И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 21.42 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивныеУУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.
Ход урока
- Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»
- Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил…
(О Крылове)
- С какими баснями Крылова вы знакомы?
- С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?
(Отвечают)
- А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. (Слайд).
- И все их Крылов любил в баснях «пощипать». Что значит «пощипать»?
(Ответы )
- Актуализация опорных знаний
1) -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?
- В баснях используются олицетворения. (Примеры).
- Аллегория? (За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)
- А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?
- Какому историческому событию она посвящена?
- Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)
- Крылов проявил патриотические чувства в своём произведении?
Кто такой «патриот»?
2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.
3. Физкультминутка.
4 . Формулировка темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.
- Сформулируем тему. (И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)
Запись темы на доске и в тетрадях.
- Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)
5. Открытие новых знаний
1) Знакомство с басней.
Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то, чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
- Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?
(Нет, необходим анализ произведения)
2). Исследовательская работа в парах.
1-я пара «Литературоведы».
Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» - это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)
работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)
2 – я пара «Исследователи».
Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.
3-я пара «Лингвисты».
Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.
3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала
1. Выступление учащихся
1-я пара «Литературоведы»
(Басня - это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)
2 – я пара «Исследователи».
- Какая Свинья? (Глупая, ленивая).
- О чём она думает? (О своём удовольствии).
- Кто Дуб? Почему вековой? ( Вековой – это не только старый, но и мудрый).
- Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).
- Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).
- В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).
- То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)
3-я пара «Лингвисты».
Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».
- Кто Свинья?
- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
- В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)
- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)
- Чему научила нас басня?
- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
4). Чтение басни по ролям.
6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.
Карточка эмоционального состояния
Заполните карточку значками: -да, – нет, - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был (а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен
Самооценка работы на уроке
Оценка учителя
7. Домашнее задание. По выбору.
1. Выучить басню наизусть
2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лень Лживость Глупость Трусость Жадность Грубость Согласно Толковому словарю С. Ожегова, «порок - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство».
Работа по группам Группа 1 Докажите, что «Свинья под Дубом» - это басня. Группа 2 Найдите в словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите их в тетрадь. Группа 3 Какая Свинья? О чём она думает? А Дуб какой? Прочитайте с правильной интонацией определение, которое он даёт Свинье
Свинья
Кадр из мультфильма
Художник Г.Куприянов
Художник А.Лаптев
Невежа - древнерусское слово . Г рубый , невежливый человек Невежда - несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.
Словарная работа Актуальный – важный для настоящего момента. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «пощипал» в этой басне Крылов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»
Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...
И.А. Крылов. Басня "Свинья под Дубом"
Конспект урока по литературе в 6 классе с использованием ЭОР....
Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....
Сценарий по мотивам басни "Свинья под дубом"
Сценка для Нового года...