Презентация для урока по сказке "Золушка"
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Презентация для урока по сказке "Золушка" может быть использована при изучении сказки-комедии Е.Шварца, при проведении урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для урока по сказке "Золушка" | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка о прекрасных свойствах души
«Золушка» ( фр. Cendrillon , нем. Aschenputtel , И. С. Тургенев перевёл название как «Замарашка») — западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм. Это один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. «Бродячий сюжет» в литературе
«Бродячий сюжет» - сюжет , встречающийся в литературе разных стран (переходящий из одной литературы в другую, из одного времени в другое) Сказки о гонимой падчерице. Один из первых вариантов сказки появляется в 850-е годы в Китае. Это одна из самых старых сказок. Известно от 340 до 1500 версий
Золушка - героиня широко распространённой среди европейских народов сказки, мотивы которой сравнительно рано проникают в литературу и другие виды искусства.
Основные из них: Сказка Ш. Перро (Франция). Сказка братьев Гримм (Германия). Опера Дж. Россини (Италия). Балет С. Прокофьева (СССР). Художественный фильм «Золушка» по пьесе Е. Шварца (СССР). Мультфильм-сказка «Золушка» Уолта Диснея (США). Художественный фильм «Три орешка для Золушки» (Чехословакия и ГДР).
В литературе сюжет о Золушке впервые появляется в сб. сказок Ш.Перро. У него Золушка - настоящая аристократка, дочь дворянина, обладающая утончённым вкусом и изысканным лукавством. 1628-1703
Братья Гримм (Вильгельм, 24 февраля 1786 — 16 декабря 1859 и Якоб , 4 января 1785 — 20 сентября 1863 ) еще в детстве услышали ее от своей французской гувернантки (няни) решили, что эта сказка - народная. Так она попала в их сборник фольклорных сказок. Немецкая Золушка в сб. братьев Гримм воплощает подлинный дух народного творчества: она трудолюбива, добра и религиозна.
В отечественной литературе сюжет о Золушке воплощён в одноимённой пьесе Евг . Шварца , экранизация которой стала актёрским триумфом Янины Жеймо и Фаины Раневской . (Сценарий Е. Шварца, постановка Н. Кошеверовой и М.Шапиро ) .
Шарль Перро 1628-1703 Братья Гримм 1785-1863 1786-1859 Евгений Шварц 1896-1958
История Золушки не уникальна, другие авторы также записывали эту сказку, но именно вариант Ш.Перро стал так известен благодаря неповторимости и продуманности деталей . Элемент волшебства сказки в помощи волшебной феи. Кроме обычной поддержки фея превращает тыкву в карету, мышей – в лакеев и дарит Золушке хрустальные туфельки и необыкновенной красоты платье. Все эти фантастические элементы Перро придумал сам, в народном варианте сказки их не было.
"Золушка, или хрустальная туфелька" Ш.Перро и "Золушка" Е.Шварца почти полвека мирно сосуществуют. Между ними много общего. Т.Габбе и Е.Шварц опирались на сказку Ш.Перро, однако создали они оригинальные драматические произведения, ставшие частью нашей национальной культуры. Источником для обоих произведений послужила литературная сказка. Т. Габбе Е.Шварц
Е.Л.Шварц – автор драматических сказок, которые всегда современны. Он переосмыслил старые сказочные сюжеты. Его герои похожи на обычных людей, живущих среди нас «Он выбрал для своей комедии особый, в наши дни им одним разрабатываемый жанр – комедию-сказку». (Н.Акимов) 1896-1958
Будем знакомы
Образы сказки Шварца отличаются от сказки Перро. Сказочные образы, предметы и ситуации снижены, а обыкновенные сделаны волшебными.
