Календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
102_chasa_ktp_literatura_11_klass_2018.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
О.В. Михеева
31.08. 2018
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(11 класс)
Количество часов:
всего 102
в неделю 3
Разработано на основе рабочей программы среднего (полного) общегообразованияпо литературе, составленной Данильченко Н.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от 29.08.2017 № _______.
г. Узловая Тульской области
2018 год
Классных сочинений – 4
Домашних сочинений – 3
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
Введение | 1 ч. | Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Литература и глобальные потрясения в судьбе России в 20 веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы. Основные темы и проблемы. Поиск нравственного и эстетического идеалов. | 1 | 1. С опорой на материал лекции и статью учебника подготовить рассказ на тему: «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века». 2. Подготовить небольшие сообщения о музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся). | ||
Литература начала XX века | 1 ч. | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия. Разнообразие литературных стилей, школ, групп. | 1 | 1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с И.А. Буниным» (анализ стихотворения). 2. Индивидуальные задания: а) вопрос 4 стр. 54: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» б) сообщение на тему «И. А. Бунин – тончайший живописец природы». | ||
Писатели-реалисты начала XX в. Иван Алексеевич Бунин | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии. | 1 | 1. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» (читать). 2. Выучить наизусть стихотворение (на выбор): «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель». | |||
5 ч. | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Т.л. Рассказ | 1 | 1. И.А. Бунин. «Антоновские яблоки» (читать). 2.Творческая работа на тему: «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (по рассказу «Господин из Сан-Франциско». 3. Найти образы-символы, определить их значение. 4. Определить роль эпизодических лиц. | |||
И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Т.л. Психологизм пейзажа в худ. литературе. | 1 | 1.И.А. Бунин. «Чистый понедельник» (читать).2. Подготовить сообщение на тему: «История создания рассказа «Чистый понедельник» (инд.). | ||||
И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». | 1 | Написать сочинение-миниатюру на тему: «Любовь в жизни человека: награда или наказание?». | ||||
И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина. | 1 | 1.А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (читать). 2.Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество А.И.Куприна (работа в группах). | ||||
Александр Иванович Куприн | 4 ч. | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Т.л. Сюжет и фабула эпического произведения | 1 | Заполнить таблицу на тему: «Главные герои рассказа» (Желтков и Вера Шеина). | ||
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. | 1 | Творческая работа на тему: «Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: «...Что это было: любовь или сумасшествие?» | ||||
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна. Подготовка к классному сочинению №1 по творчеству Бунина и Куприна. | 1 | Черновик сочинения по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна на тему: « Горечь» и «сладость» человеческой жизни в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна». | ||||
Классное сочинение №1 по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна на тему: « Горечь» и «сладость» человеческой жизни в творчестве И.А. Бунина и А.И.Куприна». | 1 | 1.М. Горький «Старуха Изергиль» (читать). 2. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество Максима Горького». 3. Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее (инд.). | ||||
Максим Горький | 7 ч. | М. Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». | 1 | 1.М. Горький «На дне» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Концепция жизни Ларры и Данко» (внешность, жизненная позиция, итог жизни). 3. Мини-сочинение на тему: «В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?» | ||
М. Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. | 1 | Заполнить таблицу: «Высказывания героев о правде, смысле жизни, человеке». | ||||
М. Горький. «На дне». Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. | 1 | Творческая работа на тему: «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?» | ||||
М. Горький. «На дне». «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). | 1 | Три правды» в пьесе М. Горького «На дне». | ||||
М. Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | Анализ эпизода пьесы «На дне» по плану. | ||||
Подготовка к классному сочинению №2 по творчеству Горького на тему: «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Черновик сочинения по творчеству Максима Горького на тему: «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне». | ||||
Классное сочинение №2 по творчеству Максима Горького на тему: «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов «Серебряного века» (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями. | ||||
Серебряный век русской поэзии | 7 ч. | Символизм и его истоки. «Старшие символисты» и «младосимволисты». Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Т.л. Тропы. | 1 | Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова». | ||
В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова. Рационализм, отточенность образов и стиля. | 1 | 1.Выполнить анализ стихотворения В.Я. Брюсова («Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»). 2. Инд. задание (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов К. Д. Бальмонта (1-й вариант), Андрея Белого (2-й вариант) с выразительным чтением стихотворений. | ||||
