Анализ эпизода «Сон Обломова», 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_epizoda._son_oblomova.docx337.07 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «СОН ОБЛОМОВА»

X КЛАСС

.

Эпиграф: «Лежанье не было ни необходимостью,

ни случайностью: это было нормальным состоянием».

  1. Вступление

 (идея и проблематика романа — проблематика эпизода и его композиционная роль в произведении).

  1. Основная часть 

(композиция, чувства, мысли, развитие характера героя с оценкой анализирующего, система художественно-изобразительных средств, авторское отношение).

Какое слово вас удивило в первом предложении? (На улице человек не жил, а
лежал.)

 Сделайте вывод. (Лежать — жить — контекстуальные синонимы.)

По ходу урока вы должны будете подобрать контекстуальные синонимы к словам: труд, покой, любовь, служба, сон.

Почему так важно указать название улицы? (Это улица в центре столицы, следовательно, жизнь здесь должна кипеть.)

Сравните представление нашего героя с первым появлением Онегина, Печорина и Чичикова.
(Первый летит на почтовых, второй едет на перекладных, а последний въезжает в город. С каждым новым глаголом действие замедляется, а в последнем лежит вообще останавливается.)

— Докажите, что Гончаров был прав, написав вместо жил лежал. Для этого составьте распорядок дня Обломова (проверка домашнего задания).

День Обломова: 8.00 — проснулся рано; 9.30 — лежит, позвал и отправил назад Захара; 9.45 — лежит, заставляет Захара искать письмо, бранится с ним; 10.30 — начал, кряхтя, подниматься, но опять лег думать.

В течение двух с половиной часов он в полудреме, пересев с дивана на кресло, принимает гостей, каждый из которых является карикатурным образом с говорящей фамилией: Волков (суета жизни, в которой волка ноги кормят и выживают сильнейшие, руководствуясь законом человек человеку волк); Судьбинский (карьера, которая вместо судьбы определяет жизнь человека); Пенкин (литератор, всеядный журналист, стремящийся делать шум, снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно отстаивающий чьи-либо интересы; образ пены ассоциируется с пустым брожением, чем-то поверхностным); Алексеев (никто – ничто), Тарантьев (хитрец, взяточник, могущий процветать благодаря умению тарантить — говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить, или от слова таран, выражающего сущность персонажа, наглого, настырного, грубого).

Что же касается фамилии заглавного героя, то существуют разные версии:

1) писатель предчувствовал коренные перемены в русской жизни, чреватые обрывом преемственности многовековой традиции, потерей естественного иммунитета против разрушительных воздействий извне, надломом, или обломом, традиционного русского общества, всего жизненного уклада10;

2) образовано от слова обломъ, зафиксированного в словаре В.И Даля, в значении неуч, грубый, неуклюжий";

 3) Е.А.Боратынский в стихотворении «Предрассудок! Он обломок древней правды...» поднимает вопрос об утрате устоявшихся нравственных ценностей в связи с наступлением «железного века»; Гончаров понимает, что «древняя правда», обломком которой является Обломов, уже отмерла. Но ему близок романтический пафос поэта;

4) фамилия Обломов сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности. На месте целого находятся распадающиеся остатки того, что когда-то было заложено и могло бы стать единым целым;

5) Гончаров указывал, что «Сон» — это, по сути дела, и есть название романа. Сон-обломон пришел в язык из русских сказок. Именно он объял Обломовку. У обломона есть и другое значение — сон, как бы придавивший человека могильным камнем;

6) может мотивироваться как существительным обломок — обломленная кругом вещь (В.И.Даль), остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего (MAC), так и прилагательным облый (круглый). В этом случае фамилия интерпретируется как гибридное образование облый и ломать, круг, символизирующий отсутствие развития, представляется разорванным (сломанным). Учащихся стоит ознакомить с данными версиями, так как, анализируя эпизод «Сон Обломова», не лишним будет порассуждать над топонимом Обломовка. «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший "блаженный уголок" — обломок Эдема?»

13.00 — вновь лег на диван, но мечта о семейном счастье взбодрила его. Он сел, привстал, решил позавтракать. Начал писать письмо домовому хозяину, но не окончил: в гости пришел доктор, заявивший, что надо немедленно изменить образ жизни — это повергло Обломова в ужас (он сжался на стуле в комок).

15.00 — опять прилег, видит сон.

16.30 — приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина.

