Литература 9 класс.
рабочая программа по литературе (9 класс)

Степнова Алла Николаевна

Рабочая программа по литературе для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                                         Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                          Директор школы

______________Н.А. Верхотурова                                   _______________Л.Б.Огурцова

«31»   августа  2018 г.                                                          «31»   августа  2018 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 9 классов

на 2018-2019 учебный год

.

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» с учётом рабочей программы литературе для 5-9 классов, включённой в её структуру,  и состоит из следующих разделов:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Приложением  к рабочей программе является календарно-тематическое планирование на учебный год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературе»

Ученик научится

•осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

•        воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

•        определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•        анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

•создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

•        работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

•        выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

•        дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

•        сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

•        оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•        создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

•        сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

•        вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Получит возможность научиться:

  • владеть различными способами самоконтроля; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;
  • определять содержание своей учебной деятельности икорректировать объем собственной учебной деятельности;
  • соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.
  • составлять конспект текста, выступления; рецензию на ответ; выполнять реферативные работы;
  • выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
  • использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
  • определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
  • осуществлять опровержение аргументов;
  • решать проблемные учебные задачи;
  • комбинировать известные средства для решения новых задач;
  • проводить работу исследовательского характера;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • осуществлять мысленный эксперимент.
  • выступать перед аудиторией;
  • вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
  • уметь донести свое мнение до других.

2. Содержание учебного предмета «Литература»

  1. Литература как искусство слова.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

  1. Древнерусская литература.

Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как источник повествования. «Слово о полку Игореве».

  1. Литература XVIII века.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года». «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

  1. Литература XIX века.

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А Жуковский, КН. Батюшков, АС. Пушкин, А.В Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. «Светлана». А.С.Грибоедов. «Горе от ума» А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Храни меня мой талисман». «Сожжённое письмо». «Поэт». «Осень». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Ангел». «Поэт». «Нет, я не Байрон, я другой». «Монолог». «Дума». «Нищий». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». И.С. Тургенев. «Первая любовь». ФИ. Тютчев. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный». «День и ночь». «Ещё томлюсь тоской». «Она сидела на полу». А.А. Фет «Чудная картина». «Я вдаль иду». «Я был опять в саду твоём». «Деревня». Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом». Л.Н. Толстой. «Юность».  А.П. Чехов. «Человек в футляре».

  1. Русская литература ХХ века.

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». М. Горький. «Мои университеты». А.А. Блок. «Россия». «Девушка пела в церковном хоре». С Есенин. «Отговорила роща золотая». «Я покинул родимый дом.» В.В. Маяковский. «Послушайте». «Прозаседавшиеся». А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Песня последнее встречи». М.А Булгаков. «Мёртвые души». «Собачье сердце». В.В. Набоков. «Рождество». «Сказка». М.А. Шолохов. «Судьба человека». AT. Твардовский. «Василий Тёркин».

Русская литература 60-90-х годов 20 века t

Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». А.В. Вампилов. «Старший сын». А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин».

Лирика последних десятилетий 20 века. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Е. Евтушенко, Б. Чичибина.

Итоги. Пути развития литературы в 19-20 веках. Богатство тематики и жанровое своеобразие.

  1. Из зарубежной литературы.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой   (1-й акт), сцены первой (3-й акт),   сцены четвертой

  (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Перечень сочинений и творческих работ:

  1. По теме «Классицизм».
  2. По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  3. По лирике М.Ю. Лермонтова.
  4. Анализ эпизода (по роману «Герой нашего времени»).
  5. По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».


3. Тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Литература как искусство слова

1

2

Древнерусская литература

3

3

Литература XVIII века

11

4

Литература XIX века

36

5

Русская литература ХХ века

33

6

Из зарубежной литературы

2

Итого

86

        


Приложение

Календарно-тематическое планирование 9 кл. на 2018-2019 учебный год

Дата

№ урока

Тема урока

Примечание

по плану

факт

05.09

1

Введение. Художественная литература как искусство слова. Общее понятие об историко-литературном процессе.

Древнерусская литература (3)

06.09

2

Героический эпос Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторстве «Слова».

