Урок по рассказу Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Методическая разработка урока по рассказу Носова "Кукла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_nosova_kukla.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу Е. И.Носова «Кукла» «Если ты слеп, если душа твоя глуха…» Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы Бетлицкой средней школы Купренкова Е.П. |
|
Куйбышевский район
МКОУ Бетлицкая средняя общеобразовательная школа
Цель урока:
Формировать умение логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения.
Пробудить в учащихся протест против общечеловеческих пороков: равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру, напомнить о падении нравственности, о губительности пошлости в жизни.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о главном герое рассказа «Кукла».
Развивающие:
- на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
- развивать навыки работы с текстом;
- развивать умение самостоятельно мыслить, грамотно строить монологическое высказывание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
- напомнить детям о заботливом отношении к природе, о бережном отношении к тому, что когда-то было необходимо человеку и было ему дорого;
- воспитать мысль о ценности человеческого существа, для этого нужно видеть не только глазами, а сердцем и душой.
Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.
Оборудование:
презентация
портрет писателя;
эпиграфы;
выставка книг Е. Носова.
фоновая запись колоколов;
Эпиграфы:
«Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию»
Е.И. Носов
«В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившие для себя
всё остальное».
Корнелий Тацит
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о рассказе «Кукла», автором которого является талантливейший писатель 60-х годов Е. Носов.
1. Рассказ ученика об авторе рассказа «Кукла». (Приложение 1)
- Что привлекает к себе творчество писателя? «Прежде всего умением рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а «показать зримо, выпукло, живописно».
Этот рассказ заставляет нас задуматься о нашей жизни, что с нами происходит?
Люди стали безразличны к чужому горю, спокойно проходят мимо человека, нуждающегося в помощи, для нас нормой становится смерть, террористические акты.
Е. Носов не хочет с этим мириться.
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся.
Словарная работа:
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. Правила поведения, определяемые этими качествами. Ожегов.
Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.
Глумиться - злобно и оскорбительно издеваться.
Избыть - избавиться от чего-либо. Святотатство - поругание, оскорбление чего-либо святого.
Вопрос учащимся:
- Что стало главным для людей в их жизни? Про что забыли? Об этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Звучит запись звона колоколов. В старину, если случалась беда, чтобы собрать народ, били в набат. Во все времена этот звон был вестником тревоги. В словаре Ушакова написано:
Набат - сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола.
«Бить в набат» - оповещать о бедствии, сзывать на помощь звоном колокола;
а переносно: «поднимать тревогу, «будить сознание общества, привлекая общественное внимание к какой-нибудь опасности».
Вопрос учащимся:
- О чем сегодня звонят колокола?
(Они напоминают нам о том, что что-то не так происходит в нашей жизни и с нами.)
А что это не так - мы попробуем разобрать, проанализировав рассказ Е. Носова «Кукла».
- Как думаете, почему этот рассказ автор обращает к вам?
(Дети – это наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, зависит наша дальнейшая жизнь)
III. Работа над темой урока.
1. Работа по смысловому пониманию эпиграфа.
- Посмотрите на первый эпиграф, написанный на доске. Это слова Е. Носова.
Как он относится к земле, к природе?
2. Работа над рассказом.
Итак, рассказ вами прочитан. Сколько ключевых эпизодов в нем можно выделить?
3.Составление эпизодного плана.
На Сейме.
Акимыч и кукла.
Похороны куклы.
4.Работа над эпизодами.
1). «На Сейме»
Заглянем на реку детства писателя, на Сейм.
Зачитать начало рассказа, описание омута. (Омут - глубокая яма в реке, ударяющаяся в крутой берег вода крутит воду и в яме, создавая воронку-водоворот.)
- Какой река была во времена его детства»?.
(«В этом месте река.. . .поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».)
- Какая картина предстала перед писателем через несколько лет? (Русло реки сузилось, песчаные излучины заросли травой, на месте омута - «грязный серый меляк». Река обмелела, не нужен теперь и перевозчик Акимыч и его шалаш. Не нужны и удочки: рыбы в реке нет.)
