«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
статья по литературе (9 класс)
Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. В связи с этим метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы.
Современной школе требуются и современные методы обучения, одними из которых являются метод проектов и обучение в сотрудничестве. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям. В процессе отбора форм и методов обучения учащихся на уроках литературы мы пришли к необходимости применения проектной методики в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
Пацановская С.В.,
методист
ГБОУ школа № 54 Красносельского района СПб
Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. В связи с этим метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы.
Современной школе требуются и современные методы обучения, одними из которых являются метод проектов и обучение в сотрудничестве. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям. В процессе отбора форм и методов обучения учащихся на уроках литературы мы пришли к необходимости применения проектной методики в своей работе.
Использование метода проекта в прикладном варианте рассматривают многие авторы: Полат Е.С. в статье "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" говорит о том, что «результаты выполненных проектов должны быть “осязаемыми”. Чтобы добиться таких результатов, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи». Декан филологического факультета МГПУ В.А.Коханова характеристики метода проектов при изучении школьного курса литературы подробно рассматривает в своей статье «Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы». Автор отмечает, что реализация проектной методики должна происходить в рамках действующих программ по литературе, Н.А. Борисенко в статье «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся» представила методику работы над проектом по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс).
Однако большое количество публикаций и споров, касающихся вопросов проектной деятельности в средней школе, не решают многих вопросов: как научить работать над проектами и какими эти проекты должны быть? Должен ли проект реализовываться в рамках одной предметной области или же проектная деятельность должна носить межпредметный характер, давать учащимся общее представление о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских задач? Целесообразно ли говорить о долгосрочном проекте или же пытаться внедрять элементы проектной деятельности в ежедневные уроки, способствуя тем самым развитию креативного мышления у учащихся?
Мы постарались остановиться на организации системы уроков по выбранной теме в рамках реализации проектного метода обучения (проект рассчитан на 6 уроков).
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого требованиями ФГОС, к выпускнику школы.
На наш взгляд, основная проблема реализации метода проектов, – проблема превращения проектного метода в средство системной работы в урочной деятельности.
В связи с этим тема нашей работы определилась как: «Использование метода проекта на уроках литературы в условиях внедрения новых образовательных стандартов».
Новизна и практическая значимость данной работы заключается в разработке системы уроков изучения традиционных литературных тем на основе технологии проектного обучения.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка
«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
Использование метода проектов при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе методически целесообразно, на наш взгляд, по следующим причинам:
- Педагогический опыт показывает, что это произведение часто недостаточно глубоко и эмоционально понимается учащимися. Следовательно, необходимо искать новые пути изучения романа, стимулирующие интерес девятиклассников.
- В критической литературе много оценок произведения М.Ю. Лермонтова и его героя. Следовательно, учащиеся имеют широкие возможности для исследовательского поиска и творческого подхода к решению проблем, поставленных в романе, с использованием метода проекта.
- Изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе имеет большое значение в формировании личности учащихся, т.к. в это время перед подростками стоит проблема выбора жизненного пути. Применение личностно-ориентированной технологии проектного обучения на этом этапе может помочь школьникам самостоятельно и осознанно сделать правильный выбор.
Тема проекта – «Загадка Печорина». В процессе исследовательской работы над романом М.Ю. Лермонтова нам предстояло ответить на следующий основополагающий вопрос: «Печорин - лишний человек или русский Гамлет?» Направление нашей проектной деятельности позволил определить проблемный вопрос: «Почему противоречивый герой романа вызывает интерес читателей?»
Таким образом, работая над проектом по роману М.Ю. Лермонтова, девятиклассники должны были разгадать загадку Печорина, осмыслить его образ с точки зрения социальной и общечеловеческой.
При организации работы над проектом «Загадка Печорина» исследование в этом направлении мы предворили подготовительным этапом, где учитель смог определить основные направления проектной деятельности учащихся.
Так на уроке, предваряющем изучение романа и начало работы над проектом, среди учащихся 9 класса было проведено анкетирование, цель которого – выявить первичный уровень восприятия произведения, впечатление от романа и определить значимую в исследовательском плане проблему. Девятиклассникам было предложено ответить на вопросы:
- Интересно ли было читать роман?
- Вызывает ли у вас положительные эмоции образ Печорина?
- Каким героем, по-вашему, является Печорин – не похожим ни на кого или похожим на каждого из вас?
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ при изучении романа М.Ю. Лермонтова?