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Т.л. Синтаксические фигуры, звукопись. | 1 | Творческая работа на тему: «Тема России в лирике К.Д. Бальмонта». | ||||
Андрей Белый. Слово о поэте. Стихотворения из сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Влияние философии Вл. Соловьёва на мировоззрения А. Белого. Ликующее мироощущение, резкая смена ощущения мира художником, философские раздумья поэта. | 1 | 1.Выучить наизусть стихотворение поэта-символиста. 2. Анализ стихотворения (указать в стихотворении признаки символизма). 3. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва (инд.). | ||||
Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию 20 века. | 1 | Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Поэзия как волшебство»: звук и смысл в лирике начала XX века» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). Или написать сочинение-миниатюру: «Что мне близко в поэзии Николая Гумилёва», «Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска в лирике Н. С. Гумилёва». | ||||
Футуризм. Манифесты футуризма. Группы футуристов. Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. | 1 | 1.Таблица: «Символизм. Акмеизм. Футуризм» (пересказ с выразительным чтением стихотворений). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. Северянина (инд.). | ||||
И. Северянин. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Медальоны». Поиск новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грёзы и ирония поэта. | 1 | Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Блока. | ||||
Александр Александрович Блок | 6 ч. | А.А. Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Темы и образы ранней поэзии. Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьёва. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии, ритмы и интонации. Блок и символизм. | 1 | Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «“Земное” и “неземное” в “Стихах о Прекрасной Даме” А. А. Блока». | ||
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Образы страшного мира, идеал и действительность в художественном мире поэта. | 1 | Анализ одного из стихотворений А. Блока («Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика»). | ||||
А.А. Блок. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы…». Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Т.л. Лирический цикл. | 1 | 1.А.А. Блок. «Двенадцать» (читать). 2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Блока «На железной дороге», «Россия», из цикла «На поле Куликовом». 3. Подготовить сообщение об истории создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать» (инд.). | ||||
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. | 1 | Написать сочинение-миниатюру на тему: «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?» | ||||
А.А. Блок. «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Тема революции в поэме блока «Двенадцать». | ||||
А.А. Блок. «Двенадцать». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. | 1 | 1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. А. Клюева. | ||||
Николай Алексеевич Клюев | 1 ч. | Новокрестьянская поэзия (Обзор.) Н.А. Клюев. Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Художественные и идейно-нравственные аспекты полемики новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. | 1 | 1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина. 2. Подготовить сообщение об истории создания стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери». | ||
Сергей Александрович Есенин | 6 ч. | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Есенин и имажинизм. «Я покинул родимый дом…», «Письмо матери». Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Т.л. Фольклоризм литературы. | 1 | Написать письмо-исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю…). | ||
С.А. Есенин. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская». | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Россия как главная тема творчества С. Есенина». 2. Заполнить до конца таблицу на тему: «Родина и природа в творчестве Сергея Есенина». | ||||
С.А. Есенин. «Спит ковыль…», «Возвращение на родину». Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно - поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. | 1 | 1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина». 2. Подготовить сообщение на тему: «Анна Сардановская и Есенин», «Зинаида Райх и Есенин», «Айседора Дункан и Есенин», «Галина Бениславская и Есенин» (групповая работа). | ||||
С.А. Есенин. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Т.л. Биографическая основа произведения. | 1 | 1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»). | ||||
С.А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…». «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст». Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. | 1 | Творческая работа на тему: «Какой смысл вкладывал С. А. Есенин в фразу: «У меня стихов про любовь нету». Согласиться с ним или опровергнуть это мнение. 2. Подготовить сообщение об истории создания цикла стихотворений «Персидские мотивы», выразительное чтение наизусть. | ||||
С.А. Есенин. «Персидские мотивы». Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла. Т.л. Лирический стихотворный цикл. | 1 | !. Подготовить сообщение (работа в группах) на тему: «Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья»). | ||||
Литература 20 годов XX века | 4 ч. | Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). | 1 | 1. А. Фадеев «Разгром» (читать). 2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «К чему может привести вмешательство государства в литературный процесс?». | ||
