Басни Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Якуба Ольга Евгеньевна

Урок обобщения и систематизации знаний по басням Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение знаний22.24 КБ

Предварительный просмотр:

По басням И.А.Крылова

Ход урока

Цели и задачи урока:

  1. обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
  2. углубить знания о жанре басни;
  3. стимулировать познавательный интерес пятиклассников;;
  4. развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
  5. развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
  6. формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
  7. воспитывать доброту, честность, справедливость.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вступительное слово учителя

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Михаил Исаковский

Несколько уроков мы говорили с вами об известном баснописце И.А.Крылове. Его творчество вы изучали и в начальной школе, а что нового о нем вы узнали в 5 классе?

Небольшой экскурс в Тверь

Детские годы будущего баснописца прошли в Твери. Этот период жизни (1774-1782) во многом определил его дальнейшую судьбу и творчество.

Крылов не получил систематического образования, тем не менее, в Твери он научился читать и писать.

 Крылов вынужден был начать службу с девятилетнего возраста: сначала подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, затем в Тверском магистрате(ныне ТЮЗ)

Центром культурной жизни горожан в Твери конца XVIII в. являлась духовная семинария, где организовывались публичные представления, читались стихи русских и зарубежных поэтов, разыгрывались небольшие диалоги и сценки, высмеивающие бюрократизм, взяточничество, казнокрадство – все то, что видел вокруг себя молодой Крылов. Здесь же будущий писатель познакомился с местной знаменитостью – поэтом-семинаристом Ф. Модестовым, который писал оды на все торжественные события, как в городе, так и в семинарии. Под впечатлением от семинарских выступлений Крылов впервые попробовал сочинять сам и стал задумываться о том, чтобы стать профессиональным литератором.

В 1944 г. именем Крылова была названа улица города Калинина (бывшая улица Вольная, ранее Секретарская), на которой он когда-то жил.

А в небольшом скверике в Твери,недалеко от берега Волги,в 1959г установлен памятник И.А.Крылову,где некогда жил и трудился: в начале улицы Советской,около Дома офицеров,находился дом где проживали Крыловы.

Рядом с памятником баснописцу установлен и памятник героям его басен.

Посмотрите на героев, которые изображены на памятнике и угадайте их.

Так что Тверь стала фактически второй родиной знаменитого баснописца,и не удивительно что исследователи творчества И.А. Крылова находят в его творчестве множество народных выражений поговорок,присказок,пословиц,присущим только местным тверским говорам.

Работа над портретами Крылова.

Портреты Крылова писали многие художники: Брюллов, Иван Эггинк, Киприенский, Орловский.

Какой портрет из предложенных вам известен?

Многие известные люди давали оценку биографии и творчества Крылова. Я выбрала несколько высказываний о баснописце.

«Знаменитый наш баснописец Крылов принадлежит особенно нашей Твери: здесь он воспитался и провел первые годы своей юности; здесь он начал свое гражданское служение. Иван Андреевич посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов. Нередко сиживал он по целым часам на берегу Волги, против платомоек, когда возвращался к своим товарищам, передавал им забавные анекдоты и поговорки, которые уловил из уст словоохотных прачек, сходившихся на реку с разных концов города, из дома богатого и бедного. Может быть, эти забавные россказни были богатыми темами и для многих из его басен".Тверские губернские ведомости

  1. «Жизнь, характер, ум И. А. Крылова, дух и склад его сочинений, все это вместе взятое составляет верный отпечаток русской народности. Во всех отношениях он был человек необыкновенный, оригинальный, отличавшийся от всех своих современников, обыкновенных светских людей, и речью, и манерою, и привычками, и образом жизни, и взглядом на людей , на их дела». Ф. В. Булгарин
  2. Крылов жил долго и своим привычкам не изменял, полностью растворился в лени и гурманстве,не стеснялся быть обжорой, неряхой  и лентяем.

Работа в группах

Разработайте критерии, по которым вы хотели, чтобы вашу группу оценили.(см.Приложение1)

1 задание. К басням Крылова многие художники рисовали иллюстрации. Перед вами иллюстрации разных художников одной и той же басни. Отгадайте!

Исценировка-экспромт  «Ворона и лисица»  (дети знают наизусть текст басни)

2 задание. Чтение по ролям «Волк и ягненок»

Спор по группам: 1-признаки сказки, 2-переубедить, что это басня.

Вопросы из учебника с.240

3 задание. «Давайте поиграем»

Задания на карточках для каждой группы(см.Приложение2)

4 задание. Пресс-опрос

Вывод в басне называется:

1.Поучение

2. Мораль

3.Наставление

4.Рассуждение

 Определите название приёма, характерного для басни:

1.Иносказание

2.Заклинание

3.Описание

4.Повторение

Заключение.

Подведение итогов.

Времена меняются,а взаимоотношения людей,их пороки недостатки остаются все те же:жадность,зависть,лень,невежество,угодничество и чванство.

Емкие афоризмы великого Крылова не устаревают и по сей день и не устареют никогда.

Приложение 2

 1.Соедини стрелочками

Ворона                                                                                    очки

Лебедь                                                                                 Лисица

Мартышка                                                                            щука                

Слон                                                                                        ягнёнок

Волк                                                                                          повар

Кот                                                                                           Моська

2.Вставь пропущенные слова

Известно, что _____________ в диковину у нас –

Так за Слоном  толпы ______________ ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу______________ им.

Увидевши Слона, ну  на _________ метаться,

И _________, и  _____________, и _______________

(визжать, рваться, Слоны, зевак, визжать, него, Моська)

3.Распредели предметы  по своим местам

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Плутовка к дереву на цыпочках подходит:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

*Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

*Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня  то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

*То к темю их прижмёт,  то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

4.Распредели на 4 группы героев басен:

Рак,  Демьян,  Мартышка,  козёл, жена,  дуб, лебедь, свинья,  косолапый  Мишка, Ворон, Щука,  Осёл, Фока.

Приложение 1

критерии

задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Война 1812 года в баснях Крылова

Интегрированный урок истории и литературы по теме "Отечественная война 1812 года" построен на историческом, краеведческом материале, а также использованы репродукции картин Верещагина и басни  И.А. Кр...

Читаем басни Крылова

Используется для выразительного чтения на уроках литературы....

Басни Крылова диафильм

Презентация к исследовательской работе о православной Мальте...

Фрагмент урока "Басни Крылова"

Разработка урока, рассматривающая построение басни....

Басня Крылова "Волк на псарне"

Урок знакомит учащихся с исторической основой басни...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"

презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...

Викторина "Басни Крылова"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях по литературе,во время проведения Недели литературы в школе...