Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70_chasov_literatura_8_klass_fgos_ktp_2018_.docx | 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
О.В. Михеева
31.08.2018
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(8 класс)
Количество часов:
всего 70
в неделю 2
Разработано на основе рабочей программы основного общего образования по литературе, составленной Н.Ю. Данильченко, учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от ___.___.20___ № _______.
г. Узловая Тульской области
2018 год
Количество классных сочинений: 3
Количество домашних сочинений: 2
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
Введение | 1 ч | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Книга в моей жизни». 2. Дать определение понятия «историзм» и привести примеры произведений, для которых он характерен. |
|
|
Устное народное творчество | 2 ч | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы. Народная песня, частушка. | 1 | 1. Заполнить до конца таблицу: «Фольклорные жанры» (термин, определение, примеры). 2. Творческая работа-размышление: ««Жизнь каждого человека сильно зависит от того, какие песни он слушает» (принести на следующий урок запись своей любимой песни). 3. «О покорении Сибири Ермаком», «О Пугачёве» (читать). 4. Сообщение о Е. Пугачёве, Ермаке (индивидуальное задание). | ||
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Предание. | 1 | 1. Письменный ответ на вопрос: «С точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачев и Разин - разбойники. А как относится к ним народ - автор исторических песен?» 2. Сообщение об Александре Невском (инд.) 3. «Житие Александра Невского» (читать). |
|
| ||
Из древнерусской литературы | 3 ч | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть. Житие как жанр литературы. | 1 | 1. Заполнить до конца таблицу: «Жанры древнерусской литературы» (термин, определение, примеры). 2. Творческая работа на тему: «Сын земли Русской». 3. «Житие Сергия Радонежского» (читать). |
|
|
«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Сергий Радонежский — воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.». 2. «Шемякин суд» (читать). | ||||
Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. | 1 | 1. Подготовить развернутый ответ о впечатлениях, которые производит повесть, включив в него выражение «Шемякин суд» как поговорку. 2. Д. И. Фонвизин «Недоросль» (читать). |
|
| ||
Из литературы XVIII века. | 3 ч | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль» (фрагменты). Сатирическая направленность комедии. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 | Подготовиться к семинару по теме: «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль». |
|
|
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (фрагменты). Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Теория литературы. Диалог и монолог. | 1 | Подготовить сообщение об одном из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по плану. | ||||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (фрагменты). Говорящие фамилии и имена, речевые характеристики персонажей как средство создания образов персонажей, комических ситуаций. Смысл финала комедии. | 1 | 1. Подготовить сообщение о баснописцах: Эзопе, Лафонтене, Сумарокове, Дмитриеве (инд. задание). 2. Подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова. |
|
| ||
Литература XIX века. | 37 ч | И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория. | 1 | 1. Составить викторину на тему: «Басни И. А. Крылова». 2. Прочитать статью учебника о К.Ф. Рылееве, составить план статьи для пересказа. 3. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер (инд.) 4. Подготовить историческую справку на тему: «Покорение Сибири Ермаком» (инд.). | ||
К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума. | 1 | 1. Вспомнить произведения А.С. Пушкина, связанные с историческим прошлым или рассказывающие об исторических деятелях, и заполнить таблицу (название произведения, герои – исторические личности, время действия). 2. Творческая работа на тему: «У каждого из нас — свой Пушкин». | ||||
А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I, принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. | 1 | 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1 -3 главы читать). 2. Подготовить рассказ о семье Гринёвых. | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главные герои романа. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, становление, развитие характера, личности («Береги честь смолоду»). | 1 | 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (4 - 6 главы читать). 2. Творческая работа на тему: «Формирование характера Петра Гринёва». | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственная красота Маши Мироновой. | 1 | 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (7 - 9 главы читать). 2. Творческая работа на тему: «Портрет Маши Мироновой». | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Значение образа Савельича в романе. | 1 | 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (10 - 12 главы читать). 2. Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика: Гринёв и Швабрин». | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Особенности композиции. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения. Дневники, письма и сны героев. Эпилог. Теория литературы. Реализм. | 1 | 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (13 - 14 главы читать). 2. Творческая работа: «Историческая правда и художественный вымысел в романе «Капитанская дочка». 3. Сопоставить портреты Пугачёва в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость», «Мятежная слобода». | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». | 1 | 1. Ответить на вопросы: «Каким человеком вы представляете себе Гринева? В каких своих поступках он раскаивался, а какими мог гордиться? Какие убеждения Гринева являются обычными для дворянина, а какие — его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?» | ||||
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Подготовка к классному сочинению по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | Черновик сочинения на тему: «Пётр Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика героев». | ||||
Классное сочинение №1 по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на тему: «Пётр Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика героев». | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Средства художественной изобразительности (по стихотворениям А.С. Пушкина»). 2. Подготовить сообщение на тему: «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы» (инд. задание). | ||||
