Календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
105_chasov_ktp_literatura_10_klass_2018_fkgos.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
О.В. Михеева
31.08. 2018
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(10 класс)
Количество часов:
всего 105
в неделю 3
Разработано на основе рабочей программы среднего (полного) общего образования по литературе, составленной Данильченко Н.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от 29.08.2017 № _______.
г. Узловая Тульской области
2018 год
Классных сочинений – 4
Домашних сочинений – 3
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
Введение | 2 ч. | Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Россия в первой половине 19 века. Литература первой половины 19 века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и русской критической мысли. | 1 | 1. Подготовить сообщение по таблице: «Литературные направления». | ||
Россия во второй половине 19 века. Падение крепостного права. Расцвет русского романа, драматургии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков. | 1 | 1. Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пушкина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина». 2. Выразительное чтение стихотворений Пушкина, изученных ранее («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Полтава».) | ||||
Литература первой половины 19 века. Александр Сергеевич Пушкин | 6 ч. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражания Корану». | 1 | 1. Сочинение-размышление по высказыванию В.Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». 2. Заполнить до конца таблицу: «Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина». 3. А.С. Пушкин «Разговор Книго-продавца с Поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти», «Воль-ность» (читать). | ||
А. С. Пушкин. «Поэту», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти», «Вольность». Слияние гражданских, философских и личных мотивов. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». 2. Наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина. | ||||
А. С. Пушкин. «Погасло дневное светило…», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Осень», «…Вновь я посетил…». Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии. | 1 | 1. А.С. Пушкин «Демон», цикл «Южные поэмы» (читать). 2. Анализ лирического произведения по плану (по выбору учащихся). | ||||
А. С. Пушкин. Романтическая лирика и романтические поэмы. «Демон», южные поэмы. | 1 | 1. А.С. Пушкин «Медный всадник» (читать). 2. Заполнить таблицу «Черты, объединяющие «южные поэмы» А.С. Пушкина. | ||||
А. С. Пушкин. Развитие реализма в поэме «Медный всадник». Человек и история в произведении. | 1 | 1. Развёрнутый ответ на вопрос: «Что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки?» | ||||
А. С. Пушкин. «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя. Два лика Петра I. Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Социально-философские проблемы поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | 1. Домашнее сочинение на тему: «Социально-философские проблемы поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», «Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», «Два лика Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 2. Подготовить сообщение на одну из тем: «Детство и юность поэта», «Переезд Лермонтова в Петербург», «Лермонтов на Кавказе», «Дуэль с Барантом и Мартыновым». | ||||
Михаил Юрьевич Лермонтов | 4 ч. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. | 1 | 1. Выразительное чтение стихотворений: «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…». 2. Творческая работа на тему: «Что мне нравится в лирике М.Ю.Лермонтова?» | ||
М.Ю. Лермонтов. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…». | 1 | 1. Письменный ответ на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» 2. Проанализировать отзывы В.Г. Белинского о поэзии. | ||||
М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. «Валерик», «Сон», «Завещание». Тема Родины, жизни и смерти в лирике Лермонтова. | 1 | 1. Творческая работа: «Тема Родины, жизни и смерти в лирике Лермонтова». | ||||
М.Ю. Лермонтов. Тема любви в лирике поэта. Молитва как жанр. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне молитвою…»). | 1 | 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. 2. Прочитать одну из повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (работа в группах). 3. Подготовить сообщение о Н.В. Гоголе (индивидуаль-ное задание). | ||||
Николай Васильевич Гоголь | 6 ч. | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. | 1 | 1. Прочитать повести из сборника «Миргород» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; «Тарас Бульба»). 2. Образная характеристика одного из героев сборника «Вечера…» (по выбору учащихся). | ||
Н.В. Гоголь. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). | 1 | 1. Прочитать повести из сборника «Миргород» («Старосветские помещики», «Вий»). | ||||
Н.В. Гоголь. «Миргород». Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское). | 1 | 1. Прочитать «Невский проспект» Н.В. Гоголя. 2. В чем "Вий" и "Тарас Бульба" противопоставлены "Старосветским помещикам" и "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"? или анализ одной из повестей по выбору учащихся. | ||||
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 1 | 1. Развёрнутый ответ на вопрос: «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». | ||||
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Подготовка к классному сочинению №1 на тему: «Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя». | 1 | 1. Черновик сочинения на тему: «Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя». | ||||
Классное сочинение №1 на тему: «Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя». | 1 | 1. Написать письмо о пользе чтения от имени одного из героев Гоголя (Хлестаков, Башмачкин, Чичиков, Тарас Бульба). В письме вы должны отразить манеру речи конкретного героя, его отношение к жизни и книгам. | ||||
