Календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)

Данильченко Наталья Юрьевна
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(11 класс)
Количество часов:
всего 102
в неделю 3
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 102_chasa_ktp_literatura_11_klass_2018.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по  учебно-воспитательной работе

О.В. Михеева

31.08. 2018

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

(11 класс)

Количество часов:

всего      102

в неделю     3

Разработано на основе рабочей программы среднего (полного) общегообразованияпо литературе, составленной Данильченко Н.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от 29.08.2017 № _______.

г. Узловая Тульской области

2018 год


Классных сочинений – 4

Домашних сочинений – 3  

Раздел

Описание раздела

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

(по факту)

Введение

1 ч.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Литература и глобальные потрясения в судьбе России в 20 веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы. Основные темы и проблемы. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

1

1. С опорой на материал лекции и статью учебника подготовить рассказ на тему: «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века». 2. Подготовить небольшие сообщения о музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).

Литература начала XX

века

1 ч.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия. Разнообразие литературных стилей, школ, групп.

1

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с И.А. Буниным» (анализ стихотворения). 2. Индивидуальные задания: а) вопрос 4 стр. 54: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» б) сообщение на тему «И. А. Бунин – тончайший живописец природы».

Писатели-реалисты начала XX в.

Иван

Алексеевич

Бунин

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии.

1

1. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» (читать). 2. Выучить наизусть стихотворение (на выбор): «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель».

5 ч.

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Т.л. Рассказ

1

1. И.А. Бунин. «Антоновские яблоки» (читать). 2.Творческая работа на тему: «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот (по рассказу «Господин из Сан-Франциско». 3. Найти образы-символы, определить их значение. 4. Определить роль эпизодических лиц.

И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Т.л. Психологизм пейзажа в худ. литературе.

1

1.И.А. Бунин. «Чистый понедельник» (читать).2. Подготовить сообщение на тему: «История создания рассказа «Чистый понедельник» (инд.).

И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

1

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Любовь в жизни человека: награда или наказание?».

И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.

1

1.А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (читать). 2.Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество А.И.Куприна (работа в группах).

Александр

Иванович

Куприн

4 ч.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Т.л. Сюжет и фабула эпического произведения

1

Заполнить  таблицу на тему:  «Главные герои рассказа» (Желтков и Вера Шеина).

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной.

1

Творческая работа на тему: «Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: «...Что это было: любовь или сумасшествие?»

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна.  Подготовка к классному сочинению №1 по творчеству Бунина и Куприна.

1

Черновик сочинения по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна на тему: « Горечь» и «сладость» человеческой жизни в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна».

Классное сочинение №1 по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна на тему: « Горечь» и «сладость» человеческой жизни в творчестве И.А. Бунина и А.И.Куприна».

1

1.М. Горький «Старуха Изергиль» (читать). 2. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество Максима Горького». 3. Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее (инд.).

Максим

Горький

7 ч.

М. Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

1

1.М. Горький «На дне» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Концепция жизни Ларры и Данко» (внешность, жизненная позиция, итог жизни). 3. Мини-сочинение на тему:  «В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

М. Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.

1

Заполнить таблицу: «Высказывания героев о правде, смысле жизни, человеке».

М. Горький. «На дне». Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.

1

Творческая работа на тему: «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?»

М. Горький. «На дне». «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).

1

Три правды» в пьесе М. Горького «На дне».

М. Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

Анализ эпизода пьесы «На дне» по плану.

Подготовка к классному сочинению №2 по творчеству Горького на тему: «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне».

1

Черновик сочинения по творчеству Максима Горького на тему: «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне».

Классное сочинение №2 по творчеству Максима Горького на тему: «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне».

1

Подготовить выразительное чтение стихотворений

поэтов «Серебряного века» (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими

комментариями.

Серебряный век русской поэзии

7 ч.

Символизм и его истоки. «Старшие символисты» и «младосимволисты». Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Т.л. Тропы.

1

Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова».

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова. Рационализм, отточенность образов и стиля.

1

1.Выполнить анализ стихотворения В.Я. Брюсова («Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»). 2. Инд. задание (по вариантам). Подготовить «Литературные

визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов К. Д. Бальмонта (1-й вариант), Андрея Белого (2-й вариант)  с выразительным чтением стихотворений.

