Конспект занятия по литературе "Свет души человеческой"
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)
Внеаудиторное занятие в форме урока-праздника, посвященное рождественским рассказам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prazdnik_2017.doc | 121.5 КБ |
svyatochnye_rasskazy-2.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Филиал БНТУ
«Солигорский государственный горно-химический колледж»
ПРОЕКТ
ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русская литература
Тема: Свет души человеческой
Преподаватель: Парфёнцева Е.А.
Солигорск
Преподаватель: Е.А. Парфёнцева
Проект открытого учебного занятия рассмотрен на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № _____ от «____» ____________ 2017 года
Председатель П(Ц)К ____________________ Л.Л. Пахомова
Свет души человеческой
Дисциплина: Русская литература
Тема внеаудиторного занятия: Свет души человеческой
Тип занятия: Практическое занятие
Вид занятия: урок-праздник
Цели обучения, развития и воспитания:
- познакомить с историей праздников Рождества и Святок, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками
- расширить представление учащихся о культурном наследии
- ознакомить с изображением Рождества в разных видах искусства (в музыке, киноискусстве, живописи, литературе), выделить характерные черты
- ознакомить с понятием «Святки»
- формировать понятие «святочный рассказ»
- ознакомить с произведениями западной и русской литературы в жанре «святочного рассказа»
- познакомить со спецификой русского святочного рассказа
- совершенствовать умения и навыки художественного пересказа
- совершенствовать умения и навыки анализировать художественные произведения
- дать возможность проявить творческие способности при оформлении аудитории к занятию, выбрать музыкальные и видеофрагменты для создания атмосферы
- совершенствовать умения и навыки выразительного чтения фрагментов текста
- совершенствовать умения и навыки декламации стихотворений
- работать над развитием речи
- развивать умения поиска и отбора материала для сообщения
- развивать умение работать в команде
- формировать чувства сопереживания и ответственности
- вызвать позитивный эмоциональный отклик.
В результате усвоение учебного материала обучающиеся должны:
- формулировать понятия, относящиеся к Рождеству, святкам, святочным рассказам
- использовать умение определить характерные черты святочного рассказа
- выделять главные, центральные мысли произведения.
Материально-техническое обеспечение:
проектор, ноутбук, видеофайлы, аудиофайлы, РМ.
Средства обучения:
- авторская мультимедийная презентация,
- аудиофайл с записью рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»,
- РМ (текст рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»).
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий: рассказ, жанр, декламация, «святочный рассказ», юмор и сатира; русский язык (сообщение, внешний вид, жесты и мимика оратора, аргументация); социально-гуманитарные дисциплины (легенда о волхвах, легенда о рождественском дереве, милосердие, жертвенность); история (история праздников Рождество и Святки).
ПЛАН-СТРУКТУРА
«Главное в Рождество — не открыть подарки, а открыть сердце»
Джэнис Медитере.
Организационный момент.
Проверка присутствующих, запись даты в тетради, домашнее задание.
Рубрика «Цитата дня».
Просмотр видеофрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Слайд №1: название урока.
Слово преподавателя:
Сегодня у нас с вами урок-праздник, который мы назовем «Свет души человеческой», посвященный таким зимним праздникам, как Рождество и Святки. А также всему, что они приносят в жизнь человека. Потому что мир вокруг нас меняется, но люди остаются все такими же, как и много веков назад. Они всё также хотят счастья и верят в чудо. На примере святочных рассказов мы посмотрим на героев произведений, попробуем разглядеть их души и поищем свет в своих собственных. И эпиграф нашего урока сегодня:
Слайд №2: эпиграф
«Главное в Рождество — не открыть подарки, а открыть сердце»
Джэнис Медитере.
Итак, сегодня у вас есть возможность поучаствовать в двух конкурсах. В конце занятия мы выберем лучшего декламатора. А в процессе занятия вы можете зарабатывать баллы, отвечая на вопросы. Для ответа на вопрос поднимайте руку. За шум и нарушение правил снимаются баллы.
Слайд №3
Выступление учащихся с сообщением «Рождество» и чтением стихотворения.
Они рассказывают о том, что такое Рождество, легенду о волхвах.
Рождественские традиции и особенности.
Рождество в разных странах.
Рождество в искусстве (в литературе, в живописи, в музыке, в кино – особенности изображения, назвать некоторые примеры).
Объясняют свой выбор стихотворения.
Выразительно читают стихотворение по теме.
Подведение итога:
Что такое Рождество?
Это церковный или гражданский праздник?
Какие чувства вызывает этот праздник?
