рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)
в рабочей программе представлены пояснительная записка и календаро - тематическое планирование по литературе для 11 класса национальных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_po_literature_11_klass.docx | 71.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с:
- Государственный образовательный стандарт среднего общего образования по литературе;
- Примерная (типовая) образовательная программа среднего общего образования по литературе;
- Авторская программа для национальных общеобразовательных учреждений. 4-11 кл. по русской литературе/ под ред. М.В.Черкезовой,- М.: Дрофа, 2005
- Учебный план МБОУ Усть- Элегестинская СОШ» 2018-2019 уч.г.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебнику: Литература: 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./ С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров. СПб.: Просвещение, 2001.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и к самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В курсе литературы изучаются основные теоретико-литературные понятия:
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел, фантастика.
−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.
− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 ч в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Требования к результатам освоения выпускниками средней школы программы по литературе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, основ культурного наследия народов России и человечества; освоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей и поэтов XX в., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умения рассказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведение литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Литература конца XIX и первой половины XX века
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И. Солженицын Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема | Количество часов |
Введение | 1 | |
А.И.Куприн | 2 | |
Л.Н.Андреев | 1 | |
И.А.Бунин | 2 | |
Русская поэзия «Серебряного века» | 1 | |
А.А.Блок | 3+2 | |
В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский | 1 | |
Н.Гумилев | 1 | |
А.А.Ахматова | 1+3 | |
О.Э.Мандельштам, Б.Л.Пастернак | 1 | |
М.И.Цветаева | 1 | |
Поиск нравственных идеалов в прозаических произведениях | 1 | |
М.Горький | 9 | |
Сочинение | 2 | |
А.А.Фадеев | 1 | |
И.Э.Бабель | 1 | |
С.А. Есенин | 3 | |
Сочинение | 2 | |
В.В.Маяковский | 3 | |
М.А.Булгаков | 3 | |
А.П.Платонов | 1 | |
Н.А.Островский | 1 | |
М.М.Зощенко | 2 | |
А.Н.Толстой | 3 | |
М.А.Шолохов | 2+3 | |
Обзор литературы периода ВОВ | 1 | |
А.А.Бек, Э.Г.Казакевич | 2 | |
Военная лирика | 1 | |
К.М.Симонов | 1 | |
В.В.Быков | 1 | |
Ю.В.Бондарев | 1 | |
сочинение | 2 | |
Ф.А.Абрамов | 1 | |
Б.А.Можаев | 1 | |
В.И.Белов | 2 | |
Сочинение | 2 | |
Ю.В.Трифонов | 1 | |
А.И.Солженицын | 3 | |
Ф.Тендряков | 2 | |
В.М.Шукшин | 1 | |
Теория литературы | 1 | |
А.Т.Твардовский | 2 | |
В.П.Астафьев | 3 | |
В.Д.Дудинцев | 2 | |
В.Г.Распутин | 2 | |
В.В.Вампилов | 1 | |
Сочинение | 2 | |
Р.Г.Гамзатов | 1 | |
В.С.Высоцкий | 1 | |
Б.Ш.Окуджава | 1 | |
Анализ лирики | 1 | |
В.В.Набоков | 1 | |
С.Д.Довлатов | 1 | |
Э.Хэмингуэй | 2 | |
Повторение | 2 | |
Всего уроков: | 102 |
требования к уровню достижений обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||
План. | Факт. | |||||||||||||||||
1 | Культурно-политическая ситуация в России в конце XIX- начале XX века. | 1 | Объяснение нового материала | Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей | Знать: общую характеристику и своеобразие литературы XIX века. Уметь: свободно использовать конкретные понятия теории литературы | Опрос по материалам лекции | Подготовка по материалам лекции. С.4-10 Читать. Сообщения учащихся о жизни и творчестве А.И. Куприна | |||||||||||
2 | Жизнь и творчество А.И. Куприна | 1 | Объяснение нового материала | Познакомить с биографией и особенностями творческого пути А.И. Куприна | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному | Беседа по материалам урока, хронологическая таблица | анализ повести по вопросам на с.38 | |||||||||||
3 | Повесть А.И. Куприна «Олеся» | 1 | Комбинированный | Знакомство с содержание, идейным замыслом, творческой манерой писателя. Поиски духовной гармонии. Поэтическое изображение природы | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Письменная работа по материалам урока | С.40 Читать рассказ Л.Н. Андреева «Предстояла кража»; Подготовить сообщение по жизни и творчеству Л.Н. Андреева (индивид. Задание) | |||||||||||
