Тематическое планирование по литературе 10 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)

Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_pl_lit_10_kl_pech.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературе 10 класс

Кол-во

час.

Тема урока.

Основное содержание

Дата

план

факт

1-2

2

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

3

1

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

4

1

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм

мировосприятия и его преодоление

5

1

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

6

1

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

7-8

2

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

9

1

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

10-11

2

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

12

1

Тест по творчеству А. С. Пушкина.

13-14

2

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

15

1

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;

16-17

2

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

18-19

2

Философские мотивы лирики  Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения  поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

20

1

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

21

1

Проверочная работа по лирике Лермонтова.

22-23

2

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

24-25

2

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» |

26

1

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

27

1

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

28

1

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

29

1

Проверочная работа по творчеству  Н. В. Гоголя

30-31

2

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

32

1

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

33

1

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

34

1

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

35

1

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

36

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

37-38

2

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

39

1

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

40

1

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

41

1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

42

1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

43

1

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

44

1

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

45

1

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

46

1

Любовь в романе «Отцы и дети»

47-48

2

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

49

1

Зачетная работа за первое полугодие

50-51

2

Ф  Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и фило-  и  софия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

52

1

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

53

1

Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

54

1

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

55

1

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

56

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

57

1

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

58

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

59

1

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

60

1

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

61

1

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».'"".

62

1

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

63

1

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

64

1

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова

65

1

М. Е. Салтыков - Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок  М.Е. Салтыкова-Щедрина

66-67

2

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

68

1

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

69-70

2

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

71-72

2

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

73

1

Женские образы в романе «Война и мир»

74

1

Семья Ростовых и семья Болконских

75-76

2

Тема народа в романе «Война и мир»

77

1

Кутузов и Наполеон

78-79

2

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

80

1

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению

81

1

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

82

1

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

83-84

2

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

85

1

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

86

1

«Двойники» Раскольникова

87

1

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

88-89

2

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

90-91

2

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

92

1

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

93

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

94

1

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

95

1

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

96

1

Особенности драматургии А. П. Чехова

97

1

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

98-99

2

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

100

1

Зачетная работа за второе полугодие

101

1

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

102

1

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

103

1

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».

104

1

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

105

1

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы ХIХ века


Контроль уровня обученности

В качестве контрольно-измерительных материалов используются вопросы задания из книг:

1. Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.- 224с.

2. Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.

Творческие работы (сочинения)

По творчеству А. Н. Островского

  1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

2.  Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

По творчеству И. С. Тургенева

  1. Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)        

4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

        

По творчеству Ф. И. Тютчева

  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).

5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

По творчеству Н. А. Некрасова

  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
  2. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
  3. Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
  4. Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
  5. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
  6. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
  7. "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
  8. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
  10. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
  11. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
  12. Тема женской доли  в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

По творчеству Ф. М. Достоевского

  1. "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
  3. "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
  4.  Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  5.  В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

        8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

По творчеству Л. Н. Толстого

  1. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  2. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
  4. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
  5. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  6. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  7. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
  8. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
  9. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  10. Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  11. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
  12. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
  13. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  14. "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
  15. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.) 
  16. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
  17. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

18.        Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)        

20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

По творчеству А. П. Чехова

  1. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
  2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
  3. «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
  4. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
  5. Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».

К о н т р о л ь н а я     р а б о т а    п о     т е м е

        « Л и т е р а т у р а    в т о р о й    п  о л  о в и н ы    X I X   в е к а »

        ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

А1.        Автор статьи «Луч света в темном царстве»

        А) Н.А.Добролюбов

        Б) Н.Г. Чернышевский

        В) В.Г. Белинский

        Г) Д.И. Писарев

А2.        В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за

        А) Свидригайлова

        Б) Лужина

        В) Разумихина

        Г) Лебезятникова

А3.        Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?

        А) А.П. Чехова

        Б)  Н.В. Гоголя

        В) А.Н. Островского

        Г) А.С. Грибоедова

А4.        Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?

        А) Борис

        Б) Кудряш

        В) Кулигин

        Г) Шапкин

А5.        Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное  в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

        А) Пьера Безухова

        Б) Андрея Болконского

        В) Платона Каратаева

        Г) Кутузова

А6.        О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?

        А) о Базарове

        Б) об Обломове

        В) о Раскольникове

        Г) о Чацком

А7.        Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является

        А) Тихон

        Б) Борис

        В) Кулигин

        Г) Дикой

А8.        Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

        А) Соня Мармеладова

        Б)  Катерина Ивановна

        В) кухарка Настасья

        Г) Поленька

А9.        В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит

        А) Ермил Гирин

        Б)  Савелий

        В) Яким Нагой

        Г) Оболт-Оболдуев

А10.        Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

        А) Фенечки

        Б)  Кукшиной

        В) Анны Сергеевны Одинцовой

        Г) Кати Одинцовой

А11.        В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу

        А) Павлуше Веретенникову

        Б) Ермилу Гирину

        В) купцу Алтынникову

        Г) Савелию

А12.        Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?