Каков же результат этого лежания? (Идет работа над: а) портретом героя с записью характерных черт и акцентировкой авторских приемов: обстоятельность, неторопливость, юмор, лиризм;  б) интерьером кабинета с работой над ролью контраста, лежащего в основе описания; в) его одеждой с работой над эпитетами, художественной деталью
(восточный), синтаксисом (роль бессоюзия). Весьма наглядна символичность халата...)

В чем истоки такой апатии героя? (Необходима лексическая работа: апатия (греч. — франц.) — состояние вялости, полного безразличия, бесчувственности к происходящему, равнодушие.)

Обсуждается, как прошла жизнь Обломова на службе (5-я глава) и дома (6-я глава), каковы были жизненный идеал героя (8-я глава) и эпоха, в которую он жил (1-я, 2-я, 7-я, 8-я главы). Проверяются контекстуальные синонимы: труд - скука, покой - веселье, любовь—хлопоты, служба - семья, сон - смерть.

Определите, с каким чувством (симпатии — антипатии) рисует Гончаров Обломова. Что может в нем привлекать и вас, и автора? (Способность к рефлексии, философскому осмыслению себя: Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова...) Запишите самостоятельно определения к слову такой и проверим их, аргументируя и дополняя друг друга. Определите тему и идею первой части, (Тема — один день из жизни как пример несостоятельности Обломова, идея — авторское отрицание жизни-лежания и недовольство героя собой.)

      Чем выделяется 9-я глава? (Во-первых, имеет название, во-вторых, судя по нему, переводит повествование в ирреальныйплан.)

Вспомните произведения, в которых герои видят сны. Какова в них функция сна?
(В «Путешествии из Петербурга в Москву» и «Евгении Онегине» это сон-предсказание.)

      Вы почувствовали необычность 9-й главы, ее отличие от других? В чем оно? «Сон Обломова» был опубликован в 1849 году, то есть за восемь лет до выхода книги, и, по мнению И.А.Гончарова, «служил ключом и увертюрой ко всему роману». (Лексическая работа: увертюра — музыкальное вступление к
оперному, театральному представлению.)

- Какую роль играет в романе мотив сна? (Это, по определению Ю.М.Лотмана,
сон - путь внутрь себя. Именно эта глава дает ответ на вопрос героя: «Отчего же это я такой?»)

- Чем увиденный Ильей Ильичом сон  похож на сны вообще? (Он фрагментарен,
хотя имеет общую сюжетную линию.)

- Какова композиция сна и в чем ее особенность? (Состоит из четырех частей:

1) природа — экспозиция и деревня (жизнь крестьян) — завязка;

2) день Ильи в 7 лет;

3) сказки няни (2-й и 3-й фрагменты являются развитием действия);

4) Илья в 14 лет — спад действия.

Кульминация отсутствует, что служит выражением идеи «Сна...». Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым   обломовщиной,   а  последняя   часть показывает ее реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент
построен по типу рассуждения с обязательным выводом.)

- В чем отличие сна? (Отсутствует вымысел — это скорее сон-воспоминание, нежели сон-фантазия.  Но особенность не столько в этом, сколько в «двойном зрении»: сон видят одновременно автор и герой, причем природа изображена через восприятие Обломова (отсюда и лиризм, поэтичность повествования), а повествователь комментирует это восприятие, насыщая данный фрагмент иронией. Остальные же эпизоды сна даны «глазами» автора и различаются
различной степенью конкретики и обобщения. Поэтому вряд ли верно утверждать, что Гончаров «поэтизирует» жизнь в Обломовке, то есть патриархальное прошлое.)

— Докажите это на примере пейзажа. Почему родовое имение героя названо Обломовкой?

-  Какую роль играет природа в этой главе? (В основе описания лежит фигура отрицания, усиливающая антитезу: нет моря (оно не нежит слух, от него нет ограды душе), но зато есть река (то бежит весело, шаля и играя, то чуть-чуть ползет), пруд, ручей (под журчание сладко дремлется); нет высоких гор (они не для увеселения, держат в страхе и тоске за жизнь), но есть холмы (приятно кататься); небо жмется с любовью, как родительская надежная кровля; солнце подарит ясный, теплый день. Горы, море, скалы, пропасти, леса — это атрибуты романтизма, где герой силен духом, жить не может без борьбы; это в понимании Обломова грандиозное, дикое и угрюмое, среди которого человек так мал, слаб, так незаметно исчезает... Мирный (то есть тихий, спокойный) уголок в представлении героя — это сентиментальный пейзаж, где даже измученное волнениями сердце обретет никому неведомое счастье, покойную, долговременную жизнь и сну подобную смерть. «Обломовка описана как замкнутый мир, "уголок", отделенный от большого мира. Его можно окинуть взором... человек не чувствует себя в нем затерявшимся, слабым и одиноким... Это родной, подчеркнуто неэкзотический мир». Жанр идиллии объясняет стремление Обломова к миру простых людей, отношений, чувств. Эта же простота мироощущения героя выражается точностью эпитетов, меткостью сравнений, легкостью метафор.

