Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imported_files.zip | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по литературе,
проведенного в 9 классе
По теме «Жизнь и творческий путь А.П. Чехова.
Художественные особенности рассказов Чехова».
Малярова Марина Олеговна
Учитель русского языка и литературы
Цели урока
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П. Чехова, попытаться раскрыть особенности личности писателя, черты характера. Раскрыть природу смешного в рассказе Чехова; показать особенности чеховского стиля; заинтересовать творчеством писателя.
Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, внимание к личности и судьбе писателя – создателя изучаемых произведений.
Развивающая: развивать интерес к творчеству русских писателей-классиков; способствовать развитию стремления узнать больше об авторе изучаемых произведений.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, мультимедийный видеопроектор, персональный компьютер, DVD-проигрыватель.
Ход урока
Слово учителя: Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий детей, животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; будучи тяжелобольным, он заботился лишь о благополучии других; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться с сложностями в жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто сажал деревья, он посадил целые сады, плодоносящие по сей день, организовывал на свои средства множество школ, библиотек, больниц, не афишируя при этом свою благотворительность. Он действительно творил благо. Мы знаем его как писателя, автора множества рассказов, драматических произведений, но сегодня познакомимся с ним как с человеком широкой и открытой души, большого сердца, веселым, неистощимым на выдумки человеком.
1 .Составление плана-конспекта ( выделенное курсивом на слайдах записать в тетрадь).
Слайд 1. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - так сказал А.П. Чехов и всю свою жизнь стремился соответствовать этой высокой планке. Запишите в тетрадь эпиграф нашего урока.
Слайд 2. Чехов родился в городе Таганроге в 1860 году и прожил там без малого 19 лет.
Слайд 3. Отец -Павел Егорович Чехов – был человеком интересным и творческим и старался привить любовь к искусству своим детям. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
Слайд 4. Мать писателя - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».
Слайд 5. В 1876 году семья Чеховых переехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.
Слайды В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. ( запишем в тетрадь)
Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки.
- Что такое ПСЕВДОНИМ? Запишем определение в тетрадь. ( Псевдо – ложный, мнимый)- вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
-Зачем писатели используют псевдоним вместо своего имени?
- Каких писателей, использовавших псевдоним, вы знаете? ( Максим Горький, Марк Твен (Сэмюэль Клеменс), Саша Черный, Демьян Бедный).
В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».
Слайд После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра.)
В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.
Слайд В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин».
Слайд В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба была в запущенном состоянии, но сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его.
Слайд Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.
Слайд По состоянию здоровья переехал в Ялту в сентябре 1898 г. В октябре приобрел участок земли за пределами Ялты, в деревне Аутка.
1 мая 1904 г. покинул Ялту, выехал в Москву, а затем в Германию на лечение. Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Обобщение. (1)
Итак, повторим, что нового вы узнали о жизни А.П. Чехова?
- Где родился А.П. Чехов? В какой семье? Кто были его родители?
- Сколько детей было в семье Чехова? Чем увлекался молодой Чехов?
- Кем он был по профессии? В какое время началась его литературная деятельность?
-Какие произведения он писал? Каким псевдонимом подписывался?
- О каких качествах человека можно говорить, вспоминая такие поступки Чехова, как поездка на О. Сахалин, строительство школ для детей, благотворительная врачебная практика?
Сделаем вывод: Чехов предстает перед нами человеком умным, ответственным, честным и порядочным, бескорыстным и отзывчивым, самоотверженным, в то же время остроумным и веселым.
Он обладал неуёмной творческой энергией, легкостью – это позволило ему создать множество рассказов о жизни, показывающих ее со стороны.
2. Художественные особенности чеховских рассказов. Беседа
- Дома вы прочитали несколько юмористических рассказов А.П. Чехова, вспомнили те, которые читали в 5 классе.
-Какие это рассказы? ( «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия»).
-Скажите, чем запомнились вам рассказы? ( рассказы короткие по объему, в них описывается реальная жизненная ситуация, рассказы вызывают смех – они юмористические).
- Что значит юмор в литературном произведении? Для чего авторы используют юмор в рассказах? Правильно, посредством юмористической ситуации автору удается показать отрицательные человеческие качества: глупость, невежество, чинопочитание.
- Над чем мы смеемся, читая рассказы Чехова? Над именами героев: (Хрюкин, Червяков, Бризжалов, Очумелов, Елдырин), над их поведением, в зависимости от ситуации, в которую они попадают («Тонкий вдруг побледнел, окаменел…, сгорбился, съежился, сузился…»), над тем, как они выходят из ситуации, над их речью.
«Краткость – сестра таланта» - как вы понимаете это высказывание автора?
По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти условия, А.П. Чехов научился писать лаконично. Короткие рассказы очень ёмки по содержанию, сюжет развивается стремительно, концовка, как правило, неожиданна. Но наполненность, содержательность достигалась Чеховым за счет ярких названий, «говорящих» имен, выразительными деталями диалога, одежды, ремарками, которые служат для дополнительной характеристики героев, сценичностью ситуации.
Обобщение (2)
- Давайте еще раз перечислим художественные особенности чеховской прозы ( запишем в тетрадь):
* краткость, лаконичность и точность содержания;
* содержательность и сценичность действия;
* выразительность детали;
* речь и поведение героев;
* «говорящие» имена и названия рассказов;
*неожиданная развязка;
«Смех – дело серьезное» - как вы понимаете слова А.П. Чехова?
Смех может помочь человеку обратить внимание на недостатки и постараться их исправить, а также поднять настроение, в результате чего любую работу можно сделать лучше.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Лошадиная фамилия». Обратить особое внимание на художественные особенности рассказа. Подготовить выразительное чтение по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")
Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"
Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"...
Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.
Это небольшая презентация, представляющая слайды с изображением родителей поэта, его самого и его семьи....
Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака".
Презентация помогает как иллюстративный материал....
Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...