Конспект урока в 9 классе «История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дарьина Елена Ивановна

Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istoriya_dushi_chelovecheskoy.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе «История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи урока:

  • объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина;
  • проанализировать представление Печорина о любви, дружбе, общественных связях;
  • понять, почему герой при его энергии, искренности, силе чувств обречен на одиночество в кругу людей, которые пытаются его понять и любят его.

Ход урока

Неужели, думал я, мое единственное назначение разрушать чужие надежды?
Из дневника Печорина

Учитель: Роман Лермонтова – первый русский психологический роман в прозе. Серия повестей объединена в сложную композиционную структуру. Каждая часть опиралась на определенную литературную традицию. У каждой повести свой жанр.

  • “Бэла” – черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и “дикарки”.
  • “Княжна Мери” – светская повесть.
  • “Тамань” – лирическая повесть со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности.
  • “Фаталист” – рассказ о таинственном случае.
  • “Максим Максимыч” – рассказ в рассказе с элементами бытового описания.

– Главный герой – Григорий Александрович Печорин – объединяет все 5 повестей. Место действия одно и то же – Кавказ. Все повести объединены в роман, задачей которого стало исследование духовного мира современного героя.

На доске: Психологизм – углубленное изображение духовных переживаний.

Вопрос: Как Лермонтову удается показать внутренний мир Печорина?

Ответ: Автор ставит перед собой задачу – рассказать “теорию души человеческой”, и для этого использует три приема раскрытия образа – персонажа:

  1.  авторская характеристика (в роли автора выступает офицер, с которым в дороге встречается Максим Максимыч в повести “Максим Максимыч”);
  2.  взаимораскрытие (Максим Максимыч рассказывает о Печорине в повести “Бэла”);
  3.  самораскрытие (повести “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист” написаны в форме записей и дневников Печорина).

Индивидуальное задание: найти строки, которые характеризуют поколения 30-х гг. и которые можно взять для характеристики Печорина.

Ответ ученика:

И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови
“Дума”

Вопрос: Что же из себя представляет Печорин? (Личность уникальная. Найдите в тексте: какой? (Печорин) –противоречивый…)

– И задача нашего урока – узнать, почему при уме, таланте, одаренности он лишний.

Печорин не способен дружить, любить. Это трагедия человека.

Обозначим центральные проблемы урока:

  • Почему Печорин не способен любить?
  • Почему Печорин не верит в дружбу?
  • Проблема лишнего человека. “Зачем я жил? Для какой цели я родился?”

1. Класс разбивается на 3 группы. Каждая обсуждает свою проблему.

Первая группа. Выделяем три линии:

А) Печорин – Бэла
Б) Печорин – Мери
В) Печорин – Вера

Задание: Доказать текстом неспособность любить.
А) 
ВопросРазлюбил ли Печорин. Бэлу? Ответ: (И верно, и неверно).

Цитата: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни…если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам, только мне с нею скучно”.

Б) Отношение к Мери.

Цитаты:

  • “У меня врожденная страсть противоречить… чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу… - зависть…”.
  • “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души”.
  • “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища для нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.”

ВопросЗачем Печорину душа княжны Мэри? (Обсуждение идет не только внутри группы, но и в классе.)

Выводы

Это не просто насыщенная гордость. Это желание подняться, возродиться. Хотел немного успокоить свою душу. “Так мало власти отпущено ему судьбой, что даже мелкая игра с княжной Мери тешит его самолюбие, создает иллюзию содержания жизни”, – Н.Г.Долинина.

В) Печорин – Вера.

Ответ. Печорин в дневнике пишет о ней искренне. Нет портрета, только детали: родинка, глаза, милый голос. Почему? “Печорину не важно, какое на ней платье.

Печорин способен (!) – хотя бы на минуты полной душевной отдачи. Вера – единственная женщина, которую он не в силах обмануть”, – Н.Г.Долинина.

Возникает противоречие: “Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими… одной постоянной привязанности мне было бы довольно, такая привычка сердца”.

Вопрос: Почему Печорин, любя Веру, мучит ее?

Ответ. Мучая ее, мучит и себя. В Печорине “переплетается высокое и низменное, достойное и недостойное.” Он о Вере думает больше, чем хочет. (Необходимость поделиться мыслями).

