И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx21.42 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа  басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивныеУУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.


Ход урока

  1. Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»

- Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил…

(О Крылове)

- С какими баснями Крылова вы знакомы?

- С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?

(Отвечают)

- А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

- Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. (Слайд).

-  И все их Крылов любил в баснях  «пощипать». Что значит «пощипать»?

(Ответы )

  1. Актуализация опорных знаний

1)  -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?

- В баснях используются олицетворения. (Примеры). 

- Аллегория?  (За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)

- А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?

- Какому историческому событию она посвящена?

- Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)

- Крылов  проявил патриотические чувства в своём произведении?

 Кто такой «патриот»?

2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.

3. Физкультминутка.

4 . Формулировка темы и цели урока. 

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.

- Сформулируем тему. (И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)

Запись темы на доске и в тетрадях.

 - Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)

5. Открытие новых знаний

1) Знакомство с басней.

Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то,  чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

- Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?

(Нет, необходим анализ произведения)

2). Исследовательская  работа в парах. 

 1-я пара «Литературоведы».

 Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» - это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)

работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

2 – я пара  «Исследователи».

Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.

3-я пара  «Лингвисты».

Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.

3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала

1. Выступление учащихся

1-я пара «Литературоведы»

(Басня - это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)

2 – я пара  «Исследователи».

- Какая Свинья? (Глупая, ленивая).

- О чём она думает? (О своём удовольствии).

- Кто Дуб? Почему вековой? (  Вековой – это не только старый, но и мудрый).

- Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).

- Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).

- В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).

- То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)

3-я пара  «Лингвисты».

Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».

- Кто Свинья?

- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

- В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)

- Чему научила нас басня?

- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

 4). Чтение басни по ролям.

6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками: -да, – нет, - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Самооценка работы на уроке

Оценка учителя

7. Домашнее задание. По выбору.

1. Выучить басню наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Слайд 2

Лень Лживость Глупость Трусость Жадность Грубость Согласно Толковому словарю С. Ожегова, «порок - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство».

Слайд 4

Работа по группам Группа 1 Докажите, что «Свинья под Дубом» - это басня. Группа 2 Найдите в словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите их в тетрадь. Группа 3 Какая Свинья? О чём она думает? А Дуб какой? Прочитайте с правильной интонацией определение, которое он даёт Свинье

Слайд 5

Свинья

Слайд 6

Кадр из мультфильма

Слайд 7

Художник Г.Куприянов

Слайд 8

Художник А.Лаптев

Слайд 9

Невежа - древнерусское слово . Г рубый , невежливый человек Невежда - несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.

Слайд 10

Словарная работа Актуальный – важный для настоящего момента. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «пощипал» в этой басне Крылов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»

Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...

И.А. Крылов. Басня "Свинья под Дубом"

Конспект урока по литературе в 6 классе с использованием ЭОР....

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....