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Т.л. Синтаксические фигуры, звукопись.

1

Творческая работа на тему: «Тема России в лирике К.Д. Бальмонта».

Андрей Белый. Слово о поэте. Стихотворения из сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна».  Влияние философии Вл. Соловьёва на мировоззрения А. Белого. Ликующее мироощущение, резкая смена ощущения мира художником, философские раздумья поэта.

1

1.Выучить наизусть стихотворение поэта-символиста. 2. Анализ стихотворения (указать

в стихотворении признаки символизма). 3. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва (инд.).

Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С. Гумилёв. Слово о поэте.  Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию 20 века.

1

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Поэзия как волшебство»: звук и смысл в лирике начала XX века» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). Или написать сочинение-миниатюру: «Что мне близко в поэзии Николая Гумилёва», «Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска

в лирике Н. С. Гумилёва».

Футуризм. Манифесты футуризма. Группы футуристов. Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

1

1.Таблица: «Символизм. Акмеизм. Футуризм» (пересказ с выразительным чтением стихотворений). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. Северянина (инд.).

И. Северянин. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Медальоны». Поиск новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грёзы и ирония поэта.

1

Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Блока.

Александр

Александрович

Блок

6 ч.

А.А. Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Темы и образы ранней поэзии. Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьёва. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии, ритмы и интонации. Блок и символизм.

1

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «“Земное” и “неземное” в “Стихах о Прекрасной Даме” А. А. Блока».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Образы страшного мира, идеал и действительность в художественном мире поэта.

1

Анализ одного из стихотворений А. Блока («Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика»).

А.А. Блок. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы…». Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Т.л. Лирический цикл.

1

1.А.А. Блок. «Двенадцать» (читать). 2. Подготовить выразительное чтение

наизусть стихотворений А. А. Блока «На железной дороге», «Россия», из цикла «На поле Куликовом». 3. Подготовить сообщение об истории создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать» (инд.).

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме.

1

Написать сочинение-миниатюру на тему:  «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?»

А.А. Блок. «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения.

1

1. Творческая работа на тему: «Тема революции в поэме блока «Двенадцать».

А.А. Блок. «Двенадцать». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

1

1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. А. Клюева.

Николай

Алексеевич

Клюев

1 ч.

Новокрестьянская поэзия (Обзор.) Н.А. Клюев. Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин.  Художественные и идейно-нравственные аспекты полемики новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.

1

1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина. 2. Подготовить сообщение об истории создания стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери».

Сергей

Александрович

Есенин

6 ч.

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Есенин и имажинизм. «Я покинул родимый дом…», «Письмо матери». Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Т.л. Фольклоризм литературы.

1

Написать письмо-исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю…).

С.А. Есенин.  Россия, Русь как главная тема всего его творчества. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская».

1

1. Творческая работа на тему: «Россия как главная тема творчества С. Есенина». 2. Заполнить до конца таблицу на тему: «Родина и природа в творчестве Сергея Есенина».

С.А. Есенин. «Спит ковыль…», «Возвращение на родину».  Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно - поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.

1

1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина». 2. Подготовить сообщение на тему: «Анна Сардановская и Есенин», «Зинаида Райх и Есенин», «Айседора Дункан и Есенин», «Галина Бениславская и Есенин» (групповая работа).

С.А. Есенин. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Т.л. Биографическая основа произведения.

1

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»).

С.А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…». «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст». Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.

1

Творческая работа на тему: «Какой смысл вкладывал С. А. Есенин в фразу: «У меня

стихов про любовь нету». Согласиться с ним или опровергнуть это мнение.

2. Подготовить сообщение об истории создания цикла

стихотворений «Персидские мотивы», выразительное чтение наизусть.

С.А. Есенин. «Персидские мотивы». Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла. Т.л. Лирический стихотворный цикл.

1

!. Подготовить сообщение (работа в группах) на тему: «Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья»).

Литература 20 годов XX века

4 ч.

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница»,  ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

1

1. А. Фадеев «Разгром» (читать). 2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «К чему может привести вмешательство государства в литературный процесс?».

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.

1

Записи в тетради.

 Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. А. Фадеев «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1

1. Образы главных героев в повести А. Фадеева «Разгром». (групповая работа).

