Фрагмент урока "Басни Крылова"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока, рассматривающая построение басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka_5_klass_basni.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Басня как жанр литературы. Басни И.А.Крылова.

Задачи урока:

  1. формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басен;
  2. развивать навыки аналитического мышления,  навыки внимания к художественному произведению;
  3. воспитывать  стремление к расширению кругозора учащихся.

Оборудование: раздаточный материал «Признаки жанра», фонограмма пения Соловья, элементы костюма.

Фрагмент урока.

-Посмотрим инсценировку произведения и определим его жанр.

Инсценирование басни заранее подготовленными учащимися.

Осел и Соловей.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, говорит, сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави Бог и нас от этаких судей.

-Какой  жанр  этого произведения?

- Доказывая, что это басня, по ходу рассуждения, вы построите домик из признаков жанра.

аллегория

рассказ

мораль

Учащиеся определяют, что жанром является басня и  доказывают жанр басни, находят мораль, повествование, рассказ о героях, аллегория-иносказание.

-Учитель рассказывает о том, как была написана басня: И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил  в аллегорической форме героев.

-В центре басни герой – Соловей.  Давайте понаблюдаем, как поет Соловей?

Какие приемы помогают увидеть и услышать пение Соловья?

Учащиеся находят 1) звукопись: повторение согласных р, л, которые передают красоту мелодии Соловья; повтор гласных а, е, и, которые передают очарование пением.

2) метафоры (тянул, переливался, отдавался, рассыпался), которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения.

 3) стихотворная форма (дружище- мастерище, пенье- уменье)

- Какой домик у вас получился?

метафоры

звукопись

аллегория

рассказ

мораль

- Фундаментом нашему дому служит мораль. А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка.

Значит, главным признаком басни является мораль.

- По показанным иллюстрациям вспомните название басен и их мораль.

Фрагмент урока литературы в 5 классе с использованием технологии проблемного обучения.

Тема. Басни как жанр литературы.

Учитель: Серская С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект-презентация "Избранные басни И. А. Крылова"

Проект подготовлен к юбилею великого баснописца. Можно использовать как на уроках изучения творчества Крылова, так и на внеклассных занятиях....

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)

Тема урока: Выделение фрагмента рисунка.  Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...

Литературная композиция «В гостях у Крылова», посвященная 200-летию со дня рождения И.А.Крылова

Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора. Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, тематикой и художественным своеобразием языка бас...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....