4 | Л.Н. Андреев «Предстояла кража». Борьба света и мрака в душе главного персонажа | 1 | Комбинированный | Познакомить с биографией и особенностями творческого пути Л.Н. Андреева. Комплексный анализ текста | Знать основные факты жизни и творчества писателя; Содержание прочитанного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение | Беседа по материалам урока | Индивид . задания «Творческий мир И.А. Бунина» | |||||||||||
5 | Творческий мир И.А. Бунина. | 1 | Объяснение нового материала | Особенности жизни и творчества И.А. Бунина. Стилистические особенности прозы И.А. Бунина | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Опрос по материалам урока | Подготовка по материалам урока. | |||||||||||
6 | Р/Р Анализ рассказа «Темные аллеи» | 1 | Комбинирование | Трагизм сюжета. Образ героини. Комплексный анализ текста. | Знать: содержание литературного произведения; основные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Письменная работа | С. 53 Читать рассказ «Темные аллеи» | |||||||||||
7 | Русская поэзия «Серебряного века» | 1 | Объяснение нового материала. | Особенности поэзии «Серебряного века». Определение своеобразия литературных течений «серебряного века» | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Опрос по материалам урока, презентация | Подготовка по материалам лекции. Сообщение по жизни и творчеству А. Блока (индивид. Задание) | |||||||||||
8-9 | Личность и художественный мир А. Блока. Блок и символизм. Тема России в лирике поэта («Россия»). Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики («Вхожу я в темные храмы…», «Ты святая, но я Тебе верю…» | 2 | Комбинированный | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути А. Блока. Своеобразие реализации темы России в лирике поэта. «Своеобразие цикла «Стихи о Прекрасной Даме» | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; основные теоретико-литературные понятия. Уметь: работать с книгой; выявлять авторскую позицию; анализировать и интерпретировать художественное произведение; выражать свое отношение к прочитанному | Беседа по материалам урока. Анализ лирики. Письменная работа по материалам урока | Материал лекции. Стихотворение «Незнакомка» выучить наизусть. Анализ стихотворения «На железной дороге» | |||||||||||
10 | Р/Р Анализ стихотворения «Незнакомка» | 1 | Комбинированный | Комплексный анализ произведения | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Анализ лирики. Самостоятельная работа | Подготовить сообщение по жизни творчеству В.Я. Брюсова , К.Д. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского (индивидуальные задания) | |||||||||||
11 | Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского. | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с жизнью и творчеством писателей | Знать: общие понятия о жизни и творчестве писателей. Уметь: выразительно читать изученное произведение | Анализ лирических произведений. Сообщения подготовленных учащихся | Выучить по выбору одно стихотворение из творчества изученных поэтов (по выбору) | |||||||||||
12 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н.Гумилева («Озеро Чад», «Капитаны») | 1 | Объяснение нового материала | Понятие акмеизм. Эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н.Гумилева | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Анализ лирики. Сообщения подготовленных учащихся | Подготовить сообщение по биографии и творчеству А. Ахматовой | |||||||||||
13 | Биография и особенности творческого пути А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики. («Сегодня мне письма не принесли», «Любовь», «Вечером», «Я не знаю, ты жив или умер…») | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Ахматовой. Новаторство. Художественные формы. Психологизм | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение | Анализ лирики. Сопоставительный анализ стихотворений | Выучить наизусть одно стихотворение из творчества Ахматовой | |||||||||||
14 | Пейзажная лирика О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с жизнью и творчеством писателей | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение | Анализ лирики. Сопоставительный анализ стихотворений | Анализ стихотворения (по выбору). Сообщение о жизни и творчестве М.И. Цветаевой | |||||||||||
15 | Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой. Своеобразие художественного мира М.И. Цветаевой | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами Марины Цветаевой | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать произведения | Анализ лирики. Письменная работа по материалам урока | Анализ стихотворения (по выбору) | |||||||||||
