И.А. Крылов. Басня "Свинья под Дубом"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по литературе в 6 классе с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема урока – И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».

Тип урока – урок знакомства и анализа художественного произведения.

Цель – выявление человеческих пороков на основе героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

  1. Познакомится с биографией И.А. Крылова.
  2. Вспомнить жанровые особенности басни.
  3. Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
  4. Выявить пороки, присущие героям басни.
  5. Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.

Методы работы – репродуктивный (слово учителя, словарная работа, чтение басни мастером художественного слова), продуктивный (составление характеристик героев басни), эвристический (беседа).

Оборудование – компьютер, мультимедиа проектор.

  1. Организационный момент.

     II. Актуализация знаний.

    - С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?

     - Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).

     Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова

  • Ты все пела? Это дело…  (Так поди же попляши)
  • А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)
  • Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).

     2. Из каких басен эти строки?

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
  • Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)

     III.Этап усвоения новых знаний.

Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник, страницы 114-116); эвристическая беседа. -

Портрет Крылова: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c094830f-4b74-4bce-8d79-91ca1ea9fc84/[LI5RK_15-01]_[IL_03]-k.jpg

 Что узнали о детстве Крылова?

Где он служит в Петербурге?

Что такое «Почта духов»

Сколько всего написано басен?

Где служит последние 30 лет?

     Слово учителя:

     Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.

     Словарная работа

     Басня: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F 

  - Каковы особенности басни?

     Словарная работа

     - Что такое порок?

     - К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.

     - Как вы думаете, какие пороки бывают?

     - Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.

     Аналих художественного произведения.

     Прослушивание басни «Свинья под дубом»: https://teatr.audio/krylov-ivan-svinya-pod-dubom 

     Эвристическая беседа.

     - Понравилась ли вам басня?

     - Кто является главными героям басни?

    - Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.

(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)

     - Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)

     - Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.

     - Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?

    - Как вы думаете, какая Свинья? (жадная)

     - Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве)

     - Какая Свинья? (жадная, невежественная)

     - Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?

     - В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.

     - Найдите мораль басни. Прочитайте ее.

     - Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?

- Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)

Просмотр мультфильма: https://m.youtube.com/watch?v=ljtBEu2MNiA

     IV.Закрепление полученных знаний.

    - Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?

     - Что такое басня? Каковы ее особенности?

     - О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?

     - Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.

 

     V.Объявление домашнего задания.

    Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Внеклассное чтение И. А. Крылов «Свинья под дубом»

Внеклассное чтениеИ. А. Крылов  «Свинья под дубом»Цели:познавательнаяпознакомить обучающихся  с басней И.А. Крылова «Свинья под дубом», учить читать  и отвечать на вопросы.коммуникативн...

И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое п...

И.А. Крылов "Свинья под Дубом". Урок литературы в 5 классе

Данныые материалы помогут в проведении урока литературы в 5 классе....

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»

Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...