Фрагмент урока "Басни Крылова"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока, рассматривающая построение басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_5_klass_basni.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Басня как жанр литературы. Басни И.А.Крылова.
Задачи урока:
- формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басен;
- развивать навыки аналитического мышления, навыки внимания к художественному произведению;
- воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.
Оборудование: раздаточный материал «Признаки жанра», фонограмма пения Соловья, элементы костюма.
Фрагмент урока.
-Посмотрим инсценировку произведения и определим его жанр.
Инсценирование басни заранее подготовленными учащимися.
Осел и Соловей.
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, говорит, сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави Бог и нас от этаких судей.
-Какой жанр этого произведения?
- Доказывая, что это басня, по ходу рассуждения, вы построите домик из признаков жанра.
аллегория |
рассказ |
мораль |
Учащиеся определяют, что жанром является басня и доказывают жанр басни, находят мораль, повествование, рассказ о героях, аллегория-иносказание.
-Учитель рассказывает о том, как была написана басня: И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
-В центре басни герой – Соловей. Давайте понаблюдаем, как поет Соловей?
Какие приемы помогают увидеть и услышать пение Соловья?
Учащиеся находят 1) звукопись: повторение согласных р, л, которые передают красоту мелодии Соловья; повтор гласных а, е, и, которые передают очарование пением.
2) метафоры (тянул, переливался, отдавался, рассыпался), которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения.
3) стихотворная форма (дружище- мастерище, пенье- уменье)
- Какой домик у вас получился?
метафоры |
звукопись |
аллегория |
рассказ |
мораль |
- Фундаментом нашему дому служит мораль. А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?
Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка.
Значит, главным признаком басни является мораль.
- По показанным иллюстрациям вспомните название басен и их мораль.
Фрагмент урока литературы в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения.
Тема. Басни как жанр литературы.
Учитель: Серская С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект-презентация "Избранные басни И. А. Крылова"
Проект подготовлен к юбилею великого баснописца. Можно использовать как на уроках изучения творчества Крылова, так и на внеклассных занятиях....
Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...
Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)
Тема урока: Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...
Приказ "Об итогах районного литературного квеста, посвященного 250-летию И.А. Крылова "Читаем И.А. Крылова вместе".
Приказ "47-о от "22.03.2019 г....
Литературная композиция «В гостях у Крылова», посвященная 200-летию со дня рождения И.А.Крылова
Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора. Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, тематикой и художественным своеобразием языка бас...
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.
Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....