Из опыта целостного анализа полного текста повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
статья по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Е.В. Белькова, учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №50»,
г. Барнаул, Алтайский край
Из опыта целостного анализа полного текста
повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Начиная работу над повестью "Тарас Бульба" в 6 классе, определяем, что по точному смыслу своего содержания и манере его оформления- это историческая народно-героическая эпопея.
Для учащихся эти понятия ни о чём не говорят, а, не прочитав произведение, нельзя рассуждать ни о его жанре, ни о содержании, ни о цели писателя. Поэтому пока важно дать ученикам понятие " эпопеи"," эпоса", "героического".
Эпиграфом могут стать слова В.Г. Белинского:" Тарас Бульба" есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа". И ещё Белинский говорил о "Тарасе Бульбе" как о " дивной эпопее". Поверим великому критику и вспомним, что повесть входит в сборник Н.В.Гоголя "Миргород".
Первым корнем в названии этого сборника является "мир". По орфографии гоголевского времени оно, как известно, писалось по-разному, через "и" и " i". В первом случае значение его противоположно слову "война", а вот слово"мiр" в словаре Даля определяется так: "Вселенная, все люди, весь свет, род человеческий, община, сходка, наша земля, земной шар, одна из земель вселенной". Всему этому богатству значений, смыкающихся и вновь расходящихся смыслов легко находятся соответствия в "Тарасе Бульбе". Есть здесь и то, что Даль определил как "одну из земель вселенной", не раз поминаются в повести и "все христиане, какие живут на свете, козаческое товарищество - ничто иное, как крестьянская община, ставшая на военную пору братством "лыцарей", собираются запорожцы и на раду - сходку.
Задачей же писателя является воспроизведение колорита целой эпохи , ограниченной не менее чем двумя столетиями. Отсюда понятным становится обращение автора к самым общим историко-бытовым реалиям, пренебрежение к географически-местным обозначениям происходящих событий. Тарас Бульба колесил по многим сёлам и городам Польши, но в повести названы лишь Дубно и Варшава. Гоголь нередко сознательно отступает от хронологической точности и относит её действие то в XV, то в XI век, а многие детали ,в частности, имена исторических личностей, встречающихся в повести, принадлежат и XII веку (Николай Потоцкий, гетман Остраница).
Вся эта мощь пространства и времени,не терпящая никаких ограничений, рождает несокрушимые, могучие характеры, идущие и в ненависти, и в любви до конца. Не зря ведущий пафос этого произведения- в утверждении демократических основ Запорожской Сечи , в прославлении её духа товарищества и коллективизма, в воспевании стремлений запорожцев к свободе, их преданности отечеству. Здесь не акцентируется внимание на изображении социальной среды, её противоречий. Здесь народ- основной герой , главный герой произведения. Герои "Тараса Бульбы" -козаки, запорожцы- украинцы ,русские. Именно в таком всё более расширяющемся контексте они существуют в гоголевском эпосе, где главное- национальный характер, его становление и развитие. И речь в повести ведётся не только о судьбах козачества, Запорожской Сечи, но и о судьбе России, а в
перспективе - о судьбе всего мира, о всемирной истории. Вспомним слова Белинского об эпизоде "из великой истории эпопеи жизни целого народа", о "дивной эпопее".
Изображая своих героев, Гоголь не скрывал грубости нравов, свирепства запорожцев, они у него как личности и диковаты, и пьяницы , и Гоголь подчёркивает это прямо и недвусмысленно. И даже такой могучий человек, как Тарас, не исчерпывает всей народной сущности, Гоголь даёт галерею ему подобных богатырей казачества в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Кукубенко.
Суть дела состоит в том, что не просто личные достоинства героев как индивидуальностей делают их героями и повесть- героической эпопеей, а характер и смысл всего уклада, всего типа жизни Запорожской Сечи, т.е. здесь героична, эпична не просто личность, а жизнь и уклад, делающие её такой.
Итак, характер и объём рассматриваемых на уроках вопросов определён. Важно увидеть и пути решения этих вопросов.