08.09

3

Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве».

12.09

4

Идейный смысл «Слова...», роль пейзажа.

Литература XVIII века (11)

13.09

5

6

Классицизм как литературное направление.

Гражданский пафос русского классицизма.

15.09

7

М. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Творчество М. Ломоносова: «Ода на день восшествия ...». Прославление Родины, мира, науки, просвещения.

19.09

8

Г. Р. Державин. «Памятник», «Властителям и судиям». Взгляды Державина на поэта и поэзию. Обличение несправедливой власти. Новаторство поэта

20.09

9

Д.И.Фонвизин «Недоросль» как произведение классицизма. Композиция, система образов комедии.

22.09

10

Д. И. Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности.

26.09

11

Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизин «Недоросль»

27.09

12

Творческая работа по теме «Классицизм»

29.09

13

Сентиментализм как литературное направление.

03.10

14

Н.М. Карамзин – писатель и историк.

04.10

15

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» как сентиментальное произведение.

Русская литература первой половины XIX века (36)

10.10

16

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм как литературное произведение.

11.10

17

В. А. Жуковский как поэт-романтик. Элегия «Море».

17.10

18

«Душа задумчивой Светланы» (анализ баллады «Светлана»).

18.10

19

Реализм как литературное направление.

24.10

20

Загадка А.С. Грибоедова.  Личность и судьба.

25.10

21

С  Грибоедовым по фамусовской Москве. Чтение и анализ 1-го действия комедии «Горе от ума».

07.11

22

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» Анализ 2-3-го действий».

08.11

23

«…Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!..». Чацкий в поединке с фамусовским обществом.

10.11

24

Второстепенные герои пьесы, их характеристика и роль в пьесе  (Скалозуб, Молчалин, Репетилов). Анализ 4 действия.

14.11

25

«Мильон терзаний» Чацкого (критическая статья И.А.Гончарова)

15.11

26

Р./р.  Сочинение  по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

17.11

27

Пушкин А. С. Личность и судьба поэта.

21.11

28

Любовная и дружеская лирика А. С. Пушкина.

22.11

29

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.

24.11

30

Образы природы в лирике А.С. Пушкина.

28.11

31

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

29.11

32

«Евгений Онегин» -  «собранье пестрых глав». Система образов романа. Онегинская» строфа.

05.12

33

«Татьяны милый идеал». Любимая героиня А.С.Пушкина.

06.12

34

Образ автора в романе «Евгений Онегин».

12.12

35

». Художественное своеобразие романа «Евгений

Онегин Пушкинский роман в зеркале критики.

13.12

36

Р./р. Сочинение по роману «Евгений Онегин».

19.12

37

М. Ю. Лермонтов. «В лермонтовских Тарханах».

Личность и судьба поэта.

20.12

38

Философская лирика М.Ю.Лермонтова («Дума», «Монолог» и др.)

26.12

39

Р./р. Сочинение «О чем заставили меня задуматься стихотворения М. Ю. Лермонтова?»

27.12

40

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

09.01

41

«История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

10.01

42

Печорин и водяное общество.  Дневник Печорина.

12.01

43

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

16.01

44

Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени»  («Фаталист»).

17.01

45

Р./р. Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

19.01

46

Н. В. Гоголь.  Личность и судьба писателя.

23.01

47

Цикл «Петербургские повести». Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

24.01

48

Н.В. Гоголь. «Мертвые    души». Особенности жанра, композиции, многообразие тематики, смысл заглавия

26.01

49

Деталь как средство создания образа. Образы помещиков. Способы и приемы типизации.

30.01

50

Чичиков - новый «герой» эпохи. Диспут по главе 11.

31.01

51

Р./р. Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Русская литература второй половины  ХIХ века (11 ч)

06.02

52

Лирика Ф.И.  Тютчева. Художественное совершенство стихов о природе.

07.02

53

Н. А. Некрасов: личность и судьба. Тема  поэта и поэзии.

13.02

54

И.С. Тургенев: Личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь».

14.02

55

История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И.С. Тургенева. Образ героя – повествователя.

20.02

56

Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева.

21.02

57

Роль 12 главы в повести Тургенева «Первая любовь».

