Рабочая программа по литературе 11 кл (профильный уровень)
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе 11 кл (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 11 кл (профильный уровень) | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа
им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/____________ ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________2018 Приказ №___ от ____.____.2018____
М.П.
Рабочая программа
по литературе
профильный уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №____ от ___.___.2018__
Класс ___11 А __________
количество часов _170_____
УМК _______ Курдюмова Т.Ф.
ФИО учителя _ Мурзиненко Е.С.
Рабочая программа обсуждена на МО учителей _русского языка и литературы___________________________________
«_____»___августа_____________20____
Руководитель МО __Самолетова О.И.________________________/______________________
2018 - 2019 учебный год
I.Пояснительная записка
Актуальность программы.
Данная рабочая программа по литературе рассчитана на учащихся 11 Б класса (профильный уровень) МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе» – М., Дрофа, 2008) и программы среднего (полного) общего образования (авт. Журавлев В. П., Збарский И., Коровин В. И., Коровина В. Я., Полухина В. П. - М., Просвещение, 2008). Предназначена для преподавания в общеобразовательном учреждении с расширенным изучением литературы.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю)
Цели и задачи программы.
В связи с тем, что литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Планируемые результаты
В результате изучения литературы на расширенном уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать
- содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- анализировать и интерпретировать произведение;
- соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;
- строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- готовить учебно-исследовательские работы.
В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (10 аудиторных + творческие и аналитические работы). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.
Содержание учебного курса
Литература XX века
Введение
Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни".
Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион".
Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.).
Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Сложность и самобыт-ность русской литературы XX столетия. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века | 2 |
3-4 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность. Мотивы и образы бунинской лирики «Когда весь мир любил я…» | 2 |
5 | Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антонов-ские яблоки»). | 1 |
6 | Образ «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». | 1 |
7 | Тема любви и духовной красоты человека «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». | 1 |
8-9 | Рр. Сочинение по творчеству И.А.Бунина | 2 |
10-11 | М.Горький. Судьба и творчество. Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».. | 2 |
12 | Композиция романтических рассказов | 1 |
13. | Тема раскрепощенной души в повести «Фома Гордеев». | 1 |
14-15 | «На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». | 2 |
16 | Три правды в пьесе «На дне». проблема гуманизма. | 1 |
17 | Рр. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Горького. | 1 |
18 | Жизнь и творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет» | 1 |
19 | Красота «природного» человека в повести «Олеся». | 1 |
20-21 | Мир армейских отношений в повести «Поединок» | 2 |
22-23 | Своеобразие творческого метода Л.Андреева Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». | 2 |
24 | Рассказ «Жизнь Василия Фивийского» | 1 |
25-26 | Рр. Сочинение по творчеству Куприна, Андреева | 2 |
27 | У литературной карты России. Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского. | 1 |
28 | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) | 1 |
29 | Русский символизм и его истоки. Дм. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Соловьев | 1 |
30-31 | В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Основные мотивы лирики Брюсова | 2 |
32 | Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К.Бальмонта | 1 |
33 | Своеобразие поэтического творчества А.Белого | 1 |
34 | Драматизм и исповедальность лирических шедевров И.Анненского | 1 |
35 | Рр. Письменная работа по лирике поэтов-символистов | 1 |
37-38 | А.А.Блок. Жизненные и творческие искания А. Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | 2 |
39 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «На железной дороге». | 1 |
40 | Анализ стихотворений «О, я хочу безумно жить…», «Художник» | 1 |
41 | Тема Родины в лирике А.Блока | 1 |
42-43 | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Сюжет поэмы и ее герои. | 2 |
44-45 | Рр. Сочинение по творчеству А.А. Блока. | 2 |
46-48 | Акмеизм. Западноевропей-ские и отечественные исто-ки акмеизма. Жизненный и творческий путь Н.Гумилёва. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва. | 2 |
49 | Рр. Тест по лирике Н. Гумилева | 1 |
50-51 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. В.Хлебников. С.Городецкий. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. | 2 |
52 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор). | 1 |
53-54 | Рр. Сочинение по поэзии серебряного века. | 2 |
55 | А.Ахматова. Жизнь и творчество. | 1 |
56 | Мотивы любовной лирики А.Ахматовой | 1 |
57. | Ахматова о месте художника в «большой» истории | 1 |
58. | Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. | 1 |
59. | Рр. Письменная работа по творчеству А.Ахматовой | 1 |
60-61 | М.И.Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | 2 |
62 | Тема Родины в творчестве Цветаевой | 1 |
63 | Рр. Письменная работа по творчеству М.Цветаевой | 1 |
64-65 | А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона». | 2 |
66 | М.М.Пришвин. Обзор творчества | 1 |
67 | М.Волошин. Обзор творчества | 1 |
68-69 | Литературные направления и группировки в 20-е годы. | 2 |