А.С. Пушкин. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. | 1 | 1. Наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина («19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье…»). 2. Анализ стихотворения (инд. задание). 3. Подготовить сообщение на тему: «А. С. Пушкин и А. П. Керн» (инд. задание). | ||||
А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Анализ лирического произведения. | 1 | 1. Прочитать статью учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов, составить план. 2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (читать). | ||||
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма. | 1 | Подготовить образную характеристику мцыри по плану. | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. | 1 | 1. Выучить наизусть фрагмент «Бой с барсом» из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». 2. Прочитать статью учебника «Поэма Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики» (сделать конспект, отразив в нём основные позиции каждого из критиков. Какая из высказанных точек зрения кажется вам наиболее убедительной и почему?) | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | 1 | 1. Анализ эпизода по плану: 1 вариант – «Бегство из монастыря, попытка найти дорогу домой», 2 вариант – «Встреча с грузинкой», 3 вариант – «Бой с барсом». 2. Н. В. Гоголь «Ревизор» (читать). | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к домашнему сочинению №1 по теме: «Образ мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | Домашнее сочинение на тему: «Образ мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | ||||
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор. | 1 | 1. Перечитать первое и второе действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; подготовить чтение по ролям первого действия комедии. 2. Инд. задание: подготовить рассказ «Возникновение и развитие замысла комедии о мнимом ревизоре в творчестве Н. В. Гоголя». | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Цель автора – высмеять «всё дурное в России». | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Город N и его обитатели». 2. Написать мини-сочинение на тему: «Что будет рассказывать Хлестаков соседям - помещикам о своем пребывании в городе N?» (инд.). | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «О чем мечтают герои комедии «Ревизор»? 2. Подготовить проект (электронный альбом) на тему: «Герои комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и их исполнители» (групповая работа). | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Гоголь о комедии. Теория литературы. Ремарки как форма выражения авторской поэзии. | 1 | I вариант — образная характеристика городничего. II вариант — образная характеристика Хлестакова. | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. | 1 | Рассказать об образах провинциальных чиновников, изображённых в комедии «Ревизор», заполнив таблицу «Чиновники города N». | ||||
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Подготовка к классному сочинению № 2 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 | Черновик сочинения по теме: «Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества». | ||||
Классное сочинение № 2 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему: «Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества». | 1 | 1. Н. В. Гоголь «Шинель» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Образ «маленького человека» в русской литературе». | ||||
Н.В. Гоголь. «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. | 1 | 1. Подобрать цитаты для характеристики Башмачкина и значительного лица. 2. Заполнить таблицу. | ||||
Н.В. Гоголь. «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода, отчуждённости, бездушия. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Петербург как символ вечного, адского холода». 2. И.С. Тургенев «Певцы» (читать). | ||||
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении. | 1 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки) – читать. | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Теория литературы. Гипербола, гротеск. Эзопов язык. | 1 | Заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану: 1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии. 2. Внешность и черты характера. 3. Методы управления. 4. Жизнь народа в период правления градоначальника. | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Литературная пародия. | 1 | Н.С. Лесков «Старый гений» (читать). | ||||
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Теория литературы. Рассказ. | 1 | 1. Подготовить рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?» 2. Подготовить пересказ одного из эпизодов рассказа Н.С. Лескова «Старый гений». 3. Составить цитатную таблицу на тему: «Черты рождественской истории в рассказе». | ||||
Н.С. Лесков. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Художественная деталь. | 1 | 1. Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом (групповая работа). 2. Л.Н. Толстой «После бала» (читать). | ||||
Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Теория литературы. Композиция. Антитеза. Роль антитезы в композиции произведений. | 1 | 1. Законспектировать статью учебника «Композиция художественного произведения» (стр.374). 2. Сравнить два эпизода рассказа: полковник на балу и во время исполнения наказания татарина. | ||||
Л.Н. Толстой. «После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Теория литературы. Художественная деталь. | 1 | Письменная работа на тему: «Какую из проблем, поставленных в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», я считаю наиболее важной?» | ||||
Л.Н. Толстой. «После бала». Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | Подготовить близкий к тексту пересказ эпизода из рассказа или написать творческую работу на тему: «Утро, изменившее жизнь». | ||||
Подготовка к домашнему сочинению № 2 по произведению Л.Н. Толстого «После бала» на тему: «Нравственность в основе поступков героя». | 1 | Домашнее сочинение по произведению Л.Н. Толстого «После бала» на тему: «Нравственность в основе поступков героя». | ||||
Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять…», «Silentium!». Единство мира и философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. А. А. Фет. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…». Поэтический язык лирики А.А. Фета. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения о природе поэта 19 века. | ||||
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш»', А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». | 1 | 1. Наизусть стихотворение по выбору учащихся (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»; М.Ю. Лермонтов «Осень»). 2. Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». 3. А.П. Чехов «О любви» (читать). | ||||