27.02

58

Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологическая проза Толстого.

28.02

59

Подлинные и мнимые ценности жизни (чтение и анализ главы «Comme il faut»).

02.03

60

Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь»

06.03

61

Р.р. Как писать сочинение-очерк? Подготовка   к домашнему сочинению на тему «Мой современник».

07.03

62

А. П. Чехов. Философско-нравственная проблематика рассказов «Маленькой трилогии».

09.03

63

«Человек в футляре». Идея и герой рассказа.

Из    русской   литературы   начала XX   века (3 ч)

13.03

64

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. Обзор творчества.

14.03

65

«Жизнь Арсеньева». Становление личности главного

 героя.

16.03

66

М. Горький. Краткий обзор жизни и творчества писателя. Автобиографическая трилогия «Мои университеты». Элементы публицистики в повести.

Из русской   поэзии XX века (6 ч)

20.03

67

Русская поэзия серебряного века. А. А. Блок. Страницы творческой биографии. Трагедия лирического героя в «страшном мире».

21.03

68

Женские образы в лирике А. Блока.

03.04

69

С. А. Есенин: страницы жизни и творчества. Тема любви в лирике поэта.

04.04

70

В. Маяковский. Поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви.

10.04

71

Сатира В. Маяковского («Прозаседавшиеся»).

11.04

72

А. А. Ахматова: страницы творческой биографии. Мотивы лирики.

Из   русской   прозы  и поэзии второй половины  XX века  (12 ч)

17.04

73

М. А. Шолохов: страницы жизни и творчества.

18.04

74

Художественные особенности рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»: пейзаж, деталь, сказовая манера повествования.

24.04

75

Творчество А. Т. Твардовского. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Композиция поэмы. Василий Тёркин – олицетворение национального характера.

25.04

76

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Тема большой и малой Родины. Анализ главы “Переправа”.

02.05

77

Герои – «чудики» в  рассказах В. М. Шукшина («Ванька Тепляшин»)

04.05

78

В. П. Астафьев. Нравственные проблемы повествования в рассказах  «Царь – рыба».

08.05

79

Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии» (анализ фрагмента).

11.05

80

А.И.Солженицына «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.

15.05

81

А.В. Вампилов «Старший сын». Смысл названия пьесы.

16.05

82

Авторская песня. Творчество Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

18.05

83

Творчество Е.А. Евтушенко и А.А.Вознесенского. «Вечные» темы лирики.

22.05

84

Обзор литературы последнего десятилетия ХХ века.

Из   зарубежной   литературы (2 ч)

23.05

85

Уильям Шекспир. «Гамлет» — «пьеса на все века». Общечеловеческое значение героев Шекспира.

25.05

86

И.Гете «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                                         Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                          Директор школы

______________Н.А. Верхотурова                                   _______________Л.Б.Огурцова

«31»   августа  2018 г.                                                          «31»   августа  2018 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе

для 9 классов

на 2018-2019 учебный год

.

      Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе   Курдюмовой Т.Ф. и др. (М.: Дрофа, 2015) к учебнику Курдюмовой Т.Ф. и др.

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» с учётом рабочей программы литературе для 5-9 классов, включённой в её структуру,  и состоит из следующих разделов:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Приложением  к рабочей программе является календарно-тематическое планирование на учебный год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературе»

Ученик научится

•осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

•        воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

•        определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•        анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

•создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

•        работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

•        выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

•        дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

•        сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

•        оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•        создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

•        сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

•        вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Получит возможность научиться:

  • владеть различными способами самоконтроля; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;
  • определять содержание своей учебной деятельности икорректировать объем собственной учебной деятельности;
  • соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.
  • составлять конспект текста, выступления; рецензию на ответ; выполнять реферативные работы;
  • выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
  • использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
  • определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
  • осуществлять опровержение аргументов;
  • решать проблемные учебные задачи;
  • комбинировать известные средства для решения новых задач;
  • проводить работу исследовательского характера;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • осуществлять мысленный эксперимент.
  • выступать перед аудиторией;
  • вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
  • уметь донести свое мнение до других.

