Конспект и презентация урока "Цена мечты в романе Теодора Драйзера "Американская трагедия"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект и презентация урока "Цена мечты в романе Теодора Драйзера "Американская трагедия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amerikanskaya_tragediya.rar | 517.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Первый Новоорский лицей
Конспект открытого урока литературы по теме:
Цена мечты в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия».
Класс: 10
Подготовила учитель русского языка и литературы
Байканова Г.К.
2017 г
Тема урока:
Цена мечты в романе Т. Драйзера «Американская трагедия»
Цели урока:
- познакомить с историей создания романа, его сюжетом, образной системой;
- сформировать представление о конфликте романа, замысле автора и утверждаемых им нравственных ценностях;
- определить круг проблем романа «Американская трагедия» и сформулировать их.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать сюжет, композицию, художественные особенности романа «Американская трагедия»
- Уметь анализировать эпизод романа с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте истории его создания и биографии автора.
Метапредметные УУД:
- Познавательные – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; создавать обобщения; устанавливать аналогии; синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно делать выводы; творчески интерпретировать полученную информацию; работать по алгоритму (узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием); используя различные источники информации, отбирать материал для индивидуального сообщения, литературного монтажа и презентовать его в ходе урока.
- Регулятивные – удерживать сформулированную учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; осуществлять взаимопроверку; работать самостоятельно; определять меру усвоения изученного материала; осуществлять рефлексию.
- Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; проявлять умения диалогической речи; владеть письменной речью; выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные УУД - привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности делу, патриотизма, силы духа; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в программу.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок – дискуссия
Оборудование урока: презентация, опорные записи на доске, раздаточный материал.
ТСО : мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
Технологии урока:
- дифференцированного подхода в обучении (при реализации домашнего задания);
- поэтапного формирования умственных действий;
- проблемного обучения;
- информационно – коммуникационные;
- индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;
- развития исследовательских навыков;
- творческих мастерских;
- «критического» мышления;
- самодиагностики результатов обучения.
Методические приёмы: слово учителя, индивидуальные сообщения учеников, аналитическая беседа, чтение и анализ эпизодов, компьютерная презентация, кластер, синквейн.
Предварительные задания для учащихся:
- Сообщение «История создания романа «Американская трагедия»
- Сообщение «Что такое американская мечта?»
Виды деятельности учащихся:
- Рецептивная – полноценное восприятие чтения учащимися или учителем; просмотр презентации.
- Репродуктивная – слушание рассказа учителя и сообщений учащихся, запись тезисов о жизни и творчестве поэта.
- Продуктивная, творческая – реализация выполнения индивидуального дифференцированного домашнего задания; участие в коллективном диалоге; творческая работа (письменное выполнение задания по алгоритму – синквейн - с последующей выборочной коллективной проверкой); осуществление рефлексии.
- Поисковая - самостоятельный поиск устного ответа на проблемный вопрос.
- Исследовательская - групповая работа (анализ текста при консультативной помощи учителя); самостоятельная работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей взаимопроверкой).
Межпредметные связи: русский язык – отработка навыка выполнения задания 25 ЕГЭ.
Эпиграф Ч. Чаплина о Теодоре Драйзера: «Это добрый человек, постоянно кипящий от гнева…»
Ход урока
Вступительное слово учителя. (2 мин)
Слайд 1
- Здравствуйте, присаживайтесь, сегодня наш урок посвящен знаменитому роману американского писателя Т. Драйзера, о котором великий Чарли Чаплин сказал: «Это хороший человек, постоянно кипящий от гнева».
Слайд 2
- Известный английский критик Уолтер Аллен писал: « Поразительное духовное убожество обитателей американских городов. Персонажи Драйзера, можно сказать, посажены на голодную диету, их интересует только материальный комфорт, их взаимоотношения сведены к денежным расчетам и животным потребностям». Сегодня мы постараемся подтвердить или опровергнуть эти слова критика.
- Объявление темы урока. Целеполагание. (3 мин)
Слайд 3
- Тема нашего урока «Цена мечты в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия».