Так, придавая своему повествованию эпическую важность, монументальность, Гоголь часто обращается к развёрнутым сравнениям и составным эпитетам (глухоответная земля, лилово-огненным светом). Восторженно- патетически рисует бескрайнюю ослепительно прекрасную степь (брызнули миллионами разных цветов). Степь здесь - главный неодушевлённый герой, но и неодушевлённость эта весьма относительная. Река здесь "обнажает серебряную грудь свою", "Днепр, как старик, ворчит и ропщет", "те леса, что стоят на холме, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда... в воде моется борода", "деревья, что охмелевшие козацкие головы, разгульно покачиваются, шепча листьями пьяную молвь".
И герои вольные, как эта степь, и неразрывно связаны они с ней, принимающей "их всех в свои зелёные объятья". Степь отзывается на каждое их движение (физическое и духовное), сама вызывает на такие движения. Стоит донестись по степи ржанию жеребёнка, как Бульба "вдруг" просыпается и вскакивает, начинает сборы в великий путь, покидая родной дом; едва солнце "тепловатым светом своим облило степь", как "всё , что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело , сердца их встрепенулись , как птицы".
А как нравится учащимся находить в повести Гоголя элементы малых жанров: это и эпиграммы: "А повернись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?" Вот выезжают перед боем два козака на словесное ристалище, "оба зубастые на слово", а с ними третий, он тоже был "крепок на слово"
Битва под Дубно повествуется в форме сказа, гиперболика, характеризующая подвиги богатырей Запорожской Сечи (битва-пир, воины-орлы) справляется с высоким , проникающим в душу лиризмом: троекратное обращение Тараса к козакам: "А что, паны? Есть ли ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сабля? Не погнулись козаки?" Да и всё сражение, иллюстрируя необычайную воинскую доблесть всех участников, рисуется в эмоционально-повышенных тонах, гиперболически и динамически.
Гипербола используется автором и в применении стилистики былин:" Там, где прошли незамайновцы,- так там и улица, где поворотились- там уж и переулок". Вообще былинные мотивы сопровождают всю повесть так же, как и героический пафос поэмы, усиливаясь использованием афористических фраз, повторов, риторических восклицаний, народно- поэтической символики:" Как же вскинулись козаки! Как схватились все! как закипел куренный атаман Кукубенко!"
В духе народного плача автор воссоздаёт переживание матери, расстающейся с сыновьями.
Патетичны в повести речи Тараса за православную веру, Запорожскую Сечь, родину и товарищество.
Так в повести "Тарас Бульба" Гоголь выступает летописцем исторических событий, сказителем богатырских подвигов необыкновенных героев , но чаще всего эмоционально-патетическим поэтом. Это "дивная эпопея", употребление же в ней малых жанров и их элементов усиливает её эпический характер.
Произведение глубоко трагично. Здесь погибают все основные персонажи. Но при этом эпопея не трагедия. Она оптимистична стремлением к воле, глубочайшей верой гибнущих героев в правоту и святость своего дела, в творчество пламенно ими любимой родины, в бессмертие народа. Мощь народа, взрастившего Тараса и Остапа, неиссякаема и непобедима.
Есть здесь и очень важная композиционная линия- линия, которую нужно обозначить: Тарас, Остап, Андрий. Жизнь и её уклад героичны, они создают героическую личность, порой жестокую, даже кровожадную, но подчиняющуюся духу и этой жизни, и её укладу, и времени. Иначе-отвержение,гибель. Никто не спорит, что героическими свойствами отличается Андрий. Но поставил он своё любовное чувство выше гражданских обязанностей- и пал как человек. А потом настигает его пуля старого Тараса, ибо даже "продав веру и душу", продолжает он принадлежать козацкому рыцарству и судится по его законам.
Когда учащиеся рассматривают всё, что касается Андрия, важны детали (Андрий- один из самых сложных персонажей повести).
Деталь- предостережение можно заметить в словах старого Тараса при расставании сыновей с матерью: "Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то- пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете". И пропадёт Андрий, и даже не похоронит его отец, откажется.