А. Фадеев «Разгром». Народ и интеллигенция в романе «Разгром». Образ Левинсона и проблема гуманизма в произведении.

1

1. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. В. Маяковского.

Владимир

Владимирович

Маяковский

5 ч.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Маяковский и футуризм. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэтическое новаторство. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно». Т.л. Тоническое стихосложение. Рифма.

1

1. Заполнить таблицу: «Темы

и образы в ранней лирике В. В. Маяковского».

В.В.Маяковский. «Юбилейное». Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Сатирическая лирика и драматургия. «Прозаседавшиеся».

1

Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского».

В.В.Маяковский. Тема поэта и поэзии в лирике. «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии».

1

1. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», о последней любви и последних часах жизни В. В. Маяковского.

В.В.Маяковский. Своеобразие любовной лирики поэта. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Традиции Маяковского в российской поэзии 20 столетия.

1

Творческая работа на тему: «Тема любви в лирике В.В. Маяковского».

Подготовка к домашнему сочинению №1 на тему: «Тема Родины в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского».

1

Домашнее сочинение на тему: «Тема Родины в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского».

Литература 30 годов XX века

1 ч.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве. Т.л. Разнообразие типов романа.

1

1. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (читать). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. А. Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита». 3.  Выразительное чтение стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова».

Михаил

Афанасьевич

Булгаков

7 ч.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа.

1

1.Перечитать главы (2, 16, 25, 26), подумать над вопросами: «Какова основная тема этих глав? Кто главный герой романа мастера и почему? Как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?» 2. Подготовить сообщения: о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии.

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического до сатирического.

1

1. Перечитать главы, рассказывающие о развитии любви мастера и Маргариты (гл. 13, 19–24, 30–32).

2. Выразительное чтение стихотворения (2 учащихся — юноша и девушка) А. С. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики.

1

Заполнить таблицу: «Реальность и фантастика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Традиции европейской и отечественной литературы в романе.

1

1. Из гл. 5, 28 выбрать описание нравов современной М. А. Булгакову писательской среды.  2. Перечитать гл. 13, в которой изложена драматическая история мастера. 2. Творческая работа на тему: «

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

1

Творческая работа на тему: «Трагическая любовь героев романа «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающей пошлостью».

Подготовка к классному сочинению №3 по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Черновик сочинения по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Классное сочинение №3 по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему: «Тема ответственности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

1. А.П. Платонов. «Котлован» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Биография Платонова».

3. Подготовить сообщение об истории создания повести А. П. Платонова «Котлован».

Андрей

Платонович

Платонов

3 ч.

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя-мечтателя и правдоискателя. Т.л. Индивидуальный стиль писателя.

1

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Этот загадочный, необъяснимый Платонов: автобиографические мотивы в творчестве  Платонова».

А.П. Платонов. «Котлован». Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Т.л. Авторские неологизмы.

1

Заполнить таблицу.

А.П. Платонов. «Котлован». Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).

1

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «В чём смысл финала повести А. П. Платонова “Котлован”?»

3. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой; выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..».

Анна Андреевна

Ахматова

4 ч.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…». Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Т.л. Сюжетность лирики.

1

Анализ одного из стихотворений Ахматовой.

А.А. Ахматова. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля», «Приморский сонет». Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.

1

1. А.А. Ахматова. «Реквием» (читать). 2. Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 1920–1940-е гг.: «Октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.», «Личная драма поэтессы» с выразительным чтением стихотворений, написанных в соответствующий период творчества.

А.А. Ахматова. «Реквием». Смысл названия поэмы. Трагедия народа и поэта Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Т.л. Лирическое и эпическое в поэме.

1

Подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?» и устные рецензии на поэму «Реквием» А. А. Ахматовой. 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама.

А.А. Ахматова. «Реквием». Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Подготовка к домашнему сочинению №2 по творчеству А.А. Ахматовой на тему: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

1

Домашнее сочинение по творчеству А.А. Ахматовой на тему: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Осип

Эмильевич

Мандельштам

2ч.

О.Э. Мандельштам. Жизнь итворчество. (Обзор.)«NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Т.л. Импрессионизм.

1

Написать сочинение-эссе (миниатюру) «“Я получил блаженное наследство — чужих певцов блуждающие

сны…” (мотивы и образы мировой поэзии в творчестве О. Э. Мандельштама)».