С какими красками и цветами ассоциируется?
Назовите слова-ассоциации.
Как отражается в музыке, живописи, литературе, кино?
Основные темы?
Любите ли вы Рождественские праздники? Почему?
Слайд №4
Выступление учащихся с сообщением «Рождественское дерево» и чтением стихотворения.
Они рассказывают о рождественском дереве, о ёлке (история, легенды, особенности).
Объясняют свой выбор стихотворения.
Выразительно читают стихотворение по теме.
Подведение итога:
Что такое рождественское дерево?
В чем суть легенды о елке?
Как отражается в музыке, живописи, литературе, кино?
Что вы думаете о новогодней елке? Что чувствуете?
С какими красками у вас ассоциируется праздничная елка?
Слайд №5
Выступление учащихся с сообщением «Святочный рассказ» и чтением стихотворения.
Они рассказывают о том, что такое святки, к какому времени года относится этот период, рассказывают о традициях, гаданиях и др.
Рассказывают, что такое святочный рассказ (что это за жанр; святочный рассказ в мировой и русской литературе; мотивы и образы святочного рассказа, жанровые особенности)
Примеры святочного рассказа (Гофман «Щелкунчик», Диккенс «Рождественская песнь», Андерсен «Девочка со спичками», Гоголь «Ночь перед Рождеством», Куприн «Чудесный доктор», Лесков «Зверь», Жуковский «Светлана», Чехов «Ванька», Грин «Зеленая лампа».
Объясняют свой выбор стихотворения.
Выразительно читают стихотворение по теме.
Подведение итога:
Что такое Святки?
Что с ними связано?
В каких произведениях вы встречали истории, связанные со Святками?
Что такое святочный рассказ?
В чем особенность этого жанра?
Слайд №6
Цитата Н.С. Лескова на слайде: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы».
(Обсуждение)
Слайд №7
Жанрообразующие признаки святочного рассказа (на слайде)
1. | Описание событий святочного вечера |
2. | Наличие вымысла |
3. | Наличие поучения, морали |
4. | Веселое окончание |
Учащиеся записывают определение святочного рассказа в тетрадь.
Святочный рассказ – это литературный жанр, относится к календарной литературе. Цель святочного рассказа - усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о всех «труждающихся и обременных», о необходимости милости и любви. Основные мотивы: «божественного дитя», чуда, детства, семьи, милосердия.
Слово преподавателя:
Итак, все, что относится к Рождеству, Святкам, святочным рассказам носит в себе зародыш чуда. Истоки этого лежат в библейской мифологии. Мы сейчас говорили обобщенно о жанре святочного рассказа. И в большей степени касались характеристик, свойственных западноевропейской традиции. А сейчас обратимся к русскому рассказу.
Слайд №8
Чтение по ролям рассказа А.П. Чехова «Мошенники поневоле».
Беседа по произведению:
- Соответствует ли рассказ жанру «святочный рассказ».
- Почему рассказ так называется?
- В чем мошенничество?
- Где и когда происходит действие?
- Каких персонажей мы встречаем?
- Какие черты характера демонстрируют герои?
- Какие чувства у вас вызывает эта история?
- Можем ли мы сказать, что герои рассказа обычные люди, такие же как и мы с вами? Знаете ли вы похожих людей?
- Может ли сейчас произойти что-то подобное?
- Можем ли мы сказать, что этот рассказа относится к «святочному рассказу»?
Слайд №9
Цитата на слайде: «По мнению О. Николаевой, понятие святочного рассказа может быть шире: его содержание не обязательно должно быть фантастическим, оно может быть и вполне реалистичным, но тогда в нем должна присутствовать некая мистификация, которая, в конце концов, разоблачается, может быть, какое-то недоразумение, которые благополучно и забавно разрешаются, может быть, какая-то загадочная нелепость, к которой читатель, дочитавший рассказ, получает ключ.
В более общих словах можно сказать, что в святочном рассказе должна совершится некая неожиданная метаморфоза ситуации, внезапное преображение характера. При этом святочный рассказ должен окончиться не только благополучно и забавно, но и, как пишет Лесков, назидательно».
Подведение итога: В чем отличие русского святочного рассказа от западноевропейской традиции?
Слайд №10
Прослушивание аудиоверсии рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
На столах у учащихся лежит РМ (текст рассказа).
Беседа по произведению:
1. Где и как встречает предрождественское утро герой рассказа?
2. Слово «холод» и производные от него часто встречаются в тексте. Как эти лексические единицы характеризуют окружающую героя среду?
