Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
105_chasov_literatura_5_klass_ktp_2018_fgos.docx | 62.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
О.В. Михеева
31.08.2018
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(5 класс)
Количество часов:
всего 105
в неделю 3
Разработано на основе рабочей программы основного общего образования по литературе, составленной Н.Ю. Данильченко, учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от _______.2018 № _______.
г. Узловая Тульской области
2018 год
Количество классных сочинений: 4
Количество домашних сочинений: 0
Раздел | Описа-ние раз-дела | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
Введение | 1 ч | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним. | 1 | Подготовить устный рассказ по плану на темы (по выбору): «Моя любимая книга», «Книга, оставившая след в моей жизни». |
|
|
Устное народное творчество | 10 ч | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Литература и фольклор. | 1 | Стр.8, вопрос 1. | ||
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). | 1 | 1. Заполнить до конца таблицу «Малые жанры фольклора» (термин, определение, примеры). 2. Придумать небольшой рассказ на основе личных наблюдений, в котором была бы использована: а) пословица, 6) поговорка, в) загадка, г) скороговорка. |
|
| ||
Сказки как вид народной прозы. Виды сказок: сказки волшебные, бытовые, о животных (анекдотические, новеллистические). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок. | 1 | «Царевна-лягушка»(читать) – стр. 13-24. |
|
| ||
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). | 1 | Художественный пересказ одного из эпизодов сказки «Царевна-лягушка»: «Поиски невест», «Выполнение царских заданий», «На царском пиру», «Иван-царевич ищет царевну-лягушку», «У Бабы-яги», «Помощники Ивана-царевича» (по желанию учащихся: нарисовать иллюстрацию). |
|
| ||
«Царевна-лягушка». Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Положительный герой и его противники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Теория литературы. Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение. | 1 | Подготовить проект на тему: «Электронный альбом. Художники – иллюстраторы сказок». |
|
| ||
«Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Теория литературы. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. | 1 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (читать) – стр. 28-38. |
|
| ||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | Творческая работа на тему: «Иван — крестьянский сын – защитник родной земли» (план в тетради). |
|
| ||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. | 1 | «Журавль и цапля» (подготовить чтение по ролям), «Солдатская шинель» (читать) – стр. 40-43 | ||||
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Контроль техники чтения №1. | 1 | Написать черновик сочинения (план в тетради) на одну из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать русские народные сказки», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?» . | ||||
Классное сочинение №1 на тему: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать русские народные сказки», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?». | 1 | Оформить в соответствии с планом в рабочей тетради страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались). | ||||
Из древнерусской литературы | 2 ч | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Теория литературы. Летопись (начальные представления). | 1 | Подготовить устное сообщение на тему: «Культура Древней Руси: архитектура, музыка, иконопись, литература» (задание по вариантам: 1 вариант – архитектура, 2 вариант – музыка, 3 вариант – иконопись, 4 вариант – литература). | ||
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | 1. Составить толковый словарик устаревших слов. 2. Найти сведения о М. В. Ломоносове: подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях; подготовить выразительное чтение сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» и стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (индивидуальное задание). | ||||
Из литературы XVIII века | 1 ч | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | 1 | 1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...». 2. Подготовить выразительное чтение басен разных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (индивидуаль-ное задание). | ||
Из русской литературы XIX века | 44 ч | Истоки басенного жанра (Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев (обзор). Жанр басни, история его развития. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв. Теория литературы. Басня. Аллегория. | 1 | Подготовить выразительное чтение любимой басни И.А. Крылова и нарисовать к ней иллюстрацию (или сделать поделку). | ||
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Образы животных в басне. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица» или «Свинья под Дубом». | ||||
И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. | 1 | Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен и назовите их. В чём заключается мораль каждой басни? Какая из иллюстраций, по вашему мнению, наиболее полно раскрывает характер героев? (Опишите героев). Стр. 68-69. | ||||
И. А. Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Теория литературы. Понятие об эзоповом языке. | 1 | Подготовить 7-10 вопросов к викторине на тему: «Басни И.А. Крылова». | ||||
Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в баснях?» 2. В. А. Жуковский «Спящая царевна» (читать) стр. 71-81. | ||||
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента сказки «Спящая царевна» (подарки чародеек, встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). | ||||
В. А. Жуковский «Спящая царевна». Различие героев литературной и фольклорной сказки. Теория литературы. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. | 1 | 1. Составить цитатный план сказки «Спящая царевна». 2. В. А. Жуковский «Кубок» (читать) стр.84-89. | ||||
В. А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада. | 1 | Стр. 90, вопросы 1-4. | ||||