О.Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город…», «Мы живём, под собою не чуя страны…», «Silentium». Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Поэт и «век-волкодав». Т.л. Стих, строфа, рифма.

1

1. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений («Я вернулся в мой город…», «Мы живём, под собою, не чуя страны…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой; выразительное чтение стихотворений поэта.

Марина Ивановна Цветаева

3 ч.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня…», «Попытка ревности». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема поэта и поэзии в лирике. Т.л. Лирический герой.

1

1. Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой».

М.И. Цветаева. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. Т.л. Фольклоризм литературы.

1

Выучить наизусть стихотворения М. И. Цветаевой «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией угас…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина», «Домики старой Москвы» или анализ стихотворения.

М.И. Цветаева. Этический максимализм поэта и приём резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 века. «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»). Т.л. Стихотворный лирический цикл.

1

1. А.М. Шолохов «Тихий Дон» (читать). 2. Заполнить таблицу: «Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова». 3. Подготовить сообщение о творческой

истории создания романа-эпопеи «Тихий Дон» (инд.).

Михаил

Александрович

Шолохов

7 ч.

М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Т.л. Роман-эпопея

1

По предложенному плану подготовить сообщение на тему: «Уклад казачьей жизни и сословные традиции». Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде.

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.

1

Подготовить рабочие материалы (цитаты, эпизоды из текста романа) к характеристике образа Григория Мелехова.

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее.

1

1. Подготовиться к беседе, продумав ответы на вопросы: «Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова,

говоря так о Григории Мелехове? В каких эпизодах наиболее полно раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». 2. Подготовить сообщения об истории создания памятника «Григорий и Аксинья» (скульптор В. Н. Десянчук и архитектор Н. В. Можаев).

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета.

1

Творческая работа на тему: «Женские судьбы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Художественное своеобразие шолоховского романа. Т.л. Худ. время и худ. пространство.

1

Творческая работа на тему: «Трагедия Григория Мелехова».

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Шолоховские традиции в русской литературе 20 века. Т.л. Традиции и новаторство в худ. творчестве.

1

Черновик сочинения по творчеству М.А. Шолохова на тему: «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Классное сочинение №4 по творчеству М.А. Шолохова на тему: «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

1

Конспект статьи учебника: «Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр».

Литература периода Великой Отечественной войны

2 ч.

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, К. Симонова, О. Берггольц. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.

1

1. Е. Шварц «Дракон» (читать). 2. Подготовить краткое сообщение (устно) о жизни и творчестве одного из поэтов, погибших на войне. Составить отзыв (письменно) об одном из прочитанных прозаических произведений,

написанных в годы Великой Отечественной войны.

Е.Шварц. Пьеса-сказка «Дракон». Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров в трагической ситуации войны. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины 20 века.

1

В.Л. Кондратьев «Сашка» (читать).

Литература 50-90 годов

2 ч.

Новое осмысление военной темы. Правда о войне в повестях В. Некрасова «В окопах Сталинграда», В.Л. Кондратьева «Сашка».

1

1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «Память о войне в моей семье», «Память пылающих лет». 2. Подготовить сообщение-презентацию об одной из книг о Великой Отечест- венной войне (Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…», В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»).

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество В. Высоцкого, Ю. Визбора, А. Галича.

1

Анализ стихотворения (по выбору учащихся).

Александр

Трифонович

Твардовский

2 ч.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины…». Размышления о настоящем и будущем Родины. Т.л. Элегия. Традиции и новаторство в поэзии.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…».

А.Т. Твардовский. «В тот день, когда закончилась война…», «Памяти Гагарина». Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Т.л. Гражданственность поэзии.

1

1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Мотивы памяти и покаяния в лирике А. Т. Твардов-ского», «Я жил, я был — за всё на свете я отвечаю головой…” (по лирике

А. Т. Твардовского)». 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, выразительное чтение наизусть стихотворений Б. Л. Пастернака «На ранних поездах», «Февраль…».

Борис

Леонидович

Пастернак

4 ч.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», « Быть знаменитым некрасиво…».  Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.

1

Анализ стихотворения («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», « Быть знаменитым некрасиво…».)

