Системно-деятельностный подход к формированию творческой направленности личности" Методическая разработка.
методическая разработка по литературе (9 класс)
Русский язык и литература в свете требований ФГОС - одни из основных инструментов формирования ключевых личностных и метапредметных компетенций. Опыт актуален и распространяется на все виды деятельности: учебную, внеурочную, внеклассную работу как формы развития творческих способностей обучающихся. В каждом направлении деятельность структурирована. Формируются метапредметные компетенции в условиях образовательного пространства школы и образовательного округа на принципах интеграции обучения русскому языку и литературе, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление опыта работы | 1021 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИЯ
о профессиональных достижениях
учителя русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Ростова-на-Дону «Школа №10»
ДАНЦОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
2019 г.
Содержание
5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий или электронного обучения………………………… ……………12
6. Непрерывность профессионального развития учителя………………………14
- 1. Наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
- Тема методической разработки: «Системно-деятельностный подход к формированию творческой направленности личности».
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося, устремленной к творчеству.
Задачи:
- создание условий для совершенствования речемыслительных способностей обучающихся на основе современных педагогических и информационных технологий;
- развитие метапредметных УУД обучающихся;
- формирование и развитие и творческих способностей обучающихся.
1. Актуальность моей педагогической деятельности заключается в реализации следующих направлений:
- креативный подход к усвоению обучающимися универсальных учебных действий;
- развитие социального партнерства.
Инновационный характер разработки заключается в самой идее уникальности творчества:
- разнообразии организационных форм и трансляции творческих способностей обучающегося;
- принципе интеграции процесса обучения русскому языку и литературе и внеурочной деятельности.
Творческий подход к развитию метапредметных умений в процессе преподавания русского языка является приоритетным в моей педагогической деятельности. Мотивирую учеников в необходимости изучения русского языка и русской классической литературы. Этот процесс опирается на мотивацию творческого подхода обучающихся к применению универсальных учебных действий.
Теоретической базой методической разработки послужили современные технологии развивающего и проблемного обучения, взгляды на культуру и воспитание Д.С. Лихачёва.
Средством реализации этих идей стал креативный подход к урочной и внеурочной деятельности.
Продуктивность опыта состоит в том, что его использование обеспечивает обучающимся:
- оптимальное достижение планируемых результатов;
- рост творческого потенциала.
2. Размещение информации о методической разработке на сайте МБОУ «Школа №10», в открытом доступе в сети Интернет, в т.ч. на платформах предметных сетевых сообществ: https://infourok.ru/user/dancova-larisa-alekseevna shttp://school10rostov.ru
http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna
Международный педагогический портал «Солнечный свет», «Педразвитие.ру», Портал Педагога и др. (Приложения 1.2)
3. Подтверждение документально положительных оценок профессионального сообщества. Рецензия Всероссийского издания СМИ «Портал образования» на «Информацию о профессиональных достижениях», 2017 г.
Свидетельство об обобщении и представлении на Всероссийском уровне педагогического опыта работы, который прошел редакционную экспертизу и доступен для ознакомления на страницах официального сайта издания «Портал образования», 2017 г. (Приложение 1.3)
Свидетельство о публикации на страницах образовательного СМИ. Методический материал получил положительную экспертную оценку и опубликован на сайте Академия Развития творчества «АРТ-ТАЛАНТ». www.art-talant.org 2017 г. Территория распространения РФ и зарубежные страны.
Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, которая успешно прошла проверку и получила высокую оценку сообщества «Формирование духовной жизни и эстетического вкуса на уроках литературы в условиях читательской активности обучающихся», 2019 г.
Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, «Внеклассная работа по литературе в условиях ФГОС», 2017 г.
Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, «Нормы оценки по литературе в 10-х классах», 2017 г., «Путешествие по книжной полке. Лингвистические словари», 2017 г. Контрольная работа в формате ОГЭ по русскому языку. СПП», 2018 г.
Благодарность за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей «Мультиурок», 2017 г., «Инфоурок», 2018 г. (Приложения 1.3).