2. Содержание учебного предмета «Литература»

  1. Литература как искусство слова.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

  1. Древнерусская литература.

Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как источник повествования. «Слово о полку Игореве».

  1. Литература XVIII века.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года». «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

  1. Литература XIX века.

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А Жуковский, КН. Батюшков, АС. Пушкин, А.В Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. «Светлана». А.С.Грибоедов. «Горе от ума» А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Храни меня мой талисман». «Сожжённое письмо». «Поэт». «Осень». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Ангел». «Поэт». «Нет, я не Байрон, я другой». «Монолог». «Дума». «Нищий». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». И.С. Тургенев. «Первая любовь». ФИ. Тютчев. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный». «День и ночь». «Ещё томлюсь тоской». «Она сидела на полу». А.А. Фет «Чудная картина». «Я вдаль иду». «Я был опять в саду твоём». «Деревня». Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом». Л.Н. Толстой. «Юность».  А.П. Чехов. «Человек в футляре».

  1. Русская литература ХХ века.

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». М. Горький. «Мои университеты». А.А. Блок. «Россия». «Девушка пела в церковном хоре». С Есенин. «Отговорила роща золотая». «Я покинул родимый дом.» В.В. Маяковский. «Послушайте». «Прозаседавшиеся». А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Песня последнее встречи». М.А Булгаков. «Мёртвые души». «Собачье сердце». В.В. Набоков. «Рождество». «Сказка». М.А. Шолохов. «Судьба человека». AT. Твардовский. «Василий Тёркин».

Русская литература 60-90-х годов 20 века t

Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». А.В. Вампилов. «Старший сын». А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин».

Лирика последних десятилетий 20 века. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Е. Евтушенко, Б. Чичибина.

Итоги. Пути развития литературы в 19-20 веках. Богатство тематики и жанровое своеобразие.

  1. Из зарубежной литературы.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой   (1-й акт), сцены первой (3-й акт),   сцены четвертой

  (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

3. Тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Введение. Вводный урок. Цели и задачи предмета "родная" (русская ) литература.

1

2

Фольклор. Жанры фольклора.

1

3

Библия. Значение Библии в русской литературе.

2

4

Русская литература XIX века.

8

5

Русская литература ХХ века.

3

6

Итоговый урок. Обзор русской  литературы последнего десятилетия ХХ века.

1

Итого:

16

        

                                                                                                                                                Приложение

Календарно-тематическое планирование 9кл.  на 2018-2019 учебный год

Дата

№ урока

Тема урока

Примечание

по плану

факт

06.10

1

Введение. Вводный урок. Цели и задачи предмета "родная" (русская ) литература.

13.10

2

Жанры фольклора

20.10

3

Библия. Духовно - нравственные аспекты библейских сюжетов.

27.10

4

Значение Библии в русской литературе.

Русская литература первой половины XIX века

01.12

5

Русская литература первой половины XIX века. Эпические жанры. А.С. Пушкин "Пиковая дама". Изображение внутреннего мира главных героев повести. Своеобразие драматических произведений А.С. Пушкина.

08.12

6

Поэты пушкинской поры: Баратынский, Батюшков, Давыдов.

15.12

7

Последователи А.С. Пушкина. Художественные средства выразительности в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

22.12

8

 «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Русская литература второй  половины XIX века

02.01

9

Русская литература второй  половины XIX века. Русь «живая» и Русь «мертвая». Гоголевский комизм в поэме "Мертвые души".

09.02

10

Высокая гражданственность лирики Н.А.Некрасова.

16.02

11

Психологическая проза Толстого.

23.02

12

Рассказ А.П.Чехова «Крыжовник». В чем смысл жизни?

Из    русской   литературы   начала XX   века

06.04

13

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. Образ Родины в лирике С. Есенина.

Из русской   поэзии XX века

13.04

14

Русская поэзия серебряного века. Страницы творческой биографии. Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Из   русской   прозы  и поэзии второй половины  XX века  (15 ч)

20.04

15

М. А. Шолохов: страницы жизни и творчества. Русский национальный характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"

27.04

16

Итоговый урок. Обзор русской  литературы последнего десятилетия ХХ века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...