Вопросы учащимся:
- Любит ли писатель родную землю? (Любит. Поэтому у него болит сердце о том, что он видит)
- Как относится к увиденному на реке?
(Внешне спокоен, но чувствуется душевное волнение.) - Какой перед нами человек: безразличный или беспокойный? (беспокойный)
- О чем думаем мы, читая о прежней и нынешней реке? (Гибнет природа, и виноват в этом человек.)
- Подтвердите текстом выводы. (Бутылки в воде омута, сизая жижа от удобрений с полей.)
- О чем думаем мы, читая эти строки? К чему это может привести?
( «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз...»
-- Так о чем же звонит колокол? В чем же нас убеждает Е. Носов? О чем хочет сказать?
В чем предостеречь?
(Люди утратили в себе что-то важное, забыли, что сами являются частицей природы.)
- Кто вместе с автором переживает увиденное? (Акимыч)
- А кто такой Акимыч? В чем его жизнь схожа с судьбой автора-рассказчика? (Зачитатать отрывок на стр. 172)
«Мы с Акимычем воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали один и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпитали нам выпали разные: я, попал в Серпухов, а он - в Углич.
Да, ранило его бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и спустя десятилетия, разволновавшись, внезапно утрачивает дар речи, язык будто намертво заклинивает. Тогда он, побледнев, умолкает, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длится несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхает, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпает его измученное немотой и окаменелостью лицо.
- Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? С какой целью автор обращается к войне?
События, пережитые нашими героями в годы войны, действительно, были страшным испытанием на человечность: пройти через такой ад и не окаменеть способен только настоящий человек.
Для фашизма была свойственна жестокость ко всему живому: к женщинам, старикам, детям, природе. Но не идет ли и наше общество этой же дорогой?
Рассмотрим следующий эпизод рассказа.
2). Акимыч и кукла.
- В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?
(Когда рассказчик находит «обгорелые останки Акимычева шалаша». Этот шалаш кто-то сжег, скорее всего, просто от неразумности, со скуки, от нечего делать. «На это большого ума не надо».
- Где встречается рассказчик с Акимычем? (В селе)
- Прочитайте описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя за Акимычем. (Стр. 173)
«Мы пошли мимо школьной ограды...»
- Видел ли эту красоту Акимыч? (Нет, его мысли были о другом)
Чтение учителем эпизода от слов «В грязном...» (Стр.174).
- Как передается душевное состояние Акимыча в этом эпизоде?
(«Акимыч бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе..» (Стр.173) Видно его что-то вывело из себя».)
- Что?
(Растерзанная кукла)
- Как бы вы назвали этот поступок?
Что заставило человека поступить так жестоко? (Нравственное падение, может быть, цинизм.)
(Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство).
3). Обращение ко второму эпиграфу.
Что историк имел в виду под словом «остальное»? (Доброту, отзывчивость, душевность, сочувствие, красоту.)
- Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа?»
(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала серьезным толчком к серьезному размышлению о человеке, о его достоинствах и недостатках).
4). Работа учащихся.
- На доске спроецированы слова, перечисляющие пороки человеческой личности. Выберете самые страшные, на ваш взгляд, пороки, которые вызывают проявление и всех других.
жестокость | безответственность |
злость | зависть |
легкомыслие | трусость |
равнодушие | жадность |
предательство | лицемерие |
- А теперь посмотрите еще раз перечисленные качества человека - какое самое страшное? (равнодушие)
- К чему может привести равнодушие? (Проявлению зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).
- Какие страшные слова произносит Акимыч? Какой вывод делает о причинах произошедшего?
(Люди стали равнодушными. Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются» (стр. 174).
(Об этом тоже звонит колокол)
Акимыч говорит: «Нынче трудно на кого думать...» Почему он так говорит? В ком истоки зла?
- Что могут вынести дети из картин, что рисует Носов? (Равнодушие взрослых.)
- Подтвердите примерами текста. Стр. 174.
(Носов обвиняет и нас, учителей, в том же самом равнодушии.)