Кстати, описывая «благословенный Богом уголок», автор рассматривает пейзаж не только с точки зрения места, но и времени — годового круга, и, что интересно, в восприятии крестьянина, тем самым сближая миропонимание барина Обломова и его крепостных. Поэтому родная Обломовка видится герою как нечто сказочное, пришедшее из фольклора: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. <...>Тихо и сонно все в деревне... не видно ни души...» А далее следует ироничный комментарий автора, объясняющий умильную глубокую тишину в деревне: "...как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом».

   В пейзажных зарисовках природа изображена в разных состояниях: медленное пробуждение утром, ленивая истома полдня, вечерняя дремота. Но каждый раз «поражает иллюзия причастности природы к жизни об-ломовцев: в полдень всеобщее оцепенение в усадьбе захватывает и окружающую природу, которая замирает в своем движении, словно боясь внести диссонанс в размеренное существование людей. И это передается автором не только с помощью лексики, но и через ритм синтаксических конструкций»: «Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; наддеревней и полем лежит невозмутимая тишина — все как будто вымерло. Звонко и далеко раздается человеческий голос в пустоте» (курсив мой. — ГГ.). Анализируя микротему «Послеобеденный сон», нужно обратить внимание на роль глаголов преимущественно «недейственной» семантики, усиленной и подчеркиваемой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичность (неподвижно, без движения, невозмутимая тишина).

Рассуждения И.А.Гончарова об Обломовке завершаются выводом: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть... и что жить иначе — грех». Итак, состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя (это прием параллелизма — один из распространенных в русском фольклоре), который уже фактом своего рождения в таком краю обречен на душевный покой и тишину, на социальную неподвижность, на вечный жизненный сон, подобный смерти.

— Следующая картина сна — день семилетнего Ильи. Сравните этот день с днем 33-летнего Обломова. Каким мы видим героя и его окружение? (Если портрет взрослого Обломова обстоятельный и точный, то мальчик — это условное изображение того идеала, который бы хотели видеть родители, скорее купидон, чем реальный ребенок. Целый день его будут окружать самые близкие люди: мама, отец, многочисленная родня и няня. Но больше всех им занимается... няня. Впрочем, это не удивительно: вспомним хотя бы детство А.С.Пушкина.

Чем же одаривают взрослые малыша? Мама осыпает его страстными поцелуями, осматривает жадными, заботливыми глазами, молится с ним, влагая в молитву всю свою душу. Дальнейшие функции мамы сводятся к ласкам: приласкав его еще, отпускала гулять в сад; перед ужином медленно расчесывает волосы Илюши, любуясь их мягкостью и ставя его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Задача матери была предельно проста: выходить здоровенького ребенка, чтобы дитя было всегда весело и кушало много, а когда подрастет — приискать ему подругу - тоже поздоровее, порумянее. Вот за эту слепую любовь, выражающуюся в беспрестанной ласке и обилии булочек, сухариков, сливочек, Обломов до конца жизни был благодарен маме.

Обломов-старик настолько погружен в заботы о хозяйстве, что заниматься сыном ему недосуг (мал еще ребенок, не дорос до внимания отца; это со Штольцем папа уже и читает, и карты изучает): «Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе». Недостаток же отцовского внимания компенсируют многочисленные старушки, проживающие в доме: «подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Няня — это тот человек, который изо дня вдень рядом с Ильей, Няня ждет его пробуждения утром, а вечером: «Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного... в постель». И любит она его не меньше мамы,

В результате все эти любящие и заботливые люди вырастили абсолютно безвольного и беспомощного взрослого человека! Л ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребенком. Молясь с мамой, рассеянно повторял слова, глядя в окно, откуда его призывно манило в живой, полный приключечий и открытий мир. Ребенок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным изумлением, как будто в первый раз... обежал дом... Ему страсть хочется взбежать на галерею... Он не внимал запрещениям матери и направился к соблазнительным ступеням... Он бросился к сеновалу, с намерением взобраться по крутой лестнице... Его постоянно тянет вверх, как будто он хочет преодолеть замкнутый мир Обломовки.

