Басни Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по басням Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение знаний | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
По басням И.А.Крылова
Ход урока
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
- углубить знания о жанре басни;
- стимулировать познавательный интерес пятиклассников;;
- развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
- развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
- воспитывать доброту, честность, справедливость.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вступительное слово учителя
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Михаил Исаковский
Несколько уроков мы говорили с вами об известном баснописце И.А.Крылове. Его творчество вы изучали и в начальной школе, а что нового о нем вы узнали в 5 классе?
Небольшой экскурс в Тверь
Детские годы будущего баснописца прошли в Твери. Этот период жизни (1774-1782) во многом определил его дальнейшую судьбу и творчество.
Крылов не получил систематического образования, тем не менее, в Твери он научился читать и писать.
Крылов вынужден был начать службу с девятилетнего возраста: сначала подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, затем в Тверском магистрате(ныне ТЮЗ)
Центром культурной жизни горожан в Твери конца XVIII в. являлась духовная семинария, где организовывались публичные представления, читались стихи русских и зарубежных поэтов, разыгрывались небольшие диалоги и сценки, высмеивающие бюрократизм, взяточничество, казнокрадство – все то, что видел вокруг себя молодой Крылов. Здесь же будущий писатель познакомился с местной знаменитостью – поэтом-семинаристом Ф. Модестовым, который писал оды на все торжественные события, как в городе, так и в семинарии. Под впечатлением от семинарских выступлений Крылов впервые попробовал сочинять сам и стал задумываться о том, чтобы стать профессиональным литератором.
В 1944 г. именем Крылова была названа улица города Калинина (бывшая улица Вольная, ранее Секретарская), на которой он когда-то жил.
А в небольшом скверике в Твери,недалеко от берега Волги,в 1959г установлен памятник И.А.Крылову,где некогда жил и трудился: в начале улицы Советской,около Дома офицеров,находился дом где проживали Крыловы.
Рядом с памятником баснописцу установлен и памятник героям его басен.
Посмотрите на героев, которые изображены на памятнике и угадайте их.
Так что Тверь стала фактически второй родиной знаменитого баснописца,и не удивительно что исследователи творчества И.А. Крылова находят в его творчестве множество народных выражений поговорок,присказок,пословиц,присущим только местным тверским говорам.
Работа над портретами Крылова.
Портреты Крылова писали многие художники: Брюллов, Иван Эггинк, Киприенский, Орловский.
Какой портрет из предложенных вам известен?
Многие известные люди давали оценку биографии и творчества Крылова. Я выбрала несколько высказываний о баснописце.
«Знаменитый наш баснописец Крылов принадлежит особенно нашей Твери: здесь он воспитался и провел первые годы своей юности; здесь он начал свое гражданское служение. Иван Андреевич посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов. Нередко сиживал он по целым часам на берегу Волги, против платомоек, когда возвращался к своим товарищам, передавал им забавные анекдоты и поговорки, которые уловил из уст словоохотных прачек, сходившихся на реку с разных концов города, из дома богатого и бедного. Может быть, эти забавные россказни были богатыми темами и для многих из его басен".Тверские губернские ведомости
- «Жизнь, характер, ум И. А. Крылова, дух и склад его сочинений, все это вместе взятое составляет верный отпечаток русской народности. Во всех отношениях он был человек необыкновенный, оригинальный, отличавшийся от всех своих современников, обыкновенных светских людей, и речью, и манерою, и привычками, и образом жизни, и взглядом на людей , на их дела». Ф. В. Булгарин
- Крылов жил долго и своим привычкам не изменял, полностью растворился в лени и гурманстве,не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
Работа в группах
Разработайте критерии, по которым вы хотели, чтобы вашу группу оценили.(см.Приложение1)
1 задание. К басням Крылова многие художники рисовали иллюстрации. Перед вами иллюстрации разных художников одной и той же басни. Отгадайте!
Исценировка-экспромт «Ворона и лисица» (дети знают наизусть текст басни)
2 задание. Чтение по ролям «Волк и ягненок»
Спор по группам: 1-признаки сказки, 2-переубедить, что это басня.
Вопросы из учебника с.240
3 задание. «Давайте поиграем»
Задания на карточках для каждой группы(см.Приложение2)
4 задание. Пресс-опрос
Вывод в басне называется:
1.Поучение
2. Мораль
3.Наставление
4.Рассуждение
Определите название приёма, характерного для басни:
1.Иносказание
2.Заклинание
3.Описание
4.Повторение
Заключение.
Подведение итогов.
Времена меняются,а взаимоотношения людей,их пороки недостатки остаются все те же:жадность,зависть,лень,невежество,угодничество и чванство.
Емкие афоризмы великого Крылова не устаревают и по сей день и не устареют никогда.
Приложение 2
1.Соедини стрелочками
Ворона очки
Лебедь Лисица
Мартышка щука
Слон ягнёнок
Волк повар
Кот Моська
2.Вставь пропущенные слова
Известно, что _____________ в диковину у нас –
Так за Слоном толпы ______________ ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу______________ им.
Увидевши Слона, ну на _________ метаться,
И _________, и _____________, и _______________
(визжать, рваться, Слоны, зевак, визжать, него, Моська)
3.Распредели предметы по своим местам
Воз, очки, жёлуди, сыр
*Плутовка к дереву на цыпочках подходит:
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
*Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
*Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я
*То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет
4.Распредели на 4 группы героев басен:
Рак, Демьян, Мартышка, козёл, жена, дуб, лебедь, свинья, косолапый Мишка, Ворон, Щука, Осёл, Фока.
Приложение 1
критерии | задания | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Война 1812 года в баснях Крылова
Интегрированный урок истории и литературы по теме "Отечественная война 1812 года" построен на историческом, краеведческом материале, а также использованы репродукции картин Верещагина и басни И.А. Кр...
Читаем басни Крылова
Используется для выразительного чтения на уроках литературы....
Басни Крылова диафильм
Презентация к исследовательской работе о православной Мальте...
Фрагмент урока "Басни Крылова"
Разработка урока, рассматривающая построение басни....
Басня Крылова "Волк на псарне"
Урок знакомит учащихся с исторической основой басни...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"
презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...
Викторина "Басни Крылова"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях по литературе,во время проведения Недели литературы в школе...