Басни Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Заключительный урок по басням Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_krylov.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Заключительный урок по басням А.И. Крылова».

Цели:

  1. Усвоение басни как эпического жанра
  2. Закрепление теории литературы : (аллегория , мораль)
  3. Совершенствование навыков техники выразительного чтения, развития творческих способностей учащихся
  4. Воспитание любви к русскому слову
  5. Умение анализировать свои поступки и поступки окружающих.

На доске: 

Кто не слышал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

(М.Исаковский)

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

                                                          «А за меня мои звери говорят»

Оборудование: Портрет Крылова, рисунки детей.

Ход урока:

Итак, наш разговор сегодня пойдет о басне и о дедушке Крылове. Басня – это эпический жанр, а в каждый жанр живет своей сложной жизнью. Мне бы хотелось, чтобы басни Крылова нравились вам, чтобы они заставляли вас раздумывать по поводу того, что несет нам басня, умели выразительно читать их и даже обыграть те или иные эпизоды, извлекали нравственные уроки.

   Давняя традиция басни как жанра: активно оценивать окружающее, вмешиваться в суд над человеком, его поступками ( люблю, где случай есть…)

   Обратимся к этим словам, отправимся в прекрасный и удивительный мир басен И.А.Крылова.

   Посмотрим, кто же является у нас поклонником и знатоком басни. (как надо читать басни? попробуем прочитать или сыграть).

   Выразительное чтение басни (разыгрывание по ролям с товарищами по классу). А пока устная разминка. ( Что такое басня? Что такое мораль басни? Аллегория?)

  Отвечающим подчеркнуть особенности своего героя (класс разделить на две группы).

  1. «Стрекоза и муравей» (мораль чему учит?) Как сыграли ребята? Удалось ли передать характер героев.
  2.  «Ворон и лисица». (почему Ворон остался ни с чем? Мораль?)
  3. «Обезьяна и зеркало (Узнала ли себя мартышка в зеркале? Что посоветовал лебедь? Как отнеслась к совету? Какие слова стали пословицей?)
  4. «Волк и журавль» ( по ролям) Как волк отблагодарил журавля? Какие пороки осуждает Крылов в басне?)

II. Чтение наизусть басен Крылова (индивидуально).

  1. «Лебедь, рак и щука»
  2. «Свинья под дубом» (какая свинья? какие пороки? Жадность, грубость и невежество).
  3. «Лиса и виноград» (Почему лисе не удалось поесть винограда? Почему она сказала себе , что он зелен?)
  4. «Слон и Моська» (Каким образом хотела прославиться? Кто старается ее образумить?)

III. А может кто-нибудь сам придумал басню или рассказ? ( чтение ученических работ)

(Д.б. нравоучительный смысл, аллегории). Есть ли это в баснях сочиненных?

«Демьянова уха»  (выразительное чтение).

   Обратите внимание на богатство русского языка, речь героев сочная, яркая, пересыпанная выразительными чисто народными оборотами. Все это погружает нас в атмосферу русской жизни. (2 крестьянина, дайте характеристику персонажей).

   Демьян- гостеприимен, настойчив, навязчив, настырный не знающей меры…

   Ф – вежливый, терпеливый, страдающей от своей деликатности.

   Какие слова употребляет лишь бы уговорить своего гостя.

   «Я три тарелки съел» ( накормил на всю жизнь)

   Устное рисование. Как представлен Демьян? (ест, отдувается, пот градом, вытирался , развязывал кушак, смотрит умоляющим взглядом, не выдержал, с вытаращенными глазами из-за стола наутек). «И все- таки Крылов осмеивает в своей басне? Что называется «Демьяновой ухой?» Все, что навязывают без всякой меры. Сам заголовок стал своеобразной поговоркой.

          IV. А теперь внимание! Викторина. «Откуда эти строки?»

  1. «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» (Ворона и лиса)
  2. «С натуж лопнула и околела…» (Лягушка и волк)
  3. «За дерзость такову я голову с тебя сорву…» (Волк и ягненок)
  4. «Вертит очками так и сяк» (Мартышка и очки)
  5. «Ай, Моська, знать она сильна» (Слон и Моська)
  6. «Да работала ль ты в лето?» (Стрекоза и муравей)
  7. «Из кожи лезут вон…» (Лебедь, рак и щука)
  8. «Что за уха! Да как жирна» ( Демьянова уха)
  9. «Что это там за рожа?» ( Обезьяна и зеркало)

   

V. Ребята , а каких баснописцев вы еще знаете? ( девочки зачитывают по одной басне). Чем похожи и чем отличаются? Послушайте одну китайскую басню. Чем она отличается от басни Крылова и чем похожа?

VI. Ребята! Многие изречения из басен Крылова стали пословицами и поговорками. Это подчеркивает близость басни к жизни народа. Ведь басня поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Как будто старый,

мудрый человек, который стоит за басенной строкой, говорит, простодушно подмигивая: «А ну-ка, дружок, примерь басню на себя, а нет ли у тебя такого недостатка?

Продолжите крылатые выражения

  1. когда в товарищах согласья нет…
  2. А Васька слушает…
  3. и в сердце..
  4. кукушка хвалит петуха…
  5. а ларчик просто открывался…
  6. чтоб музыкантом быть…
  7. когда в товарищах согласья нет
  8. чем кумушек считать трудиться…
  9. хоть видит око, зуб  (неймет)…

Молодцы ! А теперь посмотрим, кто больше вспомнит басен Крылова (по 1 человеку).

   Басни И.А. Крылова удивительны. Это целый мир. Недаром А.С. Пушкин находил в них отличительные свойства нашего народа : « веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». И сегодня дедушка Крылов занимаем свое почетное место и снова рассказывает нам свои бессмертные басни. ОН показал нам целый зверинец, но за этими львами, лисицами, воронами он изображал человеческие характеры, смеялся то зло, то легко над недостатками людей.

   Так чему же учат нас басни? Не правда ли, что это удивительный  и прекрасный мир. И мне хочется пожелать вам новых открытий, знакомства с еще не прочитанными баснями и не только И.А. Крылова, но и других авторов.

   Домашнее задание: прочитать китайскую басню ( каждый ученик имеет текст), сравнивать с басней И.А. Крылова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Война 1812 года в баснях Крылова

Интегрированный урок истории и литературы по теме "Отечественная война 1812 года" построен на историческом, краеведческом материале, а также использованы репродукции картин Верещагина и басни  И.А. Кр...

Читаем басни Крылова

Используется для выразительного чтения на уроках литературы....

Басни Крылова диафильм

Презентация к исследовательской работе о православной Мальте...

Фрагмент урока "Басни Крылова"

Разработка урока, рассматривающая построение басни....

Басни Крылова

Урок обобщения и систематизации знаний по басням Крылова...

Басня Крылова "Волк на псарне"

Урок знакомит учащихся с исторической основой басни...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"

презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...