16 | Поиск нравственных идеалов в прозаических произведениях | 1 | Комбинированный | Лекция. Беседа по материалам урока. Конспект | С. 121-127 Читать. Подготовить сообщение по биографии М.Горького (индивидуальное задание) | |||||||||||||
17 | Жизнь и творчество М.Горького. Художественный мир писателя | 1 | Систематизация ЗУН | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути М.Горького | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге про прочитанным произведениям | Беседа по материалам урока. Сообщения подготовленных учащихся | Индивидуальные задания. С.138 Читать рассказ «Старуха Изергиль» | |||||||||||
18-19 | Романтизм раннего творчества М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» | 2 | Комбинированный | Уметь: участвовать в диалоге про прочитанным произведениям | Беседа по материалам урока. | Индивидуальные задания. «На дне», чтение и анализ содержания пьесы | ||||||||||||
20 | Идейно-художественное своеобразие пьесы М.Горького на дне | 1 | Комбинированный | Глубина и своеобразие конфликта в пьесе. Авторская позиция и способы ее выражения | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | Сообщения учащихся, анализ текста | |||||||||||
21-22 | Спор о правде и мечте на страницах пьесы Горького «На дне» Отношение автора к обитателям ночлежки. Содержание и значение образа Луки. | 2 | Объяснение нового материала | Познакомиться с проблемой, идейным замыслом, их аспектами | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Письменная работа по материалам урока. Беседа по материалам урока. Ответы на вопросы | Индивидуальные задания . Подготовка к сочинению | |||||||||||
23-24 | Р/р Классное сочинение «Что лучше: истина или сострадание?» | 2 | Комбинированный | Комплексный анализ произведения | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Самостоятельная работа | С.178 Перечитать роман «Мать». Подготовить сообщение об истории создания романа «Мать» (индивидуальное задание) | |||||||||||
25-26 | Роман «Мать». История создания. Проблематика и система образов произведения | 2 | Объяснение нового материала | На примере романа «Мать» показать веру автора в возможность духовного перерождения человека. | Аналитическая беседа | Подготовить письменный ответ на вопрос: каковы духовные противоречия героев романа «Мать»? | ||||||||||||
27 | Публицистика М.Горького. | 1 | Объяснение нового материала | Особенности Горького-публициста («Несвоевременные мысли») | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выявлять авторскую позицию | Беседа по материалам урока | Перечитать роман А.А. Фадеева «Разгром». Подготовить сообщ. об основных этапах жизни и творчества А.А. Фадеева; об истории создания романа «Разгром»; по образам Мечика, Морозки, Метелицы, Лютова Фролова (индивидуальные задания) | |||||||||||
28 | Взаимоотношение руководителя и масс в романе А.А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе | 1 | Объяснение нового материала | Проанализировать центральный проблемный вопрос произведения, касающийся взаимосвязи руководящей личности и масс, представителей интеллигенции и революции | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Сообщения учащихся, аналитическая беседа | Перечитать из цикла И.Э.Бабеля «Конармия» главы: «Переход через Збруч», «Гедали», «У святого Валента», «Письмо», «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова». Подготовить сообщение по основным фактам биографии писателя и общей характеристике его творческого наследия | |||||||||||
29 | Своеобразие цикла «Конармия» И.Э. Бабеля. Тема гражданской войны в цикле | 1 | Объяснение нового материала | Познакомить учащихся с своеобразием трактовки Гражданской войны в цикле рассказов И.Э. Бабеля, углубить знания учащихся о сказовой манере | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Аналитическая беседа, сообщение ученика | Письменно ответить на вопрос: как раскрывается тема «интеллигенция и революция « в цикле И.Э. Бабеля «Конармия». Поэма А.Блока «Двенадцать», чтение и анализ текста | |||||||||||
30-31 | Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока «Двенадцать» | 2 | Комбинированный | Углубление представления учащихся об отношении А. Блока к революции, обозначение своеобразия жанра, композиции и стиля поэмы | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Письменная работа по материалам урока | Р\Р Написать сочинение на одну из тем: 1.Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать». 2.Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать | |||||||||||