- Каковы же цели нашего урока? (Подсказка – тема и эпиграф урока)
- Сделайте записи в тетради: дата и тема урока, эпиграф к уроку
II.Этап: актуализация необходимых знаний. (10 мин)
Слайд 4
- Групповая работа
1) с опросным листом ( см. Приложение) 3 мин
-Роман «Американская трагедия» был опубликован в декабре 1925 года. Дома вы прочитали роман, давайте проверим, насколько вы готовы к уроку. Поработайте с таблицей пару минут, заполните с 1- 7 строки.
2) Фронтальный опрос групп (5-7 мин):
- Каков жанр произведения? Докажите
- Когда и где происходят изображаемые события?
- Каковы темы произведения?
- Обозначьте систему персонажей романа.
- Какова композиция романа? Какое событие произведения является кульминационным?
( сцена убийства Роберты Олден)
III. Этап: Мотивация познавательной деятельности. (15 мин)
- Анализ эпизода (6 мин)
- Что же стало толчком, мотивом страшного преступления Клайда Грифитса?
- Поищем ответ в произведении. Перед вами 6 эпизодов произведения. Прочитайте их, определите их место в композиции романа, попробуйте озаглавить, а также выделите общее между ними.
- Аналитическая беседа о содержании эпизодов, расположенных в том же порядке, что и сюжетные элементы романа. (6 мин)
Заслушать ответы
- Что объединяет эти эпизоды? Какие места вам кажутся общими?
(все эпизоды объединяет тема мечты главного героя)
- Каков же мотив убийства, совершенного Клайдом Грифитсом? Почему он убил Роберту Олден?
Зачитайте, что является атрибутами счастья, по мнению К.Г.
(мечта о роскоши, легкой жизни)
3)* Синквейн (3 мин)
- Охарактеризуйте мечту К.Г. с помощью синквейна
Слайд 5
Заслушать варианты
IV. Этап: Организация познавательной деятельности. (10 мин)
1) Чтение слайда (2 мин)
- Обратите внимание на слова в 1 эпизоде «Как всякий средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь…»
- Давайте дадим определение мечте. Какая она?
(американская мечта)
Слайд 6
2)*Сообщение ученика «Что такое «американская мечта»? Приложение №3
3)Создание проблемной ситуации. (3 мин)
- Сбылась ли мечта большинства американцев? Обратите внимание на слайд. Знаменитый еженедельный американский журнал «Кольерс» издавался с 1888-1957 гг
Слайд 7
(«Разве все мы не стали богачами?» – спрашивал заглавием статьи журнал «Кольерс» и отвечал: «Беден только тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких у нас имеется ничтожное количество»)
- Сравните эти слова с тем, что нам расскажет следующая информация?
4) Сообщение «История создания романа» Приложение №3 (5 мин)
Слайд 8
( Элен Драйзер вспоминает, что у писателя были заметки, в которых содержалось описание пятнадцати случаев, подобных тому, что лег в основу сюжета романа)
- Как вы прокомментируете несоответствие высказываний «Кольерса» и Т. Драйзера?
- Какой характер приобретает личная трагедия Клайда Грифитса?
- Посмотрите на название романа, каков его смысл?( 5 пункт опросного листа)
Заслушать варианты ответов
- Посмотрите, что говорил сам писатель Слайд 9
- Против чего же направлен гнев писателя (указать на эпиграф урока)? В чем он увидел корень мотивов для преступлений, подобных описанному в романе?
(Гнев писателя направлен против лжи, показного благополучия американского общества. Причиной подобных преступлений он считал мечты о легкой жизни, богатстве, пропагандируемых в обществе, которое обречено на духовное вымирание)
*На доске – интеллект-карта
Концепты – человек, общество, мечта, трагедия
- Подумайте и заполните последние строки опросного листа.
Заслушать несколько вариантов.
V.Этап: Подведение итогов. (5 мин)
- Домашнее задание 1 мин
- Письменный развернутый ответ на вопрос темы урока: «Какова цена мечты Клайда Грифитса?»
Слайд 10
2. Объявление оценок (2 мин)
3. Рефлексия (3 мин)
Это произведение вызвало во мне чувство... и пробудило мысли о …/ заставило задуматься о …
Слайд 11
- Всем спасибо за урок!