Результаты анкетирования свидетельствуют о неоднозначной оценке учащимися романа и его героя. На 1-й вопрос ответили «да» 23% учащихся, «нет» - 46%, «не определился с мнением» - 31%. Положительные эмоции Печорин вызывает у 67% учащихся. Ответы на 3-й вопрос для нас были неожиданными. Поразило почти полное единодушие девятиклассников, признающих несходство Печорина с каждым из них. Здесь, по нашему мнению, уже наметилась та проблема, которая может стать предметом исследовательского поиска: почему Печорин вызывает положительные эмоции, но немногие видят в нём себя? В чём же загадка Печорина?
Проанализировав все работы учащихся, был составлен список повторяющихся и наиболее интересных вопросов, которые в дальнейшем можно будет предложить для коллективного обсуждения и самостоятельных исследований девятиклассников в ходе реализации учебного проекта:
- Печорин и Вернер: друзья ли они?
- Роль дуэли в характеристике образа героя.
- Был ли на самом деле счастлив Печорин?
- Роль художественной детали в раскрытии образа.
Собственно проектное обучение проводилось на следующих уроках, где речь шла непосредственно о произведении. Покажем в общем виде, как осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся по созданию проекта.
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом
На первом (поисковом) этапе в процессе «мозгового штурма» были составлены основополагающий, проблемный и частные вопросы, сформулированы темы самостоятельных исследований учащихся. На последней стадии поискового этапа были сформированы группы в соответствии с темами исследований для дальнейшей работы над проектом. При этом осуществлялся индивидуальный подход к учащимся с учётом их учебных возможностей, интересов и склонностей.
На втором этапе (конструкторском) участники проекта, работающие над темой «Роль дуэли в характеристике образа героя», решили попробовать себя в роли создателей художественного фильма и авторов киносценария по данной теме. Были определены обязанности каждого участника группы:
- «Сценарист»»: составить сценарий, выбрав ключевые сцены.
- «Режиссёр»: составить список действующих лиц; кратко охарактеризовать каждого из них.
- «Оператор»: определить содержание «общего» и «крупного» плана; отметить наиболее важные детали, на которых следует задержать «взгляд камеры».
- «Художники-постановщики»: выделить в тексте описания; нарисовать (на уроке – словами, дома – карандашами и красками) иллюстрации, эскизы декораций и костюмов.
В конце урока этой группой было проведено 10-минутное заседание «худсовета», на котором были выслушаны отчёты о проделанной работе и намечены перспективы.
Исследователям темы «Был ли счастлив Печорин?» учитель помог скорректировать их первоначальный план:
| Работа со справочной литературой (толковыми словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля). |
| Анализ текста романа. Работа с дополнительной литературой. |
| Анализ текста романа. Работа с дополнительной литературой. |
| Формулирование вывода исследования. |
Остальные вопросы проекта достаточно подробно рассмотрены в критической литературе, и учащиеся практически без помощи учителя работали над темами своих исследований.
Следующие два урока (технологический этап реализации проекта) проводились в компьютерном классе, где чередовалась традиционная форма работы с текстовой (книжной) информацией с работой за компьютером (поиск информации в сети Интернет, оформление результатов исследований). На практике мы убедились, что использование Интернет-технологий способствует повышению эффективности учебного процесса, формированию информационной компетентности и исследовательских умений учащихся. Кроме того, проектантов познакомили с требованиями к созданию презентаций и буклетов.
Завершённый проект обязательно должен был быть представлен и получить общественную оценку. Это придаёт смысл всему, на что было потрачено достаточно времени и сил, повышает мотивацию и ответственность учащихся (заключительные 2 урока).
Лист оценивания презентации группы
Критерии оценивания | Параметры | 3 | 4 | 5 |
«слабо» | «хорошо» | «отлично» | ||
Содержание презентации | Насколько текст презентации соответствует названию темы | |||
Будет ли информация в презентации полезной (интересной) для читателя | ||||
Оформление презентации | Оценка с первого взгляда | |||
Разумно ли использована анимация? | ||||
Как используется цветовая гамма? | ||||
Как вставлен текст? | ||||
Вывод | Сделан ли вывод (подведен ли итог)? | |||
Представление (защита) презентации | Соблюдение регламента (5-7 минут) | |||
Логика изложения (правильная речь) |
Группы, работавшие над буклетами, представляли их и обосновывали их практическую значимость. Так буклеты «Роль художественной детали в раскрытии образа», «Печорин и Вернер: друзья или они?» могли служить вспомогательным материалом для подготовки к сочинению на эту тему.
Отчёты групп о выполнении творческих заданий позволили сделать общие выводы, сформулировать ответы на основополагающий и проблемный вопросы проекта «Загадка Печорина».
