Приемы работы с микротекстами на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В данной методической разработке рассматриваются приемы работы с микротекстами на уроках литературы, приводятся примеры использования данных педагогических средств на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_mikrotekstami.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с микротекстами на уроках литературы
Львова Анастасия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ г.Владимира «Гимназия № 35»
Под микротекстом понимаем самостоятельную структурно-смысловую или синтактико-тематическую единицу. В зависимости от культуроцентрического или текстцентрического подхода к пониманию макротекста объем микротекста как единицы может быть разным – от целого отдельного (самостоятельного) текста до относительно самостоятельного высказывания в рамках абзаца, сложного синтаксического целого или сверхфразового единства. К микротекстам также можно отнести цитаты и афоризмы.
Цитаты представляют собой законченную мысль, высказывание или выдержку из текста какого-либо автора. Афоризм – это тоже законченная мысль, выраженная в краткой форме с предельной лаконичностью и точностью; устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения. Воздействие афоризма заключено одновременно в новизне сообщаемого и эстетичности его оформления. Не раз отмечалась неразрывность формы и содержания в афоризме, их интеграция, разрушаемость афоризма при переформулировке. Как и для любого текста, для построения афоризмов используются приемы и стилистические фигуры, что придает им художественность, а использование их в речи способствует повышению ее качества.
И афоризм, и цитата – короткие высказывания, обладающие большим педагогическим потенциалом. Они способны производить коммуникативный эффект, вызывать у собеседника интерес к предмету дискуссии, делать речь яркой, лаконичной (афористичной), убедительной, что будет свидетельствовать о высоко уровне коммуникативной компетенции.
Исходя из выше перечисленных особенностей афоризмов и цитат, нам представляется целесообразным по их педагогическому значению не разделять цитаты и афоризмы, поскольку они наделены универсальными свойствами текста – стабильностью, неизменяемостью, единством формы и содержания. Подчеркнем, что это и является достаточно убедительным основанием для причисления их к микротекстам.
Таким образом, микротекст, являясь относительно самостоятельной структурно-смысловой или синтактико-тематической единицей, обладает всеми признаками текста (например, коммуникативным потенциалом), имеет небольшой объем, поэтому более технологичен в условиях урока.
Приведем примеры разработанных и использованных нами методических приемов, функционально ориентированных на формирование коммуникативной компетенции, а также некоторые методические комментарии, позволяющие более глубоко понять место и роль микротекста как самостоятельного педагогического средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
1. Использование микротекста в качестве эпиграфа
Микротекст-эпиграф создает положительные эмоциональный настрой, задает ценностные ориентиры урока. Являясь педагогическим средством, он помогает актуализировать имеющиеся у школьника знания, обратиться к его читательскому опыту. Это положительно влияет на такие компоненты коммуникативной компетенции, как ценностно-смысловой, личностный и эмоциональный компонент коммуникативной компетенции.
Например, в 5 классе в качестве эпиграфа к уроку по теме «Литература как предмет и вид искусства» используется цитата А.П. Чехова: «Понимать по-своему не грех, но нужно понимать так, чтобы автор не был в обиде».
На развитие способностей выражать свои мысли, аргументировать и доказывать свою точку зрения положительно влияет умение отвечать на вопросы. Продуктивнее использовать вопросы, не предполагающие однозначного ответа. Например, такие
- Какую проблему поднимает в своем афоризме автор?
- Как связан эпиграф с темой урока?
Можно ли считать данный афоризм своеобразным советом для читателей?
- Насколько актуальна, на ваш взгляд, проблема, поднятая в тексте?
- Какие стилистические приемы применяются в данном афоризме?
- Согласны ли вы с автором данного афоризма?
Небольшие письменные работы предусмотрены практически на каждом уроке. В их тематику тоже заложена диалогичность, противоречивость, создающая возможность поразмышлять, аргументировано доказывая свою точку зрения. Например: Кто такой настоящий читатель или зачем читать книги? Электронная книга или «шелест страниц»?
2. Создание для школьников ситуации выбора микротекста из предложенного набора, который соответствует теме, проблеме данного урока. Обучающийся получит возможность научиться анализировать, сравнивать, сопоставлять, «присвоить» смыслы, сделать их личностно значимыми. Это необходимо для формирования когнитивного, ценностно-смыслового, личностного компонента коммуникативной компетенции.
Выбор наиболее актуального, по мнению учащегося, для данного урока или обсуждаемой проблемы афоризма из нескольких, предложенных учителем.
На уроке в 8 классе по теме «Образ России в поэзии начала 20 века» можно предложить несколько поэтических цитат о родине:
Ф. И. Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
М. Лермонтов «Родина»:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
А. Блок «На поле Куликовом»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
В качестве домашней работы можно предложить индивидуальный проект по литературе: «Образ России в произведениях…» или написание сочинения-размышления «Моя Россия».
3. Самостоятельный подбор микротекстов обучающимися
Учащимся предлагается самостоятельно подобрать афоризм на одну из наиболее актуальных для современного общества тем, определив в работе авторскую позицию и обосновав выбор афоризма, используя аргументы из литературных произведений и личного опыта.
Для изучения романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в 9 классе обучающиеся заранее готовят по группам подборку микротекстов:
1. Подбирают цитаты, характеризующие главных героев (узнай литературных персонажей).
2. Цитаты из романа, ставшие крылатыми (авторские афоризмы).
3. Цитаты из текста – проблемные вопросы романа.
Домашними заданиями могут стать (на выбор) как небольшие сообщения:
«Любимые имена А.С. Пушкина», так и творческие работы:
- проиллюстрировать свои заметки о героях романа;
- написать эссе на тему «Что дало В. Г. Белинскому право назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле»?
- подготовить презентацию (краткосрочный проект): «День Онегина в Петербурге, в деревне» или «Кабинет Онегина в Петербурге и в деревне»;
- напишите сочинение-миниатюру на тему «Что ждёт Онегина в будущем?»
4. Сравнительный анализ двух предложенных микротекстов
Для анализа учителем предлагаются два афоризма, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему. Определяется авторская позиция, степень актуальности афоризмов. Определяются стилистические приемы, применяемые в данных произведениях. Учащимся предлагается выбрать наиболее близкую для них точку зрения и аргументировано доказать собственное отношение к поднятой проблеме.
Например, на уроке литературы в 5 классе, изучая балладу В. Жуковского «Кубок», предложить для сравнения цитату А.П. Чехова: «Боже, не позволяй мне осуждать или говорить о том, чего я не знаю и не понимаю» и Франческо Петрарки: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».
Сравнительный анализ этих афоризмом поможет в постижении идейного смысла баллады, но и расширит границы поставленной проблемы и вызовет ассоциации (судьба, вера, гордость, смирение и благородство).
5. Подбор афоризма для доказательства авторской точки зрения
Учащимся дается задание определить авторскую позицию в художественном произведении, определить степень актуальности поднятой в тексте проблемы и подобрать для доказательства собственной точки зрения афоризм или афоризмы данного авторы. Афоризмы для аргументации могут быть предложены учителем или подобраны учащимися самостоятельно.
Например, на уроке по творчеству А. Грина в 6 классе «Цвет мечты…» (А.Грин «Алые паруса») предложить цитату – эпиграф, поясняющую идею произведения:
<…>Мечта разыскивает путь,-
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь,-
Намечены пути;
Мечта разыскивает путь,-
Открыты все пути. (А.Грин, 1919)
А другую цитату того же автора взять из рассказа «Зеленая лампа»: «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».
Это поможет ребятам глубже проникнуть в художественный мир писателя и ответь на вопрос: Нужно ли мечтать? Какова роль мечты в жизни человека?
6. Объяснение точки зрения автора литературного произведения с использованием микротекстов
При изучении литературного произведения учащиеся определяют главные проблемы, поднятые в произведении. Для подтверждения авторской позиции учащимся предлагается найти в изучаемом произведении или подобрать из других источников афоризм или несколько афоризмов, определить степень актуальности данной проблемы в обществе. Назвать стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах. Аргументированно доказать собственное отношение к поднятой проблеме.
Например, в 6 классе на уроке по роману А.С. Пушкина «Дубровский»:
«История… Маши Троекуровой и Владимира Дубровского» (конспект урока в приложении) можно использовать цитаты из стихотворений А. С. Пушкина. Поэтические строфы помогут более полно характеризовать тему любви в творчестве поэта: Я вас любил: любовь еще, быть может,
В моей душе угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
В качестве домашнего задания можно предложить сочинение: «Образ Маши Троекуровой в романе А.С.Пушкина «Дубровский» или «История любви в романе» или придумать продолжение к роману или сценарий; в качестве темы эссе можно предложить вопрос: Что знать любить «искренно и нежно»? (по творчеству А.С. Пушкина).
7. Подбор учащимисяафоризма / цитаты месяца
Ежемесячно учащиеся всего класса получают творческое задание: подобрать афоризм, наиболее актуальный для изучаемого произведения литературы, по их мнению, и написать сочинение-рассуждение, доказав актуальность выбранного текста. Среди работ, проверенных и отобранных учителем, после обсуждения в классе учащиеся выбирают «Афоризм месяца», который затем помещается на стенд с одноименным названием, на котором находится в течение месяца. Подобных работ может быть несколько, если они признаны учащимися лучшими.
Примеры «Алгоритмов месяца»:
в 5 классе:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»
(при изучении литературной сказки);
в 7 классе:
«Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей… (В.Г.Белинский)
(при изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»);
в 8 классе:
«По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание» (Ф.М. Достоевский)
(при изучении творчества А.С. Пушкина);
в 9 классе:
«Весь мир - театр, и люди в нем актеры» (В. Шекспир)
(при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Вспомним, что диалоговое обучение предполагает связь понятия культуры и образования и направлено на совершенствование личности, т.к. сформированная диалоговая культура выпускника способствует развитию коммуникативных умений, творческих способностей, так востребованных в современной профессиональной деятельности и жизни школьника.
Следовательно, диалог – оптимальная форма урока; он эффективен в решение не только познавательных, но и в существенной мере воспитательных задач. Выбираю диалог как ведущий принцип построения урока.
Сущность диалога как принципа: человек не только сообщает другому свое понимание, он должен понять позицию другого, мысленно сопоставить ее со своей и в результате совместной мыслительной деятельности прийти к пониманию того,что разные точки зрения имеют право на существование, что они существуют не по принципу взаимного исключения, а по принципу взаимного дополнения.
Научить детей вести диалог, владея определенными приемами, очень сложно. Но тем интересней начинать эту работу с пятого класса, пока ребята открыто высказывают свою позицию. Главное – сразу договориться: открытость и ясность приветствуется, а категоричность и агрессивность запрещены.
Возможно, что не сразу диалог, начатый на уроке учителем, перейдет во внутренний диалог учащихся, но именно к этому и должен стремиться каждый учитель литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
«Приемы работы с текстом на уроках литературы»
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сдел...
Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы
Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...
Приемы работы с текстом на уроках литературы
Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста...
Приемы работы с текстом на уроке литературы
Краткое описание приемов работы с литературным текстом + презентация с примерами...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...