3. Как обитатели подвала относятся друг к другу? А к мальчику?
4. Мальчик выбрался из подвала на улицу. Как принял сироту большой город? Стало мальчугану хоть чуть-чуть теплее?
5. Есть, правда, другая сторона столичной жизни. Там свет, красота, радость, рождественские подарки. Почему мальчику не нашлось тут места?
6. Зачем, по-вашему, в рассказ включен эпизод «встречи» героя с «куколками», которые «совсем-совсем как живые»?
7. В реальном мире, как видим, мальчик никому не нужен. Единственный, кто милосерден к нему, - Иисус Христос. В рассказе мир земной и мир небесный противопоставлены друг другу. Докажите это на конкретных примерах. Найдите «ключевые» слова и выражения, подтверждающие противостояние миров.
8. Как завершается рождественская история, рассказанная Достоевским? Светлым или, наоборот, горестным представляется вам финал?
9. В конце автор задается вопросом: «И зачем я сочинил такую историю?..» А как думаете вы: зачем?
10. Чем не вписывается рассказ Достоевского в рамки святочного рассказа?
11. Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле?
Слайд №11
Обсуждение новеллы О.Генри «Дары волхвов», которую учащиеся читали дома.
Беседа по произведению:
Кто является главными героями рассказа Джим и Делла?
Где и в каких условиях они живут?
О каких сокровищах идет речь в произведении?
Зачем упоминание о Соломоне и царице Савской? Почему, согласно утверждению автора, все их богатства померкли бы рядом с «сокровищами» Деллы и Джима?
С каким чувством Дела выбирала подарок Джиму?
А как вручала? Как его принял Джим?
Как вы думаете, состоялся ли праздник у Деллы и Джима?
О происхождении выражения «дары волхвов».
Почему рассказ так называется?
Для чего автор задает читателю посторонний, казалось бы, вопрос о том, «что больше: восемь долларов в неделю или миллион в год»?
Можно ли назвать этот рассказ святочным?
Слайд №12
Выразительное чтение стихотворение в прозе Тургенева И.С. «Два богача».
Сравните новеллу со стихотворением в прозе Тургенева И.С. «Два богача».
Слово преподавателя:
Мы сегодня коснулись трех различных святочных рассказов. Но в каждом из них в центре была душа человека. Душа, свет которой мог согреть других своим теплом. Или пройти мимо. Каждый из нас делает этот выбор самостоятельно.
Итог урока: определение победителя художественного чтения (по громкости аплодисментов).
Слайд №13
Возвращение к эпиграфу.
«Главное в Рождество — не открыть подарки, а открыть сердце» Джэнис Медитере.
Рефлексия.
Слайд №14
Домашнее задание.
Темы для размышления:
«Какого человека вы бы хотели видеть рядом с собой?»
«А сами вы какой человек?»
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опережающее домашнее задание
Задание для всех:
Читать рассказ О.Генри «Дары волхвов».
Опорные вопросы:
Зачем упоминание о Соломоне и царице Савской?
О происхождении выражения «дары волхвов».
Индивидуальные задания:
1. Рождество (примерно 5-7 мин.)
Опорные вопросы
Рождество – что это за праздник?
Легенда о волхвах.
Рождественские традиции и особенности.
Рождество в разных странах.
Рождество в искусстве (в литературе, в живописи, в музыке, в кино – особенности изображения, назвать некоторые примеры).
2. Стихотворение о Рождестве, выразительное чтение (по выбору учащегося)
3. Рождественское дерево (примерно 5 минут)
Опорные вопросы:
Рождественское дерево (библейская легенда, история и традиции).
Елка (история, легенды, особенности).
4. Стихотворение о елке, выразительное чтение (по выбору учащегося)
5. Святки (примерно 5-7 мин.)
Опорные вопросы:
Святки – это … (время года, гадания, традиции…).
Святочный рассказ (что это за жанр; святочный рассказ в мировой и русской литературе; мотивы и образы святочного рассказа, жанровые особенности)
Примеры святочного рассказа.
6. Святочное стихотворение, выразительное чтение (по выбору учащегося)
7. Чтение по ролям рассказа А.П. Чехова «Мошенники поневоле».
8. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тургенев И. С. «Два богача» (июль, 1878)
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — нé на что будет соли добыть, похлебку посолить.
