Рабочая программа по литературе. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897; примерной программы по литературе, соответствующей ФГОС; авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Программа курса «Литература». 5-9 классы. М, Русское слово, 2014, образовательной программы общеобразовательного учреждения. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературы в 5 классе по ФГОС отводится не менее 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Программа включает в себя перечень нормативных документов, изменения в программе и их обоснование, требования к уровню подготовки учащихся, содержание образовательной программы, график контрольных работ, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование. Учебные часы распределены по разделам курса, отражена последовательность изучения тем. Данная программа реализуется по УМК в соответствии с требованиями федерального перечня учебников: УМК под редакцией Меркина Г.С.: 5 класс: «Литература»: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2ч./ авт.-сост. Меркин Г.С. - М.: Русское слово, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №17 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРЕ
5 «И» класс
Учитель:Харитонова Нелли Викторовна,
первая квалификационная категория
Когалым,
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования МАОУ СОШ №7.
Программа ориентирована на использование УМК Г.С. Меркина.
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт. сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (Инновационная школа).
Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе:
1. Содержание учебника соответствует стандарту основного общего образования по литературе.
2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.
3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые выстраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.
4. Хорошо представлена зарубежная литература.
5. Большое внимание в учебниках уделено развитию представления о межпредметных связях.
6. В учебнике литературы Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур.
В УМК Г.С. Меркина представлены сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.
Учебник способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебнике.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно- нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
Данная программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной дисциплины. Формами промежуточной аттестации являются контрольные тесты, сочинения.
Общая характеристика курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведений зарубежной литературы в 5 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение литературы в 5 классах основной школы отводит 3 часа в неделю в течение года обучения, всего 105 уроков в год.
Класс | Количество недельных часов | Количество учебных недель | Количество часов за год |
5 класс | 3 | 35 | 105 |
Планируемые результаты освоения курса литературы в 5 классе
Личностными результатами являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
- осознание себя как человека, обладающего особым внутренним миром, как носителя определенной точки зрения на мир;
- осознание другого человека, обладающего подобным же внутренним миром, осознание ценности этого внутреннего мира;
- приобщение к отечественной и мировой культуре;
- представление об отношениях вечных нравственных ценностей и исторически преходящих моральных нормах.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- самостоятельно создавать собственные авторские тексты, ставить задачу внутри заданной темы и выбирать выразительные средства её решения;
- создавать развернутое монологическое высказывание.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
К концу 5 класса обучающиеся должны:
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки).
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев.
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, диалога литературных героев.
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений.
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.) Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
Создание плана будущего сочинения (простого).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе: жанры фольклора: сказки, пословицы, поговорки; стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления);
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции.
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Общая логика движения материала представляется следующей:
Класс | Содержание материала |
5 | Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий. |
Словарный минимум по литературе
5 класс: Автобиография, автограф, анекдот, антитеза, антракт, басня, баллада, баян, былина, гимн, герой литературного произведения, детская литература, дневник, диалог, загадка, заглавие, идеал, лирический герой, пословица, поговорка, амфибрахий, хорей, ямб.
Содержание тем учебного курса
- Введение -1ч.
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Особенности работы с учебником, электронным приложением к учебнику.
- Из мифологии- 3 ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Герои мифов.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
- Из устного народного творчества – 8 ч.
Истоки УНТ, его основные виды. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Загадки. Пословицы, поговорки.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий и т.д. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовой сказки. Миф и сказка: сходства и отличия.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сочинение собственной сказки.
- Из древнерусской литературы -3ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» (фрагменты): исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе. Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
- Басни - 6ч.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица»;
Лафонтен «Лисица и виноград». Краткие сведения о писателе. Сравнение басен двух авторов. Раскрытие характеров персонажей в баснях.
Русские басни. Русские баснописцы 18-19 вв. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки человека – основные темы басен. Русская басня в 20 в.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения об ученом и поэте. «Случились вместе два астронома в пиру...»
«Бродячие сюжеты» в баснях. Различные способы реализации одного и того же сюжета. Своеобразие пафоса басен.
И. А. Крылов. Слово о писателе.
Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И. А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
- Из литературы 19 века -37ч.
А. С. Пушкин
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Стихотворения: «Няне». Образы природы в стихах «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Поэма «Руслан и Людмила» (пролог): сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
М. Ю. Лермонтов
Слово о поэте. Краткие сведения о детских годах.
