-Вспомните тувинскую пословицу, которая подойдет к уроку.
11. Домашнее задание.
Выпишите советы бабушки Алеше.
Дополните список именами героев повести, с которыми встретится Алеша, и заполните таблицу.
Синквейн « Бабушка», « Дед»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Прыжок в длину способом «согнув ноги». Совершенствование техники челночного бега 3*10м.
Конспект урока для детей сОВЗ...
План-конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги".Совершенствование техники челночного бега"
Вашему вниманию предлагается план-конспект урока по теме "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега"...
Урок – игра ко Дню славянской письменности «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки».
Данный конспект урока можно использовать в любом классе. Я проводила и в 6 и 7 классах.. Но мне кажется, если немного усложнить вопросы викторины, то можно удачно использовать эту разработку и в 8 - 9...
Конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега 3х10 м.
Цели и задачи:1. Укрепление здоровья2.Контроль прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги» 3.Совершенствовать технику челночного бега 3х10 метров 4.Развитие ловкостиВр...
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"
Данный урок учит ребят анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы. Воспитывает в них уважение, понимание, любовь к окружающим, формирует отрицательное отношение к такому человеческому ...
методическая разработка урока физкультуры "Опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь."
Развитие двигательных способностей, приобретение умений и навыков.Основные правила развития физических качествПредметные результаты (образовательные задачи):1.Закрепить выполнение опорного прыжка2.Укр...