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Чехов Антон Павлович
«Мошенники поневоле» (Новогодняя побрехушка)
Действующие лица:
- Слова автора (1)
- Гусев (5)
- Размахалов / Голос, который увещевает Кольку (4)
- Маменька/хозяйка/ Маланья Тихоновна (2)
- Копайский (5)
- Барышня (2)
- Дядечкин (3)
- Гриша (4)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Текст рассказа Чехова А.П. «Мошенники поневоле»
У Захара Кузьмича Дядечкина вечер. Встречают Новый год и поздравляют с днем ангела хозяйку Меланью Тихоновну.
Гостей много. Народ все почтенный, солидный, трезвый и положительный. Прохвоста ни одного. На лицах умиление, приятность и чувство собственного достоинства. В зале на большом клеенчатом диване сидят: квартирный хозяин Гусев и лавочник Размахалов, у которого Дядечкины забирают по книжке. Толкуют они о женихах и дочерях.
Гусев:
- Нонче трудно найти человека. Который непьющий и обстоятельный... человек, который работающий... Трудно!
Размахалов:
- Главное в доме - порядок, Алексей Васильич! Этого не будет, когда в доме не будет того... который... в доме порядок...
Гусев:
- Порядка коли нет в доме, тогда... все этак... Глупостев много развелось на этом свете... Где быть тут порядку? Гм...
Около них на стульях сидят три старушки и с умилением глядят на их рты. В глазах у них написано удивление "уму-разуму". В углу стоит кум Гурий Маркович и рассматривает образа. В хозяйской спальне шум. Там барышни и кавалеры играют в лото. Ставка - копейка. Около стола стоит гимназист первого класса Коля и плачет. Ему хочется поиграть в лото, а его не пускают за стол. Разве он виноват, что он маленький и что у него нет копейки?
Размахалов:
- Не реви, дурак! Ну чего ревешь? Хочешь, чтоб мамаша высекла?
Из кухни слышится голос маменьки.
Хозяйка:
- Это кто ревет? Колька? Мало я его порола, пострела... Варвара Гурьевна, дерните его за ухо!
На хозяйской постели, покрытой полинялым ситцевым одеялом, сидят две барышни в розовых платьях. Перед ними стоит малый лет двадцати трех, служащий в страховом обществе, Копайский, en face (спереди) очень похожий на кота. Он ухаживает.
Копайский:
- Я не намерен жениться, - говорит он, рисуясь и оттягивая пальцами от шеи высокие, режущие воротнички. - Женщина есть лучезарная точка в уме человеческом, но она может погубить человека. Злостное существо!
Барышня:
- А мужчины? Мужчина не может любить. Грубости всякие делает.
Копайский:
- Как вы наивны! Я не циник и не скептик, а все-таки понимаю, что мужчина завсегда будет стоять на высшей точке относительно чувств.
Из угла в угол, как волки в клетке, снуют сам Дядечкин и его первенец Гриша. У них души горят. За обедом они сильно выпили и теперь страстно желают опохмелиться... Дядечкин идет на кухню. Там хозяйка посыпает пирог толченым сахаром.
Дядечкин:
- Малаша, закуску бы подать. Гостям закусить бы...
Хозяйка:
- Подождут... Сейчас выпьете и съедите все, а что я подам в двенадцать часов? Не помрете. Уходи... Не вертись перед носом.
Дядечкин:
- По рюмочке бы только, Малаша... Никакого тебе от этого дефицита не будет... Можно?
Хозяйка:
- Наказание! Уйди, тебе говорят! Ступай с гостями посиди! Чего на кухне толчешься?
Дядечкин глубоко вздыхает и выходит из кухни. Он идет поглядеть на часы. Стрелки показывают восемь минут двенадцатого. До желанного мига остается еще пятьдесят две минуты. Это ужасно! Ожидание выпивки самое тяжелое из ожиданий. Лучше пять часов прождать на морозе поезд, чем пять минут ожидать выпивки... Дядечкин с ненавистью глядит на часы и, походив немного, подвигает большую стрелку дальше на пять минут... А Гриша? Если Грише не дадут сейчас выпить, то он уйдет в трактир и там выпьет. Умирать от тоски он не согласен...
Гриша:
- Маменька, гости сердятся, что вы закуски не подаете! Свинство одно только... Голодом морить!.. Дали бы по рюмке!
Хозяйка:
- Подождите.. Мало осталось... Скоро уж... Не толчись в кухне.
Гриша хлопает дверью и идет в сотый раз поглядеть на часы. Большая стрелка безжалостна! Она почти на прежнем месте.
- Отстают! - утешает себя Гриша и указательным пальцем подвигает стрелку вперед на семь минут.