        А) Соня Мармеладова

        Б)  Разумихин

        В) Лужин

        Г) Свидригайлов

А13.        Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть  есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый  и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две  стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?

        А) Обломова

        Б)  Чичикова

        В) Базарова

        Г) Штольца

Часть 2.

В1.        Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.

В2.        Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».

В3.        Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

В4.        Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?

В5.        Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?

В6.        Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Часть 3.

        

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала  полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1.        Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

С1.2.        Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

           Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1.        Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

        - А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и  уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да  что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.

        - Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?

Базаров почесал у себя в затылке.

        - Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я  вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну  что ж? Обняться, что ли?

        Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.

С2.2.        Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердце у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и воли нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

А1.        Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал

        А) роман «Преступление и наказание»

        Б) роман «Идиот»

        В) роман «Бедные люди»

        Г) роман «Униженные и оскорбленные»

А2.        О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?

        А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».

        Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

        В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

        Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

А3.        Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым  послужило

        А) ухаживание Базарова за Фенечкой

        Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

        В) несходство в политических взглядов

        Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

А4.        Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?

        А) А.Н. Радищев

        Б) Ф.М. Достоевский

        В) А.С. Грибоедов

        Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

А5.        Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

        А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

        Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»

        В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

        Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

 

А6.        Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было

        А) Ермила

        Б) Пахома

        В) Прова

        Г) Митродора

А7.        Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за

          А) Пьера Безухова

        Б) Николая Ростова

        В) Федора Долохова

        Г) Василия Денисова

А8.        Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться

        А) в лесу

        Б)  в церкви

        В) на кладбище

        Г) в театре

А9.        Вину Раскольникова принял на себя

А) маляр Микола

        Б) Лебезятников

        В) Разумихин

        Г) Свидригайлов

А10.        О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?

        А) о Свидригайлове

        Б)  о Раскольникове

        В) о Мармеладове

        Г) о Лебезятникове

А11.        Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль   гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

        А) Манилова

        Б) Обломова

        В) Чичикова

        Г) Раскольникова

А12.        Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны?  Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под  ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?

        А) Башмачкин

        Б)  Девушкин

        В) Вырин

        Г) Карандышев

А13.        Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался

        А) «Бежин луг»

        Б)  «Хорь и Калиныч»

        В) «Гамлет Щигровского уезда»

        Г) «Бирюк»

Часть 2.

В1.        Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»

В2.        Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.

В3.        Развернутое высказывание одного  лица, не связанное с репликами других лиц.

В4.        Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».

В5.        Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера,   и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

В6.        Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.

Часть 3.

        

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала  полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1.        Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?

С1.2.        Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

           Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1.        Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

        П и щ и к.        Что на  торгах? Рассказывайте же!

Л ю б о в ь  А н д р е е в н а.        Продан вишневый сад?

Л о п а х и н.    Продан.

Л ю б о в ь  А н д р е е в н а.        Кто купил?

Л о п а х и н.    Я купил.

Пауза.

Любовь  Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

        Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.)  Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.)  Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.

С2.2.        Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Silentium

                                        Молчи, скрывайся и таи

                                        И чувства и мечты свои –

                                        Пускай в душевной глубине

                                        Встают и заходят оне

                                        Безмолвно, как звезды в ночи, -

                                        Любуйся ими – и молчи.

                                        Как сердцу высказать себя?

                                        Другому как понять тебя?

                                        Поймет ли он, чем ты живешь?

                                        Мысль изреченная есть ложь.

                                        Взрывая, возмутишь ключи, -

                                        Питайся ими – и молчи.

                                        

                                        Лишь жить в себе самом умей –

                                        Есть целый мир в душе твоей

                                        Таинственно-волшебных дум;

                                        Их оглушит наружный шум,

                                        Дневные разгонят лучи, -

                                        Внимай их пенью – и молчи!..

                                                                        1830

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1.  П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
  2.   О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
  3.  П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
  4. И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
  5.   Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
  6. М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
  7. «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
  8.  «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
  9. Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007
  10.  А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
  11.   В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
  12.  Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.
  13.  «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999, 51 с.
  14. «Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
  15.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.
  16. Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.
  17.  М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.
  18.  Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,
  19.  Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.
  20.  «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.
  21. В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.
  22.  В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.
  23.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.
  24.  В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...