4. Представление содержания методических разработок в форме публикаций. (Приложения 1.4).
5. Участие в мероприятиях по обмену педагогическим опытом. Свидетельство о публикации «Мастер-класс «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс) (Приложения 1.5).
- 6. Наличие научных и учебно-методических публикаций:
- 1) Доклад на научно-практической Международной дистанционной педагогической конференция «Педагогика и образование» часть 1, июль 2017 г. Красноярск, статья «Чтение-понимание смысла художественного текста»;
- 2) Статья в журнале российского педагогического издания «Вестник просвещения» №3, Липецк, 2018 г. «Игровой тренинг «Учимся слушать». (Приложение 1.6)
3) Международная онлайн-конференция, проводимая на портале «Солнечный свет». Секция «Педагогика и образование». Тема доклада: «Отцы и дети»: воспитательное значение литературы», 2018 г.
2. Высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя.
1. Система деятельности педагога по оценке уровня и качества освоения обучающимися учебных программ.
2. Динамика уровня освоения обучающимися предмета «Русский язык»
Учебный год | Кол-во обучающихся | Средняя оценка по предмету | Количество обучающихся на «4» и «5» в % |
2016-2017 | 100 | 4 | 46 % |
2017-2018 | 100 | 4,2 | 48 % |
2018-2019 | 100 | 4,3 | 50% |
предмета «Литература»
Учебный год | Кол-во обучающихся | Средняя оценка по предмету | Количество обучающихся на «4» и «5» в % |
2016-2017 | 100 | 4,5 | 60 % |
2017-2018 | 100 | 4,6 | 61 % |
2018-2019 | 100 | 4,7 | 62 % |
3. Подтверждение высоких учебных результатов с указанием среднего балла в ходе проведения:
внутришкольный контроль, средний балл- 4,2
-муниципальные мероприятия по контролю качества образования, средний балл- 4,3.
-независимая экспертиза знаний в 7-х классах 2016 г. - средний уровень грамотности -80%. (Приложение 2.3)
ВПР- средний балл- 4,5
ОГЭ- средний балл-4,7
ЕГЭ- средний балл- 4,6.
- 6. Свидетельства, подтверждающие общественное признание местным сообществом высоких результатов обучающей деятельности учителя.
- - Сертификат о подготовке к участию в Международном конкурсе по русскому языку «Олимпис 2018- Весенняя сессия» учащихся, ставших обладателем 1 диплома. (Приложение 2.6)
- 3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподаёт учитель.
1. Характеристика содержания и результатов реализации образовательной программы внеурочной деятельности по предмету, размещенной в открытом доступе на сайтах: https://infourok.ru/user/dancova-larisa-alekseevna
http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna Международный педагогический портал «Солнечный свет», «Педразвитие.ру», Портал Педагога и др. (Приложения 1.2)
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе способствует повышению мотивации учения, качества обученности, развитию творческого потенциала ученика. Эффективность внеурочных занятий напрямую зависит от творческого партнерства ученика – учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.
Внеурочная деятельность в рамках школы. Использование разработанных программ для внеурочной деятельности школы «Литературное краеведение», «Юный читатель-краевед», «Литературная гостиная», широко представлен региональный компонент.
Проблема, над которой работаю «Формирование творческой направленности личности на основе регионального компонента».
Цель внеурочной деятельности — развитие личности учащегося.
Задачи:
- создание условий для развития творческого потенциала, воспитание патриотизма.
Актуальность заключается в реализации следующих направлений:
- развитие творческой направленности личности на основе регионального компонента;
- развитие социального партнёрства.
Инновационность работы заключается в уникальности творчества и его реализации. В создании образовательной творческой среды, в разнообразии форм и приемов работы внеурочной деятельности, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Программы внеурочной деятельности востребованы во профессиональных интернет-сообществах. Особый интерес вызывают у детей нетрадиционные формы: встречи с писателями и поэтами; литературное творчество; конкурсы, фестивали и т. д.