Образы сказки Шварца отличаются от сказки Перро. Действующих лиц вдвое больше: здесь и герои из других сказок Ш. Перро - Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик; и совсем новые, играющие важную роль, - Паж, Министр бальных танцев маркиз Падетруа , Лесничий; эпизодические, часто безымянные персонажи, с которыми говорит Король, - солдаты, привратники, старый слуга. Некоторые персонажи сказки Ш.Перро у Е.Шварца либо отсутствуют (Королева), либо их роль и функции изменены (Король, Капрал, примеряющий туфельку) Сказка Сказка - комедия и
О чем сказки? Ш.Перро. О "такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал". В доме мужа "все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу", потому что рядом с доброй, приветливой и красивой Золушкой "мачехины дочки <...> казались еще хуже". Доброта, долготерпение Золушки в конце концов вознаграждаются: на ней женится принц. Конфликт укладывается в семейные рамки и христианскую мораль: будь добр, терпелив и господь наградит тебя. Е.Шварц заимствует мотив злой Мачехи, притесняющей падчерицу и мужа, однако семейный конфликт превращает в социальный: Мачехе мало властвовать в собственном доме, ей хочется управлять всем королевством: "Ну, теперь они у меня попляшут во дворце! Я у них заведу свои порядки! Марианна, не горюй! Король - вдовец! Я и тебя пристрою. Жить будем! Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего! Я поссорюсь с соседями! Это я умею".
Перро 1.Смерть жены богатого и знатного человека 1.Сказочное королевство. Король приглашает семью короля на бал 2.Женитьба на бессердечной гордячке. 2.Золушка и мачеха. 3. Трудная жизнь Золушки 3. Все едут на бал 4.З. помогает сестрам собраться на бал 4. Фея и ее паж помогают З. 5. Помощь тетушки 5. На балу 6.На балу 6. Принц и З. на озере 7. Возвращение домой с бала 7. Принц влюбляется в Золушку. 8.Вновь на бал. Потеря туфельки. 8. Принц разыскивает принцессу. 9. Поиски принцессы 9. Счастье. 10. Женитьба. 11. Золушка прощает своих сестер. Сюжет
«На редкость кроткая и ласковая, вся в покойную мать, добрейшую женщину» Очень молоденькая и очень милая Замарашка, Спала на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке растрепанная и бедно одетая девушка Работа самая грязная и тяжелая «Милая девушка»,«красавица», «прекрасная принцесса» На балу ослепительно прекрасная. Прекрасная, таинственная гостья , «многоуважаемая богиня» «Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом» Наряд из золотой парчи, хрустальные туфельки «Хрустальные туфельки, прозрачные и чистые, как слезы» Золушка
Волшебные предметы Волшебная палочка тетушки Крестная –волшебница пришла по воздуху, с ней мальчик-паж. О на легко меняется. Тыква - золоченая карета Волшебная палочка алмазная с золотой ручкой Шесть живых мышей-упряжка из шести лошадей Крыса- кучер Шесть ящериц- -шесть слуг Тыква - золотая карета, шесть мышей - шестерка прекрасных коней, к рыса- кучер Всё находит Золушка Все появляется по движению палочки Крестной Видеофрагмент
В обеих сказках злое начало воплощено в образе Мачехи. Однако если у Ш.Перро она - "сварливая и высокомерная женщина", то у Е.Шварца, помимо этого, явно выражены Диктаторские замашки. Так в старую сказку входит обновленная тема - тема власти. Что нового появилось в сказке Е.Л.Шварца?
Особое значение в сказочном контексте приобретает слово "связи". Даже фея не может не считаться с обозначенным им явлением: "Ненавижу старуху - лесничиху , злобную твою мачеху, да и дочек ее тоже. Я давно наказала бы их, но у них такие большие связи!« Волшебники не властны над связями!
Весь текст сценария, связанный с изображением характера Мачехи, пронизан иронией. Многие ее реплики, монологи являются саморазоблачениями
Как только рушится ее заветная мечта Завладеть королевством, маска сбрасывается, и Мачеха кричит Королю: "Интриган! А еще корону надел!". Зритель становится свидетелем метаморфозы: сказочная злодейка превращается в мелкую квартирную интриганку.
Если сравнить героиню Ш. Перро и Е.Шварца, нетрудно заметить отличия. Изначально данная Ш.Перро характеристика: «добрая, приветливая, милая». Читатель почти ничего не знает о характере героини. Он раскрывается в предложенных обстоятельствах, но не развивается. Ш.Перро идет от народной сказки и гораздо ближе к ее канонам, чем авторы более позднего времени.