Мимо часов бежит Коля. Он останавливается перед ними и начинает считать время... Ему ужасно хочется поскорей дожить до того момента, когда крикнут "ура!" Стрелка своею неподвижностью колет его в самое сердце. Он взбирается на стул, робко оглядывается и похищает у вечности пять минут.
Барышня:
- Подите поглядите, келер-етиль (который час)? - посылает одна из барышень Копайского. - Я умираю от нетерпения. Новый год ведь! Новое счастье!
Копайский шаркает обеими ногами и мчится к часам.
Копайский:
- Черт подери! - бормочет он, глядя на стрелки. - Как еще долго! А жрать страсть как хочется... Катьку беспременно поцелую, когда "ура" крикнут.
Копайский отходит от часов, останавливается... Подумав немного, он ворочается и укорачивает старый год на шесть минут. Дядечкин выпивает два стакана воды, но... горит душа! Он ходит, ходит, ходит... Жена то и дело гонит его из кухни. Бутылки, стоящие на окне, рвут его за душу. Что делать! Нет сил терпеть! Он опять хватается за последнее средство. Часы к его услугам. Он идет в детскую, где висят часы, и наталкивается на картину, неприятную его родительскому сердцу: перед часами стоит Гриша и двигает стрелку.
Хозяйка:
- Ты... ты... ты что это делаешь? А? Зачем ты стрелку подвинул? Дурак ты этакий! А? Зачем это? А?
Дядечкин кашляет, мнется, страшно морщится и машет рукой.
Дядечкин:
- Зачем? А-а-а... Да двигай же ее, штоб она сдохла, подлая! - говорит он и, оттолкнув сына от часов, подвигает стрелку.
До Нового года остается одиннадцать минут. Папаша и Гриша идут в залу и начинают приготовлять стол.
Дядечкин:
- Малаша! (кричит) - Сичас Новый год!
Маланья Тихоновна выбегает из кухни и идет проверить супруга... Она долго глядит на часы: муж не врет.
Хозяйка:
- Ну как тут быть? - шепчет она. - А ведь у меня еще горошек для ветчины не сварился! Гм. Наказание. Как я им подам?
И, подумав немного, Маланья Тихоновна дрожащей рукой двигает большую стрелку назад. Старый год обратно получает двадцать минут.
Хозяйка:
- Подождут! - говорит хозяйка и бежит в кухню.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Федор Достоевский
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.
– Это «Христова елка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главное в Рождество — не открыть подарки, а открыть сердце» Джэнис Медитере
Рождество
Рождественское дерево
Святочный рассказ
«От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы». Н.С. Лесков
Признаки святочного рассказа Описание событий святочного вечера — от Рождества до Крещенья Наличие вымысла, чуда, фантастики Наличие поучения, морали Веселое окончание, счастливый финал
Рассказ А.П. Чехова «Мошенники поневоле»
По мнению О. Николаевой , понятие святочного рассказа может быть шире: его содержание не обязательно должно быть фантастическим, оно может быть и вполне реалистичным, но тогда в нем должна присутствовать некая мистификация, которая, в конце концов, разоблачается, может быть, какое-то недоразумение, которые благополучно и забавно разрешаются, может быть, какая-то загадочная нелепость, к которой читатель, дочитавший рассказ, получает ключ. В более общих словах можно сказать, что в святочном рассказе должна совершится некая неожиданная метаморфоза ситуации, внезапное преображение характера. При этом святочный рассказ должен окончиться не только благополучно и забавно, но и, как пишет Лесков, назидательно.
Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Рассказ О.Генри «Дары волхвов»
Стихотворение в прозе Тергенева И.С. «Два богача»
«Главное в Рождество — не открыть подарки, а открыть сердце» Джэнис Медитере
Домашнее задание Тема для размышления: «Какого человека вы бы хотели видеть рядом с собой?» «А сами вы какой человек?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.
Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....
"Понять и простить - вот удел души человеческой"
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе по теме: "Понять и простить - вот удел души человеческой" по рассказу В.Распутина "Василий и Василиса". На уроке идет повторение материала д...
Нравственность - здоровье души человеческой.
С чего начинается человек? Наверное, каждый ответит, что личность начинается с нравственности (внутренний мир человека, его взгляды на жизнь). Рассуждая о внутреннем мире человека, сегодня стали говор...
Конспект занятия в 6 классе по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая"
Конспект занятия по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая". Тема; "Гуманность - высшее качество человека"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Сказка как свет в душе человеческой"
В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовно-нравственного образования. Для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для обеспечения благоприятного нравственного и э...
Конспект урока в 9 классе «История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»....