Дополнительное образование муниципального уровня
Деятельность реализуется по направлению «Краеведение». Как педагог дополнительного образования высшей категории разработала, апробировала и модернизирую программу дополнительного образования «Литературное краеведение». Взаимодействую с учреждениями дополнительного образования:
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей г. Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Первомайского района г. Ростова-на-Дону.
Проблема, над которой работаю «Деятельностный подход к формированию творческой направленности личности».
Цель: развитие личности учащегося, устремленной к творчеству, способной к самореализации в обществе. Знакомство многонационального состава учащихся школы с укладом жизни донских казаков, расширение знаний по литературе донского края.
Задачи:
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
- воспитание патриотизма.
Актуальность в реализации направления: формирование и развитие творческой направленности личности.
Инновационность работы заключается в творчестве, разнообразии организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе работы использую такие формы: творческий отчёт, ролевые игры, организация мероприятий школьного и муниципального уровней. Вовлеченность детей во внеурочную деятельность по предмету каждый год повышается.
Охват школьников внеурочной деятельностью по предмету в 2016-2017 уч. г. -30 %; 2017-2018 уч. г.- 35%; 2018-2019 уч. г. - 39 %.
В рамках социального партнёрства взаимодействую с МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, БИЦ им. Н. Чернышевского.
2. Достижения (призовые места) обучающихся в конкурсных мероприятиях по предмету, в т.ч. взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта:
Учебный год | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
участники/призеры | |||
2016 -2017 | 14 (1 место - 1, 2 место - 3, 3 место - 1) | - | - |
2017 -2018 | 23 (2 место - 1) | - | 2 (1 место - 1, 2 место - 1) |
2018 -2019 | (3 место-2) | - | - |
3. Участие обучающихся с докладами (проектами) по предмету в мероприятиях различного уровня:
Учебный год | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Федеральный уровень |
участников /призеров | |||
2016 -2017 | 2 участника 2 место 3 место | ||
2017 -2018 | |||
2018 -2019 | 6 участников, из них 3 место-2 |
4. Результативность участия обучающихся в международных конкурсах и проектах.
2016-2017 уч. год-
2017-2018 уч.год - 6 участников, из них 1 место - 5, 3 место – 1.
2018-2019 уч. год- 1 место-4
5. Наличие обучающихся, представивших свою деятельность по учебному предмету в виде публикаций
2016-2017 уч. год- 10
2017-2018 уч.год – 12
2018-2019 уч. год- 3
6. Общественная оценка результатов внеурочной деятельности учителя (Приложения 3. 6)
Благодарственные письма за помощь в организации и проведении городских массовых мероприятий- 2 (2017 г., 2018 г.)
Благодарность за активное сотрудничество и участие в организации проведения викторины «Открывая Горького» МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, 2018 г.
Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки участников, занявших призовые места в муниципальных мероприятиях (2016 г., 2017г., 2018г.)
Свидетельства участника образовательных сообществ за сотрудничество и активное участие в развитии образовательных сообществ (2018 г., 2019 г.)
Дипломы педагога, подготовившего победителей 1 и 2 места Всероссийского конкурса сочинений «Листая книг любимые страницы» в номинации «Сочинение» (2018 г.)
- 4. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно-опасным) поведением).
1. Система работы учителя по созданию комфортной образовательной среды. Важным направлением деятельности классного руководителя совместно с родителями читаю создание условий для мотивации к обучению, активное участие в жизни школы, реализации активной гражданской позиции. Формы организации деятельности выбраны в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития школьников, Программой воспитания и социализации школьников, которая входит в Основную образовательную программу школы и отвечает требованиям ФГОС.
Цель программы: воспитание и социализации личности школьников,
Задачи программы:
- воспитывать гражданско-патриотические качества на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций;
- создание условий для приобретения обучающимися социального опыта;
закладывать основы социальных ролей, соответствующих данному возрасту, норм и правил общественного поведения.