Список использованной литературы
- Т. Драйзер «Американская трагедия»
- «Зарубежная литература XX века». Под ред. Проф. З. Т. Гражданской. – М.: Просвещение, 1973
- Батурин С.С. 'Портреты Американских писателей: Стеффенс Л., Лондон Дж., Драйзер Т' - Москва: Художественная литература, 1979
Использованные материалы и Интернет-ресурсы"
http://jacklondons.ru/ "JackLondons.ru: Джек Лондон (Джон Гриффит Чейни)"
http://goldlit.ru/dreiser/515-an-american-tragedy-analiz
Приложение №1
Опросный лист
1 | Сведения об авторе произведения | |
2 | Жанровое своеобразие произведения | |
3 | Тематика произведения | |
4 | Своеобразие художественного времени и пространства | |
5 | Смысл названия | |
6 | Система персонажей. Образы главных и второстепенных героев | |
7 | Композиционные особенности | |
8 | Особенности сюжета и конфликта в произведении | |
9 | Проблематика произведения | |
10 | Авторская позиция (идея) |
Приложение №2
Прочитайте эпизоды, определите их место в композиции романа, попробуйте озаглавить, а также выделите общее между ними.
1 эпизод
Ничто ему не поможет, если только он сам не сумеет помочь себе, – Клайд рано понял это. Лет в пятнадцать, даже немного раньше, Клайд начал понимать, что к его воспитанию, как и к воспитанию его сестер и брата, родители отнеслись, к сожалению, очень небрежно. Теперь ему трудно будет наверстать упущенное, поскольку даже в более состоятельных семьях мальчиков и девочек специально учат, готовя к той или иной профессии. С чего он мог начать при таких условиях? С тринадцати лет он стал просматривать газеты (в дом Грифитсов они не допускались, так как чтение их считалось уж слишком «мирским» занятием) и из объявлений узнал, что всюду требуются либо уже квалифицированные работники, либо мальчики для обучения таким профессиям, которые ничуть его не интересовали. Как всякий средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь, он считал, что простой физический труд ниже его достоинства. Вот еще! Стоять у станка, укладывать кирпичи, стать плотником, штукатуром или водопроводчиком, когда такие же, как он, мальчики становятся клерками или помощниками фармацевтов, или бухгалтерами и счетоводами в банках и различных конторах! Что за жалкая, унизительная жизнь, ничуть не лучше той, какую он вел до сих пор: ходить в старом платье, спозаранку подыматься по утрам и выполнять всю ту нудную работу, которой приходится заниматься людям физического труда!
Стараясь изучить себя во всех зеркалах, какие только ему попадались, Клайд убеждался, что он вовсе не урод: прямой, точеный нос, высокий белый лоб, волнистые блестящие черные волосы и глаза черные, порою печальные. Однако сознание, что его семья так жалка и что из-за профессии и окружения его родителей у него никогда не было и не будет настоящих друзей, все больше и больше угнетало его и порождало меланхолию, которая не обещала для него в будущем ничего хорошего. Порою он пробовал взбунтоваться, а затем впадал в оцепенение. Поглощенный мыслью о родителях, он забывал о своей внешности – он был в самом деле очень недурен, даже привлекателен – и истолковывал не в свою пользу заинтересованные, пренебрежительные и в то же время манящие взгляды, которые бросали на него девушки совсем другого круга, стараясь узнать, нравятся они ему или нет, смелый он или трусишка.
Однако еще прежде чем он стал хоть что-то зарабатывать, он вечно мечтал: ах, если бы у него были, как у некоторых юношей, хороший воротничок, тонкая рубашка, изящная обувь, хорошо сшитый костюм, щегольское пальто! О, красивая одежда, комфортабельная квартира, часы, кольца, булавки… столько юношей щеголяют всем этим! Многие мальчики в его возрасте – уже настоящие денди! Некоторые родители дарили своим сыновьям – его ровесникам – автомобили в полную собственность. Клайд видел, как они, словно мухи, летали взад и вперед по главным улицам Канзас-Сити. И с ними были хорошенькие девушки. А у него ничего нет. И никогда не было.