Героиня Шварца тоже добра, приветлива, нежна, терпит напраслину. Однако и доброта и приветливость даны ей не от рождения, а являются результатом повседневного труда души: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать. За шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я их научилась петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной»
Иногда ее одолевают сомнения: "Неужели мне не дождаться веселья и радости?" Е.Шварц показывает, как одиноко девушке: "Мне так надоело самой себе дарить подарки на день рождения и на праздники. Добрые люди, где же вы?" . Единственными собеседниками ее являются кухонная утварь да цветы в саду, которые всегда ей сочувствуют, с ними она делит радость и горе.
На одном полюсе конфликта - Мачеха с дочками, на другом - Золушка, ее отец, Фея, Паж, Король, Принц и даже Капрал, словом, все хорошие, честные, порядочные люди. Зло, хотя и сильно, одиноко, доброе начало объединяет всех.
Золушка мечтает о счастье, однако ради его достижения она никогда не поступится собственным достоинством: "Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но только непременно сами. Без всяких просьб и хлопот с моей стороны. Потому что я ужасно гордая, понимаете ?"
Е.Шварц показывает не просто добрую, отзывчивую и работящую девушку, но человека талантливого, одаренного. Для нее любая работа заразительна.
Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви деспотизму и, тирании.
Способности любить Е.Шварц лишает обычно носителей злого начала (Мачеха и ее дочери). Зато остальные персонажи обязательно кого-то любят. Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса!
В изображении любви Золушки и Принца Е.Шварц настолько своеобразен, что о каком-либо сходстве с Ш.Перро нет и речи. Он подчеркивает, что Король и Принц поражены не столько красотой девушки (это только первое впечатление), но главным образом естественностью, простотой, правдивостью, искренностью, такими редкими при дворе. Не случайно Король дважды с восторгом замечает: "Вот радость-то! Она говорит искренне!"
Е.Шварц показывает душевную зоркость влюбленного Принца. В Золушке-замарашке он узнает девушку, которую полюбил. Его не отпугивает ее бедный наряд. Ради своей любимой он готов на любые лишения и подвиги. В изображении любви Золушки и Принца главный акцент делается на их духовной близости, частичном сходстве судьбы.
Какой выбор предлагает автор Золушке? Нельзя строить счастье на несчастье других, тем более отца - эта мысль выражена Е.Шварцем предельно откровенно, она проходит через все произведение. Характер Золушки определяет ее нравственный выбор.
Как изменяется отец Золушки? Почему? Любовь облагораживает, окрыляет тех, кто соприкасается с нею и кто сам способен любить. Отцовская любовь оказывается сильнее страха. А главное, на глазах зрителя робкий добрый человек становится смелым, твердым, то есть происходит развитие характера.
Авторская позиция. « Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож». ( Шарль Перро) « Обожаю прекрасные свойства…души: верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец» (Евгений Шварц)
Чему учит сказка? Доброта, скромность и отзывчивость, всепрощение, трудолюбие – это те черты, которыми должна обладать девочка, чтобы со временем выйти замуж за принца. Сказка учит нас прощать близким людям их проступки, а не платить той же монетой и лишний раз ни на что не жаловаться. Именно тогда улыбнется судьба и произойдет встреча с настоящей любовью, искренней и взаимной. Нужно уметь прощать со всей душой, а не на словах.
"Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья. Все счастливы, кроме старухи лесничихи . Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце -справедливым "
Выводы В основе сказок Ш.Перро, братьев Гримм, Е.Шварца «бродячий сюжет», о гонимой падчерице Золушке. Героиня трудолюбива, добра, скромна. «Вечная» проблема противостояния добра и зла. Торжество ДОБРА. Но зло наказано только в сказке братьев Гримм. Со злом помогают бороться волшебные силы. Каждый писатель по-своему создает образы персонажей. Выражение авторской позиции индивидуально.
«…верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет… : КОНЕЦ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...