Формы работы: классные часы, библиотечные уроки, мероприятия по патриотическому воспитанию. Например, ежегодные библиотечные чтения «Освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков», библиотечные уроки по творчеству донских писателей и поэтов. Участие в социальном проекте «Мы за здоровый образ жизни», «Выборы по-взрослому».
Формы работы: участие в конкурсах, конференциях, смотрах, публикации в СМИ.
2. Разработка и реализация индивидуальных программ развития «Программа индивидуального развития ученика «Прояви себя» опубликована на http://multiurok.ru/nakanyne/ (Приложение 4.2).
Формы работы: участие в конкурсах, конференциях, смотрах, публикации в СМИ. Степень участия позволяет определить траекторию самостоятельности в решении проб лемной ситуации, что способствует развитию личностной позиции ученика, его индивидуальных способностей.
6. Положительные отзывы
Благодарность от МБУК Ростовская –на-Дону городская ЦБС за активное участие и совместную работу, за активную деятельность, за творческое сотрудничество, за высокопрофессиональную подготовку своих воспитанников, за развитие творческих устремлений молодежи (2016 г., 2017 г., 2018 г.)
Положительный отзыв о работе родителей обучающихся (Приложения 4.6)
Благодарственное письмо Воронежского государственного университета за сотрудничество, участие в просветительских программах молодёжного фестиваля (2017 г.)
- 5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
3. Краткая характеристика опыта. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся предусмотрены на уроках информационно-коммуникационные средства обучения (интерактивная школьная доска и электронные приложения к учебникам, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, электронные библиотеки, аудиозаписи, презентации).
Личностно-орентированное обучение
Принимая все, что есть продуктивного в обучении, основанном на усвоении знаний, главным считаю развитие творческой личности. Эти результаты можно увидеть в динамике выполнения творческих работ и заданий. Плюрализм мнений учащихся воспринимаю как положительное качество личности ученика и быть терпимым к чужому суждению.
- Технология развивающего обучения
Целью работы учителя-словесника является не только приобщение детей к богатствам русского языка и литературы, но и осмысление языка и литературы как составной части духовной культуры, связанной с творческим наследием человечества. Учебные программы по литературе усиливаю региональным компонентом, дидактическим материалом, помогающим развивать творческие способности учеников. При использовании игровых и поисковых технологий, понимаю, что не только детям это необходимо, но и учителю.
Информационно- коммуникационные технологии
Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Для школьного кабинета создали серию виртуальных экскурсий, которую использую в урочной деятельности.
Игровые технологии
При использовании игровой технологии первичной для учителя является дидактика, так как она преследует конкретную цель и решает определенные задачи. Поэтому игры на уроках – это игры дидактические.
Игровые формы используются как элемент урока и как целый урок. Использую накопленный опыт методической литературы и применяю свои игровые элементы, творческие задания, игры, буклеты, интеллектуальные тесты.
Здоровьесберегающие технологии
Стараюсь максимально использовать урочное время, в том числе печатный раздаточный материал, который экономит время, компьютерные презентации для обучения и закрепления материала, даю опережающие домашние задания.
6. Использую разнообразные тестовые задания по подготовке ОГЭ и ЕГЭ. Опираюсь на Интернет-ресурсы и свои разработки. Создаю сама и совместно с учениками цифровые образовательные ресурсы. Гласность и открытость реализую в активной работе на порталах: PedRazvitie.ru, “Портал Педагога», СМИ «Педразвитие.РУ», «Педпроспект. Ру», Инфоурок.ру, Всероссийский сайт для педагога, Мультиурок, Портал образование, ns.портал, Международное сетевое издание «Солнечный свет», Международный каталог «Контрольные работы», «Конспекты уроков», «Готовим урок», «Копилка уроков-сайт учителей», международный каталог «Презентации» (Приложения 6).
- 6. Непрерывность профессионального развития учителя.
