Технологическая карта урока литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Писчикова Елена Юрьевна

Данная методическая разработка поможет учителю интересно провести урок литературы, в ходе которого обучающиеся смогут сравнить творчество Есенина и хантыйского писателя Ругина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5g_literatura.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Класс

Тема

УМК

Методы обучения

Тип

урока

Планируемые результаты обучения

Формы организации

учебной деятельности

Личностные

Метапредметные

Предметные

Литература

5 класс

 

«Поэтическое изображение  природы в лирике С. Есенина и Р.Ругина»

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательной школы. «Литература.5класс»

В.Я. Коровина.  

Рабочая тетрадь.

словесный, практический, репродуктивный,

проблемный, частично-поисковый, сопоставительно-типологический.

урок усвоения новых знаний

развитие эстетического сознания через освое ние отечественного культурного наследия; развитие нравственно-эстетических представ лений о связи

человека с природой;  осознание российской идентичности;

воспитание любви к малой родине, к родной природе;

формирование готов ности и способности к самообразованию;

самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации,

формирование

коммуникативной компетентности

совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, устанав ливать причинно-след ственные связи, де лать выводы, приво дить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершен ствование умения использовать речевые средства в соответст вии с задачей комму никации;. формирова ние умения организо вывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество

умение выявлять  особенности  пей зажной лирики Есенина и Майнашева, характе ризовать образно- поэтический язык их стихотворений, развитие интереса к их творчеству;

осознание влияния биографии на становление творче ской личности поэтов;

совершенствование речевых умений,

навыков вырази тельного чтения; овладение ключе выми понятиями и умениями, необхо димыми для анализа и  интерпре тации поэтичес кого  текста

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с    учебником, рабочей тетрадью, словарём,

алгоритмом, листком самооценки

Средства обучения,

оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, словарь, презентация о творчестве поэтов, портреты писателей,

компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран.

Основные понятия

«малая родина», образ, эпитет, сравнение, олицетворение

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Организа ционный

Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество

Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Мотива ция к учебной деятельности. Актуализа ция знаний.

 Вводит в тему (Интересно вам ближе познакомиться с личностью Есенина  и его творчеством? Хотели бы вы узнать, чье творчество  поэтов нашей малой Родины перекликается с творчеством С.Есенина? Подводит учащихся к знакомству с творчеством  Р.Ругина. Показывает презентацию)

Участвуют во взаимопроверке (образец выполне ния задания и крите рии оценивания проецируются  на доску).

Выносят оценоч ные суждения о детстве поэта. Смотрят фрагмент видеофильма.

смыслообразование (определение границ «знания- незнания», установление связи между целью учебной деятельнос ти и её мотивом),

нравственно-этическая ориентация (принятие семейных ценностей, личностный моральный выбор)

умение осуществлять контроль, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок,

умение извлекать основную информацию из различных источ ников, отбирать и структурировать её, преобра зовывать в виде таблицы,

умение осознан но строить речевое выска зывание в устной и сжатой письменной форме

умение принимать точку зрения, не совпадающую с собственной, выражать аргументированное согласие (несогласие) с участником диалога

Постановка цели урока

В ходе обсуждения понятия «малая родина» (с опорой на личн.  опыт уч.),

предлагает опред. главную тему твор. поэта. Организует подводящий к теме урока диалог (Кто может помочь по-новому взглянуть на родную природу, открыть неожиданное в известном?)

Объясняют значение понятия

« малая родина».

Высказывают предположения, аргументируют их.

Отвечая на вопрос учителя, самостоя тельно определяют тему и формули руют цели урока

смыслообразование (установление связи между целью учебн. деятельности и её мотивом);

формирование ценностно- эмоцио нального компонен та осознания своей этнической  принадлежности

действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить

умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять познавательные цели

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью

Изучение нового

1.Проводит повторение основных изобраз.- выразит., средств, выводя определения на экран.

 2. Учитель предлагает ребятам разбиться по группам, выбрав стих ,1-ая группа  С.А. Есенин, 2-ая гр. – Р.Ругин). Раздает каждой группе банк заданий, тексты стихотворений. Определяет время выполнения.

3. Просит каждую группу представить выполненную работу.

Организует обсуждение  результатов. Проводит лексическую работу. Даёт задание найти в «Кратком словаре терминов» понятия «ассонанс», «аллитерация» и привести примеры (по группам).

1.Вспоминают названия тропов, записывают их в тетрадь.

2. Выполняют практическую работу в группах.

Читают стихотворения, отвечают на поставленные вопросы, находят ИВС, приводят примеры из стихотворений. Обобщают наблю дения: характери зуют звукообразы как фонетические средства выразит. Делают выводы о поэтике творчества авторов.

3. Ребята представляют выполненную работу .

Заслушивают учащихся, комментируют.

. Читают стихотво рения, выбирают наиболее точную интонацию

готовность к получению и применению новых знаний;

развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа

умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению  затруднений

умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, пред ставлять резуль таты исследова ния, умения осуществлять  анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие;

смысловое чте ние, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров;

умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии

умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное

Офтальмологическая пауза.

Зарядка для глаз (проводит учащийся)

формирование ценности здорового образа жизни

4. Предлагает доказать строчками из стихотворений, как поэты воспринимают природу.

Организует работу над выразительным чтением.

5.Предлагает ребятам сопоставить творчество изученных поэтов.

Вопросы: 1.Каковы темы стихотворений поэтов?

2. Художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения; цветовой колорит и пр.
3. Каким настроением проникнуты стихотворения?
4. Какими образами создается это настроение?

4. Цитируют строки, подтверждающие тезис, обосновывают его.

5.Ребята участвуют в обсуждении, сопоставлении творчества Есенина и Ругина

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей

умение планировать и последовательно осуществлять действия с учётом конечного результата при выполнении групповой работы.

умение отбирать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение доказывать, определять причинно- следственные  связи;

умение участвовать в коллективном обсуждении, проявляя доверие и эмпатию, разрешать возможные конфликты на основе согласования позиций

Закрепле ние Коррекция

Просит учащихся ответить на вопросы: «Какой предстаёт природа в лирике Есенина и Ругина? Что в их взглядах на  мир кажется вам близким?» Предлагает написать синквейн по теме урока

Делают вывод, что природа в изобра жении Есенина и ругина -это одушевлённое существо, живущее своей жизнью, а человек-часть природы.

Пишут и зачиты вают синквейны

совершенствование

ценностно-смысловых представлений о мире и человеке

коррекция (внесе ние дополнений и корректив в случае расхождения эталона и реаль ного продукта)

умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать, делать выводы в развёрнутой и сжатой форме; самостоятельно решать задачу  творческого характера

умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, умение грамотно использовать речевые средства  для выражения своих чувств и мыслей в диалоге

Рефлексия

Оценка

Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Пред лагает осуществить самооценку. Используя данные листа наблюдений за деятельностью учащихся на уроке, соглашается с их самооценкой либо вносит коррек тивы. Комментирует результаты.

Высказывают отношение к уроку,

Осущестляют саморефлексию (приём незакончен ного предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Теперь я смогу…

Письменно фикси руют результаты самооценки по обозначенным критериям (приём «Линейка»)

самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

умение грамотно строить устное речевое высказывание

умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи

Домашнее задание

Предлагает выучить на выбор стих. С. Есенина или  Р.Ругина о природе, проиллюстрировать (по желанию).

Уточняют задание,

записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по материалу, изученному на уроке.

формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный  выбор

умение планировать пути достижения учебной цели

умения опреде лять познаватель ные интересы и потребности, умение использо вать в познава тельных целях различные источники информации

умение осуществлять сотрудничество с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...