"Понять и простить - вот удел души человеческой"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе по теме: "Понять и простить - вот удел души человеческой" по рассказу В.Распутина "Василий и Василиса". На уроке идет повторение материала для подготовки к ГИА и обсуждается тема прощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_rasputina_makarovoy_m.v.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу В. Распутина «Василий и Василиса».
Тема: ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ - ВОТ УДЕЛ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.
Класс: 9
Цели урока:
Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
Воспитание культуры общения, толерантности, терпения.
Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.
актуализировать имеющиеся знания учащихся по разным разделам языка;
развивать речевые умения и навыки, умение высказывать свою точку зрения;
Ход урока
- Организационный момент. Целеполагание.
- Создание проблемной ситуации. Обсуждение эпиграфа.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”, – писал Л.Н. Толстой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.как вы понимаете смысл этого эпиграфа? | |
2. Назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом дом? | семья, уют, тепло. |
Дом в жизни человека – это семья, уют, взаимопонимание и взаимопомощь. Каждый человек мечтает и пытается создать свой дом, в котором всегда будут царить любовь к ближнему и не будет ссор и разногласий. Главная опора дома, построенного любящими друг друга родителями, – их дети. Строительство такого дома – многолетний, кропотливый труд. Разрушить же этот дом можно в одночасье одним неосторожным движением...
- Слово учителя о рассказе Распутина.
О таком разрушении, о незаживающей ране материнского сердца, кровоточащей непроходящей болью, ставшей непрощаемой обидой, повествует рассказ В.Г. Распутина “Василий и Василиса”.
- Беседа. Образы героев.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Василий, Василиса |
| Василий- простое русское имя, которое может иметь любой русский парень. Василиса – имя сказочное |
| С описания дня Василисы |
| Чтение эпизода стр.1 Перед нами аккуратная и трудолюбивая хозяйка (вывела тараканов); самовар – добродушие, гостеприимство, тепло, душевный разговор |
| рассказывают историю семьи, причину ссоры |
| инструмент созидания орудие разрушения |
Вот и Василий топором прорубил непроходимую границу, наполненную слезами Василисы. | |
| молчат, живут каждый сам по себе |
| чтение эпизода огонь – тепло, свет, огонь сближает. |
| это потухший костер, символ потухшей любви, сгоревшего семейного счастья. Черная зола осталась в сердце Василисы. «Я,Василий, спеклась,меня боле греть ни к чему» |
Как складываются отношения между Василисой и Александрой? Почему простила? | ненависть- смирение- прощение «Я за тебя молиться буду» |
| чтение эпизода «На меня твои слезы капают, - обрадованно шепчет Василий… Он подает ей руку, она пожимает ее» |
| |
| Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя. Л.Н.Толстой Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. М.К.Ганди Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать. Ванга
|
- Работа с текстом притчи.
О чем текст? Чему учит?
Притча о терпении.
1)Жил-был мальчик с ужасным характером. 2)Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в забор каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. 3) В первый день мальчик забил 37 гвоздей, в течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество гвоздей уменьшалось день ото дня. 4) Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…
5)Наконец наступил день, когда мальчик не забил ни одного гвоздя, тогда он подошел к отцу и сказал ему об этом - отец велел вытаскивать гвозди из забора.6) Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что вытащил из ограды все гвозди.
7) Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется... Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная»
- Выписать 2-3 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:_______________________________________________________________________________
- Подберите синоним к слову ОГРАДА:________________________________________________________
- Выпишите слова, где правописание приставки не зависит от ее значения:_______________________________________________________________________________
- Выпишите слово, приставки в котором имеет значение приближения:__________________________
- Определите вид связи слов в словосочетании ДУШЕВНАЯ РАНА_________________________________
- Выпишите номера предложений с ОЧП:____________________________________________________
- Укажите количество грамматических основ в предложении 3__________________________________
Укажите номер сложного предложения с разными видами связи________
- Итоги.
Воспоминания об обидах живут дольше, чем самые приятные. Неудивительно, ведь это память о наших потерях. Мы теряем друзей, любимых, отдаляемся от близких – иногда настолько, что нам не хватает десятков лет, чтобы их вернуть.
Конечно, ошибиться может каждый. И вы, наверняка, вспоминаете людей, с которыми больше никогда не заговорите из-за одного резкого слова. Но если бы у вас была возможность повернуть время, что бы вы сделали сейчас – потеряли или простили?
Ответом на этот вопрос и станет ваше домашнее сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.
Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....
Нравственность - здоровье души человеческой.
С чего начинается человек? Наверное, каждый ответит, что личность начинается с нравственности (внутренний мир человека, его взгляды на жизнь). Рассуждая о внутреннем мире человека, сегодня стали говор...
Урок толерантности в 7 классе "Понять, принять, простить"
Этот урок можно провести в виде классного часа, а можно как урок по обществознанию или цикл уроков о толерантности. Это не совсем обычный урок. Лн был проведен 17 февраля в День добра.Его цель: ...
"Отцы и дети:понять-значит простить"
Как понять, что принятие произошло? Особых примет не существует – просто в один прекрасный день мы замечаем: нам стало легче, мы больше не раздражаемся в присутствии родителей, мы стали более раскрепо...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Сказка как свет в душе человеческой"
В настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовно-нравственного образования. Для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для обеспечения благоприятного нравственного и э...
Уметь понять и простить.
Презентация по курсу ОРКСЭ...