Рабочая программа по литературе для 9 класса.
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе для обучающихся в 9 классе с календарно-тематическим планом, списком произведений для заучивания наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_9_klasspravilnyy_variant.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО ______________________ Протокол № ____ «31» августа 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________________ ____________________ «31» августа 2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ЦПШ «Косинская» __________________________ _________________________ «31» августа 2018г. |
Рабочая программа
курса
« Литература»
в 9 классе
2018-2019 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Григорьева Валентина Германовна
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2017). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 9 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
• прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
• оценивать проблематику современной литературы;
• анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети «Интернет»;
• выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи/ сочинения | Контрольные работы | Вн.чтение |
Введение | 1 | |||
Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||
Из литературы 18 века | 9 | 1 | ||
Из русской литературы 19 века | 54 | 6 | 2 | 3 |
Из русской литературы 20 века | 28 | 1 | 2 | |
Из зарубежной литературы | 8 | 4 | ||
ИТОГО: |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве¬дения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Имератрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра¬зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много¬образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес¬кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо¬жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский харак¬тер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе¬сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список стихотворений для заучивания наизусть:
Автор: | Название: | |
1 | «Слово о полку Игореве» | Вступление, «Плач Ярославны» (на выбор) |
2 | М.В.Ломоносов | «Вечернее размышление о Божьем величестве…» (отрывок 3 строфы) |
3 | Г. Р. Державин | «Памятник» |
4 | А. С. Грибоедов | «Горе от ума» (один монолог Чацкого) |
5 | А. С. Пушкин | «К Чаадаеву», «Анчар» (на выбор) |
6 | А. С. Пушкин | «Пророк» |
6 | А. С. Пушкин | «Памятник» |
7 | А. С. Пушкин | «Я вас любил…» |
8 | А. С. Пушкин | «Евгений Онегин»: «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина», «Итак, она звалась Татьяной…» (на выбор) |
9 | М. Ю. Лермонтов | «Смерть поэта» |
10 | М. Ю. Лермонтов | «И скучно и грустно» |
11 | М. Ю. Лермонтов | « Пророк» |
12 | А. А. Блок | «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…» (на выбор) |
13 | С. А. Есенин | «Не жалею, не зову, не плачу…» |
14 | С. А. Есенин | «Отговорила роща золотая…» |
15 | В. В. Маяковский | «Люблю» (отрывок), «Послушайте!» (на выбор) |
16 | М. И. Цветаева | «Вот опять окно…» и др. (на выбор) |
17 | А. А. Ахматова | «Молитва», «Сероглазый король», «Не с теми я, кто бросил землю…» (на выбор) |
18 | А. Т.Твардовский | «Я убит подо Ржевом» (отрывок), «Весенние строчки» (на выбор) |
19 | Н. А. Заболоцкий | «О красоте человеческих лиц» |
20 | У. Шекспир | «Гамлет» (монолог «Быть или не быть…») |
Раздел V. Учебно-методические средства обучения.
Основная литература:
1 УЧЕБНИК: ЛИТЕРАТУРА: 9 КЛАСС. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / автор-составитель Коровина В. Я. – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература:
Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 9 кл. / Авт.-сост. Коровина В. Я. , Збарский И. С., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2017.
Литература: 9 класс: Методические советы / Коровина В. Я., Збарский И. С. – М.: Просвещение, 2017.
Поурочное планирование по литературе: 9 класс / Ерёмина О. А. – М.: Экзамен, 2017.
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2017.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2017.
Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2017.