Б.Л. Пастернак. «Зимняя ночь», «Марбург». Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта.

1

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «“Природа, мир, тайник вселенной!” (Человек и природа в лирике Б. Л. Па- стернака)».

Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нём прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя.

1

1. Подготовить сообщение на тему: «Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа». 2. Подготовить рабочие материалы к характеристике образа Юрия Живаго:

анализ эпизодов, цитатный материал.

Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Пастернак-переводчик.

1

1. А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» (читать). 2. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Солженицына, сообщение «История создания повести “Один день Ивана Денисовича” и появления в печати и общественный резонанс, вызванный её публикацией».

Александр

Исаевич

Солженицын

3 ч.

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Т.л. Житие как литературный повествовательный жанр.

1

Развернутый ответ по теме: "Изображение лагерной жизни в повести "Один день Ивана Денисовича"

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».  Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Т.л. Прототип литературного героя.

1

Анализ произведения "Архипелаг ГУЛАГ", групповое задание

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.  А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».  (Обзор.)

1

В.Т. Шаламов. «На представку», «Сентенция» (читать).

Варлам

Тихонович

Шаламов

1 ч.

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы. Жизненная достоверность «Колымских рассказов». Характер повествования и образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. Т.л. Новелла. Психологизм художественной литературы.

1

Сочинение-размышление на тему: «Жизненная достоверность «Колымских рассказов».

Николай

Михайлович

Рубцов

1 ч.

Н. М. Рубцов.  «Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице». Основные темы и мотивы  лирики Рубцова. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

1

1. Подготовить сообщения о творческой истории создания повествования в рассказах-новеллах «Царь-рыба». 2. В. П. Астафьев. «Царь-рыба» (читать). 3. Анализ стихотворения Рубцова.

Виктор

Петрович

Астафьев

1 ч.

В. П. Астафьев. «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе.

1

1. В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (читать). 2. Написать сочинение-миниатюру на тему:  «Как вы понимаете заключительные строки произведения “Царь-рыба”?».

Валентин

Григорьевич

Распутин

2 ч.

В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой».

1

Анализ эпизода произведения «Прощание с Матёрой».

В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Актуальные и вечные проблемы в повести Распутина.

1

Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бродского, выразительное чтение стихотворений поэта.

Иосиф

Александрович

Бродский

1 ч.

И. А. Бродский. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Т.л. Сонет.

1

Ю.В. Трифонов «Обмен» (читать).

Булат

Шалвович

Окуджава

1 ч.

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река…», «Когда мне невмочь пересилить беду…». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Подготовка к домашнему сочинению №3 на тему: «Рецензия на сборник стихов любимого поэта». Т.л. Лит.песня. Романс. Бардовская песня.

1

Домашнее сочинение на тему: «Рецензия на сборник стихов любимого поэта».

Юрий

Валентинович

Трифонов

1 ч.

Ю. В. Трифонов. «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова. Т.л. Психологизм художественной литературы. Повесть.

1

А. В. Вампилов. «Утиная охота» (читать)..

Александр

Валентинович

Вампилов

1 ч.

А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие её композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Смысл финала пьесы.

1

Творческая работа на тему: «Образ Зилова как художественное открытие драматурга».

Из литературы народов России

1 ч.

Мустай Карим. Жизнь и творчество. (Обзор).  «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». Тема памяти о родных местах. Беспамятство – самый тяжкий грех. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Т.л. Национальное и общечеловеческое в худ. лит-ре.

1

Анализ одного из стихотворений поэта.

Литература конца ХХ – начала XXI в.

1 ч.

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза. В. Пелевин. Поэзия. Б. Ахмадулина. Анализ лирического произведения.

1

Читать Б. Шоу. «Пигмалион», анализ ключевых эпизодов.

Зарубежная литература

4 ч.

Д. Б. Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Характеры главных героев. Открытый финал.

1

Творческая работа на тему: «Образы главных героев».

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».  Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии. Т.л. Парадокс как худ. приём.

1

Читать произведения Э. М. Хемингуэя, анализ ключевых эпизодов.

Э. М. Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести.

1

Читать роман Э. М. Ремарка «Три товарища», анализ ключевых эпизодов.

Э. М. Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности. Своеобразие художественного стиля писателя. Т.л. Внутренний монолог.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...