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом. | 1 | Записи в тетради. | ||||
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. А. Фадеев «Разгром». Особенности жанра и композиции. | 1 | 1. Образы главных героев в повести А. Фадеева «Разгром». (групповая работа). | ||||
А. Фадеев «Разгром». Народ и интеллигенция в романе «Разгром». Образ Левинсона и проблема гуманизма в произведении. | 1 | 1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. В. Маяковского. | ||||
Владимир Владимирович Маяковский | 5 ч. | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Маяковский и футуризм. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэтическое новаторство. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно». Т.л. Тоническое стихосложение. Рифма. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Темы и образы в ранней лирике В. В. Маяковского». | ||
В.В.Маяковский. «Юбилейное». Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Сатирическая лирика и драматургия. «Прозаседавшиеся». | 1 | Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского». | ||||
В.В.Маяковский. Тема поэта и поэзии в лирике. «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии». | 1 | 1. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», о последней любви и последних часах жизни В. В. Маяковского. | ||||
В.В.Маяковский. Своеобразие любовной лирики поэта. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Традиции Маяковского в российской поэзии 20 столетия. | 1 | Творческая работа на тему: «Тема любви в лирике В.В. Маяковского». | ||||
Подготовка к домашнему сочинению №1 на тему: «Тема Родины в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского». | 1 | Домашнее сочинение на тему: «Тема Родины в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского». | ||||
Литература 30 годов XX века | 1 ч. | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве. Т.л. Разнообразие типов романа. | 1 | 1. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (читать). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. А. Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита». 3. Выразительное чтение стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова». | ||
Михаил Афанасьевич Булгаков | 7 ч. | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа. | 1 | 1.Перечитать главы (2, 16, 25, 26), подумать над вопросами: «Какова основная тема этих глав? Кто главный герой романа мастера и почему? Как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?» 2. Подготовить сообщения: о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии. | ||
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического до сатирического. | 1 | 1. Перечитать главы, рассказывающие о развитии любви мастера и Маргариты (гл. 13, 19–24, 30–32). 2. Выразительное чтение стихотворения (2 учащихся — юноша и девушка) А. С. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». | ||||
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. | 1 | Заполнить таблицу: «Реальность и фантастика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | ||||
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Традиции европейской и отечественной литературы в романе. | 1 | 1. Из гл. 5, 28 выбрать описание нравов современной М. А. Булгакову писательской среды. 2. Перечитать гл. 13, в которой изложена драматическая история мастера. 2. Творческая работа на тему: « | ||||
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | 1 | Творческая работа на тему: «Трагическая любовь героев романа «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающей пошлостью». | ||||
Подготовка к классному сочинению №3 по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | Черновик сочинения по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | ||||
Классное сочинение №3 по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 1. А.П. Платонов. «Котлован» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Биография Платонова». 3. Подготовить сообщение об истории создания повести А. П. Платонова «Котлован». | ||||
Андрей Платонович Платонов | 3 ч. | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя-мечтателя и правдоискателя. Т.л. Индивидуальный стиль писателя. | 1 | Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Этот загадочный, необъяснимый Платонов: автобиографические мотивы в творчестве Платонова». | ||
А.П. Платонов. «Котлован». Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Т.л. Авторские неологизмы. | 1 | Заполнить таблицу. | ||||
А.П. Платонов. «Котлован». Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин). | 1 | 1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «В чём смысл финала повести А. П. Платонова “Котлован”?» 3. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой; выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..». | ||||
Анна Андреевна Ахматова | 4 ч. | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…». Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Т.л. Сюжетность лирики. | 1 | Анализ одного из стихотворений Ахматовой. | ||
А.А. Ахматова. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля», «Приморский сонет». Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. | 1 | 1. А.А. Ахматова. «Реквием» (читать). 2. Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 1920–1940-е гг.: «Октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.», «Личная драма поэтессы» с выразительным чтением стихотворений, написанных в соответствующий период творчества. | ||||
А.А. Ахматова. «Реквием». Смысл названия поэмы. Трагедия народа и поэта Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Т.л. Лирическое и эпическое в поэме. | 1 | Подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?» и устные рецензии на поэму «Реквием» А. А. Ахматовой. 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама. | ||||