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 | 1. Подготовить сообщение о А. С. Пушкине, опираясь на статью учебника (стр. 91-92) и самостоятельно подобранный материал. 2. Подобрать примеры из произведений А.С. Пушкина на следующие виды рифмовок: перекрёстная, парная, опоясывающая. | ||||
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1 | 1. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (читать) стр. 95-112. 2. Нарисовать иллюстрации к отрывку «У лукоморья дуб зеленый...» (индивидуальное задание). | ||||
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. | 1 | Творческая работа на тему: «Противостояние добрых и злых сил в сказке». | ||||
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. | 1 | Составить по плану сравнительную характеристику героев сказки: царицы-мачехи и царевны. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. | 1 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (читать) стр. 120-148. | ||||
Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 1 | 1. Дочитать сказку ««Чёрная курица, или Подземные жители». 2. Стр. 149, ответить письменно на вопросы 5-6. | ||||
Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | 1. В. М. Гаршин. «Attalea Princeps» (читать). 2. Подготовить пересказ одного из фрагментов сказки А. Погорельского (описание Петербурга, спасение Чернушки, как воспользовался Алёша подарком). | ||||
В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. Финал произведения. | 1 | 1. Создать обложку к сказке Гаршина В.М «Attalea Princeps». 2. Пересказать сказку от лица «маленькой, вялой травки». 3. Придумать для сказки другой финал и рассказать. | ||||
П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
| 1 | 1. Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 года, о Бородинской битве (индивидуальное задание). 2. Наделите героев сказки «Конёк-Горбунок» противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия сказки. | ||||
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. | 1 | Творческая работа на тему: «Образ защитника Отечества в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова» | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Образ рядового участника сражения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино». | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | 1 | Н.В. Гоголь «Заколдованное место» (читать) стр. 158-169. | ||||
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. | 1 | 1. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (читать). 2. Стр. 169, ответить письменно на вопросы 1-2. 3. Словесное рисование: «Как вы представляете себе заколдованное место?» | ||||
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Теория литературы. Главные и второстепенные персонажи. | 1 | 1. Подготовить проект на тему: «Герои повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: Оксана, Вакула, Солоха, чёрт (работа в группах по составленному плану).2. Подготовить сообщение об обычаях сочельника (инд. задание). | ||||
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Теория литературы. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Юмор. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Реальное и фантастическое в произведении «Ночь перед Рождеством». 2. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (читать) стр. 176-186. | ||||
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. | 1 | Творческая работа на тему: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей (план в тетради). | ||||
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Изображение жизни простого народа. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса». | ||||
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 | Образная характеристика по плану: «Поэтический образ русской крестьянки Дарьи в отрывке из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». | ||||
Н. А. Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет. | 1 | Выписать изобразительные средства языка из стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» в таблицу. | ||||
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Повесть «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостной России. | 1 | 1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.189 – 202. 2. Творческая работа на тему: «Каким я себе представляю Герасима: духовные качества героя». | ||||
И.С. Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | 1 | 1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.202 – 212. 2. Подготовить рассказ о взаимоотношениях героев (по вариантам): 1 вариант -Герасим и Татьяна; 2 вариант - Герасим и дворня; 3 вариант - Герасим и барыня. | ||||
И.С. Тургенев. «Муму». Символическое значение образа главного героя. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Символ. | 1 | 1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.212 – 217. 2. Подготовить пересказ понравившегося эпизода: «Единственный счастливый год в жизни Герасима», «Герасим находит Муму». | ||||
И.С. Тургенев. «Муму». Особенности повествования, авторская позиция. | 1 | 1. И.С. Тургенев. «Муму» (читать) стр.217 – 223. 2. Подготовить выразительное чтение диалога в лицах (работа в парах). | ||||
И.С. Тургенев. «Муму». Образ Муму. Смысл финала повести. | 1 | Стр. 225 (план). Творческая работа на тему: «Чему посвящено произведение «Муму»? Против чего оно направлено?» | ||||
А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина…» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Фета. 2. Письменно проанализиро- вать одно стихотворение, опираясь на план анализа. 3. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (читать 1—4 главы) – стр. 232 - 248. | ||||
Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Теория литературы. Сюжет. | 1 | 1. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (читать 5—6 главы) – стр. 248 - 258. 2. Составить цитатный план 4 – 6 глав рассказа. | ||||
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Поэтичный образ Дины. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | Творческая работа на тему: «Поэтический образ Дины в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | ||||
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера, две разные судьбы. Теория литературы. Сравнение. | 1 | Закончить составление таблицы на тему: «Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы». | ||||
