Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме
Приглашаю к обсуждению
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оценками Бородинского сражения, которое наравне с «битвой народов» под Лейпцигом и сражением при Ватерлоо, безусловно является ярчайшим событием 25-летней эпохи Наполеоновских войн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodinskoe_srazhenie._pobeda_ili_porazhenie.rar | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Иванов Александр Николаевич
МКОУ «Азовская СОШ № 2»
с. Азово, АНННМР, Омская область
сайт: ist-iv.ru
10 класс. История Отечества
Тема урока: «Бородинское сражение: победа или поражение?»
Цель урока: - На основе определения признаков победы, подвести обучающихся к пониманию исторического значения Бородинского сражения в ходе военной кампании 1812 г.
Задачи урока:
- Формирование навыков работы с интернет ресурсами (на примере сайта ist-iv.ru), навыков исследовательской работы, критического осмысления исторических событий, групповой работы.
- Ознакомление с памятниками культуры, посвящёнными Бородинской битве.
- Воспитание уважения к героическому подвигу русской армии.
Тип урока: У.И.Н.М.
Методы обучения: практический, проблемный.
Средства обучения: ПК (урок проводится в режиме онлайн работы с ресурсом ist-iv.ru), мультимедийное оборудование, подключение с сети Интернет, дидактический раздаточный материал, презентация.
Технологии: ИКТ, технология критического мышления.
Ход урока
- приветствие, расположение обучающихся по рабочим местам (ПК), желательна работа в парах. - целедонесение: Начиная с 1837 по «высочайшему повелению» Николая I, в честь 25-летия победы над французами, за военной кампанией 1812 года, в российской истории, было закреплено новое название – «Отечественная война». Безусловно, Отечественная война 1812 года величественно возвышается над всеми остальными событиями 19 века. Она стала предметом большого числа не только научных трудов историков, но и художественных произведений в области литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа. Поэтому презентационная часть нашего урока направлена на то, чтобы познакомиться с некоторыми выдающимися произведениями искусства , посвященными Отечественной войне 1812. И наконец, мы не случайно находимся в кабинете информатики, поскольку практической нашей задачей является отработка умений и навыков работы с интернет ресурсами. В частности это работа с моим ресурсом ist-iv.ru | слайды 1 слайд 2 |
- постановка и выполнение задания В 1966 году на экраны страны вышел фильм С. Бондарчука «Война и мир» Посмотрите фрагмент из кинофильма и определите, какому событию войны он посвящен? В верхнем меню сайта перейдите в раздел «Видеоматериалы» - «Отечественная война 1812 года» , После ответов учащихся учитель акцентирует внимание на теме урока (запись в тетрадь) Бородинское сражение: победа или поражение ? - В 1912 году к 100-летию со дня Бородинского сражения художником Францом Рубо была создана Бородинская панорама, фрагменты которой представлены. Длина холста 115м, высота – 15м. Основной художественной задачей Ф.Рубо считал: «Иметь чувство сражения, а не парада». Просмотр флеш версии картины раздел «Видеоматериалы» - «Отечественная война 1812 года» Учитель. Особое место в военной кампании 1812 года занимает Бородинское сражение ,которое наравне с «битвой народов» под Лейпцигом и сражением при Ватерлоо, безусловно является ярчайшим событием 25-летней эпохи Наполеоновских войн. Тем не менее, и поныне, историки спорят между собой о Бородинском сражении : «Сражение под Москвой было для Россией победой или поражением» А теперь перейдем к исследовательской части нашего урока Уже дома, в качестве домашнего задания вам самим предстоит ответить на вопрос Бородинское сражение: победа или поражение? И сделать это в форме написания эссе, взяв для основы следующие высказывания: (использовать дидактический раздаточный материал) А на уроке мы проведем всю необходимую подготовку для этого Начнем со знакомства с некоторыми мнениями:
«Многие исследователи , находясь в плену ложных патриотических страстей, считают, что подвиг русских солдат , выстоявших в Бородинском сражении против лучшей армии мира, собранной со всей Европы, недостаточно впечатляющий и поэтому его надо приукрасить стандартным приемом. возвышения одних, за счет унижения других. Они забывают, что совершить подвиг, перешагнув некую внутреннюю грань духовного величия и самопожертвования, можно только в противоборстве с безмерно храбрым и опытным противником» «Их утверждение, что генеральное сражение на Бородинском поле было победоносным для русских войск, является достаточно спорным ввиду того что, несмотря не безмерную храбрость и стойкость русской армии Наполеону удалось ценой огромных потерь одержать победу»
Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином" Обратимся к первоисточникам: Сначала оценим взгляды полководцев: Наполеон в своих мемуарах писал о генеральном сражении при Бородине следующее: «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех», Ранее Наполеон писал: «Из всех сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжать право быть непобедимыми» Смысл этих 2 изречений великого полководца в объективном и глубоком уважении подвига противника. Бородинская битва показала реальные возможности русского оружия, силу духа русской армии. В 1817 году, Наполеон уже следующим образом описывал Бородинское сражение: С 80 000 армией я устремился на русских, состоявших в 250 000, вооружённых до зубов и разбил их… «Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские имели под ружьём 170 тысяч человек; они имели за собой все преимущества: численное превосходство в пехоте, кавалерии, артиллерии, прекрасную позицию. Они были побеждены! Неустрашимые герои, Ней, Мюрат, Понятовский, — вот кому принадлежала слава этой битвы…..» Теперь обратимся к мнению М.И. Кутузова Кутузов в своей реляции императору Александру I писал: Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать. Вспомним окончание фрагмента из фильма С. Бондарчука Где-то в районе 5 часов адъютант Барклая де Толли, майор Вольдемар фон Левенштерн приехал к Кутузову с оценкой результата сражения. Он сказал, что мы проиграли его, поскольку французы заняли наши позиции. Представляется, что майор высказывал главноначальствующему всех вооруженных сил России не свою личную оценку, а докладывал то, что приказал доложить его начальник, министр обороны и командующий Первой армии Барклай де Толли. Известно, что при этом докладе Кутузов вскипел и ответил афористически кратко: «Сражение выиграно по всем пунктам!» Поскольку Кутузов не написал ни о кампании 1812 года, ни о сражении при Бородино, это для нас практически единственная, и очень четкая, авторская оценка. Сам Кутузов спустя несколько дней после сражения написал своей жене: «Я, слава богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартом» . Таким образом, оба полководца записали на свой счёт победу. Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. С тех пор в российской, а за ней в советской историографии установилось отношение к Бородинской битве как к фактической победе русской армии. В наше время ряд российских историков также традиционно настаивает, что исход Бородинской битвы был неопределённым, и русская армия одержала в ней «моральную победу». Вспомним мнение Л.Н. Толстого Зарубежные историки, к которым в наше время присоединился и ряд их российских коллег, рассматривают Бородино как несомненную победу Наполеона. В результате сражения французы заняли некоторые передовые позиции и укрепления русской армии, сохранив при этом резервы, оттеснили русских с поля сражения, и в конечном итоге заставили их отступить и оставить Москву. При этом никто не оспаривает, что русская армия сохранила боеспособность и моральный дух, т.е. своей цели - полного разгрома русской армии - Наполеон так и не достиг. Так кто же одержал победу в Бородинском сражении? Попробуем порассуждать сами. Для этого попробуем определим критерии победы. Организация работы в парах Возможные комментарии учителя после ответов учащихся Первый критерий победы или поражения: какая из сторон реализовала свой план? Второй критерий: кто отступил? Третий критерий: кто больше потерял? Четвертый: Какое стратегическое значение имел исход битвы? Пятый: Состояние боевого духа противников. Шестой: Отношение к погибшим и раненым. (возможны другие варианты) | слайд 3 слайд 4 слайды 5, 6 слайд 7 слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11 слайд 12 слайд 13 |
- Постановка домашнего задания По установленным критериям победы, подобрав фактический материал напишите эссе «Бородинское сражение: победа или поражение» Используйте памятку по адресу http://www.ist-iv.ru/esse_histori.html При наличии времени возможно онлайн тестирование на знание Отечественной войны 1812 года по адресу | слайд 14 слайд 15 |
Комментарии: В основу исследовательской части урока была положена статья Игоря Горолевича «Бородино. Победа или поражение?»
http://www.partner-inform.de/news.php?ids=5519_178_1_12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждениюУрок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оц...
план-конспект урока "Бородинское сражение"
план конспект открытого урока - "Бородинское сражение"...
Конспект урока " Бородинское сражение 1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"
Конспект урока литературы "Бородинское сражение 1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"....
План-конспект урока по теме " В продуктовом отделе", презентация к уроку.
План-конспект урока корейского языка по теме " В продуктовом отделе". А также презентацию к уроку. Ее можно посмотреть, скопировав ссылку в документе....