А.А. Ахматова. «Реквием». Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Подготовка к домашнему сочинению №2 по творчеству А.А. Ахматовой на тему: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». | 1 | Домашнее сочинение по творчеству А.А. Ахматовой на тему: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». | ||||
Осип Эмильевич Мандельштам | 2ч. | О.Э. Мандельштам. Жизнь итворчество. (Обзор.)«NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Т.л. Импрессионизм. | 1 | Написать сочинение-эссе (миниатюру) «“Я получил блаженное наследство — чужих певцов блуждающие сны…” (мотивы и образы мировой поэзии в творчестве О. Э. Мандельштама)». | ||
О.Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город…», «Мы живём, под собою не чуя страны…», «Silentium». Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Поэт и «век-волкодав». Т.л. Стих, строфа, рифма. | 1 | 1. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений («Я вернулся в мой город…», «Мы живём, под собою, не чуя страны…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой; выразительное чтение стихотворений поэта. | ||||
Марина Ивановна Цветаева | 3 ч. | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня…», «Попытка ревности». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема поэта и поэзии в лирике. Т.л. Лирический герой. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой». | ||
М.И. Цветаева. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. Т.л. Фольклоризм литературы. | 1 | Выучить наизусть стихотворения М. И. Цветаевой «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией угас…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина», «Домики старой Москвы» или анализ стихотворения. | ||||
М.И. Цветаева. Этический максимализм поэта и приём резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 века. «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»). Т.л. Стихотворный лирический цикл. | 1 | 1. А.М. Шолохов «Тихий Дон» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова». 3. Подготовить сообщение о творческой истории создания романа-эпопеи «Тихий Дон» (инд.). | ||||
Михаил Александрович Шолохов | 7 ч. | М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Т.л. Роман-эпопея | 1 | По предложенному плану подготовить сообщение на тему: «Уклад казачьей жизни и сословные традиции». Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде. | ||
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. | 1 | Подготовить рабочие материалы (цитаты, эпизоды из текста романа) к характеристике образа Григория Мелехова. | ||||
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. | 1 | 1. Подготовиться к беседе, продумав ответы на вопросы: «Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове? В каких эпизодах наиболее полно раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». 2. Подготовить сообщения об истории создания памятника «Григорий и Аксинья» (скульптор В. Н. Десянчук и архитектор Н. В. Можаев). | ||||
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. | 1 | Творческая работа на тему: «Женские судьбы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». | ||||
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Художественное своеобразие шолоховского романа. Т.л. Худ. время и худ. пространство. | 1 | Творческая работа на тему: «Трагедия Григория Мелехова». | ||||
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Шолоховские традиции в русской литературе 20 века. Т.л. Традиции и новаторство в худ. творчестве. | 1 | Черновик сочинения по творчеству М.А. Шолохова на тему: «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». | ||||
Классное сочинение №4 по творчеству М.А. Шолохова на тему: «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Конспект статьи учебника: «Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр». | ||||
Литература периода Великой Отечественной войны | 2 ч. | Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, К. Симонова, О. Берггольц. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. | 1 | 1. Е. Шварц «Дракон» (читать). 2. Подготовить краткое сообщение (устно) о жизни и творчестве одного из поэтов, погибших на войне. Составить отзыв (письменно) об одном из прочитанных прозаических произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны. | ||
Е.Шварц. Пьеса-сказка «Дракон». Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров в трагической ситуации войны. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины 20 века. | 1 | В.Л. Кондратьев «Сашка» (читать). | ||||
Литература 50-90 годов | 2 ч. | Новое осмысление военной темы. Правда о войне в повестях В. Некрасова «В окопах Сталинграда», В.Л. Кондратьева «Сашка». | 1 | 1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «Память о войне в моей семье», «Память пылающих лет». 2. Подготовить сообщение-презентацию об одной из книг о Великой Отечест- венной войне (Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…», В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»). | ||
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество В. Высоцкого, Ю. Визбора, А. Галича. | 1 | Анализ стихотворения (по выбору учащихся). | ||||
Александр Трифонович Твардовский | 2 ч. | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины…». Размышления о настоящем и будущем Родины. Т.л. Элегия. Традиции и новаторство в поэзии. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…». | ||
А.Т. Твардовский. «В тот день, когда закончилась война…», «Памяти Гагарина». Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Т.л. Гражданственность поэзии. | 1 | 1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Мотивы памяти и покаяния в лирике А. Т. Твардов-ского», «Я жил, я был — за всё на свете я отвечаю головой…” (по лирике А. Т. Твардовского)». 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, выразительное чтение наизусть стихотворений Б. Л. Пастернака «На ранних поездах», «Февраль…». | ||||
Борис Леонидович Пастернак | 4 ч. | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», « Быть знаменитым некрасиво…». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. | 1 | Анализ стихотворения («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», « Быть знаменитым некрасиво…».) | ||
Б.Л. Пастернак. «Зимняя ночь», «Марбург». Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. | 1 | 1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «“Природа, мир, тайник вселенной!” (Человек и природа в лирике Б. Л. Па- стернака)». | ||||
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нём прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя. | 1 | 1. Подготовить сообщение на тему: «Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа». 2. Подготовить рабочие материалы к характеристике образа Юрия Живаго: анализ эпизодов, цитатный материал. | ||||
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Пастернак-переводчик. | 1 | 1. А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» (читать). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Солженицына, сообщение «История создания повести “Один день Ивана Денисовича” и появления в печати и общественный резонанс, вызванный её публикацией». | ||||
Александр Исаевич Солженицын | 3 ч. | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Т.л. Житие как литературный повествовательный жанр. | 1 | Развернутый ответ по теме: "Изображение лагерной жизни в повести "Один день Ивана Денисовича" | ||
А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Т.л. Прототип литературного героя. | 1 | Анализ произведения "Архипелаг ГУЛАГ", групповое задание | ||||
Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». (Обзор.) | 1 | В.Т. Шаламов. «На представку», «Сентенция» (читать). | ||||
Варлам Тихонович Шаламов | 1 ч. | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы. Жизненная достоверность «Колымских рассказов». Характер повествования и образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. Т.л. Новелла. Психологизм художественной литературы. | 1 | Сочинение-размышление на тему: «Жизненная достоверность «Колымских рассказов». | ||
Николай Михайлович Рубцов | 1 ч. | Н. М. Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице». Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. | 1 | 1. Подготовить сообщения о творческой истории создания повествования в рассказах-новеллах «Царь-рыба». 2. В. П. Астафьев. «Царь-рыба» (читать). 3. Анализ стихотворения Рубцова. | ||
Виктор Петрович Астафьев | 1 ч. | В. П. Астафьев. «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе. | 1 | 1. В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (читать). 2. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Как вы понимаете заключительные строки произведения “Царь-рыба”?». | ||
Валентин Григорьевич Распутин | 2 ч. | В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой». | 1 | Анализ эпизода произведения «Прощание с Матёрой». | ||
В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Актуальные и вечные проблемы в повести Распутина. | 1 | Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бродского, выразительное чтение стихотворений поэта. | ||||
Иосиф Александрович Бродский | 1 ч. | И. А. Бродский. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Т.л. Сонет. | 1 | Ю.В. Трифонов «Обмен» (читать). | ||
Булат Шалвович Окуджава | 1 ч. | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река…», «Когда мне невмочь пересилить беду…». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Подготовка к домашнему сочинению №3 на тему: «Рецензия на сборник стихов любимого поэта». Т.л. Лит.песня. Романс. Бардовская песня. | 1 | Домашнее сочинение на тему: «Рецензия на сборник стихов любимого поэта». | ||
Юрий Валентинович Трифонов | 1 ч. | Ю. В. Трифонов. «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова. Т.л. Психологизм художественной литературы. Повесть. | 1 | А. В. Вампилов. «Утиная охота» (читать).. | ||
Александр Валентинович Вампилов | 1 ч. | А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие её композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Смысл финала пьесы. | 1 | Творческая работа на тему: «Образ Зилова как художественное открытие драматурга». | ||
Из литературы народов России | 1 ч. | Мустай Карим. Жизнь и творчество. (Обзор). «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». Тема памяти о родных местах. Беспамятство – самый тяжкий грех. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Т.л. Национальное и общечеловеческое в худ. лит-ре. | 1 | Анализ одного из стихотворений поэта. | ||
Литература конца ХХ – начала XXI в. | 1 ч. | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза. В. Пелевин. Поэзия. Б. Ахмадулина. Анализ лирического произведения. | 1 | Читать Б. Шоу. «Пигмалион», анализ ключевых эпизодов. | ||
Зарубежная литература | 4 ч. | Д. Б. Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Характеры главных героев. Открытый финал. | 1 | Творческая работа на тему: «Образы главных героев». | ||
Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии. Т.л. Парадокс как худ. приём. | 1 | Читать произведения Э. М. Хемингуэя, анализ ключевых эпизодов. | ||||
Э. М. Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести. | 1 | Читать роман Э. М. Ремарка «Три товарища», анализ ключевых эпизодов. | ||||
Э. М. Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности. Своеобразие художественного стиля писателя. Т.л. Внутренний монолог. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...