Литература второй половины XIX века | 1 ч. | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Традиции и новаторство в русской поэзии. | 1 | 1. И.А. Гончаров «Обломов» (читать). 2. Подготовить пересказ по первой части романа: «Один день из жизни Обломова». 3. Подготовить характеристику одного из гостей Обломова (инд. задание). | ||
Иван Александ- рович Гончаров | 4 ч. | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. | 1 | 1. Заполнить таблицу «Положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке, повлиявшие на характер героя» (картина мира, воспитание, философия жизни). 2. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Ответьте на вопрос: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?». | ||
И.А. Гончаров. «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Обломов и Штольц: сравнительная характеристика героев» (описание внешности, происхождение, воспитание и образование, образ жизни, идеал жизни, испытание любовью, итог жизни). 2. «Женские образы в романе «Обломов», «История любви Обломова и Ольги Ильинской» (инд. зада-ние). | ||||
И.А. Гончаров. «Обломов». Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 | 1. Составить план 9 главы «Сон Обломова». | ||||
И.А. Гончаров. «Обломов». Авторская позиция и способы её выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). Теория литературы. Литературная критика. | 1 | 1. Конспект статей «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева. 2. Сообщение об А.Н. Островском (работа в группах). 3. Страницы истории русского театра до A. H. Островского: Фонвизин, Грибоедов, Пушкин, Гоголь (4 уч-ся - инд. задание). | ||||
Александр Николаевич Островский | 7 ч. | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. | 1 | 1. А.Н. Островский «Гроза» (читать). 2. Составить афишу драмы. 3. Подготовить сообщение: «История создания драмы «Гроза» (инд. задание). | ||
А.Н. Островский. Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Теория литературы. Драма как род литературы. Комедия, драма, трагедия. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Город Калинов и его обитатели». 2. Подготовить выразительное чтение монологов Катерины (действие 2 явление 10, действие 5 явление 4). | ||||
А.Н. Островский. «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. | 1 | 1. Образная характеристика Катерины (внешний вид, характер, поведение, какая была в доме родителей, как изменилась в доме Кабанихи). | ||||
А.Н. Островский. «Гроза». Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Теория литературы. Конфликт. | 1 | 1. Составить сопоставительную характеристику Кабанихи и Дикого. Кто из этих двух персонажей вызывает меньшую антипатию? Почему? | ||||
А.Н. Островский. «Гроза». Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова). | 1 | 1. Законспектировать фрагменты статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», содержащие характеристику Катерины. Чья точка зрения вам ближе? Почему? (выводы записать в тетрадь). 2. Творческая работа: «Многозначность символа грозы в пьесе Островского». | ||||
Подготовка к классному сочинению №2 по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: «Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза». | 1 | Черновик сочинения на тему: «Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза». | ||||
Классное сочинение №2 по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: «Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза». | 1 | 1. Подготовить сообщение об И.С. Тургеневе (работа в группах). 2. Подготовить сообщение об истории создания романа «Отцы и дети», о прототипах Базарова (индивидуальное задание). 3. И. С. Тургенев «Отцы и дети» (читать). | ||||
Иван Сергеевич Тургенев | 5 ч. | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | 1. Составить план-конспект на тему: «Мировоззрение нигилиста (по репликам и монологам Базарова в 1-11 главах романа). 2. Подготовить рассказ о Н.П. Кирсанове. | ||
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и легший в основу романа. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Письмо литературному герою на тему: «Господин Базаров (Кирсанов), я с вами не согласен». 2. Прочитать стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Дурак», «Эгоист», сопоставить их героев с персонажами романа «Отцы и дети» (записать выводы в тетрадь). | ||||
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Образ Анны Сергеевны Одинцовой». 2. Подготовить выборочный пересказ с элементами сопоставительного анализа на тему: «Две любовных истории, случившихся в Никольском». | ||||
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). | 1 | 1. Законспектировать фрагменты статей Д.И. Писарева «Базаров» и М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени», содержащие характеристику Базарова. Чья точка зрения вам ближе? Почему? (выводы записать в тетрадь). | ||||
Подготовка к домашнему сочинению №2 по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети» на тему: «Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». | 1 | 1. Домашнее сочинение №2 на тему: «Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». 2. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева» (работа в группах). 3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева. | ||||
Фёдор Иванович Тютчев | 3 ч. | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. | 1 | 1. Творческая работа по теме: «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». | ||
Ф.И. Тютчев. Политические и философские взгляды Тютчева. Тема России в его творчестве. Основной жанр – лирический фрагмент. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». | 1 | 1. Подготовить сообщение на тему: «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева». 2. Проанализировать одно из стихотворений («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»). | ||||