Раздел VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата (уч. нед.): | № п\п: | № п\т: | Тема: | Контроль: |
1 | 1 | 1 | Литература как искусство слова и её роль в жизни человека. | |
2 | 1 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. | ||
3 | 2 | Р. \ р. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение №1 | |
2 | 4 | 1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | |
5 | 1 | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божьем величестве…» | ||
6 | 2 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. | ||
3 | 7 | 1 | Г. Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». | |
8 | 2 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Традиции и новаторство в лирике Державина. | ||
9 | 1 | А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывки). | ||
4 | 10 | 2 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | |
11 | 1 | Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». | ||
12 | 2 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | ||
5 | 13 | 1 | Р. \ р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). | Сочинение №2 |
14 | 1 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. | ||
15 | 1 | Романтическая лирика начала 19 века. В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». | ||
6 | 16 | 2 | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады. | |
17 | 1 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | ||
18 | 2 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. | ||
7 | 19 | 3 | Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | |
20 | 4 | Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | ||
21 | 5 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | ||
8 | 22 | 6 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | |
23 | 7 | Р. \ р. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. | ||
24 | 8 | Р. \ р. А. И. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | Сочинение №3 | |
9 | 25 | 1 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. | |
26 | 2 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике А. С. Пушкина. «К морю», «Анчар». | ||
27 | 3 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». | ||
10 | 28 | 4 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Бесы». | |
29 | 1 | А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | ||
30 | 1 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Онегинская строфа. | ||
11 | 31 | 2 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | |
32 | 3 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | ||
33 | 4 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | ||
12 | 34 | 5 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | |
35 | 6 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | ||
36 | 7 | Р. \ р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | Сочинение №4 | |
13 | 37 | 1 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | |
38 | 1 | Контрольная работа за 1 триместр | К.р. №1 | |
39 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…». | ||
14 | 40 | 2 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…». | |
41 | 3 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». | ||
42 | 4 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема Родины и её своеобразие. «Родина». | ||
15 | 43 | 1 | М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. | |
44 | 2 | М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Главы «Бэла», «Максим Максимыч». | ||
45 | 3 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «княжна Мери», «Фаталист». | ||
16 | 46 | 4 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «княжна Мери», «Фаталист». | |
47 | 5 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | ||
48 | 6 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | ||
17 | 49 | 7 | Р. \ р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинении №5 |
50 | 1 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мёртвые души». Обзор содержания. | ||
51 | 2 | Замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия поэмы «Мёртвые души». Система образов поэмы. | ||
18 | 52 | 3 | Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. | |
53 | 4 | Образ города в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» | ||
54 | 5 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | ||
19 | 55 | 6 | «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. | |
56 | 7 | Р. \ р. Соединение комического и лирического начал в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | Сочинение №6 | |
57 | 1 | А. Н. Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | ||
20 | 58 | 2 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | |
50 | 1 | Ф. М. Достоевский: жизнь и творчество. Повесть «Белые ночи». | ||
60 | 2 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | ||
21 | 61 | 3 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести. | |
62 | 1 | Вн. чт. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | ||
63 | 1 | Контрольная работа за 2 триместр | К.р. №2 | |
22 | 64 | 1 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе и чеховское отношение к нему. | |
65 | 2 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | ||
66 | 1 | Р. \ р. Подготовка к сочинению-ответу «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?». | Сочинение №7 | |
23 | 67 | 1 | Вн. чт. Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | |
68 | 1 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | ||
69 | 1 | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | ||
24 | 70 | 2 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. | |
71 | 1 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | ||
72 | 2 | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. | ||
25 | 73 | 1 | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба родины. | |
74 | 2 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | ||
75 | 1 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе. Образ рассказчика. | ||
26 | 76 | 2 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи. | |
77 | 1 | Русская поэзия Серебряного века. | ||
78 | 2 | Русская поэзия Серебряного века. | ||
27 | 79 | 1 | А. А. Блок. «Ветер принёс издалека…», «О весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. | |
80 | 1 | С. А. Есенин. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | ||
81 | 2 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». | ||
28 | 82 | 1 | В. В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | |
83 | 2 | Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | ||
84 | 1 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни, о смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» | ||
29 | 85 | 2 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой. «Стихи о Москве». | |
86 | 1 | Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | ||
87 | 1 | А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. | ||
30 | 88 | 2 | Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | |
89 | 1 | Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | ||
90 | 1 | А. Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки». | ||
31 | 91 | 2 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | |
92 | 1 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков. | ||
93 | 2 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков. | ||
32 | 94 | 1 | Контрольная работа за 3 триместр | К. р. №3 |
95 | 1 | Вн. чт. Античная лирика. Катулл .Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. | ||
96 | 1 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | ||
33 | 97 | 1 | У. Шекспир. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. | |
98 | 2 | Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | ||
99 | 1 | И.-В. Гёте. Эпоха Просвещения. «Фауст» ( обзор с чтением отдельных сцен) как философская трагедия. Противостояние добра и зла. | ||
34 | 100 | 2 | Вн. чт. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы. | |
101 | 1 | Викторина. | ||
102 | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето. | ||
Итого: сочинений – 7; контрольных работ – 3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...