М.Шолохов "Донские рассказы"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» ( 1926 ): «Родинка» ( первый рассказ М. А. Шолохова) - «О Колчаке, крапиве и прочем» - «Калоши» «Обида» «Продкомиссар» «Пастух» и др. «Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. М. А. Шолохов сказал: « В «Донских рассказах» я старался писать правду о жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для партии и народа…». Это было страшное время, пропахшее порохом и залитое кровью. Каким стал человек – основная проблема рассказов.
ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК «Донские рассказы» – это не прощание, а встреча с оружием, это стихия ожесточения. Молодой писатель воссоздал притихшую после Врангеля и Колчака Донщину, но раздул угасающие огоньки вражды, превращая мелкие банды в целые воюющие армии. Основным сюжетом являются сцены кровопролитий, братоубийств на почве классового размежевания.
М. А. Шолохов поддерживает гражданскую войну и революцию. Но он наследник вольнолюбивого казачества на Дону. Втянутый в водоворот хлебозаготовок, он пишет: «… помогаю тем, кого несправедливо обижают, … наблюдаю и шибко скорблю душой…» Писатель умело передаёт мироощущение героев , понимает и раскрывает их глубину, показывая порой совсем неожиданные стороны.
Шолоховские герои - люди норовистые, упрямые. Они не смолчат, когда увидят несправедливость, зло, беззаконие. Персонажи «Донских рассказов» не перекладывают ответственность на другого. Произведения пронизаны образом сильного, волевого, мужественного человека, расчищающего дорогу к будущему.
« Донские рассказы» подчёркнуто антиромантичны, натуралистичны, в языковом плане обращены к достоверной просторечной народной стихии языка. Присутствуют такие словечки и речевые обороты, как «откель, играйся, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество» и др.Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки «малоформатных» рассказов, к достоинствам которых относятся острота и свежесть тематики, стремление автора показать новое, нарождающееся, напряженность конфликтов. А.С.Серафимович отмечал: « Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит… Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды».
«Донские рассказы» - предвестники «Тихого Дона» . С одной стороны, они действительно подготовили будущую эпопею, помогли писателю показать борьбу за установление власти Советов на Дону. «Тихий Дон» развивал многое, что робко пробивалось в «Донских рассказах». Но, с другой стороны, М.А.Шолохов в «Тихом Доне» преодолевал культ насилия, идею бойца как винтика революции, вводил романтическую красоту героев. Рисуя острую борьбу старого и нового в жизни и сознании народа, М.А.Шолохов доказывает: торжествует новое, светлое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...