Стихотворение: «Бородино». История создания. История и литература. История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. Образ простого солдата – защитника родины. Любовь к Родине. Верность долгу. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа
Н. В. Гоголь
Слово о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение славянских преданий, легенд, обрядов. Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Зло и добро в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием,
И. С. Тургенев
Слово о писателе. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в судьбе и творчестве писателя.
Рассказ «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Отношение И.С. Тургенева к родному языку.
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе;
эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н. А. Некрасов
Слово о поэте. Детские впечатления. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Отношение автора к героям. Внимание Некрасова к жизни простого народа.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями
Л.Н. Толстой
Сведения о писателе. Л. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы. Две жизненные позиции: Жилин и Костылин. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Отношение автора к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А. П. Чехов
Слово о писателе. Детские и юношеские годы. Семья Чеховых. Врач Чехов и писатель. Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.
Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и комических ситуаций; сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Жанровое своеобразие.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде
- Из литературы 20 века -30ч.
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.
И.А. Бунин
Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности писателя. Книга в жизни Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажей.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. Андреев
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. Куприн
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в творчестве. Рассказ «Золотой петух». Цель личная и общественная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость – основные проблемы рассказа. Особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
А.А. Блок
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
С. А. Есенин
Слово о поэте. Детские годы С. Есенина. В Константинове. Стихотворения «Ты запой мне ту песню...», «Поет зима – аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
А.П. Платонов
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Тема рассказа. Мир глазами ребенка. Образы главных героев.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
П.П. Бажов
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Н.Н. Носов
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. Астафьев
Слово о писателе. Детство в Сибири. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея, цельность произведения. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос
Е.И. Носов
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и красота. Мир глазами ребенка. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
- Родная природа в произведениях русских писателей 20 века – 3 ч.
В.Ф. Боков «Поклон
Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»
Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»
В.И. Белов «Весенняя ночь»
В.И. Распутин «Век живи – век люби»
Развитие речи: выразительное чтение
- Из зарубежной литературы -13ч.
Д. Дефо
Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» отрывки).
История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Сюжетные линии, характеристика персонажей. Образ главного героя.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Х.-К. Андерсен
Слово о писателе.
Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, гармония, дружба, любовь.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
М. Твен
Слово о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мир детства и мир взрослых. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Ж. Рони - Старший
Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир древнего человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»: период раннего взросления, добро и зло, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. Линдгрен
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберге» (отрывок).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
- Итоги года – 1 ч.
Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество сочинений | Развитие речи | Количество уроков внеклассного чтения |
| 1 | |||
| 3 | 1 | ||
| 8 | 1 | 3 | 1 |
| 3 | 2 | ||
| 6 | 1 | 3 | |
| 36 | 1 | 3 | 2 |
| 30 | 1 | 3 | 2 |
| 4 | 1 | ||
| 13 | 2 | 1 | |
| 1 |
№ урока | Тема урока | УУД | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение -1ч | ||||
1 | Книга в духовной жизни человека. | Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебника Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, Коммуникативные задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | ||
Из мифологии- 3 ч | ||||
2 | Античный миф. «Рождение Зевса» | Регулятивные: использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала. Коммуникативные: создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля . Познавательные: определение основной и второстепенной информации и извлечение ее из текстов разных типов. | ||
3 | Античный миф. «Олимп». | |||
4 | Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | |||
Из устного народного творчества – 8 ч | ||||
5 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. | Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, | ||
6 | Малые жанры фольклора. Загадки. | Познавательные: осознает познавательную задачу, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, | ||
7 | Пословицы и поговорки. | |||
8 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | Регулятивные: использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала. Коммуникативные: создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля Познавательные: определение основной и второстепенной информации | ||
9 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | |||
10 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | |||
11 | Сказки народов России. «Падчерица». | |||
12 Рр С1 | Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. | |||
Из древнерусской литературы -3ч. | ||||
13 | Жанры древнерусской литературы: повесть, житие. | Регулятивные: овладение техникой планирования учебной деятельности. Коммуникативные:создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу. Познавательные: установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси | ||
14 Рр | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | |||
15 Рр | Летопись. «Кий, Щек, Хорив», «Хазары» | Регулятивные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; Познавательные:понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Коммуникативные:формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; | ||
Басня – 6ч. | ||||
16 | Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворон и лисица». «Лисица и виноград» | Регулятивные: овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала. Коммуникативные: согласовывать свои действия с действиями партнеров при чтении басен . Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из различных источников. | ||
17 | Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». | |||
18 | М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». | |||
19 | «…Весёлое лукавство ума…» (А. С.Пушкин). Басни И. А. Крылова. | Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | ||
20 Рр | «В литературной гостиной». Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова. | Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | ||
21 Вн чт | Русская басня XX века. | Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Познавательные: поиск и выделение . Коммуникативные:согласовывать свои действия с действиями партнеров при чтении басен. | ||
Из литературы 19 века -36ч. | ||||
22 | Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. | Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания . Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами . | ||
23 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | |||
24 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; Познавательные: производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
25 Вн чт | Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой. | |||
26 | «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
27 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». | Регулятивные: овладение различными типами пересказа. Познавательные :смысловое чтение осознанное построение речевого высказывания самостоятельное решение проблемы творческого характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра контроль, оценка, коррекция его действий. | ||
28 Рр | «В литературной гостиной»: поэзия XIX века о родной природе. | Регулятивные: овладение различными типами пересказа. Коммуникативные: создавать устные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной форме. | ||
29 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. | Регулятивные: овладение различными типами пересказа . Коммуникативные: создавать устные и письменные высказывания на заданную тему. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. | ||
30 | История создания стихотворения «Бородино». Бородинское сражение и его герои. | |||
31Рр | Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино». | |||
32 | Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». | |||
33 | Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». | |||
34Рр С2 | Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». | |||
35 | Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Регулятивные: овладение различными типами пересказа. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. Коммуникативные: создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. | ||
36 | Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и историческая основа повести. | |||
37 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | |||
38 Вн чт | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | |||
39 | Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». | Регулятивные: овладение различными типами пересказа. Коммуникативные: создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. | ||
40 | Знакомство с героями рассказа И. Тургенева «Муму». | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. | ||
41 | Герасим и его окружение. Герасим и Муму. Два решения. | |||
42 Рр С3 | Классное сочинение - анализ эпизода. | |||
43 Вн чт | Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. | |||
44 Рр | Чтение стихотворения И. Тургенева «Русский язык» наизусть. | |||
45 | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. | Регулятивные: овладение различными типами пересказа. Коммуникативные: создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. Познавательные: осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. | ||
46 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. | Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний формировать операциональный опыт. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера. Коммуникативные: работать в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества). | ||
47 | Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. | |||
48 | «Есть женщины в русских селениях». Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка». | |||
49 Рр | Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | |||
50 | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». | Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока. Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | ||
51 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | |||
52 | Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | |||
53 Рр С4 | Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». | Регулятивные: находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. Познавательные: проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | ||
54 | Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | ||
55 | Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил» | |||
56 | Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». | |||
57 КР 1 | Контрольная работа. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить письменные высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | ||
Из литературы 20 века -30ч. | ||||
58 | Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». | Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | ||
59 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | |||
60 Рр | Чтение стихотворения И. Бунина наизусть. | |||
61 | Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Мир города в рассказе «Петька на даче». | Регулятивные: составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
62 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. | |||
63 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образа в рассказе «Золотой петух». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
64 Рр | Удивительное в мире природы. (По рассказу А. Куприна «Золотой петух»). | |||
65 | Тема сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». | |||
66 | А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. «Блоковские» места. | Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из разных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | ||
67 | Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | |||
68 | Детские годы С. Есенина. Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...». | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | ||
69 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | |||
70 Рр | Чтение стихотворений С. Есенина наизусть. | |||
71 | А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) | Регулятивные: владеть навыками квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение. Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ||
72 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | |||
73 | Детские годы П. П. Бажова. Творческий поиск. Жанр литературного сказа. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
74 | Вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | |||
75 | Вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | |||
76 | П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | |||
77 | П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | |||
78 Вн чт | Сказы Бажова. | Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
79 Вн чт | Сказы Бажова. | |||
80 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; развивать способности к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
81 | Весёлый вымысел рассказа Н. Носова «Три охотника». | |||
82 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из разных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
83 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | |||
84 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | |||
85 Рр С5 | Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «Как Васютка выжил в тайге». | |||
86 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» | |||
87 | Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; развивать способности к регуляции учебной деятельности; уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога. | ||
Родная природа в произведениях русских писателей 20 века – 4 ч. | ||||
88 Вн чт | Родная природа в произведениях русских писателей 20 века. В.Ф. Боков «Поклон». | Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развить навыки сопоставительного анализа художественных текстов Коммукативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | ||
89 | Родная природа в произведениях русских писателей 20 века. В.Ф. Боков «Поклон» | |||
90 | Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», В.И.Белов «Весенняя ночь» | |||
91 Рр | Чтение стихотворений о родной природе наизусть. Р.Г.Гамзатов «Песня соловья» | |||
Из зарубежной литературы -13ч. | ||||
92 | Путешествия и приключения в литературе. Д. Дефо «Жизнь …Робинзона Крузо». | Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь составлять алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | ||
93 | Характеристика персонажей романа Д. Дефо. | |||
94 | Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. | Регулятивные: выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию | ||
95 | Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». | |||
96 | Марк Твен. Автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. | Коммуникативные: постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи. Регулятивные: выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. | ||
97 | Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». | |||
98 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни Тома Сойера. | |||
99 | Жозеф Рони_Старший. Краткие сведения о писателе. | Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: искать и выделять необходимую для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновывать их, делать выводы; Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | ||
100 | Роман Ж. Рони–Старшего «Борьба за огонь»- увлекательная картина далекого прошлого. | |||
101 Рр | Историческое и фантастическое в романе «Борьба за огонь» Ж. Рони-Старшего. | |||
102 | Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». | Регулятивные: умение адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | ||
103 Рр | А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». Литературная игра «По страницам прочитанных книг». | Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; развивать способности к регуляции учебной деятельности; уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | ||
104 КР 2 | Итоговая контрольная работа. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить письменные высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | ||
Итоги года – 1 ч. | ||||
105 | Подведение итогов года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание теста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
- Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развёрнута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
- Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
- Оценка «НЕУДОВЛЕТВАРИТЕЛЬНО» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в овеете отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушение литературной нормы.
Нормы оценки сочинений
Оценки за грамотность сочинения выставляются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию
Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а так же делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение материала;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Отметка «3» ставится за сочинение:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании пяти речевых недочётов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведении, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Итоговый тест по литературе в 5 классе
Вариант I
Часть А.
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
г) художественные произведения, созданные нашими предками.
2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; е) рассказ;
б) песня; ж) сказка;
в) пословица; з) легенда;
г) повесть; и) поговорка.
д) поэма;
3. Дайте определение понятию «Эпос» и назовите его особенности. Эпос – это…
4. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский г) М.В. Ломоносов
5. Какие события отражались в летописях
а) исторические; б) фантастические; в) анекдотические
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) И.С. Тургенев «Бежин луг»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) И.А. Крылов «Свинья под дубом»
г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
7. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова.
а) 1903 – 1978 б) 1855 – 1915
в) 1814 – 1841 г) 1894 – 1958
8. Где родился В.П. Астафьев.
а) Москва б) Санкт-Петербург
в) Красноярск г) Рязань.
9. В рассказе А.П.Платонова «Никита» отец мальчика вернулся
а) с работы; б) с отдыха; в) с войны
10. Продолжите стихотворение и назовите автора:
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром…
11. Н.В. Гоголь родился
а) в России; б) в Украине; в) в Белоруссии.
12. Почему письмо Жилина героя рассказа «Кавказский пленник» не могло дойти до его матери?
а) он указал другой адрес;
б) он уничтожил письмо;
в) письмо потерялось.
13. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления – это
а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение
14. Сопоставьте жанр и формулировку. Приведите примеры произведений.
- Сказка
- Басня
- Летопись
а) стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце содержится мораль.
б) занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
в) исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодную, более или менее подробную запись исторических событий.
Часть В.
- Определите, из какого произведения приведен отрывок ниже:
«А как голосисто кукарекал он зарю! Сначала за стойкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом, сразу забирая в головокружительную высоту, петух уверенно брал первое колено песни. Он никогда не торопился переходить ко второму колену и, словно стараясь показать всем соседним петухам своё мастерство, забирал всё выше и выше. Голос его звенел чистым, прозрачным звуком меди, и Витьке казалось, что вот сейчас в горле петуха что-то лопнет от натуги и песня оборвётся. Витька даже съёживался от этой звонкости петушиной песни…»
Запишите автора этого произведения и его название.
2. Определите жанр произведения, отрывок из которого приведен в задании № 1.
3. Какие еще произведения, прочитанные вами в 5 классе, вы можете отнести к этому жанру? Запишите автора и название произведение.
4. Назовите басню И. А. Крылова, которая не оставила равнодушным петуха – героя рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас».
5. Определите тему рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»:
в) о доброте и милосердии
б) о дружбе Кольки и Витьки
г) о жестокости взрослых, которые хотели убить петуха
Часть С.
Напишите синквейн о понравившемся литературном произведении, прочитанном в этом учебном году.
Итоговый тест по литературе в 5 классе
Вариант II
Часть А.
1. Проблема с определением автора фольклорного произведения связана с тем, что:
а) имена авторов до нас не дошли, потому что эти произведения были созданы очень давно;
б) писатели и поэты того времени предпочитали сохранять анонимность;
в) произведения передавались устно от одного человека к другому, и каждый мог добавить что-то своё;
г) фольклорных произведений очень много, они в основном маленькие, поэтому сложно запомнить автора каждого.
2. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
а) волшебные; б) бытовые; в) о животных.
1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.
2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.
3. Дайте определение понятию «Лирика» и назовите её особенности. Лирика – это …
4. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.
а) Житие б) Летопись
в) Мемуары г) Воспоминания
5. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка б) Роман
в) Пословица г) Закличка
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
8. Барыня назвала Герасима «неблагодарным человеком» и не захотела возвращать его. Согласны ли вы с барыней, или у вас другое мнение?
а) Конечно, барыня права: ведь она «жаловала его как верного и сильного сторожа».
б) Герасим ушёл без её разрешения, следовательно, отплатил за всё неблагодарностью.
в) Барыня была не способна понять Герасима и сама причинила ему горе.
9. Продолжите четверостишие и назовите автора:
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега…
10. Назовите годы жизни А.И. Куприна
а) 1903-1978 б) 1799 -1837
в) 1870-1938 г) 1894-1958
11. Как топилась баня, похожая на бабушку в рассказе «Никита»:
а) она вообще не топилась, так как уже была старая, и в ней никто не мылся;
б) по-чёрному;
в) топилась газом.
12. Назовите автора рассказа «Кавказский пленник»
а) М.Ю.Лермонтов; б) А.П.Чехов; в) Л.Н.Толстой
13. А.С. Пушкин родился
а) в Санкт-Петербурге; б) в Болдино; в) в Москве.
14. Укажите соответствие. Приведите примеры произведений.
1. Басня. 2. Рассказ. 3. Стихотворение.
А. Выражает переживание лирического героя.
Б. Является повествованием о событиях.
В. Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце содержится мораль.
г) Г.К. Андерсен «Соловей»
7. Выбери из приведенных ниже литературных терминов те, которые обозначают элементы, из которых состоит сюжет художественного произведения и запишите их по порядку:
рассказ, миф, развязка, метафора, экспозиция, завязка, олицетворение, фольклор, басня, ирония, кульминация
Часть В.
1. К какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого дан ниже? Дайте определение этого жанра.
«Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз - хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят…
Солнышко еще не зашло, а ковер уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..»
2. Основываясь на содержании текста задания № 1, объясните, какую практическую роль играли сказки в жизни русского народа.
3. Выпишите из текста, приведенного в задании № 1, примеры постоянных эпитетов и гиперболы (преувеличения).
4. Какие виды сказок вам известны? К какому виду вы отнесете сказку «Царевна-лягушка»? Свой ответ аргументируйте.
5. «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Как называется данный композиционный прием?
Часть С.
Напишите синквейн о понравившемся литературном произведении, прочитанном в этом учебном году.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература для учителя
1. Учебник «Литература часть первая, вторая под редакцией Г.С. Меркина»
2. Программа по литературе для 5-11 классов авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, Москва, «Русское слово 2008»
Дополнительная литература для учителя
• Золотарёва И.В., Аникина C.М. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «Вако», 2010г.
• Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2010г.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 5 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2011 г. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2009
• Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2010
• Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2010
• Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2011
• В.Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим: дидактические материалы по литературе 5 класс, Москва, издательство «просвещение 2008»
• Н.А. Миронова. Тесты по литературе 5 класс, Москва, издательство «Экзамен 2009»
Основная литература для учащихся
Г.С. Меркин. Литература 5 класс. М.: «Русское слово», 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2010
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 2008.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 2009.
Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....