70 | Тема революции в произведениях писателей «новой волны». | 1 |
71 | Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы». | 1 |
72-73 | Юмористическая проза 20-х годов. Рассказы М. Зощенко. Романы Ильфа и Петрова | 2 |
74-75 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского. Ранняя лирика | 2 |
76 | Поэма «Облако в штанах». Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» | 1 |
77 | Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. | 1 |
78 | Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. Поэма «Про это» | 1 |
79 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. | 1 |
80-81 | Рр. Письменная работа по творчеству Маяковского, тест | 2 |
82-83 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Имажинизм Природа родного края и образ Руси. | 2 |
84 | Тема революции в поэзии Есенина. | 1 |
85 | Анализ поэмы «Пугачёв» | 1 |
86 | Мотивы поздней лирики | 1 |
87 | Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина» | 1 |
88-89 | Рр. Сочинение по творчеству С.Есенина» | 2 |
90 | Литературный процесс 30-40 х гг. Сложность творческих поисков и писательских судеб. | 1 |
91 | Лирика 30-х годов. | 1 |
92 | Поэзия О.Мандельштама | 1 |
93 | «Парижская нота» русской поэзии 30-х гг | 1 |
94 | А. Н. Толстой. «Петровская» тема в творчестве писателя. | 1 |
95 | Роман «Петр Первый». Историко-биографическое повествование. Анализ глав романа | 1 |
96 | Противники и соратники Петра в романе | 1 |
97 | Народ и власть в романе «Пётр Первый» | 1 |
98 | М.А.Шолохов: судьба и творчество | 1 |
99 | «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон» | 1 |
100-101 | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Картины жизни донских казаков на страницах романа. | 2 |
102 | Революция и гражданская война в изображении М.А.Шолохова | 1 |
103 | Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». | 1 |
104 | Путь «казачьего Гамлета» - Григория Мелехова | 1 |
105 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 |
106 | Рр. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон» | 1 |
107 | У литературной карты России. Обзор творчества С.Н. Маркова, Б.В. Шергина, АА. Прокофьева | 1 |
108 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. | 1 |
109 | Обзор романа «Белая гвардия» | 1 |
110 | «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» | 1 |
111 | Библейские мотивы в романе. | 1 |
112 | Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе | 1 |
113 | Тема любви и творчества в романе | 1 |
114 | Рр. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Булгакова | 1 |
115-116 | Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии | 2 |
117-118 | Роман «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе | 2 |
119 | Рр. Письменная работа по творчеству Пастернака. | 1 |
120 | Самобытность художественного мира А.Платонова. Очерк жизни и творчества писателя | 1 |
121 | Рассказ «Сокровенный человек» | 1 |
122-123 | Повесть «Котлован». Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести | 2 |
124 | Рр. Письменная работа по творчеству А.Платонова | 1 |
125-127 | Жизнь и творчество В.В. Набокова. «Машенька». | 2 |
128 | Рр. Анализ фрагмента романа | 1 |
129-130 | Литература периода Великой Отечественной войны: проза и публицистика | 2 |
131 | Лирика военных лет | 1 |
132-133 | Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского. Основные мотивы лирики А.Твардовского | 2 |
134 | Поэма «По праву памяти» | 1 |
135 | Тест по творчеству А.Т.Твардовского | 1 |
136 | Литературный процесс 50 – 80х гг. | 1 |
137-139 | Герои и проблематика «во-енной прозы». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Богомолова, В.Некрасова, В.Кондратьева и др. писателей | 2 |
140 | Рр подготовка к домашнему сочинению «Человек на войне» (по произведениям литературы последних десятилетий) | 1 |
141 | Поэзия периода «оттепели». Обзор-характеристика | 1 |
142 | Традиции русской классики в поэзии Д.Самойлова, Ю.Друниной, Ю.Левитанского | 1 |
143 | Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта. «Тихая лирика» Н.М.Рубцова. | 1 |
144-146 | «Деревенская» проза в русской литературе 60-80-х гг (обзор) В.М.Шукшин. Герои Шукшина. | 2 |
147 | В.П.Астафьев. «Повествование в рассказах» «Царь-рыба». Человек и природа в книге В.П.Астафьева | 1 |
148 | В.П.Астафьев «Печальный детектив» (обзор) | 1 |
149 | В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. «Прощание с Матёрой». Нравственные проблемы. | 1 |
150 | В.Г.Распутин «Живи и помни» | 1 |
151 | «Городская» проза в русской лит-ре 60-80-х гг. (обзор) Ю.Трифонов «Обмен» | 1 |
152 | Рр. Чтение и обсуждение докладов (рефератов) по нравственно-философской тематике | 1 |
153 | Авторская песня как песен-ный монотеатр 70 - 80-х. | 1 |
154 | Н. Заболоцкий. Основные мотивы философской лирики | 1 |
155 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» | 1 |
156 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя. | 1 |
157 | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» | 1 |
158 | А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» | 1 |
159 | Рр. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына | 1 |
160 | У литературной карты России | 1 |
161 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90 х гг | 1 |
162 | Своеобразие современной реалистической прозы | 1 |
163 | Поэзия и проза с модернистской доминантой | 1 |
164 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Основные темы лирики | 1 |
165 | Современная литературная ситуация | 1 |
166 | Итоговое тестирование | 1 |
167-168 | Обзор зарубежной литера-туры. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Э.М. Ремарк. «Три товарища» Э.М. Хемингуэй. «Старик и море» | 2 |
169-170 | Резервные часы | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа по истории России (профильный уровень)
Рабочая программа составлена к учебнику Сахарова, Буганова (86 часов)...
Рабочая программа по всеобщей истории (профильный уровень)
Рабочая программа к учебнику Улуняна 10 класс (48 часов)...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...