А мир так богат возможностями, и столько вокруг счастливых, преуспевающих людей. За что же ему взяться? Какой путь избрать? Какое изучить дело, которое дало бы ему возможность выдвинуться? Он не мог ответить. Он не знал. А эти странные люди – его родители – сами не были достаточно сведущими и ничего не могли ему посоветовать.
2 эпизод
Было так интересно забегать в номера и украдкой, торопливо разглядывать их обитателей. Не меньше занимала Клайда изменчивая панорама центрального вестибюля: он наблюдал клерков за главной конторкой – один клерк ведал номерами, другой багажом приезжих, третий выдавал корреспонденцию; были тут и кассир и помощник кассира. И различные киоски вокруг: с цветами, газетами, сигарами, отделение телеграфа, бюро по вызову такси. И на всех, кто здесь работал, казалось Клайду, самая атмосфера отеля наложила какой-то особый отпечаток. А вокруг разгуливали и сидели такие важные мужчины и женщины, юноши и молодые девушки, все так богато и модно одетые, такие довольные, с таким прекрасным цветом лица. А в каких автомобилях и экипажах многие приезжали сюда в обеденное время и вечером! Он мог хорошо рассмотреть их при ярком свете фонарей у подъезда. А какие накидки, меха и прочие вещи были на этих людях! Какие чемоданы несли за ними мальчики, а иногда и сам Клайд, к машинам или к лифтам! И все на них сшито из превосходного материала. Такое великолепие! Так вот что значит быть богатым, быть влиятельным человеком в обществе! Вот что значит иметь деньги! Это значит – можешь делать все, что душе угодно, а другие люди, такие, как он, Клайд, будут тебе прислуживать. И вся эта роскошь – твоя. И можешь в любую минуту пойти и поехать куда заблагорассудится.
Одних только разговоров в вестибюле, не говоря уже о сценах в баре, в ресторанах и номерах, было достаточно, чтобы внушить каждому неопытному и не очень разборчивому существу, будто главное занятие в жизни для всякого, у кого есть кой-какие деньги и положение в обществе, – это ходить в театры, летом посещать стадион, танцевать, кататься в автомобиле, угощать друзей обедами и ездить для развлечения в Нью-Йорк, Европу, Чикаго или Калифорнию. А существование почти всех этих мальчиков настолько лишено было всякого подобия комфорта и вкуса, не говоря уже о роскоши, что они, как и Клайд, не только преувеличивали значение увиденного в отеле, но и считали, будто эта внезапная перемена судьбы дает им счастливую возможность самим приобщиться к такой жизни. Кто они, эти люди с деньгами, и что сделали они для того, чтобы наслаждаться всей этой роскошью, тогда как у других, по-видимому, точно таких же людей, нет ничего? И чем именно обойденные так сильно отличаются от преуспевающих? Клайд не мог этого понять. И такие мысли приходили в голову всем мальчикам.
3 эпизод
Вероятно, достигнуть видного положения и сохранить его в этом замечательном мире можно, только если будешь равнодушен к женщинам, освободишься от постыдной страсти к ним. Поэтому, думал Клайд, в присутствии таких людей и у них на глазах нужно держаться так, словно тебе и в голову не приходят мысли, которые на самом деле иной раз выводят, тебя из всякого равновесия.
И, поработав здесь короткое время, под влиянием этого учреждения и различных его посетителей, Клайд стал с виду настоящим джентльменом. В стенах клуба он чувствовал себя совсем другим человеком: более сдержанным и практичным, не таким романтиком. Он был уверен, что теперь ему следует вновь попытать свои силы: подражая этим людям трезвого ума и только им, он в один прекрасный день добьется успеха, – быть может, не головокружительного, но, во всяком случае, значительно большего, чем до сих пор. Кто знает? Если он будет упорно работать, заводить только хорошие знакомства и вести себя очень осторожно, быть может, кто-нибудь из этих замечательных людей – посетителей клуба – заинтересуется им, предложит ему где-нибудь какое-нибудь видное место и поможет подняться до уровня того общества, доступ в которое до сих пор был для него закрыт.