Домашнее задание. Учащиеся 1-й группы анализируя сцену погони за Верой, должны были найти и выписать глаголы + художественно- выразительные средства:

  • Включил как безумный… беспощадно погонял коня, скакал, задыхаясь, мысль не застать, болезненно ударяла мне в сердце;
  • Молился, проклинал, плакал, смеялся.
  • Вера стала “дороже, жизни, чести - счастье”.

Вопрос: Сделал бы Печорин Веру счастливой, если бы догнал ее?

Ответ. Нет. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом трагедия.

Вывод. При всем знании людей для Печорина закрыто главное – он лишен счастья любить безрассудочно; “способность анализировать развила мой ум, но высушила душу.”

Учитель. Что еще, кроме любви, занимает огромное счастье в жизни?

Дружба. Вторая группа, занимаясь проблемой “Почему Печорин не верит в дружбу”, выделяет несколько линий:

  • Печорин – Максим Максимыч (нет понимания);
  • Печорин – Грушницкий. (В Грушницком есть то, от чего Печорин бежит – игра, пышность фраз, фальшь.)
  • “Я его понял, и за это он меня не любит”;
  • Печорин – Вернер. (Понимают! Уважают! “Читают друг в друге!”)

Вопрос: Почему не состоялась дружба? (Обсуждение проблемы в группе и классе.)

Приводятся цитаты:

  •  – “Вот люди! Все они таковы: знают заранее все другие стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тяжесть ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные…”
  • + “Из двух друзей один всегда раб другого….”

Вывод: В дружбу Печорин не верит.

Третья группа. Проблема лишнего человека. Лишний – это кто? Если бы тебя назвали лишним?

Вопрос: Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих?

Ответ: “Общество” не любит его, потому что он гордый, высокомерный, амбициозный.

Цитата: “…одна половина моей души испарилась, умерла… другая шевелилась и жила к услугам каждого.”

Вывод: Умерла та половина души, которая оказалась ненужной в мире, где он жил. Она и была лучшей.

“Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для того, кого любил; я любил только для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца”.

Вывод: “В своих дневниках Печорин беспощаден. Он себя судит. Но! Долго думать не о себе Печорин не умеет. Он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других Печорин прежде хочет получить от людей, потом давать им.”, – Н.Г.Долинина.

“Зло порождает зло”, – говорил Печорин.

Вопрос: Зол ли Печорин? Зол и жесток.

Но прежде всего! Несчастлив, одинок, измучен.

Продолжение обсуждения в классе.

Вопрос: Нам, сегодняшним, этот роман о чем-нибудь говорит? Актуален ли он сегодня?

Вопрос: Можно ли Печорина полюбить или хотя бы понять? Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой человек? Что вы думаете о Печорине?

Индивидуальное задание: объяснить смысл названия. Работа со словом.

Ответ. Слово “герой” можно понимать по – разному. В толковом словаре русского языка приводятся 6 его значений. Два из них наиболее употребительны.

Герой – это, исключительный по смелости или по своим доблестям человек и герой – это, исключительный по смелости или по своим доблестям человек и герой – это «главное действующее лицо литературного произведения».

Вопрос: В каком значении применено к Печорину слово “герой”.

Вывод: Так в чем же трагедия Печорина? В том, что не состоялась ни любовь, ни дружба.

Примечание: урок целесообразно проводить после подробного изучения романа. Имеет смысл на предыдущем уроке дать самостоятельную работу на тему “Мое отношение к Печорину”. Результаты самостоятельной работы можно обобщить в таблице и показать на большом экране.

Список литературы:

  1. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения/ Предисловие И.Л. Андроникова. – М.: Эксмо, 2007, – 800 с. – (Библиотека Всемирной Литературы).
  2.  Долинина Н. Г. Почитаем “Онегина” вместе; Печорин и наше время. К сб. в целом: Худож. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 1996. – 377 с.: ил. “Библиотека школьника и абитуриента”.

Учитель высшей квалификационной категории Дарьина Елена Ивановна,   МБОУ гуманитарная гимназия № 8 г. Северодвинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Данная методическая разработка - «Методика работы над  текстом объемных прозаических произведений" -  представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы  с суворовцами IIкурса...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс

Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Идейный замысел. Композиция. Фабула романа....