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм русской прозы. | 1 | 1. Развёрнутый ответ на вопросы: «Кто из героев рассказа А.П. Чехова «О любви» вам понравился и почему? Какие черты характера в этом персонаже вам кажутся важными и для людей нашего времени?» 2. И.А. Бунин «Кавказ» (читать). | ||||
Из русской литературы ХХ века | 18 ч | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | 1 | 1. Прочитать статью «Историзм Бунина» и ответить на вопрос: «Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»? 2. А.И. Куприн «Куст сирени» (читать). | ||
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. | 1 | 1. Подготовить сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых. 2. Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Счастлива ли Вера Алмазова?» | ||||
А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла; нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия» и циклу «На поле Куликовом». 2. Познакомиться с отрывками поэмы С. Есенина «Пугачев», «Россия» (инд. найти и определить средства худ. изобразительности). | ||||
С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма. | 1 | 1. Вспомнить, в каких произведениях также рассказывается о Пугачёве. Подготовить сравнительную характеристику, подобрав цитаты, раскрывающие образ Пугачёва. Заполнить таблицу. 2. И. С. Шмелёв «Как я стал писателем» (читать). | ||||
И. С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим (мемуары, воспоминания, дневники). | 1 | 1. Сделать историко-культурный комментарий (когда жили, чем прославились, какие произведения ими были созданы), включив в него имена писателей, которые упоминаются в произведении. 2. И. С. Шмелёв «Лето Господне» (отрывки) – читать. | ||||
И. С. Шмелёв. Роман «Лето Господне» (фрагменты). История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции. Особенности повествования. | 1 | 1. Анализ эпизода из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне». 2. Творческая работа на тему: «Приход весны», «Мой любимый праздник», используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, цветовую и звуковую лексику. | ||||
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. | 1 | 1. М.М. Зощенко «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». М.А. Осоргин. «Пенсне» (читать). 2. Подготовить проект: «Литературные места России». | ||||
М.М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах. М.М. Зощенко. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | 1 | 1. Развёрнутый ответ на вопрос: «Какой из юмористических рассказов показался интереснее, позиция кого из авторов вам ближе?» 2. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (читать). | ||||
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Василий Тёркин». История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. | 1 | Наизусть отрывок из поэмы «Василий Тёркин» (по выбору учащихся). | ||||
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Народный герой в поэме. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Теория литературы. Фольклоризм литературы. Героический характер. | 1 | Образная характеристика Василия Тёркина. | ||||
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Картины жизни воюющего народа. Образ автора-повествователя. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Теория литературы. Лирические отступления как элемент композиции. | 1 | Творческая работа на тему: «Картины жизни воюющего народа». | ||||
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Своеобразие жанра «Книги про бойца». Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. | 1 | Черновик сочинения по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» на тему: «Тёркин – кто же он такой?» | ||||
Классное сочинение №3 по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» на тему: «Тёркин – кто же он такой?» | 1 | Подготовить проект на тему: «Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны» (работа в группах).. | ||||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин. «Дороги» Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1. Творческая работа «Фронтовая песня». 2. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (читать). | ||||
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. | 1 | Составить схему системы персонажей рассказа Астафьева, указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом. | ||||
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь. | 1 | Принести фотографию из семейного альбома; подготовить рассказ о ней, пользуясь планом. | ||||
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Анализ лирического произведения. | 1 | Анализ лирического произведения по выбору учащихся (И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»). | ||||
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине. | 1 | Анализ лирического произведения по выбору учащихся. | ||||
Из литературы народов России | 1 ч | М. Карим. Поэма «Бессмертие» (фрагменты). Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Тёркина из одноименной поэмы А. Т. Твардовского. | 1 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать). | ||
Из зарубежной литературы | 5 ч | У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Эпоха Возрождения. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения | 1 | Творческая работа на тему: «Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности». | ||
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в творчестве Шекспира. Сонеты «Её глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира. В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | 1. Выучить один из сонетов Шекспира, подготовить его выразительное чтение, обосновать свой выбор. 2. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать). | ||||
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. Комедия «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Теория литературы. Комедия. | 1 | Творческая работа на тему: «Какие пороки современного ему общества высмеивает в комедии Мольер? Какая сцена вам показалась самой смешной и почему?» | ||||
Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Особенности изображения комических ситуаций. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. | 1 | Образная характеристика господина Журдена. | ||||
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Итоги года и рекомендации к летнему чтению. Теория литературы. Исторический роман. | 1 | Подготовить развёрнутый ответ на вопросы. Что вы узнали о жизни Англии тех времён? Какие исторические персонажи встретились в этих главах? О каких обычаях и нравах тех времён рассказывает писатель? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...