Надо сказать правду: Клайд по своему характеру неспособен был когда-либо стать вполне взрослым человеком. Ему недоставало ясности мышления и внутренней целеустремленности – качеств, которые присущи большинству людей и позволяют им среди всех дорог и возможностей в жизни выбрать для себя самую подходящую.
Однако сам Клайд объяснял все свои жизненные неудачи тем, что ему не хватало образования. Когда он был мальчиком, непрерывные переезды семьи из города в город помешали ему учиться, накопить достаточно практических знаний в какой-либо области, чтобы он тоже мог стать членом высшего общества, к которому принадлежали все эти люди – посетители «Юнион клуба». А между тем он всей душой стремился быть в их числе. Эти джентльмены жили в прекрасных домах, останавливались в роскошных отелях, и люди вроде Скуайрса или здешнего начальника рассыльных служили им и заботились об их удобствах. А он, Клайд, всего только рассыльный. И ведь ему уже двадцать первый год! Порою это его очень огорчало. Он все время мечтал найти какую-то другую работу, на которой он мог бы выдвинуться и сделать карьеру. Не оставаться же ему всю жизнь рассыльным! – мысль о такой возможности немало пугала его в иные минуты.
Придя к такому заключению, он стал размышлять, как бы ему обеспечить свое будущее, и в это время в Чикаго приехал его дядя Сэмюэл Грифитс.
4 эпизод
Влияние этой нечаянной встречи во многих отношениях оказалось поистине гибельным. Как ни много удовлетворения и радости давала Клайду близость с Робертой, перед ним теперь снова в упор встал волнующий вопрос: может ли он добиться положения в обществе? И странно, это произошло благодаря встрече с богатой светской девушкой, которая воплощала и неизмеримо увеличивала в его глазах значение своего круга. Что за красавица эта Сондра Финчли! Какое прелестное лицо, как изящно одета, как непринужденно держится… Если бы только он сумел заинтересовать ее при первой встрече или хотя бы теперь!
Своими новыми отношениями с Робертой Клайд не настолько дорожил, чтобы они могли удержать его теперь, когда его со всей силой темперамента и воображения влекло к такой девушке, как Сондра, и ко всему, что она собой олицетворяла. Ведь фабрика электрических пылесосов Уимблинджера Финчли была одним из крупнейших местных предприятий. Ее высокие стены и трубы были частью ломаной линии, вычерченной на фоне неба по ту сторону Могаука. Особняк Финчли на Уикиги-авеню, неподалеку от особняка Грифитсов, был одним из самых внушительных в этом ряду изысканных домов, созданных по последней архитектурной моде: в стиле итальянского ренессанса, из кремового мрамора в сочетании с песчаником. А сами Финчли принадлежали к тем семьям, о которых больше всего говорили в городе.
Ах, познакомиться бы поближе с этой необыкновенной девушкой! Завоевать ее расположение и, может быть, благодаря ей войти в блестящее общество, к которому она принадлежит. Разве он не Грифитс? И разве по внешности он хуже Гилберта? Он был бы не менее привлекателен, будь у него столько денег, сколько у Гилберта, или хотя бы часть. Если бы он мог одеваться, как Гилберт, разъезжать в прекрасной машине! Тогда – будьте уверены! – даже такая девушка, как Сондра, с радостью обратила бы на него внимание… и может быть, даже влюбилась бы в него. Прямо сказка! Но теперь, сумрачно думал он, ему остается только надеяться, надеяться и надеяться.
О, черт! Он не пойдет сегодня вечером к Роберте. Выдумает какое-нибудь извинение… скажет ей завтра, что дядя или двоюродный брат вызвали его по какому-нибудь делу. Он не хочет и не может идти к ней теперь, он слишком взволнован.
Таково было влияние богатства, красоты, видного положения в обществе, к которому так стремился Клайд, на его характер, текучий и непостоянный, как вода.