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа. | 1 | Написать черновик сочинения по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы». | ||||
Классное сочинение №2 по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | 1. Стр. 261 – 263 (прочитать, составить план статьи об А. П. Чехове. 2. А. П. Чехов. «Мальчики» (читать). | ||||
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Мальчики». Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Теория литературы. Юмор, речевая характеристика персонажей. | 1 | 1. А. П. Чехов. «Хирургия» - стр. 263 – 268 (читать). 2. Письменно ответить на вопрос: «Над чем мы смеёмся, читая рассказы Чехова (на примере 1—2 рассказов)?» | ||||
А. П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | 1 | Стр. 268, ответить на вопросы 3-4. | ||||
Рассказы Антоши Чехонте. Контроль техники чтения №2 по рассказам А.П. Чехова. | 1 | Творческая работа на тему: «Мой любимый рассказ А. П. Чехова» | ||||
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Анализ лирического произведения. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф.И. Тютчева («Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»). | ||||
А.В. Кольцов. «В степи». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Образы русской природы в поэзии» (образ зимы, весны, лета, осени). 2. Нарисовать иллюстрацию к творческой работе (по желанию учащихся). | ||||
А.Н. Плещеев. «Весна»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне», «Русь»; А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Обучение выразительному чтению стихотворения. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», «Утро», И. З. Сурикова «Зима». 2. Выписать изобразительные средства языка из стихотворений в таблицу (эпитеты, сравнения, метафоры). 3. И. А. Бунин. «Косцы» (читать) стр. 4 - 9. | ||||
Из литературы XX века | 30 ч | И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | 1. И. А. Бунин. Рассказ «Подснежник» (читать). 2. Творческая работа на тему: «Картины русской природы в рассказе И. А. Бунина «Косцы». | ||
И. А. Бунин. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия. | 1 | 1. Письменно ответить на вопросы: «Похож ли гимназист Саша на современных школь-ников?», «Почему пребывание с отцом в душном подворье и грязном трактире Саша воспринимает как самый «счастливый день» в его жизни?», «Почему рассказ Бунина называется «Подснежник»?» | ||||
И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. | 1 | 1. В. Г. Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 13 - 26. | ||||
В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Теория литературы. Композиция литературного произведения. | 1 | 1. В. Г. Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 27 - 34. 2. Заполнить таблицу «Портретные характеристики героев». | ||||
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | 1 | 1. В. Г. Короленко. «В дурном обществе» (читать) стр. 35 - 48. 2. Творческая работа на тему: «Тяжёлое детство Маруси и Валека». | ||||
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. | 1 | Подготовить подробный пересказ одного эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» («Я и мой отец», «Пан Тыбурций», «Осенью», «Кукла»). | ||||
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела». | 1 | Ответить письменно на вопрос: «Что я считаю главным в отношении родителей и детей?» | ||||
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Подготовка к классному сочинению №3 на тему: «Путь Васи к правде и добру». | 1 | Написать черновик сочинения по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе» на тему: «Путь Васи к правде и добру». | ||||
Классное сочинение №3 по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» на тему: «Путь Васи к правде и добру». | 1 | 1. Подготовить сообщение на тему: «Детство и юность С. А. Есенина». 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина о природе. | ||||
С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений С. А. Есенина «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» (стр. 52 – 54). 2. Творческая работа на тему: «Счастливая картинка из моего детства (в стихотворной форме). | ||||
П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Реальность и фантастика в сказе. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 1 | 1. П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка» - читать (стр. 57 – 68). 2. Подготовить сообщение о самоцветах (яшма, горный хрусталь, изумруд, топаз, малахит). | ||||
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. | 1 | 1. Продолжить заполнение таблицы: «Образная характеристика Степана и Медной горы Хозяйки». 2. Составить толковый словарик непонятных слов (7 – 10) из сказа. | ||||
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - читать (стр. 73 - 82). | ||||
К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | 1. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» - читать (стр. 83 - 88). 2. Выбрать из сказки ключевые цитаты и заполнить таблицу «Цитатная характеристика героев сказки» (Филька, бабка, Панкрат, раненый конь). 3. Ответить письменно на вопрос: «Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» помогли Фильке измениться?» | ||||
К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского. | 1 | 1. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» - читать стр. 91 - 106. 2. Творческая работа на тему: «Любовь к братьям нашим меньшим». | ||||
С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение по ролям диалогов: 1 вариант – королевы и профессора; 2 вариант – старухи и дочки. 2. Прочитать словацкую сказку «Двенадцать месяцев». | ||||
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | 1. А. П. Платонов «Никита» - читать стр. 113 – 121 2. Заполнить таблицу на тему: «Сравнительная характеристика словацкой сказки и сказки С.Я. Маршака». | ||||
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | 1 | 1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 124 – 135. 2. Творческая работа по рассказу А.П. Платонова «Никита» на тему: «Два мира (добрый и злой) в рассказе «Никита». | ||||