Известно, что перейдёт Андрий в стан поляков из-за любви своей к панночке. Безрассудство (так определят ребята поступок Андрия). Безрассудно влез он через каминную трубу в дом к полячке, так же безрассудно пробиратся в стан врага , неся туда хлеб. И так же безрассудно остаётся с панночкой и, самое страшное, с противником.
В конце 6 главы звучит мотив гибели:" И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства". Свершился приговор. Но разве только сейчас пропал Андрий "для всего козацкого рыцарства"?
Вот текст:" Пришедши к возам , он совершенно позабыл , зачем пришёл: поднёс руку ко лбу и долго тёр его, стараясь припомнить, что ему нужно делать. Наконец вздрогнул, весь исполнился испуга..." Испугался чего? Должен бы испугаться намерения своего предать, украсть хлеб у товарищей. А он? "Ему вдруг пришло на мысль ,что она умирает от голода". Уже предал! ( Приходим к выводу, что кража именно хлеба носит символический характер).
Проснулся Тарас, как бы чувствуя грядущую трагедию, произнёс имя своего сына, озвучил проблему:" Не доведут тебя бабы к добру". Но и отцовские слова не отрезвили Андрия, не заставили пробудиться от любовных грёз.
Может быть, поступок Андрия- благородная жертва? Но и здесь непреклонен автор: в момент объяснения героя с панночкой приходит полякам сообщение о спасении, о продовольствии и... связанных запорожцах. Не внемлет Андрий. А Гоголь бескомпромиссно восклицает: "Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянёт день и час, в который породил на позор себе такого сына".
Обратят ребята внимание и на такую деталь: " Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и дома были выстроены с некоторой прихотливостью". Почему его тянет в эту часть города? Уж не тайная ли это мечта о роскошной жизни? Потом в тексте мы найдём этому подтверждение, увидев Андрия в облике вельможного рыцаря. когда он выезжает из ворот осаждённого города во главе гусарского полка. А наиболее внимательные отметят и ещё одну деталь, которая указывает на готовность или, лучше сказать, предрасположенность Андрия к предательству. Когда ученики услышат слова Гоголя из статьи "О средних веках", где говорится о том, что для католического рыцаря "женщина является божеством", они заметят , как (в полном согласии с рыцарским кодексом) заявляет Андрий своей возлюбленной, что "она рождена на то, чтобы перед ней, как святыней, преклонялись всё, что ни есть лучшего на свете".
Отчего же так жалко Андрия? Отчего " он был и мёртвый прекрасен"? Отчего Тарас назван отцеубийцей? Отчего Андрий сравнивается с хлебным колосом, подрезанным серпом? Отчего Тарас говорит о нём: "Пропал, пропал, как подлая собака"?
Новый ряд противоречивых вопросов, которые требуют ответов, заставляют мыслить, помогают услышать автора, который выступает то в роли воина, то мудреца. Увлекательное занятие!
Всё в повести важно, важны и все персонажи. Даже еврей Янкель. Он как противопоставление того славянского духа, о котором говорит автор в начале произведения. Достаточно вспомнить разговор Янкеля с Тарасом о предательстве Андрия: " За что же убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл". Эти слова - ещё одно подтверждение предательства Андрия, признание отсутствия в нём стойкости, веры, гражданского долга.
О цели же повести Гоголь говорил, что он обратился к прошлому, чтобы "вразумить настоящее" и чтобы " почесался в затылке современник".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"...
Целостный анализ текста.
Интегрированное обучение....
Целостный анализ произведения И.А. Бунина "Часовня"
Все гениальное просто. Небольшое по объему произведение вызывает у читателя много мыслей и чувств. Память между прошлым и будущим была, есть и всегда будет актуальна.Никто не знает, когда пробьет его ...
Целостный анализ музыкального произведения
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (р...
Целостный анализ рассказа И.А. Бунина "Убийца".
Анализ текста - трудный вид работы. Возможно, данная публикация поможет начинающим свою педагогическую деятельность учителям....
Целостный анализ рассказа В.М. Шукшина "Лида приехала".
Анализ литературнонго произведения- трудный вид работы. Возможно, кому-то данная публикация окажется методическим подспорьем....
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечени...