Война 1812 года в баснях Крылова
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Интегрированный урок истории и литературы по теме "Отечественная война 1812 года" построен на историческом, краеведческом материале, а также использованы репродукции картин Верещагина и басни И.А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.49 МБ |
В Филях | 2.59 МБ |
Ветераны Бородинского сражения | 2.79 МБ |
Война и мир. Пьер Безухов | 2.57 МБ |
voyna_1812.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Работа выполнена творческим коллективом.
Участники:
Хамалинская Татьяна Александровна-учитель истории;
Сальникова надежда Михайловна-учитель литературы.
Руководитель коллектива «Педагогика и мы»-Машьянова Александра Николаевна-завуч МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я. Кремлёва»
Бинарный урок истории и литературы в 8 классе по теме:
Отечественная война 1812 года. Историко-краеведческие события и басни И. А. Крылова.
Урок № 5 : Отечественная война 1812 года в теме :
Россия в 1 половине 19 века(1801-1855год)
Учебник :История России 19век.-Данилов А.А., Косулина Л.Г.-М.:Просвещение,2007 год.
Учебник: Литература 8 класс.- Курдюмова Т.Ф.-М.:Дрофа,2007 год.
Тема:
Патриотические басни Крылова в годы Отечественной войны 1812 года.
Методы:
беседа, наглядно-слуховой анализ, сравнение, исследование ,рассказ учителя и сообщения учащихся, составление таблицы, выразительное чтение басен и просмотр отрывков из кинофильма «Война и мир»)
Оборудование:
учебник, раздаточный материал ( исторические документы),аудиозапись, презентация.
Цель урока:
Проследить Отечественную войну 1812 как справедливую, освободительную, народную в историческом повествовании с отражением событий в источниках по краеведению , в баснях И. А.Крылова и картинах В. В. Верещагина .
Задачи:
-Углубление интереса к отечественной истории.
-Развитие навыков работы с исторической картой, учебником и иллюстративным материалом.
-Привлечение к активному участию в работе по сбору документов и материалов, посвящённых событиям войны 1812 года, и участию в самостоятельной и групповой , исследовательской деятельности.
-Формирование способностей к самовыражению в умении оценивать исторические события.
-Воссоединение связи времён православного Отечества , веры, героизма, патриотизма русского народа в Отечественной войне 1812 года
и любви современного поколения к своему Отечеству.
Логика урока:
Получить исторические знания, овладеть фактами, изучить краеведческие документы, для того чтобы увидеть причинно-следственные связи событий в стране и в своём крае, прививать
интерес , любовь и гордость за свою малую Родину.
Обоснование этапов урока:
На вводном этапе урока обращаемся к опыту прошлых знаний и мотивируем на познание нового и связей со своим селом. В парах дети обсуждают викторину и дают индивидуальные ответы.
Изучение нового материала в группах посредством выделения главного
по плану урока, его углубление ,дополнение ,осмысление, оценка и составление сводной таблицы,отражающей совместную работу 3 групп по истории, краеведению, литературе.
Метапредметные связи литературы и истории с применением презентации, отрывков из фильма «Война и мир» способствуют повышенному интересу и прочному запоминанию.
Ожидаемый результат: систематизация и обобщение групповой работы в сводной таблице ,с выявленными метапредметными связями.
Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе по теме:
Отечественная война 1812 года. Историко-краеведческие события и басни И. А. Крылова.
Ход урока:
Вступительное слово учителя истории- 1минута.
В этом году наша страна отмечает 200 лет победы России в Отечественной войне 1812 года. Мы любим свою Родину за её героическое прошлое, за события, которыми мы гордимся. Подтверждением нашей гордости за подвиги народа и личностей, которые решали судьбу России, есть наши знания с детских лет об этой войне .
Слайд№1,2.
Мы сегодня будем работать в группах. 1группа-историки, 2 группа-историки-краеведы, 3 группа- искусствоведы.
Предлагаю вам викторину. Время обсуждения -5 минут.
(Обсуждают в парах , отвечают индивидуально).
1.С каким врагом - неприятелем воевала русская армия в1812 году?
( С французами)
2.Какой русский город защищала армия на Бородинском поле? ( Москву)
3.Назовите имя первой русской женщины- офицера, участницы Отечественной войны 1812 года, награждённой Георгиевским Крестом.(Надежда Андреевна Дурова)
4.Кто возглавлял крестьянские отряды?(Д.Давыдов, А. Сеславин, Г. Курин, В. Кожина)
5.Где хранились ценности Московского Кремля во время Отечественной войны 1812 года? ( В Прилуцком монастыре под Вологдой)
6.Кто автор этих строк , о каком памятном событии они говорят:
« Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут,
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут…»( М.Ю. Лермонтов « Бородино»)
7.Назовите поэта –вологжанина -участника войны с Наполеоном?( К. Батюшков)
8. В произведениях каких авторов описаны события 1812 года?( М.Ю. Лермонтов « Бородино»,Л.Н.Толстой « Война и мир»,С. Алексеев «Птица-слава»,С. Григорьев « Рассказы О Кутузове»,басни Крылова и другие)
9.Какой характер носила война 1812 года со стороны французов? А со стороны русских? (Захватническая. Отечественная.)
10.Назовите имя художника –вологжанина, который написал картины о войне 1812 года .( В.В. Верещагин)
11.Назовите архитектурный культовый памятник, построенный в честь победы в войне 1812 года.
Храм Христа Спасителя)
12. Какое участие принимали вологжане в войне 1812 года?( Вологжанами были собраны на нужды ополчения десятки тысяч рублей).
13. Какое участие принимали верховажские купцы в событиях 1812 года?(Собрали 1325 рублей)
Спасибо за ваш интерес к данной теме, знания по вопросам №1,2,8,9,10,11,12,13 дополним историческими фактами и работой с документами.
Слайд №3
Цель урока:
Проследить Отечественную войну 1812 как справедливую, освободительную, народную в историческом повествовании с отражением событий в источниках по краеведению , в баснях И. А.Крылова и картинах В. В. Верещагина .
Задачи:
-Углубление интереса к отечественной истории.
-Развитие навыков работы с исторической картой, учебником и иллюстративным материалом.
-Привлечение к активному участию в работе по сбору документов и материалов, посвящённых событиям войны 1812 года, и участию в самостоятельной и групповой , исследовательской деятельности.
-Формирование способностей к самовыражению в умении оценивать исторические события.
-Воссоединение связи времён православного Отечества , веры, героизма, патриотизма русского народа в Отечественной войне 1812 года
и любви современного поколения к своему Отечеству.
Ученикам в группы выдаётся таблица «Хронология событий Отечественной войны 1812 года».
В графе история прописаны события, которые являются планом урока.
В течение урока 1группа определяет хронологию событий, изучая исторический материал по плану , используя учебник и дополнительный материал.
2 группа соотносит документально-краеведческий материал с событиями и фактами истории,
3 группа показывает отражение войны и гимн победе в баснях И.А.Крылова , в живописи В.В. Верещагина, в скульптуре Михалёва .(Консультация учителя истории и литературы, изучение раздаточного материала в группах, выполнение заданий -5 минут)
Хронология событий Отечественной войны 1812 года. Гимн победе.
Даты ИСТОРИКИ | История(события) | Историко-краеведческие материалы ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ | Литература, живопись, скульптура ИСКУССТВОВЕДЫ |
1802г.-Наполеон провозгласил себя пожизненным консулом.1804г.-провозгласил себя императором1807г.-Тильзитский мир | Внешняя политика накануне войны, взаимоотношения Александра 1 и Наполеона.
|
|
12 июня 1812 г.- начало войны | Начало войны. Планы и силы сторон. |
| В.В.Верещагин «Взят с оружием в руках!» Басня И. А. Крылова «Кот и повар» |
Начало августа 1812г. | Смоленское сражение |
| Басня И. А. Крылова «Обоз» |
Август 1812г. | Назначение Кутузова главнокомандующим. |
26 августа 1812г. 1 сентября 1812г. | Бородинское сражение. Совет в Филях. | Воспоминания участника сражения Бородино.1812год.//Б.С. Абалихин, Л.П.Богданов, В.П.Бучнева .-М.:Мысль,1987. стр.109 | Басня И. А. Крылова «Обоз»,В.В.Верещагин «Конец Бородинского сражения» |
2 сентября 1812г-Наполеон вступил в Москву. Ожидание Наполеоном переговоров о мире. С первых дней война носила всенародный , отечественный характер. | Тарутинский манёвр. Партизанское движение. | Из письма генерала Ф.Ф.Винценгероде Александру 1 Вологжане в Отечественной войне 1812 года. - Вологда,2003. Государственный архив Вологодской области. Манифест Александра 1 от 3 ноября 1812года. Формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. Всего от верховажского общества в 1812г. Пожертвования 1325 рублей.( КАУВО «Государственный архив Вологодской области» ф.18,оп.1,д.286,л.64) | «Перед Москвой-ожидание депутации бояр», «Не замай!» В.В. Верещагин, И.А. Крылов «Волк на псарне» |
6 октября 1812г.- французы покинули Москву. Конец декабря1812г 25 декабря 1812г. | Изгнание Наполеона из России Окончание войны Манифест об окончании Отечественной войны | Император Александр 1 подписал особый манифест, в котором говорилось о том , чтобы «в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа». |
Внешняя политика накануне войны( 3 минуты)
Обсуждаем внешнюю политику накануне войны. Историки сотрудничают с искусствоведами.
Слайд №4,5
Проследите, какие из изложенных фактов приводят к войне?(смотри приложение № 1)
Учитель литературы:
Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце, с детских лет воспитывался в военных учебных заведениях Петербурга, стал морским офицером ,но страсть к рисованию побудила его уйти со службы и поступить в Академию художеств. Многие картины Верещагина посвящены борьбе русского народа против французских захватчиков в 1812 году.
Отразите взгляд художника Верещагина на войну 1812 года.
Слово учителя истории:
Рассматриваем начало войны, планы и силы сторон( 3 минуты).
В марте 1812 года Наполеон заключил союзные договоры с Пруссией и с Австрией и стал формировать свою будущую «великую армию» для похода в Россию.12 июня переправился через Неман и вступил в пределы России .Основное ядро «великой армии» составляло 450 тысяч человек. Русские войска, сосредоточенные на западных границах, разделялись на армии и чуть не в три раза уступали войску Бонапарта в численности.
Дополните из учебника на стр.22 сведения о численности русской армии , её составе и командующих.( смотри приложение №2) Ответ учащихся 1 группы.
Историков дополняют искусствоведы.
Слайд№6,7
Смоленское сражение (3 минуты)
Заслушаем сообщение о Смоленском сражении и обсудим вопросы. Слово группе историков.
О каком сражении Кутузов сказал, что ключ к Москве взят. Расскажите о нём, используя учебник на стр.23 Ответ учащихся 1 группы.
Учитель литературы:
Горячий отклик нашла в творчестве И. А. Крылова Отечественная война 1812 года. Несколько басен было посвящено ее важнейшим событиям. В них баснописец в аллегорической форме выразил свое отношение и к событиям войны, и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.
В каких баснях И.А. Крылов отразил начало войны ? Какими показаны Александр 1 и Наполеон?
Как верховажский скульптор откликнулся на данные события? Ответ учащихся 3 группы.
Какую военную тактику главнокомандующего Кутузова М.И. отразил Крылов И.А. в басне «Обоз».
Слово учителя:
Император Александр Павлович внял народному гласу и назначил главнокомандующим генерала Кутузова, ученика и сподвижника Суворова. Однако и опытный Кутузов хорошо понимал, что нужно пока отступать, и он отдал приказ продолжать отступление. В 108 верстах от Москвы у села Бородина, Кутузов остановился и решил вступить в бой.
Как решился вопрос о назначении главнокомандующего?
Кто командовал армией до назначения Кутузова? Как оценивал его решения Кутузов? Учебник стр.23
Ответ учащихся 1 группы.
Бородинское сражение. Совет в Филях(15 минут).
Учитель истории:
26 августа 1812 года у села Бородина, в 110 км от Москвы, между русской и французской армиями произошло генеральное сражение, в котором участвовали 120 тысяч русских при 640 орудиях и 130 тысяч французов при 587 орудиях.
Как укрепляли силу духа перед битвой русские воины вместе с главнокомандующим? На что уповали французы? (приложение №2) Ответ учащихся 2 группы.
Как воспринималась битва рядовым солдатом и какие чувства им владели?
Отвечает группа №2 .Воспоминания участника сражения.
Как укрепляли силы перед битвой русские и главнокомандующий? На что уповали французы?
Вопросы перед просмотром Бородинского сражения.
-Кто победил в Бородинском сражении? Аргументируйте ваше мнение. Отвечает весь класс.
Просмотр Бородинского сражения *.(7 минут)
Преподаватель истории :
Слушаем группу историков, их дополняют историки-краеведы.( Приложение №3)
Слайд№8
Преподаватель истории :
Царь требовал дать новое сражение и поэтому генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов проводит совет в Филях.
Просмотр отрывка №1 из к/ф «Война и мир»(2минуты) и беседа по вопросам с классом.
-Какова была главная цель военного совета в Филях ?
-Какое решение было принято на нем?
- Каковы были причины принятия этого решения?
-Любил ли сам Кутузов басни Крылова ? Убедите в своём ответе.
Тарутинский манёвр. Партизанское движение (5 минут).
Беседа по вопросам с классом.
-Почему у Наполеона было стремление склонить Александра 1 к переговорам и миру?
-Почему Александр 1 наложил молчание на свои уста?( учебник стр. 25-26 )
-Докажите, что война носила всенародный- отечественный характер? (учебник стр. 26)
Приложение №5
Вологжане в Отечественной войне 1812 года. - Вологда,2003.
Ответить на вопросы на основании данного документа. (Отвечают историки-краеведы)
-Как вологжане проявили свой патриотизм в связи с событиями в Москве?
-Где хранились ценности Московского Кремля во время Отечественной войны 1812 года? ( В Прилуцком монастыре под Вологдой)
-Какими « пожертвованиями ознаменовало себя почтенное верховажское купечество»?
-Используя документ КАУВО «Государственный архив Вологодской области» Государственный архив Вологодской области.Ф.18 ОП.1 Д.286 Л.64, назовите фамилии купцов и суммы их пожертвования?
Преподаватель истории :
«Князь Смоленский.. вандалам сеть поставил», так образно прославил маневр Кутузова Иван Андреевич Крылов, пока французская армия из «великой» превращалась в шайку разбойников, русская армия готовилась к новым сражениям в селе Тарутино. А Наполеон ждал в Москве, когда русский император ответит на его предложение о мире.
Учитель литературы:
-В какое противоречивое положение перед армией ,Европой, перед самим собою попал Наполеон?
( ответ группы искусствоведов по картине В.В. Верещагина «Перед Москвой- ожидание бояр»,приложение №9).
Преподаватель истории :
Положение французской армии с каждым днем ухудшалось, она находилась на грани голода.
Из письма генерала Ф.Ф.Винценгероде Александру 1
Подтвердите документом, что Наполеон искал способы переговоров с Александром 1 и чем это закончилось?(отвечают историки-краеведы)
Учитель литературы:
Чем закончилась попытка Волка-Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как Волк, «думая залезть в овчарню , попал на псарню» и со всех сторон был окружён гончими?
Найдите ответ в басне «Волк на псарне» и выразительно прочитайте.
Кутузов любил эту басню, читал её офицерам , как бы подчёркивал прямую связь между собой и мудрым ловчим. ?(отвечает группа искусствоведов)
Преподаватель истории :
Вокруг Москвы действовали партизанские отряды, которыми руководили, солдаты, местные помещики, крестьяне, такие как Герасим Курин и Василиса Кожина. Кутузов быстро оценил значение партизанской войны и стал создавать летучие кавалерийские отряды, которые наносили чувствительные удары по врагу.
-Назовите имя первой русской женщины- офицера, участницы Отечественной войны 1812 года, награждённой Георгиевским Крестом.(Надежда Андреевна Дурова)
-Кто возглавлял крестьянские отряды?(Д.Давыдов, А. Сеславин, Г. Курин, В. Кожина)
Слайд о партизанах№9,10,11,12
Ответ учащихся 1,2,3 группы.
Изгнание Наполеона из России (3 минуты).
Преподаватель истории:
Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. В начале октября французская армия, отягощенная обозом из награбленного в Москве, начала отступление в южные районы Российской империи. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца, где произошло сражение, после которого Наполеон, вынужден был отступить к Смоленску. Кутузов добился того, что армия французов стала отступать по той дороге, по которой она пришла в Москву. Отступление французов было ужасное, оно осложнялось ранними морозами.
На основании Манифеста об окончании Отечественной войны 1812 года ответьте на вопросы:
-Какой характер носила война 1812 года со стороны французов? А со стороны русских?
О своей работе по последнему пункту плана расскажет группа историков-краеведов.
Учитель истории:
-Назовите архитектурный культовый памятник, построенный в честь победы в войне 1812 года.
Ответьте на основании манифеста, подписанного императором Александром 1, в котором говорилось о том , чтобы « в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа»группа №2 историков-краеведов.
Слайд№14
Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» №2(2минуты)
-Какова была благодарность солдатам и оценка победы в речи М. И. Кутузова?
Ответ учащихся 1,2,3 группы.
Какие чувства и ощущения у вас возникают при виде славных защитников Отечества с времён Бородина?(Просмотр отрывка из хроники «Видимое и сокровенное. Кино и церковь»-1 минута.)
Вывод (2 минуты): Мы установили и увидели непрерывающуюся связь времён и почувствовали единение в любви к Отечеству, ощущая себя наследниками героического прошлого .Совершенная победа русского народа в Отечественной войне 1812 года вдохновляет на её прославление на все времена.
Домашнее задание(1 минута):
1.по литературе: сочинить басню, посвящённую войне 1812 года, или составить сборник басен И.А.Крылова о войне 1812 года.
2.по истории: читать параграф 4(стр.22-27) ,анализировать документы (стр.28-29),владеть рассказом о войне 1812года, выразить своё отношение к мнению историка Е.В. Тарле о главной причине поражения Наполеона в России, объяснить свой ответ.
Задание 1 группе.
Внешняя политика накануне войны, взаимоотношения Александра 1 и Наполеона.
1)Проследите, какие из изложенных фактов приводят к войне?(смотри приложение № 1)
Начало войны. Планы и силы сторон.
2) Дополните из учебника на стр.22 сведения о численности русской армии , её составе и командующих.( смотри приложение №2)
Смоленское сражение.
3)О каком сражении Кутузов сказал, что ключ к Москве взят. Расскажите о нём, используя учебник на стр.23
Назначение Кутузова главнокомандующим.
4) Император Александр Павлович внял народному гласу и назначил главнокомандующим генерала Кутузова, ученика и сподвижника Суворова. Однако и опытный Кутузов хорошо понимал, что нужно пока отступать, и он отдал приказ продолжать отступление. В 108 верстах от Москвы у села Бородина, Кутузов остановился и решил вступить в бой.
Кто командовал армией до назначения Кутузова? Как оценивал его решения Кутузов? Учебник стр.23
Бородинское сражение. Совет в Филях.
5)-Как укрепляли силы перед битвой русские и главнокомандующий? На что уповали французы?
-Кто победил в Бородинском сражении? Ваше мнение, подтвердите свой ответ.
-Какова была главная цель военного совета в Филях ?
-Какое решение было принято на нем?
- Каковы были причины принятия этого решения?
Тарутинский манёвр. Партизанское движение.
6)-Почему у Наполеона было стремление склонить Александра 1 к переговорам и миру?
-Почему Александр 1 наложил молчание на свои уста?( учебник стр. 25-26 )
-Докажите,что война носила всенародный- отечественный характер? (учебник стр. 26)
Изгнание Наполеона из России.
7) -Какой характер носила война 1812 года со стороны русских? А со стороны французов?
-Какова была благодарность солдатам и оценка победы в речи М. И. Кутузова?
Приложение № 1
Внешняя политика накануне войны, взаимоотношения Александра 1 и Наполеона.
По вступлении на престол Александр 1 заявил европейским державам о своём решении - не вмешиваться в дела других государств. Мир , заключённый с Францией в1801 году, продолжался недолго . В 1802 году Наполеон провозгласил себя пожизненным консулом, что не понравилось Александру 1.
-Захват французами в 1804 году Баденских владений (откуда была родом супруга царя).
-Александр протестовал против нарушения Францией безопасности и независимости европейских государств.1804 году Наполеон провозгласил себя императором, параллельно с укреплением власти внутри страны производил захваты новых территорий в Италии и Германии.
-Александр 1 признал его тираном, стремящимся к порабощению Европы, и вступил в союз с Австрией и Англией против Наполеона.
В 1806 году Наполеон объявил войну Пруссии, у которой были дружеские отношения с Россией. Россия вступает в военные действия против Франции .В июне 1807 года русская армия потерпела поражение под Фридландом. Наполеон завоевал всю Пруссию. Он был склонен к миру, как и Александр 1, оставшийся без союзников. 25 июня 1807 года в Тильзите после личных переговоров Александра I и Наполеона I между Россией и Францией был подписан мирный договор. Россия признала все завоевания Франции и императорский титул за Наполеоном Бонапартом. Отдельным актом был оформлен наступательный и оборонительный русско-французский союз. Кроме того, Россия вынуждена была согласиться на создание герцогства Варшавского и присоединиться к континентальной блокаде Англии, что наносило значительный ущерб российской экономике.
Приложение №2
В войске в то время находилась великая наша святыня-икона Смоленской Божьей матери, вывезенная из разорённого Смоленска. Кутузов повелел пронести чудотворный образ Богоматери между рядами русского воинства. Церковное шествие завершилось молебном. Все горячо молились перед заступницей; все сознавали важность завтрашнего дня. По окончании молебна Кутузов подошёл к иконе, опустился на колени, кланяясь в землю, и медленно потом поднялся. Его примеру последовали генералы, офицеры и солдаты.
А во французском лагере Наполеон слышал крики : «Да здравствует император!» Его воины жаждали битвы в надежде на победу и богатую добычу, но как сказал солдат Фанагорийского гренадёрского полка Никанор Остафьев в первый месяц войны: «Не в одной они все вере,
С принужденьем все идут»…
Пузицкий В. Родная история.- Саратов. Детская книга.1994 год.
Приложение №3
26 августа 1812 года началась Бородинская битва……….. И только нависшая над грешной землёй ночь прекратила ужасный бой Европы с Россией. На поле битвы пало около 100 тысяч человек. Русская армия потеряла несколько генералов, среди них князь Багратион, граф Кутайсов, Тучков.
Французская армия понесла не меньший урон. Победа была ничья. Однако обе стороны приписывали себе победу: русские- потому, что поле битвы осталось за ними. Французы- потому, что на следующий день русские отступили.
Пушкарёв С.Г. Россия 1801-1917:власть и общество.-М.:Посев,2001.-стр.177.
Задание 2 группе.
Найти отражение исторических событий войны 1812 года в нашем крае на основании документов. Сведения занесите в таблицы, соотнеся с основными событиями.
Приложение № 4
Манифест Александра 1 от 3 ноября 1812года.
«Храбрые войска наши везде поражали и низлагали врага. Знаменитое дворянство не пощадило ничего к умножению государственных сил. Почтенное купечество ознаменовало себя всякого рода пожертвованиями. Верный народ, мещанство и крестьяне показали такие опыты верности и любви к Отечеству, какие одному только русскому народу свойственны. Они, вступая охотно и добровольно в ополчения, в самом скором времени собранные, явили в себе мужество и крепость приученных к братаниям воинов. Твёрдая грудь их и смелая рука с такою же неустрашимостью расторгали полки неприятелей, с какой за несколько перед тем недель раздирала плугом поля»,- так оценил усилия народа по защите своей земли император Александр 1 в своём манифесте от 3 ноября 1812года.
-Как доказывает этот документ характер войны 1812 года?
Вологжане в Отечественной войне 1812 года. - Вологда,2003.
Приложение №5
Государственный архив Вологодской области.
Ответить на вопросы на основании данного документа.
-Как вологжане проявили свой патриотизм в связи с событиями в Москве?
-Где хранились ценности Московского Кремля во время Отечественной войны 1812 года? ( В Прилуцком монастыре под Вологдой)
-Какими « пожертвованиями ознаменовало себя почтенное верховажское купечество»?
«После оставления русскими Москвы в Вологду хлынул поток беженцев. Вологжане предоставляли им бесплатное жильё, обеспечивали питанием и одеждою.
Население городов и деревень губерний было встревожено судьбой страны после известий о взятии противником столицы , ежедневно проводили молебствия об избавлении от врагов в Спасо-Обыденном Всеградском соборе.
Вологда стала одним из тех мест, куда из оставляемой русскими войсками Москвы эвакуировали всё самое дорогое , что не должно было остаться врагу. Так, в Соборной церкви Спасо- Прилуцкого монастыря в течение 3 месяцев хранились «драгоценности , вывезенные из патриаршей ризницы, Сергиевой лавры, Чудова , Новоспасского, Новодевичья, Воскресенского монастырей и некоторых московских соборов».
Пленным стремились создавать достойные условия существования, проявляли заботу о сохранении их жизни и здоровья, гуманно относились русские люди к поверженному врагу.
Пленных привозили партиями на подводах. На каждой подводе размещалось по 12 человек. Подводы снабжались кормовыми и прогонными деньгами. Начальники конвойных команд имели инструкции, в которых были следующие предписания:
-не оказывать пленным притеснения, а пленным вести себя смирно и послушно; если случится бесчинство одного пленного, то привлекать к ответственности всю партию,
-пленных устраивать в освобождённых от местных жителей квартирах, не иметь контактов с населением и с пленными, расположенных в других местах, чтобы не распространять болезни.
В прибывших в Вологду партиях военнопленных имеются сведения об отставших по причине болезни, которые оставались в больницах по пути следования на попечении местного начальства. Обморожения из-за нехватки теплой одежды увеличивали количество смертей. Местные власти обеспечивали военнопленных соответствующим обмундированием. Выданная одежда была под строгим учётом, а именно она вносилась в особые «арматурные списки» и конвойная команда наблюдала, чтобы пленные не сбывали одеяние. Военнопленным не возбранялось трудиться, при условии перечисления в казну трети заработанных денег. Они нанимались на работу местными жителями.
Народный характер войны проявился и в оказании денежной и иной материальной помощи государству на военные нужды со стороны самых мирских слоёв населения.
«По имеющимся сведениям, вологжане за 1812-1814года пожертвовали 24447рублей, жители Великого Устюга 10141рубль, а население Верховажского посада собрало 1325 рублей»
Приложение №6
Воспоминания участника сражения:
«То была роковая, грозная, священная ночь для русских. За той ночью решится судьба сражения… Тогда не об одной славе, не об одной жизни русских, но о свободе Руси шло дело. Никто не боялся тогда умереть - боялись, что трупы наши не загородят Наполеону дороги к порабощению милой родины… Никто не спал. Солдаты заботливо чистили ружья, точили штыки и, готовясь к смерти, надевали чистые рубашки. Шепотом завещали они землякам отнести поклон, кто к жене, кто к брату, кто благословение детям. Они знали, что завтра будут драться на пороге Москвы, а Москву каждый считал воротами в свой дом».
Бородино.1812год.//Б.С. Абалихин, Л.П.Богданов, В.П.Бучнева .-М.:Мысль,1987,стр.109
Как воспринималась битва рядовым солдатом и какие чувства им владели?
Из письма генерала Ф.Ф.Винценгероде Александру 1
Подтвердите документом, что Наполеон искал способы переговоров с Александром 1 и чем это закончилось?
Приложение №7
-Назовите архитектурный культовый памятник, построенный в честь победы в войне 1812 года.
Император Александр 1 подписал особый манифест, в котором говорилось о том , чтобы « в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».
Храм Христа Спасителя стал кульминацией русско-византийского стиля. Мемориальный храм Христа Спасителя был задуман в декабре 1812 года после изгнания армии Наполеона из России. Император Александр 1 в канун Рождества Христова подписал особый манифест, в котором говорилось: «В ознаменование благодарности нашей промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа». В храме Христа Спасителя находилось 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, даты и описания сражений, имена командующих войсками, названия воинских соединений и частей народного ополчения, перечень народных пожертвований. Там же находились трофейные знамёна и ключи покорённых городов. Храм строился долго и был освящён 26 мая 1883 года- в дни коронации императора Александра 3. 20 мая 1912 года возле храма был открыт памятник императору Александру 3 работы скульптора А. Л. Обера, возле которого стоял почётный караул из воинов- ветеранов.
Муравьёва Л., Рудишина Т. Россия. Сокровища архитектуры.-М.:Эксмо,2002.-с.128.
