Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии
статья
Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии, как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного усвоения новых знаний и компетентностей, умения применять знания на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии
Перелыгина О.М.
учитель технологии,
школа-интернат №22 ОАО «РЖД»
Сегодня «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.
Зачем нашим ученикам необходимо учить математику, химию, физику, технологию?
Сейчас практически все можно купить в магазинах. Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять сложные математические действия, химические опыты и тд, но элементарно приготовить пищу для себя и своей семьи, знать навыки самообслуживания - это важное практическое умение для успешной социализации выпускников в жизни, особенно это актуально в условиях школы-интерната с круглосуточным проживанием.
Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто был более активен на уроке? (наши отличники). А все ли они стали успешными в жизни? А кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то, с чем столкнулись в тот или иной момент?
Предмет «Технология» направлен, прежде всего, на развитие практических знаний и умений, кроме того, у этого предмета есть ещё одна важная роль - формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения знаний, умения применять знания на практике, т.е. умение учиться. В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к обучению. Учеба – это нелёгкий труд, требующий от учеников силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия, специальных умений. Ученику нужно освоить и запомнить большой объём сложного материала. Нужно посвящать много времени учебе, осознанно преодолевать возникающие трудности.
Любому учителю известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя - создать такие условия на уроке, когда ребёнку будет интересно учиться.
Решая данную задачу, я на уроках стараюсь включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, практическую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организую совместную работу обучающихся и диалогическое общение в процессе получения знаний (между учителем и учениками, между учащимися).
Иначе говоря, создаю «деятельностную нишу» для ребёнка, организую ситуации успеха, при которых ученику хотелось бы заниматься технологией.
Основной формой учебных занятий становятся уроки-практикумы, уроки-мастерские, деловые игры, на которых разворачивается процесс познания. На таких уроках ученики не получают готовых знаний, а добывают их самостоятельно.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:
подготовка дидактического материала для работы;
организация различных форм сотрудничества;
активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы;
создание условий для самоконтроля и самооценки.
Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Технология деятельностного подхода:
Типология уроков системно-деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1. Первая примерка юбки. Дефекты посадки. Проблемная ситуация. Ищут ошибку, решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2. Даю задачу на дом и говорю: “Попробуйте представить себя модельерами. Создайте на основании базовой модели свою модель юбки. Вот такие примеры активизируют познавательную деятельность учащихся.
Я с уверенностью могу сказать, что только самостоятельная творческая практическая деятельность учащихся, предваряющая объяснение учителя, успешно готовит их к активному восприятию новых знаний, позволяет увидеть связь между пройденным материалом и вновь изученным. После проведения самостоятельной творческой работы знания воплощаются в жизнь. Ученики видят результат своей работы.
Многократно замечала, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, которые, в свою очередь, способствуют развитию его интеллектуальных возможностей. Так у ребенка повышается самооценка, он начинает осознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.
Обучающие и ролевые игры помогают перейти от теории к практике, снимают перегрузки, стимулируют индивидуально-коллективный поиск оптимального количества решений.
Обучать - значит постоянно выдумывать приемы, затрагивающие личность ученика, учитывать его опыт, поощрять его самостоятельный поиск. Поэтому даже во время объяснения нового материала не даю готовую информацию, а помогаю её осваивать. Стараюсь так организовать обучение, чтобы ученик сам выбрал путь и способ познания, в соответствии со своим уровнем подготовленности и уровнем мышления. Считаю, что создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок развития его умения действовать самостоятельно, путем преодоления затруднений с помощью волевых усилий и собственной работы мысли.
Помня о том, что знания формируются в деятельности, на уроках стараюсь создавать условия, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый.
Эффективность применения технологии системно-деятельностного метода, на мой взгляд, заключается в том, что обучение, построенное на основе включения учащихся в активную деятельность, учёте жизненного опыта, уровня развития, потребностей учеников, в соответствии со свободным выбором способов и путей решения познавательных задач, повышает интерес к изучаемому предмету. Создает условия для развития УУД, социализации школьников и совершенствования их творческой подготовки. Усвоение учебной программы становится более успешным.
Активизируя познавательную деятельность учащихся средствами системно-деятельносного подхода, можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения на уроках технологии.
Литература
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.
2.А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.
Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. − М.: Просвещение, 2006.
3.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика, М.: 2009 - №4. - С18-22.
4.Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000. -- 184 с.
5.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
6.Петрова, М. А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании [Текст] / М. А. . .Петрова// Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 6- 12.
7.Анатолий Гин. Приемы педагогической техники.
8.Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении»;
9.Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.
Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна....
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...
«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе
Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....
Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках математики
Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках математики,с примерами использования на уроках....
КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВ-НОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В данной статье анализируется кейс-метод. Обсуждаются его достоинства и недостатки....