«Каждый выбирает для себя…» (Урок литературы в 10 классе по рассказу А. Вампилова «Конец романа»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок в предверии изучения творчества А.Вампилова, где используются технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая творческая работа. Рассказ "Конец" романа разбит на смысловые отрезки, над которыми работают ребята. Основная цель урока:
привлечь учащихся к осмысленному чтению произведения, развить навыки вдумчивой работы по анализу художественного текста.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_vybiraet_dlya_sebya.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждый выбирает для себя…»
(Урок литературы в 10 классе по рассказу А.Вампилова «Конец романа»)
Цель урока: привлечь учащихся к осмысленному чтению произведения, развить навыки вдумчивой работы по анализу художественного текста.
Развивающая цель урока: осмысление художественного произведения путем применения разных методов работы с текстом; развитие внимания, воображения, творческого мышления; развитие речи учащихся
Воспитательная цель урока: создать ситуацию внутреннего переживания, соучастия, сочувствия героям рассказ; ориентировать учащихся на создание правильных морально-этических оценок происходящему; продолжить формирование у учащихся человеческих ценностей: доброты, любви, гуманизма, отзывчивости, милосердия; привить интерес к произведениям А.Вампилова.
Приемы и технологии, используемые на уроке: технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая творческая работа
Оформление, технические средства: мультимедиа, презентация с рассказом, разделенным на части
ХОД УРОКА.
- Стадия вызова. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас в гости к замечательному писателю, нашему земляку Александру Вампилову.
- *А что вы знаете о писателе? Его творчество многогранно и разнообразно, я же приглашаю вас поразмышлять над его совсем небольшим рассказом, с которым мы с вами сейчас и познакомимся. Мне интересно послушать ваши суждения и услышать вашу точку зрения. А читать рассказ мы будем по частям.
*Но прежде скажите, что такое ожидание? *Подумайте и скажите, если ожидание – это цвет, то какой он? *А если это музыка, то какая? *А герой? *А чувство? *Что вы ожидаете от урока?
- Давайте начнем с названия: «Конец романа». О чем, по-вашему, пойдет речь?
*Что такое роман? * Где могут происходить события. *Кто является героем произведения?
Итак, подведем итоги прогнозирования.
II. Стадия осмысления. А теперь обратимся к тексту и поэтапно проследим за героями рассказа.
СЛАЙД 1.
Вокзала никакого нет, потому что нет еще города. Есть обыкновенная станция - маленькая, деревянная, выкрашенная в желтый цвет. В зале ожидания всего три скамейки. На одной из них устроились две бойкие старушки с корзинами, на другой спит, свесив ноги и одной рукой касаясь пола, здоровенный дядя в телогрейке.
На третьей скамейке сидит девушка в синем плаще, хорошенькая, с большими серьезными глазами. В этих глазах - беспокойство и даже страдание. Ничего удивительного, если она вот-вот заплачет. Рядом сидит, развалившись и закинув ногу на ногу, широкоплечий парень. Надвинутое на лоб серое кепи бросает тень на его глаза. Хорошо видно только большой правильный нос и крупные расслабленные губы. Тяжелые руки брошены на скамейку. Такая поза существует специально для выражения усталости, небрежности и равнодушия. У его ног стоит громоздкий черный чемодан.
3. Беседа на осмысление содержания
*Какие герои привлекают внимание? Почему? *О чем говорят позы героев? *Обратите внимание на глаза героев. Почему глаза девушки описаны, а глаза парня нет? *Как вы думаете, молодые люди собираются уезжать или только что приехали? *Каким мы видим вокзал? Почему он такой?
Все правильно. Давайте спрогнозируем развитие сюжета далее. Пока писатель ввел нас в экспозицию рассказа, завязки еще нет. *Что же произойдет дальше? Ваши предположения?
4.Читаем дальше.
СЛАЙД 2.
- Николай, ты не уедешь сегодня. Слышишь, не уедешь, - шепчет девушка, боязливо касаясь его руки.
- Почему я должен ехать завтра?
- Ни завтра, ни послезавтра ты не должен уезжать.
В ее голосе и просьба, и требование, и надежда. Он поднимает воротник, встает, берет чемодан.
- Выйдем отсюда.
Под ногами похрустывает лист облетевших тополей, с рельсов брызжут холодные лунные искры, дальше, за платформами и кустарником, чернеется зубчатый горизонт лесистой сопки. И вся тихая голубая осенняя ночь полна ожидания и беспокойства.
- Может быть, ты все-таки поедешь со мной? .
- Нет, не могу. И ты не должен уезжать... Я перестану тебя любить. Я люблю тебя здесь... умного, сильного. А ты... Если ты уедешь, я не смогу тебя любить...