Ф.И. Тютчев. «Я встретил вас, и всё былое…», «О, как убийственно мы любим…». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева. 2. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество А.А. Фета» (работа в группах). 3. Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета. | ||||
Афанасий Афанасьевич Фет | 3 ч. + 1 ч. | А.А. Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…». Теория литературы. Композиция лирического стихотворения. | 1 | 1. Творческая работа по теме: «Времена года в лирике А.А. Фета». | ||
А.А. Фет. «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Даль». Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. | 1 | 1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Фета. | ||||
А.А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На качелях». Любовная лирика Фета и её утончённо чувственный психологизм. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». | 1 | 1. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество А.К. Толстого». 2. Анализ стихотворения Фета («Шёпот, робкое дыханье…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На качелях»). . | ||||
А.К. Толстой. Жизнь и творчество. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю. Влияние фольклора и романтической традиции. | 1 | Творческая работа на тему: «Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого». | ||||
Николай Алексеевич Некрасов | 7 ч. | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов – журналист. Противоположность взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…». Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний поэта. Теория литературы. Понятие о народности искусства. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова». 2. Составить сборник цитат из стихотворений Некрасова на тему: «Поэт и народ». | ||
Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Надрывается сердце от муки…». Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Сатира Некрасова. | 1 | Выписать тезисы статьи учебника «Своеобразие сатирических стихов Некрасова» и подобрать к ним примеры из сатирических стихотворений Н. А. Некрасова. | ||||
Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин», «Элегия», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…». Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний | 1 | Творческая работа на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова». | ||||
Н.А. Некрасов. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Душно! Без счастья и воли…». Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. | 1 | Подготовить сообщение на тему: «История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык( «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка» (работа в группах). | ||||
Н.А. Некрасов. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. | 1 | Заполнить таблицу: «Понимание счастья разными героями поэмы» (поп, помещик Оболт-Оболдуев, мужики, Ермил Гирин, Савелий, Матрёна Корчагина, Гриша Добросклонов, автор). | ||||
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. | 1 | Подготовить сообщения по группам: 1–«Савелий – богатырь святорусский». 2 – «Образ Якима Нагого». 3 – «Ермил Гирин и его представление о счастье». 4 – «Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером». 5 – «Образ "народного заступника" Гриши Добросклонова». | ||||
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Теория литературы. Фольклоризм художественной литературы. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Особенности языка и стиха поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (изобразительные средства, речевые формы). 2. Сообщение на тему: «Фольклорные мотивы в поэме». 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (читать). | ||||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | 3 ч. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Теория литературы. Сатира как выражение общественной позиции писателя. Памфлет. | 1 | Творческая работа на тему: «Город Глупов и его обитатели». | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Градоначальники города Глупова». 2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Коняга» (читать). | ||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Коняга». Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. | 1 | 1. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Коняга») по плану. 2. Написать эссе на тему: «Остались ли актуальными пороки власти, обличаемые в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина?» 3. Вспомнить содержание трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». | ||||
Лев Николаевич Толстой | 15 ч. | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда. | 1 | Прокомментировать 2–3 афоризма Толстого: «Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». «Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем». | ||
Л.Н. Толстой. «Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Теория литературы. Роман-эпопея. | 1 | 1.Составить план основных событий 1 тома романа «Война и мир». 2. Заполнить таблицу: «Проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. | 1 | Сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем похожи и чем отличаются друг от друга эти герои? | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | Творческая работа на тему: «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Теория литературы. Психологизм художественной прозы. | 1 | Пересмотреть эпизоды: «Наташа на именинах», «Наташа в Отрадном», «Любовь Наташи к Андрею, увлечение Анатолем и ее раскаяние», «Сцена пляски», «Отъезд из Москвы: эпизод с ранеными», «Наташа у постели раненого Андрея», «Наташа после смерти Андрея и Пети», «Наташа в эпилоге». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. | 1 | Творческая работа на тему: «Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. | 1 | 1. Подготовить сообщения на тему: «Семейство Болконских», «Семейство Ростовых», «Семейство Курагиных» (работа в группах). 2. Творческая работа на тему: «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | 1. Письменный ответ на вопрос: «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?» 2. Подготовить цитатный материал к раскрытию образов Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Тимохина, Тушина. | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. | 1 | 1. Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне; проследить за участием полководцев в ходе боевых сражений; определить, как относятся к полководцам их воины: Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15; т. 3, ч. 2, гл. 16); Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33). 2. Творческая работа на тему: «Какова, по мнению Л.Н. Толстого, роль личности в истории?». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | 1 | 1. Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (портрет, манера поведения, отношение к солдатам, цели деятельности, тактика ведения боя, отношение автора).» 2. Перечитать эпизоды: «Смотр при Браунау», «Переправа через Энс», «Обстрел плотины Аугеста», «Шенграбенское и Аустерлицкое сражения». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Патриотизм ложный и патриотизм истинный. | 1 | 1. Перечитать главы «Смоленск», «Бородинское сражение». 2 Написать сочинение-рассуждение: на тему: «Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы истинного и ложного героизма». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Патриотизм ложный и патриотизм истинный. | 1 | Творческая работа на тему: «Патриотизм ложный и патриотизм истинный в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Теория литературы. Внутренний монолог. | 1 | Творческая работа на тему: «Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» - (1 гр. - проследить связь внутреннего монолога и пейзажа в раскрытии образа А. Болконского. 2 гр. - мудрые мысли Пьера Безухова. 3 гр. - Наташа Ростова в самые яркие моменты ее жизни.) | ||||
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Подготовка к классному сочинению № 3 на тему: «Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | 1. Черновик сочинения на тему: «Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||||
Классное сочинение № 3 на тему: «Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | 1. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» (читать). 2. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Ф. М. Достоевского. | ||||
Фёдор Михайлович Достоевский | 11 ч. | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание». 2. Подобрать репродукции художников-реалистов, показывающих Петербург таким, каким изобразил его Достоевский. | ||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.
| 1 | 1. Перечитать фрагмент части 3, глава 5: изложение Раскольниковым своей теории. 2. Выписать цитаты, содержащие основные положения теории. 3. Ответ на вопрос: «Как вы думаете, как и почему возникла теория Раскольникова?» | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова, истоки его бунта. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах». 2. Подготовить выразительное чтение эпизодов «Сон о забитой лошади», «Сон о повторном убийстве старухи», «Последний сон Раскольникова о трихинах». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. | 1 | 1. Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья?» 2. Составить опорную схему «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | 1. Подготовить рассказ о семье Мармеладовых. 2. Выборочный пересказ на тему: «История Дуни Раскольниковой». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» (семья Мармеладовых, семья Раскольниковых). | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Сопоставление Раскольникова и Сони. | 1 | Творческая работа на тему: «Две правды (Сони и Раскольникова) в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Полифонизм романа и диалог героев. Композиционная роль эпилога в романе. | 1 | Творческая работа на тему: «Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь к Соне». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. | 1 | Творческая работа на тему: «О чём меня заставил задуматься роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
Подготовка к классному сочинению № 4 на тему: «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание». | 1 | 1. Черновик сочинения на тему: «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание». | ||||
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Классное сочинение № 4 на тему: «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание». | 1 | 1. Подготовить сообщение о Н.С. Лескове. 2. Прочитать повесть Лескова «Очарованный странник». | ||||
Николай Семёнович Лесков | 4ч. | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Теория литературы. Формы повествования. | 1 | 1. Выбрать из повести «Очарованный странник» суждения главного героя о людях, с которыми ему приходилось сталкиваться в жизни. 2. Подготовить выразительное чтение эпизодов: «Пляска Груши» (гл. 13)»; «Укрощение коня-«людоеда» (гл. 1); «Татарская кобылица» (гл. 5). 3. На географической карте России отметить маршрут скитаний Флягина. | ||
Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Теория литературы. Проблема сказа. | 1 | 1. Подготовить сжатый пересказ эпизода, который вам кажется наиболее важным для раскрытия характера героя. Обосновать выбор. 2. Образная характеристика Ивана Флягина. | ||||
Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. | 1 | 1. Н.С. Лесков. «Тупейный художник» читать. 2. Охарактеризуйте главного героя — тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом? 3. Какой предстаёт перед нами главная героиня — Любовь Онисимовна? | ||||
Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. Теория литературы. Понятие о стилизации. | 1 | 1. Выполнить сопоставительный анализ образов главных героев в произведениях «Очарованный странник» и «Тупейный художник». 2. Подготовить рассказ о жизни и творчестве Чехова. | ||||
Антон Павлович Чехов | 12ч. | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. | 1 | 1. А.П. Чехов. «Не в духе», «Цветы запоздалые» - читать. 2. Выписать в тетрадь правила воспитанного человека из письма Чехова брату (статья учебника «Труд самовоспитания»). Какие из них вы считаете наиболее важными? | ||
А.П. Чехов. «Не в духе», «Цветы запоздалые». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. | 1 | А.П. Чехов. «Студент», «Случай из практики», «Черный монах» - читать. | ||||
А.П. Чехов. «Студент», «Случай из практики», «Черный монах». Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Теория литературы. Стиль Чехова-рассказчика. | 1 | 1. А.П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» - читать. 2. Творческая работа (по вариантам): «Духовное обновление личности в рассказе А.П. Чехова «Студент». «Что лучше: быть безумным гением или умной посредственностью? («Чёрный монах») | ||||
А.П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Проблема истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова «Попрыгунья». 2. Ольга Ивановна рассказывает о своей жизни на страницах дневника (инд. задание): «Пять страничек из дневника Ольги Ивановны». 3. А.П. Чехов. «Дама с собачкой» - читать. | ||||
А.П. Чехов. «Дама с собачкой». Судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. | 1 | 1. А.П. Чехов. «Человек в футляре» - читать. 2. Подготовить сообщение: «Анализ рассказов Чехова «Крыжовник», «О любви» (по вариантам). 3. Письменный ответ на вопрос: «Дама с собачкой»: рассказ о курортном романе или о настоящей любви?». | ||||
А.П. Чехов. «Человек в футляре». Футлярное существование главного героя рассказа. | 1 | 1. Творческая работа на тему: «Образная характеристика Беликова. Футляр как символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих в рассказе Чехова «Человек в футляре». 2. А.П. Чехов. «Ионыч» -читать. | ||||
А.П. Чехов. «Ионыч». Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. Душевная деградация человека в рассказе. | 1 | 1. А.П. Чехов. «Вишнёвый сад» - читать. 2. Творческая работа: «Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». 2. Подготовить сообщение: «История создания пьесы «Вишнёвый сад» (инд.). | ||||
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». История создания. Образ вишнёвого сада. Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Теория литературы. Понятие о лирической комедии. | 1 | Творческая работа на тему: «Образ вишнёвого сада в пьесе Чехова (отношение к саду героев комедии)». | ||||
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Теория литературы. Сочетание лирики и комизма. | 1 | 1. Творческая работа по теме: «Лопахин: «нежная душа» или «хищный зверь»? «Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад» (по вариантам). 2. Заполнить таблицу: «Комические образы и ситуации в пьесе Чехова «Вишневый сад». | ||||
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Композиция и стилистика пьесы. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». | 1 | Написать сочинение-размышление на тему: «Что привлекает и что вас настораживает в старых хозяевах «Вишнёвого сада»?» 2. На примере одного из эпизодов пьесы (встреча Раневской с Петей Трофимовым, рассказ Шарлотты Ивановны о себе, разговор Ани и Пети о вишнёвом саде и о будущем) покажите, как проявляется в комедии чеховский лиризм. | ||||
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. | 1 | Написать сочинение-размышление на тему: «Что будет с персонажами пьесы “Вишнёвый сад”? Какой станет их жизнь через много лет?». | ||||
Подготовка к домашнему сочинению № 3 на тему: «Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | 1. Домашнее сочинение на тему: «Новаторство пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | ||||
Из литературы народов России. Коста Хетагуров | 1ч. | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. | 1 | Задание в группах. 1. Тема Родины, судьба родной земли. 2. Страдания народа, особенно женщин, детей, солдат. 3. Обращение к молодому поколению. 4. Тема любви. 5. Слово благодарности русским писателям. | ||
Из зарубежной литературы | 10 ч. | Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. | 1 | Составить конспект статьи учебника: «Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века». | ||
Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. | 1 | Ги де Мопассан. «Ожерелье», А.П. Чехов «Анна на шее» - читать. | ||||
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. | 1 | Письменный ответ на вопрос: «Есть ли общность в проблематике и художественной манере новеллы Мопассана «Ожерелье» и рассказа Чехова «Анна на шее»? | ||||
Ги де Мопассан. «Ожерелье». Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. | 1 | Творческая работа по теме: «Мечты героев о счастье». | ||||
Ги де Мопассан. «Ожерелье». Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. | 1 | Генрик Ибсен. «Кукольный дом» - читать. | ||||
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. | 1 | Творческая работа по теме: «Проблема социального неравенства и права женщины». | ||||
Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. | 1 | Образная характеристика героев произведения Ибсена «Кукольный дом». | ||||
Генрик Ибсен. «Кукольный дом». «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. | 1 | Артюр Рембо. «Пьяный корабль» - читать. | ||||
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка. | 1 | Ответить на вопросы: «Проследите движение человека-корабля в пространстве. Какие изменения с ним происходят? Как это влияет на настроение стихотворения?» | ||||
Итоги года и рекомендации к летнему чтению. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...