И.А. Крылов "Свинья под Дубом". Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данныые материалы помогут в проведении урока литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 21.89 КБ |
i.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока – И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».
Тип урока – урок знакомства и анализа художественного произведения.
Цель – выявление человеческих пороков на основе героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
- Познакомится с биографией И.А. Крылова.
- Вспомнить жанровые особенности басни.
- Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
- Выявить пороки, присущие героям басни.
- Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.
Методы работы – репродуктивный (слово учителя, словарная работа, чтение басни мастером художественного слова), продуктивный (составление характеристик героев басни), эвристический (беседа).
Оборудование – компьютер, мультимедиа проектор.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.
II. Актуализация знаний.
*Работа с эпиграфом: (слайд №1)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- О каком писателе говорится в стихотворении советского поэта М. Исаковского?
- С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?
- Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).
- Прочитайте еще раз стихотворение М. Исаковского об И.А. Крылове. Согласны ли вы с его словами?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
*Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова (слайд №2,3)
1. Продолжите крылатые слова:
- Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши)
- А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)
- Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).
2. Из каких басен эти строки?
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)
III.Этап усвоения новых знаний.
*Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник, страницы 85-87); эвристическая беседа.
- Когда, где и в какой семье родился И.А. Крылов?
- Современником каких исторических событий был И.А. Крылов?
*Слово учителя (слайд №4):
Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.
*Словарная работа (слайд №5)
Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.
- Каковы особенности басни? (слайд №6)
- Аллегорческая форма
- Сатирическое изображение
- Герои – животные
- Диалог
- Афористичность
*Слово учителя
- На планете Земля проживает большое количество людей. Жизнь у них разная, каждый выбирает свой путь, свою судьбу. Как нет одинаковых цветков, птиц, животных, так и одинаковых людей нет. Каждый человек индивидуален, имеет свой характер, стиль поведения.
- Несмотря на то, что вы учитесь в одном классе, вы все совершенно разные. Есть только одна маленькая ниточка. Которая связывает не только вас, но и остальных людей. Этоу ниточку можно назвать «Отношение к порокам».
*Словарная работ
- Что такое порок? (слайд №7)
- К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.
- Как вы думаете, какие пороки бывают?
- Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.
*Аналих художественного произведения.
* Прослушивание басни «Свинья под дубом» (учащиеся слушают + читают в учебнике басню).
*Эвристическая беседа.
- Понравилась ли вам басня?
- Кто является главными героям басни?
- Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.
(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)
- Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)
- Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.
- Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?
- Как вы думаете, какая Свинья? (жадная, слайд №8)
- Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве, слайд №8)
- Какая Свинья? (жадная, невежественная)
- Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?
- В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.
- Найдите мораль басни. Прочитайте ее. (слайд №9)
- Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?
- Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)
IV.Закрепление полученных знаний.
- Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?
- Что такое басня? Каковы ее особенности?
- О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?
- Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.
V.Объявление домашнего задания.
Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом»
Ты все пела? Это дело… Так поди же попляши А вы, друзья, как ни садитесь… Все в музыканты не годитесь Кукушка хвалит петуха … За то, что хвалит он Кукушку
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» « Волк и Ягненок» «Ай , Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона !» « Слон и Моська»
И.А. Крылов – очевидец восстания Пугачёва
Басня - небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.
Особенности басни Аллегорческая форма Сатирическое изображение Герои – животные Диалог Афористичность
Порок – нравственный, духовный недостаток: в се, что противно истине, добру; з ло, ложь, как свой свойство и качество человека
«Свинья под Дубом»
Свинья Жадная Невежествен-ная
Мораль басни: Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды
Домашнее задание: Выучить басню наизусть Нарисовать иллюстрацию к басне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...