32-33 | Жизненный и творческий путь С.А. Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта | 2 | Комбинированный | Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.Есенина, истоками его жизненной трагедии и своеобразием лирики поэта. | Знать: основные факты творческого пути писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение; работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, составлять тезисы) | Анализ лирики | Прочитать поэму С.А. Есенина «Анна Снегина». Подготовить сообщение об истории создания поэмы | |||||||||||
34 | Проблематика и поэтика поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведения, используя сведения по истории и теории литературы | Аналитическая беседа. Письменная работа | Подготовиться к классному сочинению по творчеству С.А.Есенина | |||||||||||
35-36 | Р\Р Классное сочинение по творчеству С.А.Есенина | 2 | Проверка умений учащихся анализировать поэтические произведения | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведения, используя сведения по истории и теории литературы | Самостоятельная работа | Чтение анализ стихотворений В.В.Маяковского | ||||||||||||
37 | Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского | 1 | Систематизация ЗУН | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В.Маяковского | Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Анализ лирики | Выучить наизусть 1-2 стихотворения (по выбору) | |||||||||||
38 | Основные темы, идеи, образы в лирике В.В.Маяковского | 1 | Комбинированный | Характер лирического героя и средства художественной выразительности в лирике В.Маяковского | Знать: содержание литературных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Анализ лирики | Прочитать поэму «Облако в штанах». Подготовить сообщение о биографической основе поэмы и времени ее написания(индивидуальное задание) | |||||||||||
39 | Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах» | 1 | Комбинированный | Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности | Знать: основные теоретико-литературные понятия. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока. Комментированное чтение | Письменная работа. Подготовить | |||||||||||
40 | Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными периодами жизни и творчества М.А. Булгакова, своеобразием художественного мира писателя | Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: выражать свое отношение к прочитанному | Опрос по материалам лекции. Комментированная запись в тетрадь | Прочитать повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Подобрать материал по образам профессора Преображенского, Швондера, Шарикова. Подготовить сообщение об истории создания повести «Собачье сердце» (индивидуальное задание) | |||||||||||
41-42 | Идейно-художественное своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» | 2 | Комбинированный | Знакомство с проблематикой произведения, сформирование представления о реализации темы «Интеллигенция и революция» в творчестве писателя | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Аналитическая беседа, сообщение ученика | Р/Р Домашнее сочинение на тему: Смысл двух превращений Шарика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». | |||||||||||
43 | А.П. Платонов. Проблема поиска смысла жизни в романе «Чевенгур» | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными фактами жизни и творчества писателя, с содержанием, идейным замыслом произведения | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Комментированное чтение, аналитическая беседа | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.А.Островского (индивидуальное задание) | |||||||||||
44 | Н.А. Островский. Личность Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь» | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными фактами жизни и творчества писателя, с содержанием, идейным замыслом произведения | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Комментированное чтение, аналитическая беседа, сообщение учащегося | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.М. Зощенко (индивидуальное задание) Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Монтер», «Кочерга» | |||||||||||
45 | Творческий путь писателя-сатирика М.М.Зощенко | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с основными этапами жизни и творчества М.М.Зощенко, сформирование представления о художественном мире писателя-сатирика и своеобразии его поэтики | Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: выражать свое отношение к прочитанному | Конспектирование | Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Монтер», «Кочерга» | |||||||||||