После выступлений и беседы по теме проекта даётся время на обсуждение и оценку результатов деятельности учащихся.
Для оценки эффективности применения технологии проектного обучения на уроках литературы в 9 классе авторами данной методической разработки использовались следующие методы:
- наблюдения учителя за деятельностью учащихся во время работы над проектом;
- анкетирование среди учащихся 9 «А» класса;
- сопоставительный анализ результатов итоговой работы по литературе в 9 «А» классе, где при обучении применялся метод проектов, и 9 «Б», где обучение проводилось по традиционной методике.
Наблюдения за деятельностью учащихся на всех этапах работы по созданию проекта дают возможность констатировать следующее: значительное развитие получил содержательно-интеллектуальный компонент познавательной активности в процессе осуществления этапа презентации проекта. Учащиеся формировали умения связно, последовательно излагать информацию по теме проектного исследования; слушать, вникать в слушаемое; контролировать логику развертывания собственного и чужого изложения; отвечать на незапланированные вопросы; применять технические средства обучения.
Следует также отметить рост в уровне сформированности оценочного компонента в составе познавательной активности. Об этом можно было судить по владению учащимися такими умениями, как сравнение полученного результата с намеченным, анализ положительных сторон проделанной работы, этапов проектной деятельности, где были допущены ошибки, определение путей их коррекции.
Для того чтобы выяснить, интересна ли самим обучающимся организация изучения литературы с использованием метода проектов, мы предложили в конце года учащимся 9 «А» класса ответить на вопросы анкеты:
Какую форму учебной работы на уроках литературы ты предпочитаешь:
- рассказ учителя;
- чтение учебника;
- работа с дополнительной литературой;
- самостоятельное исследование по значимой проблеме;
- участие в реализации проекта
Интересно ли тебе было работать над созданием проектов по литературе? Почему?
Какой этап работы над проектом тебе показался самым интересным?
- исследовательский;
- этап обработки собранного материала;
- презентация проекта
Какими источниками информации ты обычно пользовался при подготовке проектов?
- учитель;
- справочная литература;
- критическая литература;
- ресурсы Интернет
Чему удалось научиться в процессе работы над проектом?
Результаты анкетирования показали, что девятиклассники отдают предпочтение тем формам учебной деятельности, которые направлены на самостоятельное получение информации: работе с дополнительной литературой (56%), самостоятельному исследованию по значимой проблеме (62%), участию в реализации проекта (89%). 89% учащихся считают проектную деятельность интересной формой обучения. Причём 63% девятиклассников отмечают, что проектная деятельность интересна именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, а 72% благодаря участию в реализации проектов стали выше оценивать свои возможности и способности. 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 88% - презентацию.
Значительным, на наш взгляд, является тот факт, что с вовлечением учащихся в проектную деятельность расширяется круг используемых ими источников информации, причем приоритет отдается критической литературе (29 %) и ресурсам Интернет (59%), а учебник, справочные материалы для школьников становятся, скорее, вспомогательными (12%) средствами обучения.
На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:
- распределять правильно время;
- анализировать собственные действия;
- представлять результаты своего труда;
- доделывать все до конца;
- достигать поставленной цели;
- рассматривать тему с разных точек зрения.
Для выявления степени эффективности применения технологии проектного обучения на уроках литературы мы сравнили результаты итоговой работы в конце учебного года в 9А классе, где применялась технология проектного обучения, и 9Б, где использовались традиционные методы обучения.
. Анализ ученических работ показал, что в 9 «А» классе результаты значительно выше, чем в 9 «Б» классе.
Итоговые результаты работы по литературе в 9-х классах
Класс | Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | ср. балл | % усп. | % кач. |
9 «А» | 25 | 11 | 12 | 2 | 4,4 | 100 | 92 |
9 «Б» | 20 | 4 | 8 | 8 | 3,8 | 100 | 60 |
Таким образом, можно отметить, что применение технологии проектного обучения способствовало повышению уровня литературного образования учащихся и активизации их познавательной деятельности.
Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого учащегося.
Список литературы
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности// Учитель. – 2000. - №4. – С.19 –
Кротова Е.А., Макшеева А.И. Проектное обучение как средство развития творческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С.
- Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192
- 3.О.В.Плетенева, О.В.Целикова и т.д. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : методическое пособие. -Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.-134с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)
Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....
Материал к уроку по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс
Материал для анализа главы "Княжна Мери"...
Модульные карточки к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 9 класс
Модульные карточки к уроку по главам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", предназначенные для индивидуальной, парной, коллективной работы. Здесь же есть дополнительный материал, отв...
«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс
Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...
Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую...