технология проблемного обучения
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок с применением технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_problemnogo_izucheniya.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного изучения
Учитель: Новикова Елена Леонидовна
Предмет: литература в 6 классе.
Тема урока: «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Тип урока: комбинированный.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения, поисковый метод, коллективная система обучения, развивающее обучение, исследовательский метод.
Цели урока:
- выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.
- закрепить содержание романа.
- развить навыки характеристики персонажа, умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с художественным текстом.
- воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения.
Оборудование и оформление урока:
- портрет А. С. Пушкина.
- иллюстрации к отдельным фрагментам урока.
- опорная схема (закрыта):
«Дубровский» роман? | |
Социально-философский?
| Авантюрно-приключенческий?
|
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение учителем цели урока.
Ребята, мы продолжаем говорить о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа, его видах и, обратившись вновь к некоторым страницам пушкинского произведения, определить, к какому типу романов его можно отнести.
- Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся).
Что такое роман?
Учащиеся уже знакомы с романом Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века до сегодняшнего дня.
Это большое по объёму произведение, в котором герои показаны в связи с историческими событиями и другими людьми.
Каковы основные признаки жанра романа? Почему «Дубровский» относится именно к этому жанру?
Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.
1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.
2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.
3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.
4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).
5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).
6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).
7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).
Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста, учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.
- Решение проблемного вопроса урока.
К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?
Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и авантюрно-приключенческие.
- Работа с опорной схемой на доске.
К какому типу роман А.С. Пушкина отнести нельзя?
Роман нельзя считать игровым или сатирическим.
Каким по типу, на ваш взгляд, является роман «Дубровский»?
Роман может быть социально-философским или авантюрно- приключенческим.
Учитель открывает опорную схему.
Каковы признаки социально-философского романа? А авантюрно- приключенческого?
Учащиеся зачитывают на схеме признаки обоих жанров.
Нам предстоит решать основную задачу урока : определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману.
- «Авантюрно – приключенческий роман и его признаки»:
а) Острота, напряженность сюжета.
Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:
Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.
б) Неожиданность сюжетного поворота.
Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:
Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.
в ) Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.
Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.
г) Нарушение хронологической последовательности
Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий :
В романе: | По хронологии: |
|
|
В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.
д) Любовный треугольник.
Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.
е) Романтические герои.
Выступление учащихся получивших предварительное задание – подготовить устный рассказ о главных героях. дать им краткую характеристику.
Сообщение о Владимире Дубровском.
Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный. храбрый. что особенно ярко проявляется в эпизоде «Дефорж в «медвежьей» комнате». одно из главных качеств Владимира Дубровского – гордость, чувство собственного достоинства – особенно ярко проявляется в поведении Дефоржа – мнимого учителя в доме Троекуровых и в желании мстить за смерть отца и поруганную честь. Владимир Дубровский, будучи разбойником, сохраняет жизнь князю Верейскому, отказывается от мести Троекурову (в эпизоде с приказчиком Анны Саввишны Глобовой).
Перечитайте самые трепетные страницы романа, прочитайте так, чтобы услышать Дубровского, голос его сердца.
Чтение эпизодов свидания из главы 12, в которой Дубровский признаётся Маше, что он не Дефорж, что он отказывается от мести её отцу. В главе 15 он отказывается и от мести князю Верейскому.
Каков разбойник-мститель здесь?
Он не кровожадный разбойник, он просто влюблённый. Мы видим, что он искренне, сильно любит Машу Троекурову и на всё готов пойти ради неё.
Какая гуманная мысль Пушкина звучит здесь?
Любовь побеждает зло, она облагораживает человека, делает его гуманнее, добрее, человечнее.
В каких словах звучит эта мысль?
«...знайте, что Дубровский рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить...», «никогда злодейство не будет совершено во имя ваше», «... в моём сердце нет места ненависти».
Сообщение о Маше Троекуровой.
Сентиментальная барышня, воспитанная на романах Радклиф, полная аристократических предрассудков, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. Её отношение к людям зависит от их социальной принадлежности. Так она не замечает Дефоржа только потому, что он относится, по её мнению, к категории второсортных людей, слуг. Но её мнение о нём меняется после случая с медведем, когда она увидела в учителе человека храброго, гордого, самолюбивого – те качества, которые она видела в литературных героях, благородных рыцарях романов. Она стала испытывать к нему совсем другие чувства - уважение, симпатию, а в дальнейшем и любовь.
Как можно объяснить отказ Маши от свободы, от избавления от нелюбимого человека?
Слова героини, объясняющие её поведение: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского», «Я согласилась, я дала клятву...».
Это чувство долга, ответственности характерно для пушкинских героинь:
Но я другому отдана
И буду век ему верна.
(«Евгений Онегин»)
В то время обряд венчания имел особенно важное значение в жизни людей. Клятва, данная перед Богом, обязывала супругов быть верными друг другу до конца жизни. Измена же считалась страшным, неискупимым грехом перед Богом.
Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, приходим сообща к выводу, что в романе Пушкина есть все признаки приключенческого романа.
«Социально – философский роман» и его признаки:
Есть ли в романе социальные проблемы?
Сообщение об Андрее Гавриловиче Дубровском и Кириле Петровиче Троекурове.
Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии (третий по счёту офицерский чин в русской армии); Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (полный генерал, высший армейский чин), богатый помещик. У них разное имущественное положение: Дубровский – разорившийся помещик, имеющий одну деревню и 70 душ крепостных, живущий скромно; Троекуров – богатый барин, знатного рода, живущий в роскоши, богатстве, постоянных развлечениях. Они люди с совершенно разными характерами: Дубровский – гордый, независимый, решительный, нетерпеливый, прямо высказывающий своё мнение, с чувством собственного достоинства; Троекуров – необразованный, избалованный, пылкого нрава, ограниченного ума, страдающий постоянно от обжорства, своенравный и часто жестокий, властный.
Как в такой характеристике прослеживается авторское отношение к героям?
Пушкин явно симпатизирует Дубровскому, относится к нему с глубоким уважением, сочувствует ему. И, наоборот, в образе Троекурова мы видим сатирическое изображение помещика. Автор иронизирует, насмехается над ним, выражает свою неприязнь и презрение к нему.
Почему Троекуров такой?
Положение, его права помещика-крепостника дают ему силу, власть, возможность делать всё, что угодно.
Какова авторская позиция по отношению к крепостному праву?
На примере этого образа Пушкин показывает, насколько пагубно влияет крепостное право на человека, заглушает в нём добрые, нравственные начала.
Почему же тогда Дубровский не такой плохой, ведь он тоже помещик?
Дубровский не столь сильно избалован в силу своего материального положения, привычного скромного образа жизни, к тому же большую роль здесь играют определённые его черты характера.
Есть ли в романе другие социальные проблемы?
В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.
Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?
Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.
В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?
Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.
V. Заключительное слово учителя (связано с финалом романа).
Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.
Домашнее задание.
Выступить в роли автора и завершить роман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...