РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
рабочая программа по литературе (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА по учебника Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_lit_9_kl.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заборско-Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла» Руководитель МО /Сошина М. В./ Протокол № 1 от « 23 » августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Власова Н. А./ « 28 » августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» /Трищенкова И. В./ Приказ № от «30 » августа 2018 г. |
Рабочая программа по литературе
9 класс
( общеобразовательный)
Учитель Сошина Марина Владимировна
Высшая квалификационная категория
Программа принята к реализации педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2018 г. № 1
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Учебным планом МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год; Годовым календарным графиком на 2018 – 2019 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018 – 2019 учебный год;
- Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл. (базовый уровень), 10- 11скл. (профильный уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [ авт. - сост. В.Я.Коровина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
2. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2009.
Основные цели:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
- грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочинение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение литературы в 9 классе отводит 3 часа в неделю, всего 102 урока.
Учебный план МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» предусматривает 102 часа на изучение литературы в 9 классе, из расчета 3 часа в неделю. Из них на уроки развития речи отводится - 10 часов, 1 час - на тестирование ; 2 часа – на зачет по изученному материалу.
Планируемые результаты учебного предмета:
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- находить и выделять характерные причинно-следственные связи;
- сравнивать и сопоставлять;
- уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- владеть беглым чтением, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владеть монологической и диалогической речью;
- уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составлять план, тезис, конспект;
- подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;
- осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание учебного предмета
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 9 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 54 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века (1 ч)
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 27 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 6 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой.
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение (2 ч)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата факт. |
Введение (1 ч) | ||||
1. | Литература как искусство и ее роль в духовной жизни человека | 1 | ||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||
2. | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства | 1 | ||
3. | Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, язык | 1 | ||
Из литературы 18 века (9 ч) | ||||
4. | Общая характеристика русской литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма | 1 | ||
5 | Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество. (Обзор). М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения | 1 | ||
6 | Михаил Васильевич Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова | 1 | ||
7 | Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» | 1 | ||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества | 1 | ||
9 | Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | ||
10 | Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма | 1 | ||
11 | Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | 1 | ||
12 | РР Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем интересна литература 18 века современному читателю?» | 1 | ||
Из русской литературы 19 века (54 ч) | ||||
13 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | ||
14 | Романтическая лирика начала XIX века. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве | 1 | ||
15 | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | 1 | ||
16 | Александр Сергеевич Грибоедов. А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 | ||
17 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | ||
18 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | ||
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | ||
20 | Чацкий в системе образов комедии | 1 | ||
21 | Общечеловеческое звучание образов персонажей | 1 | ||
22 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. РР Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | ||
23 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». РР Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | ||
24 | Александр Сергеевич Пушкин. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Слово о поэте. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | 1 | ||
25 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | ||
26 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта | 1 | ||
27 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». РР Обучение анализу одного стихотворения | 1 | ||
28 | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни («Если жизнь тебя обманет...», «Элегия», «Бесы».). РР Обучение анализу одного стихотворения | 1 | ||
29 | Тестирование по романтической лирике начала 19 века, комедии "Горе от ума", лирике А.С.Пушкина | 1 | ||
30 | А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | 1 | ||
31 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | ||
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | ||
33 | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | ||
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | ||
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | ||
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | ||
37 | Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. РР Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | ||
38 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества | 1 | ||
39 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...» | 1 | ||
40 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...». «Есть речи — значенье...» | 1 | ||
41 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Молитва», «Нищий» | 1 | ||
42 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии | 1 | ||
43 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Особенности композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе | 1 | ||
44 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | ||
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | ||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | |||
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | ||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | ||
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. РР Подготовка к сочинению по роману | 1 | ||
50 | РР Сочинение по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | ||
51 | Николай Васильевич Гоголь. Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 1 | ||
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | 1 | ||
53 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души». | 1 | ||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | ||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | ||
56 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора | 1 | ||
57 | Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. РР Подготовка к сочинению по поэме | 1 | ||
58 | Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 1 | ||
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | ||
60 | Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»
| 1 | ||
61 | Черты внутреннего мира героя – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям | 1 | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского | 1 | ||
63 | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести "Юность" | 1 | ||
64 | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему | 1 | ||
65 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | ||
66 | РР Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, JI. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся) | 1 | ||
Из поэзии 19 века (1 ч) | ||||
67 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии | 1 | ||
Из русской литературы ХХ века (27 ч) | ||||
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | ||
69 | Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | ||
70 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | ||
71 | Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов произведения | 1 | ||
72 | Поэтика повести .Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | 1 | ||
73 | Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя | 1 | ||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее | 1 | ||
75 | Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | ||
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | ||
77 | Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века | 1 | ||
78 | Из русской поэзии XX века Русская поэзия Серебряного века | 1 | ||
79 | Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...». «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | ||
80 | Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уж вечер...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...» | 1 | ||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина | 1 | ||
82 | Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта | 1 | ||
83 | Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В. В. Маяковский о труде поэта. | 1 | ||
84 | Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...». «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..» Особенности поэтики Цветаевой | 1 | ||
85 | «Родина». «Стихи о Москве». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 | ||
86 | Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | 1 | ||
87 | Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | ||
88 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 1 | ||
89 | Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака | 1 | ||
90 | Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений "Урожай", "Весенние строчки" | 1 | ||
91 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | 1 | ||
92 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков | 1 | ||
93 | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | 1 | ||
94 | Зачетное занятие по русской лирике XX века | 1 | ||
Из зарубежной литературы (6 ч) | ||||
95 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | ||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально - философский характер | 1 | ||
97 | Уильям Шекспир. Слово о поэте. "Гамлет". Общечеловеческое значение героев Шекспира | 1 | ||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | ||
99. | Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 | ||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. | 1 | ||
Повторение (2ч) | ||||
101 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | ||
102 | Итоги года и задания для летнего чтения | 1 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по литературе, 9 класс, 2018 – 2019 учебный год
Учитель Сошина Марина Владимировна
№ п/п | Дата изменения | Причины изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
Произведения для заучивания наизусть.
- Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
- М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
- Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор). А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
- А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся). Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
- Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).
- С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).
- В. Маяковский. Люблю (отрывок).
- М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
- Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
- А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).
- А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...