46 | Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.М.Зощенко. Герои, стиль, язык рассказов | 1 | Комбинированный | Сформирование представления о писательской манере М.М.Зощенко, углубление знаний учащихся о сказовой манере повествования | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Ориентировочная беседа, выразительное чтение, аналитическая беседа | Р/Р написать рецензию на понравившийся рассказ М.М.Зощенко. Подготовить сообщение об основных событиях жизни и творчества А.Н.Толстого (индивидуальное задание) | |||||||||||
47 | Очерк жизни и творчества А.Н.Толстого. | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с основными этапами жизни и творчества, обозначение особенностей художественного мира А.Н.Толстого | Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: выражать свое отношение к прочитанному | Сообщение учащегося, конспектирование | Прочитать роман А.Н.Толстого «Петр Первый» в сокращении. | |||||||||||
48 | Исторический роман «Петр Первый». Композиция и система образов романа. Художественное мастерство писателя | 1 | Комбинированный | Анализ идейно-художественного своеобразия романа «Петр Первый» | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Аналитическая беседа | Р/Р Письменно ответить на вопрос: какие черты исторического романа особенно явственно проявились в произведении А.Толстого? | |||||||||||
49 | Исторический роман «Петр Первый». Композиция и система образов романа. Художественное мастерство писателя | 1 | Комбинированный | Анализ идейно-художественного своеобразия романа «Петр Первый» | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Аналитическая беседа | ответить на вопрос: какие черты исторического романа особенно явственно проявились в произведении А.Толстого? | |||||||||||
50 | Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с личностью М.А.Шолохова, его творческой судьбой | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Конспект | Подготовить сообщение об истории создания романа «Поднятая целина» | |||||||||||
51 | Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» как произведение о коллективизации» | 1 | Комбинированный | Знакомство с авторским пониманием и изображением противоречий коллективизации | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Сообщение, выразительное чтение, художественный пересказ | Письменно ответить вопросы. (индивидуальные задания) | |||||||||||
52 | Обзор литературы периода Великой Отечественной войны | 1 | Комбинированный | Сформирование представления о состоянии и развитии литературы военного периода, ее роли в борьбе за независимость родины, проверить умение самостоятельно систематизировать и обобщать материал | Знать: содержание докладов. Уметь: преподнести материал, выступать на публике | Выступления учащихся. Работа с учебником. | Прочитать рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» | |||||||||||
53 | Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Трагизм людских судеб, порожденный войной | 1 | Комбинированный | Мастерство писателя, идейная позиция автора | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока | Индивидуальные задания | |||||||||||
54-55 | Особенности композиции, пейзаж, образ автора-рассказчика в рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохова | 2 | Комбинированный | Знакомство с композицией, пейзажем, образом автора-рассказчика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий | Прочитать отрывки из произведений А.А.Бека «Волоколамское шоссе», Э.Г.Казакевича «Звезда». Индивидуальные задания | |||||||||||
56-57 | А.А.Бек «Волоколамское шоссе», Э.Г.Казакевич «Звезда». Изображение народного героизма | 2 | Комбинированный | Мастерство писателя, идейная позиция автора | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий | Прочитать повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Индивидуальные задания | |||||||||||
58 | Военная лирика. | 1 | Комбинированный | Единство русских писателей в годы ВОВ, реализация темы памяти в творчестве поэтов 40-х годов (К.Симонов, Джалиль, Твардовский и др.) | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произведения | Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий | Анализ стихотворения (по выбору), выучить наизусть | |||||||||||
59 | К.М.Симонов. Трагедия народа в романе «Живые и мертвые»(отрывки) | 1 | Комбинированный | Осмысление подвига и трагедии народа в произведении | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | Ответить на вопросы с.13 Чтение отрывков из повести «Сотников» на с.15-21 | |||||||||||
60 | В.В.Быков. Слово о писателе. Военные будни в повести «Сотников» | 1 | Комбинированный | Осмысление подвига и трагедии народа в произведении | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.21 ответить на вопрос №2 Чтение 22-34 | |||||||||||
61 | Ю.В.Бондарев. Подвиг защитников Сталинграда в романе «Горячий снег» | 1 | Комбинированный | Осмысление подвига и трагедии народа в произведении. Авторское решение проблемы человека на войне | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока | с.35 Ответить на вопросы | |||||||||||
62-63 | Р/Р Сочинение на тему: «Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет | 2 | Комбинированный | Обобщение изученного по теме, систематизирование материала, совершенствование навыка письменной речи у учащихся | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Письменная работа | ||||||||||||
64 | Ф.А.Абрамов. Мужество, выносливость и русская душевная щедрость в романе «Две зимы и три лета» | 1 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.41-47 чтение отрывков романа | |||||||||||
65 | Биография Б.А.Можаева. Коллективизация в романе «Мужики и бабы» | 1 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.49-56 чтение отрывков романа Ответить на вопросы на с.56-57 | |||||||||||
66-67 | Жизнь и творчество В.И.Белова. Крестьянская психология в повести «Привычное дело» | 2 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | Ответить на вопросы на с.65 | |||||||||||
68-69 | Р/Р Сочинение-рецензия «Тема деревни в литературе 60-х гг.» | 2 | Комбинированный | Обобщение изученного по теме, систематизирование материала, совершенствование навыка письменной речи у учащихся | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Письменная работа | ||||||||||||
70 | Биография Ю.В.Трифонова. Проверка душевных качеств человека в повести «Обмен» | 1 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.66 конспект С.70-76 чтение повести «Обмен» | |||||||||||
71-73 | Биография А.И.Солженицына. Тема бескорыстия и праведничества в рассказе «Матренин двор» | 3 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.79-88 чтение рассказа С.88 ответить на вопрос №2 Сочинение на тему «Не стоит село без праведника» | |||||||||||
74-75 | Жизнь и творчество. Ф.Тендрякова. Тема милосердия и сострадания в рассказе «Хлеб для собаки | 2 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. История создания романа. Идейный замысел. Художественный мир. Основная мысль | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | С.91-98 чтение рассказа «Хлеб для собаки» С.102 чтение рассказа «Чудик» | |||||||||||
76 | Биография В.М.Шукшина. Рассказ «Чудик» | 1 | Комбинированный | Жизнь и творчество писателя. Комедийна манера написания. Идейный замысел. Художественный мир. Основная мысль | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по материалам урока | Написать сочинение на тему: Обаятельный герой рассказа «Чудик» | |||||||||||
77-78 | Теория литературы. Тропы. Синтаксические фигуры. Поэтическая поэтика | 1 | Изучения теоретико-литературоведческих понятий | - Формулировать знания о тропах, синтаксических фигурах и поэтической поэтике - Научить правильно находить тропы, синтаксические фигуры | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Знакомство с тропами, синтаксическими фигурами и поэтической поэтикой Работа над навыками нахождения выразительных средств и троп | Выучить теоретико-литературоведческие понятия | |||||||||||
79 | Жизнь и творчество А. Т. Твардовского стихотворение «По праву памяти» | 1 | Комбинированный | Познакомить с жизнью и творчеством писателя - Закрепить ЗУН формулировать тему, авторскую позицию, проблему и тропы | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Комментированное чтение Анализ и обсуждение прочитанного | Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||
80 | Глава «Сын за отца не отвечает». Обсуждение. Глава «О памяти» | 1 | Комбинированный | - Развить навыки находить выразительные средства и анализироватьстихотворное произведение | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Чтение, беседа, анализ | Выписать тропы, описывающие отца. Найти проблему и авторскую позицию | |||||||||||
81-83 | А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» | 3 | Комбинированный | Познакомить с жизнью и творчеством. Раскрыть проблему стихотворения Провести работу над композицией стихотворения и языком | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Комментированное чтение Анализ и обсуждение прочитанного | Чтение поэмы, анализ, ответы на вопросы, индивидуальные задания Сочинение рассуждение по поэме «Реквием» | |||||||||||
84 | Эволюция общественного самосознания в прозе и драматургии 70-90 годов. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева | 1 | Комбинированный | Познакомить с особенностью прозы и драматургии70-90 годов - Познакомить с творчеством А.П. Астафьева | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Чтение | Конспект | |||||||||||
85-86 | В.П. Астафьев «Царь-рыба» Обсуждение и анализ. Формулировка проблем. Актуальность проблемы сегодня | 2 | Комбинированный | Произвести анализ - Найти основную проблему - Научить найти проблему - Закрепление ЗУН | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Чтение, анализ стихотворения, работа над заданиями | Развернутый ответ на вопрос | |||||||||||
87-88 | В.Д.Дудинцев «Белые одежды». Обсуждение и анализ. Выявление проблемы и актуальность | 2 | Комбинированный | Познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Дудина -Произвести анализ произведения - Познакомить с основной проблемой - Закрепить ЗУН формулировать тему, и авторскую позицию и проблему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Чтение, выполнения заданий, анализ произведения, ответы на вопросы, рефлексия | Чтение, ответы на вопросы | |||||||||||
89-90 | В.Г. Распутин «Пожар». Работа над текстом. Актуальность проблемы | 2 | Комбинированный | Познакомить с жизнью и творчеством -Произвести анализ произведения - Познакомить с основной проблемой - Закрепить ЗУН формулировать тему, и авторскую позицию и проблему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Чтение, выполнения заданий, анализ произведения, ответы на вопросы, рефлексия | Сочинение-рассуждение о прочитанном | |||||||||||
91 | В.В. Вампилов «Старший сын» | 1 | Комбинированный | творчеством -Произвести анализ произведения - Познакомить с основной проблемой - Закрепить ЗУН формулировать тему, и авторскую позицию и проблему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Чтение, выполнения заданий, анализ произведения, ответы на вопросы, рефлексия | Чтение, ответы на вопросы | |||||||||||
92-93 | Развитие речи. Сочинение- рецензия по прозе и драматургии 70-90х годов | 2 | Комбинированный | Обобщение изученного по теме, систематизирование материала, совершенствование навыка письменной речи у учащихся | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы | |||||||||||||
94 | Современная лирика Р.Г.Гамзатов. Стихотворения. Работа над навыками анализа стихотворения. | 1 | Комбинированный | Знакомство с поэтом. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Выразительное чтение, анализ, беседа | Анализ лирики | |||||||||||
95 | В.С. Высоцкий «о переселении душ». Прослушивание песен Высоцкого | 1 | Комбинированный | Знакомство с поэтом. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Выразительное чтение, анализ, беседа | Выучить стихотворение наизусть | |||||||||||
96 | Б.Ш. Окуджава. Стихотворения. Анализ. | 1 | Комбинированный | Знакомство с поэтом. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Выразительное чтение, анализ, беседа | Анализ лирики | |||||||||||
97 | Р/Р Анализ лирики | 1 | Комбинированный | Обобщение изученного по теме, систематизирование материала, совершенствование навыка письменной речи у учащихся | Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении) | Самостоятельная работа | ||||||||||||
98 | Возращенные имена. В.В. Набоков. Роман «Другие берега» | 1 | Комбинированный | Познакомить с жизнью и творчеством писателя - Познакомить с основной проблемой его творчества | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа, проблемные задания | Развернутый ответ на вопрос | |||||||||||
99 | С.Д.Довлатов. «Приличный двубортный костюм» Рассказ | 1 | Комбинированный | Раскрыть проблематику рассказа - Произвести анализ романа - Развить навыки формулировки темы, проблемы и авторской позиции | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа, проблемные задания | Сочинение: Проблема нравственности в рассказе | |||||||||||
100-101 | Зарубежная литература. Эрнест Хэмингуэй «Старик и море» | 2 | Комбинированный | Раскрыть проблематику рассказа - Произвести анализ романа - Развить навыки формулировки темы, проблемы и авторской позиции | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа, проблемные задания | Эссе «Философская проблематика рассказа» | |||||||||||
102 | Повторение | 1 | Контроль ЗУН | Обобщить знания о русской литературе 20 века | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Тест, организация совместной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....