Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс)

Маскыр Шончалай Васильевна

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов: Федеральный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г №1897; Программы общеобразовательных учреждений "Литература", рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: "Просвещение", 2013 и авторской программы под ред. В.Я. Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПИЙ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА

Рабочая программа

по предмету

«Русская литература»

Класс: 5

Учитель: Маскыр Ш.В.

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией  В.Я. Коровиной, 2011 г. и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 5-е изд. - М: Просвещение, 2015.

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с приказом:

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02. 2016 № 40937).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (РР), на уроки внеклассного чтения (ВЧ). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Результаты изучения предмета

«Литература»

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература»в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч

Содержание тем учебного курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид особый жанр фольклора. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характере и поступках героев. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература.  Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы 19 века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты  19 века о родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Русская литературная сказка 20 века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Н.А.Тэффи. "Валя"(для внеклассного чтения), Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

К/р.

Р/р.

Вн./чт.

Техн./чт.

1.

Введение.  Книга в жизни человека

 1

-

-

-

2.

Устное народное творчество и русская народная сказка

10

-

1

1

3.

Древнерусская литература

2

-

-

-

4.

Литература XVIII века

2

-

-

-

5.

Литература  XIX века

47

3

7

5

6.

Из русской литературы XXвека

28

3

2

3

7.

Из зарубежной литературы

10

-

2

3

8.

Итоги года

2

-

1

-

Итого

102

6

13

12

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Введение (1ч)

Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека и общества

1

03.09

2-3

Устное народное творчество

(2 ч.)

Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор.

2

05.09

07.09

 

4

Русские народные сказки (8 ч.)

Сказка как особый жанр фольклора

1

10.09

5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

12.09

6

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

14.09

7

Иван-Царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники

1

17.09

8

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Изобразительный характер формул волшебной сказки

1

19.09

9

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания

1

21.09

10

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство  главного героя

1

24.09

11

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка "Солдатская шинель"

1

26.09

12-13

Из древнерусской литературы (2 ч.)

Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

2

28.09

29.09

14

Из литературы 18  века (2 ч.)

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»

1

01.10

15

Роды и жанры литературы

1

03.10

16

Из литературы 19 века

(47 ч.)

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

1

05.10

17

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора

1

08.10

18-19

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.

2

10.10

12.10

20

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

1

15.10

21

Вн/чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

17.10

22

Р/р. Сочинение по басне

1

19.10

23

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

22.10

24

«Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

1

24.10

25

В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе

1

26.10

26

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

07.11

27

Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

09.11

28

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов

1

10.11

29

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом

1

12.11

30

Р/р. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1

14.11

31

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

16.11

32

"Чёрная курица, или Подземные жители". Мир детства в изображении писателя

1

19.11

33

Вн./чт. Писатели-сказочники и их герои

1

21.11

34

Контрольный тест по изученным произведениям

1

23.11

35

М.Ю. Лермонтов

(2 часа)

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости

1

26.11

36

Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

28.11

37

Н.В.Гоголь (3 часа)

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

30.11

38

«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.

1

03.12

39

Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

05.12

40

Н.А. Некрасов

(3 часа)

Н.А. Некрасов.

Слово о поэте. "Мороз, Красный нос". Отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.

1

07.12

41

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

10.12

42

Вн./чт. Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге»

1

12.12

43

И.С. Тургенев

(8 часов)

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе

1

14.12

44

Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.

Герасим в доме барыни.

Герасим и Татьяна.

1

17.12

45

Герасим и Муму. Счастливый год

1

 19.12

46-47

Р/р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

2

21.12

24.12

48

Анализ сочинения

1

26.12

49

К/р. По творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. (Тестирование)

1

28.12

50

А.А.Фет

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

09.01

51

Ф.И.Тютчев

Ф.И. Тютчев -великолепный певец природы

1

11.01

52

Р/р. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

1

14.01

53

Л.Н.Толстой (4 часа)

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

1

16.01

54

Жилин и Костылин –два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина

1

18.01

55

Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения

1

21.01

56

Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»

1

23.01

57-58

А.П.Чехов (3 часа)

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».

Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия"

2

25.01

28.01

59

Вн./чт. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте

1

30.01

60-61

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

(2 часа)

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1

01.02

04.02

62

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

1

06.02

63

Из литературы 20 века

(12 часов)

Вн./чт. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

08.02

64

В.Г.Короленко

(5 часов)

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.

Портрет как средство изображения героев

1

11.02

65

Р./р. Обучение работе над сочинением

1

13.02

66

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

1

15.02

67

Р./р. Анализ эпизода из повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

18.02

68

К./р.  по итогам изученных произведений

1

20.02

69-70

С.А.Есенин

(2 часа)

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

22.02

25.02

71

П.П.Бажов

(2 часа)

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

27.02

72

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

1

01.03

73-74

К.Г.Паустовский

(3 часа)

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб". Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения

1

04.03

06.03

 

75

Вн. /чт. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении

1

08.03

76

С.Я.Маршак

(4 часа)

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы

1

11.03

77

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

1

13.03

78

Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев"

 

1

15.03

79

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке

С.Я.Маршака  «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке»

1

18.03

80

А.П. Платонов

(2 часа)

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

20.03

81

А.П. Платонов "Никита". Представление о фантастике в литературном произведении

1

23.03

82

В.П Acтафьев

(2 часа)

В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

03.04

83

В.П Acтафьев.  «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе.

1

05.04

84

А.Т.Твардовский

К.М.Симонов

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

08.04

85

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

(2 часа)

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе

1

10.04

86

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо

1

12.04

87

Саша Черный

(2 часа)

Вн./чт.Н.А.Тэффи. "Валя"

1

15.04

88-89

Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон".

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.

Р/Р. мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить»

2

17.04

19.04

90

К./р.  по русской литературе 19-20 вв. (тестирование)

1

22.04

91

Из зарубежной литературы (10 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе

1

24.04

92-93

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа

 Вн./чт. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека

2

29.04

01.05

94

Вн./чт. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки

1

03.05

95

Характеристика героев сказки «Снежная королева»

1

06.05

96

Р./р.  Подготовка к домашнему сочинению «Герда против Снежной королевы», «Что изменилось в характере маленькой разбойницы после встречи с Гердой?»

1

08.05

97

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

10.05

98

Р./р. Нравственное взросление героя рассказа

1

13.05

99

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

15.05

100

Вн./чт. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена

1

17.05

101

Р./р. Итоговый урок. "Путешествие по стране Литературии 5 класса"

1

20.05

102

Итоговый урок

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...