Он усмехается.
5. Беседа. *Героиня просит Николая остаться. *Любит ли она его? Как она ведет себя? Почему? *Как ведет себя Николай? *Какое время года и время суток описывается в рассказе? Что оно символизирует? *Как вы считаете, останется ли он с ней?
6. Замечательно! Обратимся к тексту.
СЛАЙД 3.
- Какая ты еще девочка... Ну что ж, оставайся. Конечно, оставайся. И вот что... Поговорим откровенно. Я хочу, чтобы ты поняла, что ничего не теряешь. Для тебя даже хорошо, что я сматываюсь... Мы с тобой разные, как сосна и береза. Ты вся какая-то голубая, розовая и... глупая. Поговорим откровенно. Я с тобой никогда не говорил откровенно. Я обманывал тебя.
Виноват, конечно... впрочем, все мы друг перед другом виноваты... Сейчас, на прощанье, я хочу признаться тебе в том, что я люблю себя. Люблю самого себя - и это самая искренняя моя привязанность. Мне нравится заботиться о себе, окружать себя вниманием, удобствами. Здесь мне мешают этим заниматься. И мне надоело. Меня не устраивает это ваше дурацкое "будет". Квартира будет, театр будет, город будет! Когда, я спрашиваю? Я сейчас молод, понимаешь, мне это все сейчас надо.
А она твердит:
- Ты говоришь неправду... Ты так не думаешь. Ведь ты приехал сюда...
- Сюда я приехал заработать, ну и... из любопытства. Денег здесь приличных нет, любопытство мое удовлетворено. Магнитная гора меня больше не притягивает. Счастливо вам оставаться, фанатики, романтики! Мошку, грязь и морозы оставляю в ваше распоряжение. С собой я увожу только нежную память о них.
Мимо тащатся две старушки с корзинами. Громко зевая, проходит дядя в телогрейке. Пришел поезд.
- Ну вот, карета подана. Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай, как сказал один хромой старик. Он писал упаднические стихи, много ездил, но нигде не прописывался.
7. Беседа. *Совпали ли ваши ожидания с текстом? *Каким вы увидели Николая? * Можно ли Николая назвать эгоистом? *О чем он мечтает? *Любит ли он героиню? *Как вы думаете, поедет ли девушка за избранником? *А как вы бы поступили на её месте?
8.Проверим ваши предположения. Читаем следующий отрывок
СЛАЙД 4.
Он делает к ней шаг и замолкает. Луна не в состоянии скрыть ее бледности, дрожат губы, влажные глаза блестят... Все вместе это - боль, горе, смятение. Он берет ее за плечи и быстро, ласково, настойчиво говорит:
- Ты поедешь со мной! Сейчас же! Будь умницей... Если ты любишь меня - ты поедешь. И не надо больше глупостей про воздушный замок у Магнитной горы. Подумай, чтобы быть счастливым, необязательно строить новый город. Есть много готовых городов. Ну?..
Поезд вздрагивает и медленно ползет вдоль перрона.
- Нет... я не могу, - шепчет она.
9. Беседа. * Совпали ли ваши ожидания с текстом? *Можно ли утверждать, что чувства ещё есть? *Что героям мешает быть вместе? *Что будет дальше?
10. Читаем заключительный отрывок.
СЛАЙД 5.
Его лицо становится жестким и надменным.
- Тогда прощай, - говорит он и вскакивает в тамбур. Раскрытую дверь тамбура тотчас же заслоняет толстая фигура женщины-проводницы.
- Укатил соколик, - взвизгивает проводница, - ищи, девка, другого.
Быстро прогорел красный огонек последнего вагона, и вот уже замирает стук колес. И сразу делается невыносимо тихо. Слышно, как бьется сердце.
К луне крадется тяжелая черная туча. Становится темно. Девушка идет от станции в гору, туда, где светятся окна поселка. Шаги сиротливо шуршат по сухой траве. В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города.
11. Беседа.
*Какое чувство возникает после прочтения последней строки? *Будут ли герои счастливы в дальнейшей жизни?
*Как бы вы объяснили финальную фразу: « В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города.»
*Можно ли предположить, что мечты девушки сбудутся? *Совпали ли ваши ожидания с тем, что вы прочитали.
III. Рефлексия.
*О чем рассказ? *Чему он учит? *Согласны ли вы с выбором героев?
*Нужно ли отчаиваться, если ваши ожидания не оправдались?
*Какие уроки можно извлечь из прочитанного рассказа?
Свое отношение к данному произведению я предлагаю выразить вам в синквейне (по группам): ожидание, Николай, героиня, мечты, а ещё одна группа перепишет конец произведения
IV. Итог урока. Урок хочется закончить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...