Задание 3 группе
Приложение №8
Художник В.В.Верещагин в конкретных событиях раскрывает правду о войне. «Герой, щеголяющий посреди мороза в сером сюртуке , был равнозначен Полубогу, Гению, оставленному судьбою и людьми. А верещагинский Наполеон в шубе и меховой шапке трудно отличим от окружающих. Он- вождь , и одновременно -часть единства, пришедшего грабить и убивать, жечь и кощунствовать. Вот она-«мировая идея войны».
Кошелева В. А., Чернова А.В., Ершова А.В. Художник В.В.Верещагин :Наполеон в России .-Т.: Созвездие, 1993.-с.17
Отразите взгляд художника Верещагина на войну 1812 года.
В каких баснях И.А. Крылов отразил начало войны ? Какими показаны Александр 1 и Наполеон?
Как верховажский скульптор откликнулся на данные события?
«Кот и повар».Скульптор В.А. Михалёв( 1926-1996).Родился в деревне Сомицыно Верховажского района. Его работы хранятся в более 40 музеях России и зарубежом .В 2004 году открыт музейно- выставочный центр «Верховажский дом художника им. В.А. Михалёва».
Кот и Повар
В каких баснях И.А. Крылов отразил начало войны ? Какими показаны Александр 1 и Наполеон?
Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.
Приложение №9
В какое противоречивое положение перед армией ,Европой, перед самим собою попал Наполеон?( ответ по картине «Перед Москвой- ожидание бояр»)
Маршалы , отдалившиеся от него со времени Бородинской битвы, в которой он не проявил должной решимости, теперь, при виде Москвы- «чудной пленницы , лежащей у его ног» и под впечатлением слухов о явившемся будто бы русском парламентёре с мирными предложениями забыли свои неудовольствия: приблизившись к императору,они ещё раз преклонились перед его звездой. Однако скоро беспокойство овладевает Наполеоном. Он узнаёт, что Москва оставлена жителями.
Кошелева В. А., Чернова А.В., Ершова А.В. Художник В.В.Верещагин :Наполеон в России .-Т.: Созвездие, 1993.-с.17
Какую военную тактику Кутузова М.И. отразил Крылов И.А. в басне «Обоз»?
ОБОЗ
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня!- кричат,- огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Чем закончилась попытка Волка-Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как Волк, «думая залезть в овчарню , попал на псарню» и со всех сторон был окружён гончими?
Найдите ответ в басне «Волк на псарне» и выразительно прочитайте.
Использованная литература
1.Пушкарёв С.Г. Россия 1801-1917:власть и общество.-М.:Посев,2001.-стр.177.
2. Муравьёва Л., Рудишина Т. Россия. Сокровища архитектуры. -М.:Эксмо,2002.-с.128.
3.. Абалихин Б.С., Богданов Л.П., Бучнева В.П. Бородино.1812год. - М.:Мысль,1987.-с.7
4.Сергеев И.В. Крылов - М.: Детская литература,1966.
5.Кошелева В. А., Чернова А.В., Ершова А.В. Художник В.В.Верещагин :Наполеон в России .-Т.: Созвездие, 1993.-с.17
6.Энциклопедия истории России 862-1917.-М.: Коминфо, 1998-2001.
7. Пузицкий В. Родная история.- Саратов: Детская книга,1994 год.
8. Вологжане в Отечественной войне 1812 года. - Вологда,2003.
9.Государственный архив Вологодской области .ГАВО.-ф.18.-оп..1-д.-286-л.64(ксерокопия в Верховажской центральной библиотеке)
10.Хроника «Видимое и сокровенное.Кино и церковь», сценарий Ирины Ульяновой.-Киностудия «Отечество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова 8 класс
Обзор творчества И.А. Крылова, связанного с войной 1812 года...
И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях.
Тип урока: Изучение нового материалаМетодические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портр...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова
материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...
Отражение событий Отечественной войны 1812 года в баснях И.А. Крылова
Урок литературы. Тема "Отражение событий Отечественной войны 1812 года". Использована кейс - технология , проблемные вопросы. Литературный материал : басни "Волк на псарне", !Обоз", "Кот и повар". Лит...
Изображение событий войны 1812 года в баснях И.А.Крылова
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Изображение событий войны 1812 года в баснях И.А.Крылова"...
Проект Отечественная война 1812 года в баснях Крылова
Проект Отечественная война 1812 года в баснях Крылова...