- Ребята, что вы можете сказать об Акимыче? (Он переживает и очень страдает.)
- Какой он человек? (Неравнодушный, человек, который всем сердцем переживает за то, что происходит вокруг.)
5). Эпизод «Похороны куклы.
- Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?
(Сам Акимыч говорит: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины.
Акимыч видел на войне много смертей, изуродованную человеческую плоть. Ему невыносимо глумление над человеческим обликом.
- Прочитайте, как Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, согбенно перешагнул кювет..(стр.175)
Сутулый - слегка сгорбленный, согбенный - (устар., высокое) сгорбленный, согнутый.
Эти эпитеты показывают состояние Акимыча, согнувшее его горе, досаду, боль. - О кукле ли горюет Акимыч?
(Акимыч горюет о людях, потерявших нравственные ориентиры, потерявших чувство ценности человеческой жизни. Он не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать...»).
- Как вы понимаете слова Акимыча?
- (Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.)
(Об этом тоже звонит колокол)
Куклы, игрушки всегда связаны с детьми. С куклами девочки играют, нянчатся, называют их своими детьми. Не случайно и Акимыч считает, что иную куклу «от живого дитя не отличишь». И тот, кто сегодня так изощренно «пытает» куклу, завтра может проделать это с живым человеком, с любым ребенком. А самое страшное, что дети растут, видя это? Жестокость, это равнодушие. Вот это и терзает Акимыча.
Действительно, эта жестокость стала повседневной, распространенной картиной. Это не единичный случай: и в районе, и в области замечал Акимыч возле заборов, на мусорной куче «останки» истерзанных кукол, мимо которых проходит жизнь, привыкшая к такому святотатству.
«Негоже оставлять незахороненное тело на земле», - именно так считает Акимыч. Поэтому он не закапывает, а именно хоронит куклу, по-человечески. И с болью замечает: что все закопать невозможно.
IV. Рефлексия.
- О чем звонит колокол? Что в нашей жизни не так?
Люди стали варварски относиться к природе;
жестоко относиться друг к другу;
стали бессердечными к окружающим;
равнодушными к чужой беде.
Рассказчик и Акимыч видят жестокость людей по отношению к природе, к детям, к бессердечию, к чужой боли.
Боль Акимыча и рассказчика никого не оставят равнодушной. Действительно, к такой жестокости нельзя привыкать. Иначе мы разучимся ценить добро и красоту. Поэтому-то, на мой взгляд, этот автор и его произведение очень современны.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: прочитать рассказ «Живое пламя» Е.И. Носова.
Приложение 1 Биография
Евгений Иванович - человек с крепкими крестьянскими корнями, человек прошедший ад войны и поэтому знающий цену мирной жизни; человек, повидавший в жизни много жестокости, поэтому не умеющий наблюдать ее равнодушно; знаток и любитель природы, поэтому не терпящий вандализма по отношению к ней.
Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области.
Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Его отец трудился слесарем на Курском механическом заводе, и семья жила в Курске. Будущий писатель хорошо помнил и тропу, которую еще ребенком с матерью торил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".
В феврале 1945 года Евгений Носов был тяжело ранен. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.
После демибилизации Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу и уехал в Среднюю Азию.
Там удача ему улыбнулась. Областной газете требовался художник-оформитель, и он, умея неплохо рисовать, определился на эту должность, а когда в нем обнаружились явные литературные задатки, редакция возложила на него другие обязанности. Он стал специальным корреспондентом.
В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты "Молодая гвардия".
В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. К началу 1958 года составил сборник "На рыбачьей тропе".
После окончания Высших литературных курсов Евгений Носов становится профессиональным писателем. В пору творческой зрелости увидели свет его книги "Где просыпается солнце", "В чистом поле за проселком" , "Берега" , "Шумит луговая овсяница" , "Мост" , "И уплывают пароходы" , "Красное вино победы", "Избранные произведения" в 2 томах.
Важнейшие темы его произведений - военная и деревенская. Похоронен в Курске в 2002 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...