Технологическая карта урока литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Данная методическая разработка поможет учителю интересно провести урок литературы, в ходе которого обучающиеся смогут сравнить творчество Есенина и хантыйского писателя Ругина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5g_literatura.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Класс Тема УМК | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Формы организации учебной деятельности | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Литература 5 класс
«Поэтическое изображение природы в лирике С. Есенина и Р.Ругина» Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательной школы. «Литература.5класс» В.Я. Коровина. Рабочая тетрадь. | словесный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, сопоставительно-типологический. | урок усвоения новых знаний | развитие эстетического сознания через освое ние отечественного культурного наследия; развитие нравственно-эстетических представ лений о связи человека с природой; осознание российской идентичности; воспитание любви к малой родине, к родной природе; формирование готов ности и способности к самообразованию; самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации, формирование коммуникативной компетентности | совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, устанав ливать причинно-след ственные связи, де лать выводы, приво дить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершен ствование умения использовать речевые средства в соответст вии с задачей комму никации;. формирова ние умения организо вывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество | умение выявлять особенности пей зажной лирики Есенина и Майнашева, характе ризовать образно- поэтический язык их стихотворений, развитие интереса к их творчеству; осознание влияния биографии на становление творче ской личности поэтов; совершенствование речевых умений, навыков вырази тельного чтения; овладение ключе выми понятиями и умениями, необхо димыми для анализа и интерпре тации поэтичес кого текста | фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником, рабочей тетрадью, словарём, алгоритмом, листком самооценки |
Средства обучения, оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, словарь, презентация о творчестве поэтов, портреты писателей, компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран. | |||||
Основные понятия | «малая родина», образ, эпитет, сравнение, олицетворение |
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) | |||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||
Организа ционный | Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество | Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность | самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция | умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
Мотива ция к учебной деятельности. Актуализа ция знаний. | Вводит в тему (Интересно вам ближе познакомиться с личностью Есенина и его творчеством? Хотели бы вы узнать, чье творчество поэтов нашей малой Родины перекликается с творчеством С.Есенина? Подводит учащихся к знакомству с творчеством Р.Ругина. Показывает презентацию) | Участвуют во взаимопроверке (образец выполне ния задания и крите рии оценивания проецируются на доску). Выносят оценоч ные суждения о детстве поэта. Смотрят фрагмент видеофильма. | смыслообразование (определение границ «знания- незнания», установление связи между целью учебной деятельнос ти и её мотивом), нравственно-этическая ориентация (принятие семейных ценностей, личностный моральный выбор) | умение осуществлять контроль, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, | умение извлекать основную информацию из различных источ ников, отбирать и структурировать её, преобра зовывать в виде таблицы, умение осознан но строить речевое выска зывание в устной и сжатой письменной форме | умение принимать точку зрения, не совпадающую с собственной, выражать аргументированное согласие (несогласие) с участником диалога |
Постановка цели урока | В ходе обсуждения понятия «малая родина» (с опорой на личн. опыт уч.), предлагает опред. главную тему твор. поэта. Организует подводящий к теме урока диалог (Кто может помочь по-новому взглянуть на родную природу, открыть неожиданное в известном?) | Объясняют значение понятия « малая родина». Высказывают предположения, аргументируют их. Отвечая на вопрос учителя, самостоя тельно определяют тему и формули руют цели урока | смыслообразование (установление связи между целью учебн. деятельности и её мотивом); формирование ценностно- эмоцио нального компонен та осознания своей этнической принадлежности | действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить | умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять познавательные цели | умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |
Изучение нового | 1.Проводит повторение основных изобраз.- выразит., средств, выводя определения на экран. 2. Учитель предлагает ребятам разбиться по группам, выбрав стих ,1-ая группа С.А. Есенин, 2-ая гр. – Р.Ругин). Раздает каждой группе банк заданий, тексты стихотворений. Определяет время выполнения. 3. Просит каждую группу представить выполненную работу. Организует обсуждение результатов. Проводит лексическую работу. Даёт задание найти в «Кратком словаре терминов» понятия «ассонанс», «аллитерация» и привести примеры (по группам). | 1.Вспоминают названия тропов, записывают их в тетрадь. 2. Выполняют практическую работу в группах. Читают стихотворения, отвечают на поставленные вопросы, находят ИВС, приводят примеры из стихотворений. Обобщают наблю дения: характери зуют звукообразы как фонетические средства выразит. Делают выводы о поэтике творчества авторов. 3. Ребята представляют выполненную работу . Заслушивают учащихся, комментируют. . Читают стихотво рения, выбирают наиболее точную интонацию | готовность к получению и применению новых знаний; развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа | умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению затруднений | умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, пред ставлять резуль таты исследова ния, умения осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие; смысловое чте ние, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров; умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии | умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное |
Офтальмологическая пауза. Зарядка для глаз (проводит учащийся) | формирование ценности здорового образа жизни | |||||
4. Предлагает доказать строчками из стихотворений, как поэты воспринимают природу. Организует работу над выразительным чтением. 5.Предлагает ребятам сопоставить творчество изученных поэтов. Вопросы: 1.Каковы темы стихотворений поэтов? 2. Художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения; цветовой колорит и пр. | 4. Цитируют строки, подтверждающие тезис, обосновывают его. 5.Ребята участвуют в обсуждении, сопоставлении творчества Есенина и Ругина | развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей | умение планировать и последовательно осуществлять действия с учётом конечного результата при выполнении групповой работы. | умение отбирать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение доказывать, определять причинно- следственные связи; | умение участвовать в коллективном обсуждении, проявляя доверие и эмпатию, разрешать возможные конфликты на основе согласования позиций | |
Закрепле ние Коррекция | Просит учащихся ответить на вопросы: «Какой предстаёт природа в лирике Есенина и Ругина? Что в их взглядах на мир кажется вам близким?» Предлагает написать синквейн по теме урока | Делают вывод, что природа в изобра жении Есенина и ругина -это одушевлённое существо, живущее своей жизнью, а человек-часть природы. Пишут и зачиты вают синквейны | совершенствование ценностно-смысловых представлений о мире и человеке | коррекция (внесе ние дополнений и корректив в случае расхождения эталона и реаль ного продукта) | умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать, делать выводы в развёрнутой и сжатой форме; самостоятельно решать задачу творческого характера | умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, умение грамотно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей в диалоге |
Рефлексия Оценка | Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Пред лагает осуществить самооценку. Используя данные листа наблюдений за деятельностью учащихся на уроке, соглашается с их самооценкой либо вносит коррек тивы. Комментирует результаты. | Высказывают отношение к уроку, Осущестляют саморефлексию (приём незакончен ного предложения: Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я смогу… Письменно фикси руют результаты самооценки по обозначенным критериям (приём «Линейка») | самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании | рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки | умение грамотно строить устное речевое высказывание | умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи |
Домашнее задание | Предлагает выучить на выбор стих. С. Есенина или Р.Ругина о природе, проиллюстрировать (по желанию). | Уточняют задание, записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по материалу, изученному на уроке. | формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный выбор | умение планировать пути достижения учебной цели | умения опреде лять познаватель ные интересы и потребности, умение использо вать в познава тельных целях различные источники информации | умение осуществлять сотрудничество с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...