1. Авторская характеристика индивидуальной модели. Модель моих профессиональных компетенций формировалась в условиях непрерывного образования: в 1988 году – получила специальность «филолог, преподаватель», окончив филологический факультет РГУ, в 2010 г. получила высшую квалификационную категорию, которую регулярно подтверждаю). Последняя аттестация на подтверждение высшей категории состоялась в марте 2017 года. Модель моего профессионального развития заключается в углублении компетентности. Это для учителя русского языка и литературы понятие достаточно глубокое, вмещает в себя полное представление не только о профессиональных, но и о личностных качествах учителя. Рассматриваю профессиональную компетентность как способность учителя обеспечивать эффективное решение профессионально-педагогических проблем в процессе непрерывного образования и самообразования.
2. Своевременно повышаю квалификацию.
3. Совершенствую профессиональное мастерство (Приложения 6.3)
Сертификаты участника городских семинаров-практикумов (2017 г., 2018 г.), конференций.
4. Совершенствую систему профессиональной деятельности в соответствии с дипломом. Повышение компетентности учителя вижу в развитии профессионализма и в творчестве. Интерес вызывают наука и творчество. Реализовала себя как поэт, писатель и журналист. Имею авторские сборники стихов (2013 г., 2018 г.) и прозы (2006 г.), публикации в газетах области и города, являюсь редактором нескольких научно-популярных сборников, победителем и участником авторских поэтических и бардовских фестивалей.
5. Деятельность в профессиональном экспертном сообществе. Состою в профессиональном экспертном сообществе. Являюсь членом районной и городской комиссии по проверке работ ОГЭ, ВПР, членом жюри районных и городских комиссий по проверке конкурсных работ, являюсь куратором и членом жюри городских творческих конкурсов.
Вхожу в состав судейской комиссии городских краеведческих и творческих конкурсов, исследовательских работ – 2016 г., 2017 г., 2018 г. 2019 г.)
6. Реализую свой исследовательский потенциал. Публикация исследовательской работы «Фразеологизмы Ветхого Завета» (2018 г.) (Приложение 6).
8. Результативность участия в других профессиональных конкурсах
Имею диплом «Лучший учитель России-2015», публикации обо мне в Ростовских газетах.
Дипломы победителя (2 степени) Всероссийского тестирования «Росконкурс. Февраль 2019» и «ПедЭксперт Февраль 2019» квалификационные испытания педагога.
Благодарственное письмо Международного педагогического портала «Солнечный свет» (2018 г.) за активное участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.
Сертификат участника Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Современный учитель 2018» от проекта Инфоурок, 2018 г. (Приложениях 6).
Главный признак учителя-профессионала для меня – это постоянное и неуклонное развитие, которое предполагает творческую индивидуальность, восприимчивость к педагогическим инновациям, педагогическую мобильность.
За 30 лет работы в школе ещё не «остыла» и люблю свою работу. Способность к генерированию идей, к выбору наиболее эффективного решения, к выражению собственного отношения к избранному варианту приводит к уникальности и неповторимости моих уроков. Что же все-таки требуется от школьного учителя? На мой взгляд, способность «подвести» к открытию, ощущение глубины своей личности и силы духа.
Претендент
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
города Ростова-на-Дону «Школа №10»
___________ (Данцова Л.А.)
Данные в информации о профессиональных достижениях проверены и соответствует действительности
Директор муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 10»
___________ (Щербачёва С.А.)
11.01. 2019 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся
психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность....
Презентация "Системно-деятельностный подход в обучении:особенности и основные направления его реализации"
В презентации раскрыта суть СДП, показаны отличия образовательных стандартов 2004 и 2009 г.,отличия "знаниевого" и системно-деятельностного подходов, отражены приёмы и вопросы по формулированию учебно...
Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.
В материале описан опыт работы по теме учителя математики...
Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ
В статье рассматривается метапредметное взаимодействие как важнейший фактор при организации системно-деятельностного подхода к обучению, возможнсть включения профориентац...
Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии
Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии, как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного усвоения новых знаний и компетентностей, умения...