урок литературы "Ю.П.Казаков "Поморка""
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Выручаева Ирина Сергеевна

Много произведений (и лирических, и прозаических) написано о Русском Севере, но так чутко, так пронзительно, бережно и нежно, и в то же время, очень открыто, честно, как Ю. П. Казаков, мало кто писал. «Истинный паломник по северной земле».

Большой талант и настоящая любовь к  Северу помогли ему создать одни из самых запоминающихся страниц в русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная Хетовская средняя  школа»

Виноградовского района Архангельской области

Конспект урока литературы
в 8 классе

« Юрий Павлович Казаков «Поморка» »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Выручаева Ирина Сергеевна

                                                         п. Хетово

 2015

                                                               

                                            Север не отпускал меня,

                                                                   а притягивал всё сильнее…

                                                                                                   Ю. П. Казаков

Цель урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству писателя Ю. П. Казакова

Задачи урока: 1)познакомить обучающихся с творчеством Ю. Казакова, связанном с пребыванием писателя на Русском Севере;

2) способствовать развитию умения анализировать текст.

3)способствовать воспитанию любви к родному краю через чтение произведений о Русском Севере.

Предварительная подготовка учителя: 1) приготовить портрет писателя, иллюстрации к рассказу «Поморка», организовать выставку книг писателя.

2) подготовить тексты рассказа для домашнего прочтения учащимися. 3)подготовить презентацию к уроку и песню «Широко летишь, ты, море Белое» в исполнении «Северного русского народного хора».

4) толковый словарь.5) икону Николая Чудотворца.

Предварительная подготовка учащихся: 1) прочитать рассказ «Поморка», озаглавить каждую часть рассказа, подготовиться к пересказу.

2)индивидуальное задание двум учащимся – подготовить рассказ о жизни и творчестве  Ю. П. Казакова.

Содержание урока.

1.Вступительное слово учителя. Чтение  стихотворения

Русский север - земная услада,
Тишина и природы покой,
Истомленному сердцу отрада
Наблюдать твой рассвет над рекой.

Русский север - деревни родные,
А вокруг все леса да леса,
И просторы твои неземные,
И закрытые мглой небеса.

Русский север - люблю твои лики,
Бег Двины, древних Храмов печаль,
Белых чаек тревожные крики,
И далекую синюю даль.

Много произведений (и лирических, и прозаических) написано о Русском Севере, но так чутко, так пронзительно, бережно и нежно, и в то же время, очень открыто, честно, как Ю. П. Казаков, мало кто писал. «Истинный паломник по северной земле».

Большой талант и настоящая любовь к  Северу помогли ему создать одни из самых запоминающихся страниц в русской литературе.

Но кто он? (О его жизни и творчестве нам мало известно). Мы с вами изучали в 7 классе одно его произведение «Тихое утро» (кратко вспоминаем содержание)

2.Постановка цели и актуализация темы урока.

(Обучающиеся пытаются сформулировать тему  и цели урока)

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с личностью и творчеством Юрия Казакова, историей создания рассказов «Манька», «Поморка». Подробнее обратимся к рассказу «Поморка», который вы прочитали дома.

 

3.Знакомство с биографией писателя

Ученик 1. Юрий Павлович КАЗАКОВ родился 8 АВГУСТА в Москве в семье рабочего. Родители Павел Григорьевич и Устинья Андреевна — бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии. Семья была малообеспеченной, постоянно испытывала материальные трудности и родители мечтали, чтобы их сын стал инженером или врачом. Однако сам Юра с детства мечтал стать музыкантом и в 1946 году он поступил в Московское музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса, а в 1951 был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Работает корреспондентом газеты «Советский спорт»,а
     в 1953 г поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. Казаков вспоминал: «Я не помню... почему меня в одно прекрасное время потянуло вдруг к литературе... Скорее всего, это случилось потому. Что я, как, наверное, и каждый молодой человек, мечтал тогда о славе, об известности... Я мечтал о двух профессиях — о профессии дирижёра симфонического оркестра и о профессии писателя...» С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. В одном из писем он писал: Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа. Писатель справился с этой нелегкой задачей. Ещё студентом он с живейшим интересом прочитал книгу известного писателя — этнографа С.В. Максимова «Год на Севере», и в1956 г он отправился в своё первое путешествие по Белому морю.Тогда Ю. П. Побывал в Архангельске. Мезени, Койде, Зимней и Летней Золотицах, многих других древних поморских сёлах.

Поездка оказалась творчески плодотворной. Беломорский север буквально покорил писателя. Здесь ему всё было внове и всё пришлось по душе: и суровое море и скупая северная природа, и трудолюбивые и немногословные, но душевные рыбаки — поморы, их нравы и обычаи, их своеобразный язык. Вот когда захотелось Юрию Павловичу писать и писать о Севере.

Учитель: (на фоне песни «Широко летишь, ты, море Белое» в исполнении «Северного русского народного хора»). Архангельск! Нельзя не сказать о главных героях произведений Ю. Казакова – об Архангельске и Белом море.

                                             

                                                  Архангельск.

Архангельск разнообразен и контрастен. Он стар, но по существу строиться начинает только сейчас. Есть города, для которых всё в прошлом. У Архангельска – всё в будущем.                                                                                                     Можно пойти по любому переулку и через двести метров очутиться как бы в глубокой провинции и в прошлом веке. Деревянные тротуары, между досок лезет трава, возле ступенек крылец цветут одуванчики, заборы заваливаются внутрь или наружу. Дома одноэтажные и двухэтажные, с высокими крышами, с наружными лестницами, напоминающими трапы.                                                         Можно выйти поздним вечером к Двине у центра города, и тогда поражаешься сиреневому цвету огромной массы воды, обилию света, нисходящему на город с океана, и всему северному горизонту.

Ученик 2. Именно в Арх-ке в 1957 г. отдельной книжкой вышел первый казаковский рассказ «Тедди», а в 1958 г. увидел свет первый сборник рассказов «Манька».Север, как магнит, притянул к себе Казакова. Он совершил путешествие в Нарьян-Мар, плавал на колхозных рыбацких судах, с рюкзаком и ружьём за плечами путешествовал по берегам Белого моря.

«Тихий зов Севера» неумолимо привлекал К. «Но мне почему-то,- говорил писатель,- всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях - в местах исконно русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку. А постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

Так возник рассказ «Поморка» в 1957 году.

«Север не отпускал меня, а притягивал всё сильнее»,- признавался Ю.П.Казаков (обращение к эпиграфу).

Наш Север оказал благотворное воздействие на всё творчество писателя. Здесь родилось одно из лучших произведений К. «Северный дневник» - о путешествии писателя из Архангельска в Мезень.

В «Северный дневник» автор включил очерк-монолог «О мужестве писателя». Он был написан Казаковым в одну из летних ночей в архангельской гостинице «Двина».

«МУЖЕСТВО ПИСАТЕЛЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРВОГО СОРТА. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ С НИМ ПОСТОЯННО... ТОЛЬКО НЕ НАДО ДУМАТЬ, ЧТО ТО , О ЧЁМ ТЫ ПИШЕШЬ ПРИМУТ СРАЗУ И БЕЗОГОВОРОЧНО, НО ТЫ ВСЁ РАВНО ДОЛЖЕН ПИСАТЬ, ДУМАЯ О БЕСЧИСЛЕННЫХ НЕВЕДОМЫХ ТЕБЕ ЛЮДЯХ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТЫ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПИШЕШЬ...»
  4. Анализ рассказа «Поморка»  

Вернувшись однажды из очередной поездки на Север в 1957 году, Ю. Казаков пишет небольшой рассказ «Поморка» - рассказ о жизни русской деревни, расположенной на берегу Белого моря, о судьбе женщины – поморки, выдержавшей суровые испытания, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям.

1 глава.(слушаем пересказ первой главы). Как озаглавили? Предполагаемые ответы: «Осень на Белом море», «Жизнь на Белом море».

Словарная работа: 

МОТОБОТЫ – небольшое одномачтовое судно, для ловли рыбы.                      

СЛЕПОЙ ДЕНЬ – короткий световой день.

ТРУДОДНИ – мера затрат труда в колхозах, применявшаяся в 1930-1966гг.

ТОНЯ – место, где ловят рыбу.

Анализ главы: время года, занятия помор, звуки, запахи.

2 глава.(слушаем пересказ первой главы). Как озаглавили? Предполагаемые ответы: «Изба и её хранительница», «Хозяйка».

Словарная работа: 

В ДВЕ СВЯЗИ – к избе примыкает двор с сенями и поветью.

МЕРЁЖКА – рыболовное орудие типа ловушки, применяется чаще в речном, озерном рыболовстве.

АГАРОВЫЙ ЗАВОД – водорослевый

Работа над образом главной героини – Марфы – 90 лет. (зачитываем из текста описание героини, её занятия). Обращаем внимание на обстановку в избе, запахи: мыло, берёзовый веник, море, водоросли - запах чистоты. Обратимся к значению имени Марфа – это самое распространенное женское имя  на Руси. А в русской деревне занимает первое место. Значение – «Великая», характер – простодушный и сильный. Носительница этого имени добродушна, всегда готова придти на помощь, доброжелательна. Хранительница домашнего очага, заботливая мать. Ей не свойственны  хитрость и злоба. Посмотрите, как точно подходит это имя нашей героине.

3 глава.(слушаем пересказ первой главы). Как озаглавили? Предполагаемые ответы: «Предчувствие смерти», «Ожидание смерти».

Сундук  со смертным бельем, запах сундука.

Объяснение значения пословицы:
Не тогда плясать, когда гроб будут тесать.

Слово учителя. Чтение текста.

 Ночью, когда на море разыгрывается шторм, ревет внизу совсем близко прибой и рев этот отдается по всей избе, так что вздрагивают потолки и стены, Марфа молится, стоя на коленях в углу. Молится она не за себя – за тех, кто на рыбных промыслах в Баренце.
– Пошли, Господи, им поветерь, – шепчет она и кланяется, стукаясь лбом о пол. – Не погуби, Господи, сохрани их, Николушка!
Странно мне слушать это – будто бабка моя молится, будто мать свою я слышу сквозь сон, будто все мои предки, мужики, пахари, всю жизнь, с детства и до смерти пахавшие, косившие, положенные, забытые по погостам, родившие когда-то и хлеб и другую, новую жизнь, будто это они молятся – не за себя, за мир, за Русь – неведомому богу старозаветному
, доброму Николе-угоднику.
– Пошли им погодушку, небушко чистое, водицу светлую, – шелестит во тьме девяностолетний голос.

Учитель обращается к иконе. НИКОЛАЙ  ЧУДОТВОРЕЦ – покровитель путешественников, моряков, заступник от разбойных нападений. Существует легенда, что св. Николай спас людей во время шторма и стал покровителем моряков.

Но эти радостные и грустные мысли скоро уходят, уступая место другим, привычным мыслям и заботам. И она уже думает, как бы дожить до Михайлова дня, когда все начнут собираться домой, что корова уже стара, плохо и мало доится, и не забыть сказать, чтобы купили новую, что надо гонять овец за коргу – там много морской капусты давеча накидало, что надо жать ячмень на огороде да вешать сушить...

Вопрос: почему  она  думает, как бы дожить до Михайлова дня, когда все начнут собираться домой?  ( Михайлов день – 21 ноября.)                                                                            

– Ах ты! Опять выползла... Своих ждет. Хорошая старуха-то, святая, одно слово – поморка! Хошь, выпьем за нее?
Он сильно затягивается, прищуривает правый глаз, обжигая губы, бросает окурок, втаптывает его каблуком в песок, жидко сплевывает и идет берегом на рыбоприемный пункт, потирая красную шею, ширкая друг о друга отвороченными голенищами высоких сапог.
Проходя мимо Марфы, он сдергивает кепку и почтительно кланяется ей.
Ветер холодеет, небо темнеет, заря окрашивается в винный цвет, воздух делается прозрачней, смугло румянеют избы наверху, а на востоке загораются редкие бледные звезды. Скоро совсем смеркнется, а Марфа все будет стоять, положив старчески-сизые руки на плетень, и смотреть на море, пока не погаснет последний мглистый отблеск зари.

Промежуточный вывод: много суровых испытаний выпало на долю Марфы - настоящей поморки, но она не сломилась, выдержала все трудности и до конца дней своих остаётся жизнелюбивой, сильной, доброй , внимательной ко всем людям. По привычке она каждый день выходит к морю, «ждёт своих», хотя её муж, дети умерли, для неё  СВОИ все рыбаки – поморы , она каждый день молится за других :«Пошли, Господи, им поветерь, – шепчет она и кланяется, стукаясь лбом о пол. – Не погуби, Господи, сохрани их, Николушка!»

 Чтение  стихотворения С. Павлова «О Белом море коротко»

Нет, не всегда сурово наше море,
Бывает в летний день, скорее даже ночь,
Оно, как серебро литое,
Меж островов, лениво, расплылось,
А если еще солнце позолотой
Его обдаст, то вовсе чудеса,-
Плывешь на лодочке и лечит душу
Такая первозданная краса.
Вот так живем, то боремся, то дружим
Мы с этим зверем, с бездною пучин,
А  панцирь ледяной его покроет,
Как о любви утерянной грустим...
Лишь сердце мысли согревают,
Что лето белое придет,
Оковы крепкие растают

И волны, море, как объятья,
Опять навстречу распахне
Т.

5.Вывод: один известный литературовед написал о Ю. П. Казакове: «Рассказы Казакова обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой стороны. Воспоминания о прочитанных его рассказах странным образом волнуют, и невольно думаешь, что ты чего-то недопонял , что-то очень важное ускользнуло из сознания, а ощущение красоты, какое сохранилось в сердце, тянет тебя вновь к прочитанным рассказам. Ты открываешь книгу и, вспоминая сюжет того или иного рассказа, с любопытством зачитываешься опять, забывая, что тебе уже всё известно. Как это удавалось Юрию Казакову навсегда останется тайной!»

6. Домашнее задание: прочитать рассказ Ю. П. Казакова «Манька».


Список литературы для подготовки к уроку: 1. Ю. П. Казаков. Северный дневник.- М., 2008.(Ломоносовская библиотека)2. Литературный  Север: книга для учащихся 5-8 классов/сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: изд-во Поморского педуниверситета, 1995.   3.  Л. А. Виноградова, А. Н. Горчан

Сборник изложений 4-8 кл.- М.: Просвещение, 1981.(текст «Архангельск» по Ю. Казакову)4.Большая Российская энциклопедия: В 30 т.Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 10.- М.:БРЭ, 2008.5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.М.:ООО»ИТИ Технологии», 2007.6. Песня «Широко летишь, ты, море Белое», обработка Н. Мешко. В исполнении «Северного русского народного хора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...