И.А. Крылов. Басня "Свинья под Дубом"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе в 6 классе с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема урока – И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».
Тип урока – урок знакомства и анализа художественного произведения.
Цель – выявление человеческих пороков на основе героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
- Познакомится с биографией И.А. Крылова.
- Вспомнить жанровые особенности басни.
- Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
- Выявить пороки, присущие героям басни.
- Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.
Методы работы – репродуктивный (слово учителя, словарная работа, чтение басни мастером художественного слова), продуктивный (составление характеристик героев басни), эвристический (беседа).
Оборудование – компьютер, мультимедиа проектор.
- Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?
- Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).
Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова
- Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши)
- А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)
- Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).
2. Из каких басен эти строки?
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)
III.Этап усвоения новых знаний.
Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник, страницы 114-116); эвристическая беседа. -
Портрет Крылова: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c094830f-4b74-4bce-8d79-91ca1ea9fc84/[LI5RK_15-01]_[IL_03]-k.jpg
Что узнали о детстве Крылова?
Где он служит в Петербурге?
Что такое «Почта духов»
Сколько всего написано басен?
Где служит последние 30 лет?
Слово учителя:
Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.
Словарная работа
Басня: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F
- Каковы особенности басни?
- Аллегорическая форма: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
- Сатирическое изображение: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0
- Герои – животные
- Диалог
- Афористичность
- Эзопов язык: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Словарная работа
- Что такое порок?
- К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.
- Как вы думаете, какие пороки бывают?
- Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.
Аналих художественного произведения.
Прослушивание басни «Свинья под дубом»: https://teatr.audio/krylov-ivan-svinya-pod-dubom
Эвристическая беседа.
- Понравилась ли вам басня?
- Кто является главными героям басни?
- Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.
(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)
- Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)
- Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.
- Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?
- Как вы думаете, какая Свинья? (жадная)
- Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве)
- Какая Свинья? (жадная, невежественная)
- Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?
- В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.
- Найдите мораль басни. Прочитайте ее.
- Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?
- Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)
Просмотр мультфильма: https://m.youtube.com/watch?v=ljtBEu2MNiA
IV.Закрепление полученных знаний.
- Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?
- Что такое басня? Каковы ее особенности?
- О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?
- Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.
V.Объявление домашнего задания.
Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
Внеклассное чтение И. А. Крылов «Свинья под дубом»
Внеклассное чтениеИ. А. Крылов «Свинья под дубом»Цели:познавательнаяпознакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Свинья под дубом», учить читать и отвечать на вопросы.коммуникативн...
И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое п...
И.А. Крылов "Свинья под Дубом". Урок литературы в 5 классе
Данныые материалы помогут в проведении урока литературы в 5 классе....
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»
Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...