5 эпизод
«Но легкий удар… самого легкого удара при таких обстоятельствах достаточно, чтобы оглушить ее и все кончить. Печально, да, но ведь у нее есть возможность идти своей дорогой, не так ли? А она не хочет – и не дает тебе идти твоей. Что ж, в таком случае… разве это уж так несправедливо? И не забывай, что тебя ждет Сондра… красавица Сондра… жизнь с нею в Ликурге… богатство, высокое положение в обществе, – нигде и никогда больше ты не добьешься ничего подобного… никогда… никогда! Любовь и счастье… и будешь из первых в ликургском обществе… даже выше, чем твой двоюродный брат Гилберт».
Голос умолк на время, затерявшись в сумраке… в тишине… в мечтах…
Но Клайд, обдумывая все слышанное, не был, однако, им убежден. Темные опасения или лучшие чувства заглушали советы голоса, звучавшего в большом зале. Но стоило Клайду подумать о Сондре, обо всем, что она олицетворяет, а потом о Роберте, – таинственный некто тотчас же возвращался, еще более хитрый и вкрадчивый.
«А, все еще размышляешь о том же! И не находишь выхода – и не найдешь. Я указал тебе верный путь, спасительный, единственный путь… единственный путь: через озеро. Разве так трудно, катаясь по нему, отыскать какой-нибудь укромный уголок, незаметную бухточку поближе к южному берегу, где вода глубока? И как легко оттуда пройти лесом к Бухте Третьей мили или к Серому озеру! А оттуда к Крэнстонам. Туда ходит пароходик, ты же знаешь. Фу, какая трусость! Какое малодушие! Ведь ты можешь приобрести то, чего больше всего жаждешь: красоту, богатство, положение в обществе… утолить все свои материальные и духовные желания. А в противном случае – бедность, скука, тяжелый, плохо оплачиваемый труд…
Ты должен сделать выбор! И потом – действовать. Ты должен! Должен! Должен!»
6 эпизод
Клайд сидел на своей, койке, и мысли его кружились в такт причитаниям еврея, безмолвно вторя им: «Я был злым. Я грешил. Я лгал. О-о-о! Я нарушал слово. В сердце моем гнездился порок. Я был заодно с теми, кто творил дурные дела. О-о-о! Я лицемерил. Я был жесток. Я замышлял убийство. О-о-о! А ради чего? Ради пустой, несбыточной мечты. О-о-о! О-о-о!»
Когда час спустя тюремщик поставил ужин на полку дверного окошка, Клайд не шевельнулся. Ужинать! И вернувшийся через полчаса тюремщик нашел поднос на том же месте нетронутым, как и у еврея напротив, и унес его, не сказав ни слова. Тюремщики знали, что, когда на обитателей этих клеток находит тоска, они не могут есть. А случалось, что даже самим тюремщикам не шел кусок в горло.
Приложение №3
Сообщение ученика «Что такое «американская мечта»?
Сама фраза «американская мечта» принадлежит историку Д.Т.Адамсу, написавшему книгу «Американский эпос» (1931г.) Это было время Великой Депрессии – тяжелейшего экономического кризиса, который США переживали в тридцатые годы прошлого столетия. Он попросил издателя дать книге название «Американская мечта», но тот отказался, заявив, что настоящий американец никогда не потратит три с половиной доллара на покупку мечты. На что Адамс возразил, сказав, что настоящий американец всегда готов истратить на мечту все до последней копейки. Однако издатель сделал по-своему.
Адамс писал об «американской мечте» как мечте о земле, на которой жизнь будет богатой и полноценной для всех. Где каждый будет иметь равные возможности и сможет полностью реализоваться. Он считал, что это не только надежда на высокие заработки, но и на общество, в котором каждый сможет добиться высших результатов и обрести признание. После выхода книги в свет термин «американская мечта» прочно вошел в лексикон американцев, которые нуждались в переоценке ценностей, во вдохновении, в оптимизме. И фраза Адамса оказалась именно тем лекарством.
В понятие «американская мечта» заложено представление о том, что преуспеть в жизни может каждый честный человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием. Американцы верят в то, что успехи человека зависят от его личных способностей и честного труда, а не изначальной принадлежности к определенному общественному классу.