И блаженный миг свободы от обломовских оков настал — послеобеденный сон! Анализируя этот отрывок, работаем с глаголами: они имеют конкретную семантику (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает), причем подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчеркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженно-активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих (на цыпочках, пристально, с замиранием сердца, с наслаждением и т.д.).

После сна пили чай. занимались чем-нибудь, ужинали и убаюкивали мальчика сказками. «Вот день-то и прошел, и слава Богу!.. Прожили благополучно; дай Бог и завтра так!» — делает вывод автор от имени обломовцев.)

- Какие же законы обломовщины с рождения определяли жизненный путь человека? ( 1) Забота о пище была первая и главная забота; 2) всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти; 3) сказка до конца жизни сохраняет свою власть.)

- Какую роль в философии обломовщины играет сказка? (Сказка для обломовцев — это не просто попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надежно спрятались, заменив жизнь вымыслом: ...сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения... заставляли человека творить среди естественного
мира другой, несбыточный...)

- Зачем писатель, показав примеры из жизни семилетнего Ильи, вновь повествует
об этой жизни, но уже в 13—14-летнем возрасте? (От конкретизации автор переходит к обобщению, тем самым подчеркивая типичность обломовщины как явления русской жизни первой половины XIX века. Недаром автор мельком упоминает еще одного мальчика, который почти никогда не учился, а
больше... плакал о том, что живет среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему. Одновременно идет расширение изображаемых сторон жизни: к повествованию о быте, родителях, воспитании добавляется проблема образования, и философия обломовщины излагается как стройная теория.)

- А как жили взрослые в Обломовке? 1) Зачем дана жизнь? Бог весть. (Бессмысленное существование, то есть отсутствие труда мысли: не слыхивали они о многотрудной жизни, о людях, отдающих жизнь вечному, нескончаемому труду. Гончаров сознательно вводит описание еще одного зимнего вечера (первый был посвящен сказкам), во время которого обломовцы, периодически погружаясь в дремоту, беседуют. О чем? Пустые фразы о бренности человеческой жизни, затем глупый гомерический хохот по поводу катания три года назад на салазках и в конце бурное обсуждение примет. Видит Илья Ильич во сне не один, не два таких вечера, но целые недели, месяцы и годы...) 2) Плохо верили душевным тревогам, душа мирно, без помехи, утопала в мягком теле. (Бездуховное существование, то есть отсутствие труда души.) 3) Сносили труд как наказание. (В результате человеку ничего не нужно: жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трем главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам. Но нигде в этих актах жизни не нашлось места ни книге, ни образованию: Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью. .. без которой легко обойтись можно... к авторам... он усвоил полупрезрение.)

- Почему обломовцы, мучая своих чад отдавали все-таки их учиться? («Старики понимали выгоду просвещения: ...уже все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путем ученья».)

- Можно ли это назвать учебой? А чему действительно научился Илья?
(Лукавству, хитрости.)

- Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»? (Сон, тишина,
безмолвие, спокойствие, молчание, лень, неподвижность; они усилены эпитетами: невозмутимое, глубокая, вечная, мертвое.)

- Сравните первое описание Ильи (в 7 лет) и последнее (в 13—14 лет). (Ему легко,
весело; он шалит. - А иногда он проснется бодрый, свежий, веселый... Он крепится, крепится, наконец не вытерпит,  прыг с крыльца... А в доме гвалт: Илюши нет!.. Люди овладели барчонком, окутали его в тулуп, потом в шубу, потом в два одеяла, и... принесли на руках домой.)

И в начале романа мы видим уже взрослого Илью, все еще окутанного, но теперь в халат.

- Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку? (Илюша... лелеемый как экзотический цветок... рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.)

               

        3. Заключение (идейное значение эпизода)

- Определите тему эпизода «Сон Обломова» (обломовщина как жизненная философия) и его идею (сон подобен смерти, жизнь — это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека).  

- Соотнесите темы и идеи 1 -и части и эпизода.

- Какова роль данного эпизода в романе «Обломов»? (Тема эпизода помогает понять, почему не состоялась жизнь героя, а идея поясняет авторское отношение к поднятой в произведении проблеме. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации, а следовательно, не стал бы новым словом в осмыслении нашей жизни и б развитии русской литературы.)

- Вернитесь к определению роли этого эпизода, данному Гончаровым. Как вы понимаете его слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Мастер-класс "Сочинение анализ эпизода"

Представлена пошаговая работа над сочинением-анализом эпизода в литературном произведении....

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...