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Самообладание маленького охотника. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | 1 | 1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 135 – 144. 2. Творческая работа на тему: «Поведение Васютки в лесу: изображение становления характера главного героя». | ||||
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Мальчик в борьбе за спасение. Основные черты характера героя. | 1 | 1. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать стр. 145 – 152. 2. Найдите на карте России одно из озёр и расскажите о его названии. | ||||
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Картины родной природы. | 1 | Пересказать эпизод рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» («Охота на глухаря», «Ночёвка в лесу», «Открытие озера»). | ||||
Подготовка к классному сочинению №4 на тему: «Васютка – главный герой произведения». | 1 | Написать черновик сочинения по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро» на тему: «Васютка – главный герой произведения». | ||||
Классное сочинение №4 по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на тему: «Васютка – главный герой произведения». | 1 | 1. Подготовить проект на тему: «Ради жизни на Земле...» (работа в группах). 2. Подготовить сообщение на тему: «Подвиг бойцов крепости-героя Бреста». 3. Подготовить выразительное чтение стихотворения К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете». | ||||
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». | 1 | Подготовить сообщение на тему: «Дети – герои Великой Отечественной войны». | ||||
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 1 | 1. В.П. Катаев «Сын полка» (главы 1 - 10) – читать.2. Подготовить рассказ о событиях и героях Великой Отечественной войны (с использованием семейных воспоминаний, писем и фотографий – по желанию учащихся). | ||||
В.П. Катаев «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | Образная характеристика главного героя повести Вани Солнцева (план в тетради). | ||||
Произведения о родине, родной природе. И.А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...». Дон-Аминадо. «Города и годы». Н. Рубцов. «Родная деревня». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворений о родине, родной природе – стр. 163, 167 – 169. | ||||
А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка». Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 1 | 1. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» - читать стр. 173 – 188. 2. Творческая работа на тему: «Описание картины В. Васнецова «Алёнушка» (стр. 166). | ||||
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор | 1 | 1. Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно» - читать.2. Творческая работа по теме: «Мир детства в рассказах Саши Чёрного». | ||||
Проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов различных премий и конкурсов. Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно». Мир детства в рассказах. Осознание собственной и чужой ранимости. | 1 | Творческая работа на тему: «Моя любимая книга современного автора». | ||||
Из зарубежной литературы | 17 ч | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» стр. 194 – 197. 2. Творческая работа на тему: «Тема мужества и предательства в балладе Стивенсона «вересковый мёд». | ||
Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам (смелость, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | 1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - читать стр. 200 - 212. | ||||
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Преобразование мира как жизненная потребность человека. | 1 | 1. Ответить на вопросы 4 - 5 стр. 213 или Подготовить выборочный пересказ на тему: «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове». | ||||
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ путешественника в литературе. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | 1 | 1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 216 – 223. | ||||
Контроль техники чтения №3 по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». | 1 | 1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр.224 – 235. | ||||
Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Теория литературы. Художественная деталь. | 1 | 1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 235 – 244. 2. Творческая работа на тему: «Друзья и враги Герды». | ||||
Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). | 1 | 1. Х.К. Андерсена «Снежная королева» - читать стр. 244 – 248. 2. Творческая работа на тему: «Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными?» | ||||
Х.К. Андерсен «Снежная королева». Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | Нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева» и пересказать эпизод, к которому сделана иллюстрация. | ||||
Х.К. Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы. | 1 | 1. Ж. Санд. «О чём говорят цветы» - читать. | ||||
Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литера-туре. | 1 | 1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)» или «Имена любимых цветов». 2. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» - читать стр. 252 – 268. | ||||
М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. | 1 | Заполнить таблицу на тему: «Черты характера Тома (находчивость, изобрета-тельность, желание прославиться, стремление подражать взрослым, умение сделать жизнь разнообразной» (подтвер-дить примерами из текста) | ||||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | 1 | Творческая работа на тему: «Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников и чем отличаются от них?» | ||||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | 1 | Д. Лондон. «Сказание о Кише» - читать стр. 270 - 280. 2. Подготовить проект на тему: «Памятники литературным героям» (работа в группах). | ||||
Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | 1 | Письменный ответ на вопрос 4 стр. 280. | ||||
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | 1 | 1. Составить цитатный план рассказа Д. Лондона «Сказание о Кише». 2. Ответить письменно на проблемный вопрос: «Что значит быть взрослым?» | ||||
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 1 | Творческая работа на тему: «Поэтическая картина жизни северного народа». | ||||
Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...