«Американская мечта» - это национальная идея страны. Ее содержание на всем протяжении истории страны было различным. Но неизменным оставалось то, что независимо от того, каковы были твои стартовые возможности, ты можешь осуществить мечту всей своей жизни, для достижения которой у тебя всегда есть второй шанс. «Мы – нация людей, которые хотели получить второй шанс, и мы были достаточно смелы для того, чтобы его искать»,- говорит С.Р.Курран, генеральный консул США.
Неразрывно с американской мечтой существуют такие понятия:
- свобода личности и свобода предпринимательства;
- «self-made person» (человек, который «сделал себя сам»);
- репутация и процесс перехода из одного социального статуса в другой, более высокий.
Сообщение ученика «История создания романа»
Драйзер очень тщательно работал над написанием романа. В процессе работы над книгой он изучает все материалы процесса, посещает все места, фигурирующие в деле - Кортленд (в романе - Ликург), Отселик (Бильц), озеро Биг-Мус. Для правдивого описания последних дней главного героя Клайда Гриффитса в камере смертников писатель беседует с неким Антони Понтано, приговоренным к казни на электрическом стуле. Рукопись романа переписывалась больше шести раз.
Во время написания романа писатель глубоко интересовался произведениями Ф.М. Достоевского, дважды прочитал “Преступление и наказание”. Лица, близко знавшие писателя во время его работы над “Американской трагедией”, отмечали, что восторженное отношение Драйзера к творчеству Достоевского сказалось на его работе над романом, в частности, над образом Клайда. «Летом 1905 года было совершено убийство на озере Биг-Муз в горах Адирондака.… Это история некого Честера Джиллета, молодого рабочего на фабрике воротничков в Кортленде, штат Нью-Йорк, и Грейс Браун, дочери фермеров, живших близ Отселика, штат Нью-Йорк, которая работала вместе с Джиллетом. Впервые американцы узнали о происшедшем из заметки, напечатанной в небольшом журнальчике Олд-Форджа, городка, расположенного вблизи озера Биг-Муз. Согласно сообщению, юноша и девушка, приехавшие провести на Биг-Муз выходные дни, катались на лодке по озеру, и оба утонули. Перевернутая лодка и плавающая шляпа были обнаружены на большом расстоянии от берега.
Озеро было тщательно обследовано, но найдено лишь одно тело, в котором опознали Грейс Браун. Затем последовало сообщение о юноше, которого с ней видели. Он проводил время в веселой компании на вилле, расположенной на берегу одного из ближайших озер. Он оказался не кем иным, как Честером Джиллетом, племянником владельца фабрики воротничков в Кортленде. Из писем девушек, найденных в его комнате, выяснилось, что они были близки, а она ждала ребенка и умоляла жениться на ней. В своем последнем письме она угрожала ему, заявляя, что если он не женится на ней, то она приедет в Кортленд и разоблачит его перед всеми важными друзьями. Его задержали и предъявили обвинение в убийстве. Окружной поверенный устанавливает, что рана девушке была нанесена либо веслом, либо поломанной теннисной ракеткой, обнаруженной под бревном в ближайшем лесу. Было доказано, что она была куплена Джиллетом - этого оказалось достаточно, чтобы окружной суд признал его виновным в убийстве. Юношу ждала казнь на электрическом стуле каторжной тюрьме Оберн, и перед смертью он признал свою вину, сославшись на то, что девушка мешала ему жениться на богатой наследнице».
Именно эта история послужила основой для написания “Американской трагедии”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Облако мечты"
Красивая презентация с тестом используется на классных часах....
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...
Конспект урока "А ЛЮБОВЬ ОСТАЕТСЯ ЖИТЬ… " Урок-размышление по трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
А ЛЮБОВЬ ОСТАЕТСЯ ЖИТЬ…Урок-размышление по трагедии Вильяма Шекспира «Ромео...
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»
Конспект урока с презентацией на тему "Трагедия кнеля "Сид" как шедевр французского классицизма"....
конспект и презентацию по теме "век нынешний и век минувший " (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
конспект и преззентация составлеы с использованием методов развивающей технологии...
план-конспект урока "Дом моей мечты"
План-конспект урока с технологической картой...
Конспект урока по теме "Мечта и реальность в повести-феерии А.Грина "Алые паруса"
Цель: Образовательная: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса», способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе...