Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока (6 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_50._osobennosti_yazyka_skaza_n.s._leskova_levsha.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 50. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»
Цель: помочь понять особенности языка произведения, роль игры слов, народной этимологии; учить видеть комическое в произведении; развивать навыки групповой работы, монологической речи, описания иллюстрации.
Планируемые результаты: понимание особенности языка произведения; умения определять комическое в произведении, участвовать в коллективном диалоге, извлекать из текста необходимую информацию, работать в группах, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения, создавать устные иллюстрации.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания.
- Обсуждение вопросов и заданий 1, 2 рубрики «Совершенствуем свою речь» стр. 270.
Комментарии.
К заданию 1. В сказе есть зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Есть повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним – такая ситуация встречается несколько раз; повторяется мотив дороги («Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали»); Платов несколько раз прикладывается к «кислярке», а потом спит «крепким казачьим сном». Концовка сказа содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя
Вы конечно заметили, что сказ изобилует необычными, порой забавными словами. Обратили внимание на пословицы и поговорки в тексте. Наша задача сегодня – определить значение и роль новых слов, пословиц, поговорок.
2. Практическая работа в группах
В основе задания 3,4 рубрики «совершенствуем свою речь» стр. 270.
Дополнительные вопросы и комментарии.
К заданию 3. Мелкоскоп- микроском, кислярка – кизлярка (здесь привносится значение кислая), Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский, долбица – таблица, двухсестная – двухместная, керамиды – пирамиды, преламутр – перламутр, Канделябрия – калабрия, и тд.
- Какова роль подобных слов? (Примерный ответ. Такие «народные» слова создают юмористический эффект и придают достоверность образу рассказчика, имитируя народную речь).
К заданию 4. «Живьем съест и на помин души не оставит», «снег на голову», «ив Польше нет хозяина больше», «небо тучится, прюхо пучится», «совсем бы другой оборот был».
- Какие приемы комического вы заметили? (Примерный ответ. Игра слов, народная этимология, смешение смыслов в искаженных словах (мелкоскоп, симфон, публицейские, ту-гамент и т. д.), ирония, т. е. употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение (рассерженный Платов показывает мастерам страшный, «бугровый и весь изрубленный» кулак: «Вот вам тугамент!»), несоответствие (в больницу, где должны лечить, простой люд свозят умирать), неожиданные эффекты (стальная английская блоха оказалась подкованной тульскими мастерами), отклонение от нормы (искусный мастер левша не знал даже арифметики).
3. Работа с иллюстрациями
В основе вопросы и задания 1-3 рубрики «Литература и другие виды искусства» стр. 271.
Комментарии.
К заданию 1. На рисунке Н. Кузьмина стр. 244. Левша изображен рядом с другими тульскими мастерами.Эти герои почти сказочные, художник изобразил их стилизованно: фигуры мастеров создают своеобразный орнамент.
К Вопросу 3. На рисунках Кукрыниксов левша показан жалким, вызывающим сочувствие. Он теряется среди царедворцев, а у «Обухвинской больницы» выглядит совсем беспомощным – его как мешок с костями, тащит могучий городовой. У этих рисунков, скорее обличительный пафос. Рисунки передают основные мысли автора: народ трудолюбив и талантлив, но бесправен и унижен.
Справка
Кукрыниксы- псевдоним группы художников-графиков, аббревиатура, составленная из первых букв фамилий и имен: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов.
4. Устное рисование.
- Каков левша в вашем представлении. Опишите его внешность, создайте устный портрет.
IV. Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопроса 6 рубрики «Совершенствуем свою речь» стр. 271.
V. Подведение итогов урока.
- Чем последняя, двадцатая, глава отличается от остальных? (Примерный ответ. Это эпилог, он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа).
- Какова основная мысль этой главы? (Примерный ответ. Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью»).
- Какое впечатление произвел на вас сказ Лескова? (ответы обучающихся).
VI. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"
Материалы к уроку литературы в 6 классе...
Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"
Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе. Результатом анализа произведе...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".) ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...
Учебная презентация к уроку литературы в 6 классе "Языковые особенности сказа Н. С. Лескова "Левша"
Учебная презентация построена на основе статьи, опубликованной в журнале "Литература в школе" № 6 в 2000 году...
Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")
Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»
Н.С. Лесков...