Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_l.n._hadzhi-murat.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого
«Хаджи-Мурат»
Тест на знание содержания.
- Кто такой Хаджи-Мурат?
- Как (почему) солдат Авдеев оказался в армии?
- Каковы внешние и внутренние причины, приведшие Хаджи-Мурата к русским?
- Кому из русских сдался Хаджи-Мурат?
- Что Хаджи-Мурат рассказывает о причинах своей вражды с Гамзатом и Шамилем Лорис-Меликову?
- Кто такой Бутлер? Каково его отношение к Хаджи-Мурату?
Толстой не пытается оправдать этого предателя и
вероотступника, но делает его достойным снисхождения, скрупулёзно анализируя разрушительное воздействие на него желания властвовать. Жажда власти – болезнь,
которая разрушает даже сильного духом…
Анри Труайя
- Каков смысл вступительной части? Зачем Толстой так подробно описывает собранный букет? Какой приём использует ? В чём смысл этой антитезы? Каково значение слова «татарин»? как оно связано с содержанием произведения. Обратить внимание на образ шмеля. Стихотворение Бунина «последний шмель» написано в 1916 году.
1 глава.
- Смысл точной даты ( 1851 год)?
- Как вы думаете, зачем Толстой даёт подробное описание внешности детей Садо? (С.8)
- Почему Хаджи-Мурат приезжает в аул только с одним мюридом? Почем у Шамиль приказал задержать Хаджи-Мурата живого или мёртвого? (7).
- Как воспринимает присутствие в своём доме Хаджи-Мурата Садо? (10).
П глава.
- Как Авдеев попал в армию?(13).
- Как отзывается Авдеев о чеченцах, которых провожает? (14).
Ш глава.
- Почему одни герои Толстого говорят по-русски, а другие по-французски? Почему Толстой подчеркивает английский акцент младшего Воронцова и его жены? Кто говорит по-французски в романе? Почему супруги Воронцовы говорят друг с другом по-французски?
- Обратите внимание на то, что в романе нет описания Воронцова вообще!
1У глава.
- Каков смысл подробного описания Элдара? Какую деталь во внешности этого героя постоянно подчёркивает Толстой?(19).
- Зачем Хаджи-Мурат хочет сдаться русским? (22-23).
- В чем смысл сна, приснившегося ему? (23).
У глава.
- Зачем русские солдаты рубят лес?
- Почему был ранен Авдеев? Зачем Толстому нужен в романе этот эпизод?
- Что Т. говорит об улыбке Хаджи-Мурата? Что в глазах Хаджи-Мурата? (27)
- Зачем автору нужно подробное описание свиты Хаджи-Мурата?
У1 глава.
- Кто такой для России Хаджи-Мурат? (29)
- Как характеризует Хаджи-Мурата отношение к пасынку Воронцова?
- Что можно сказать о Воронцовых, которые в присутствии Хаджи-Мурата говорят между собой по-французски? Каково авторское отношение к Воронцовым?
- Почему так важен переход Хаджи-Мурата на сторону русских?
- Как к Хаджи-Мурату относятся Воронцов и Меллер- Закомельский? (с.28).
УП.
- Как умер Авдеев?
- Как описана его смерть в реляции? (36).
УШ.
Вся главка посвящена семье Авдеевых. Зачем нужна эта глава в произведении?
1Х.
- Обратить внимание на контраст с предыдущей главой.
- Что говорят за столом во время обеда у Воронцова-старшего о Хаджи-Мурате?
- Как отомстил Хаджи-Мурат Ахметхану Мехтулинскому?(42).
- «Отпустил за выкуп» – это действительно благородно, как говорит князь?
- Каким предстаёт Хаджи-Мурат из разговора о нём? (43).
Х.
- В чем смысл первого абзаца? (См. последнее предложение на с.45: они сидят – он «отказался сесть», …)
- Обратите внимание : он прошел без очереди. О чём это говорит?
- Как принял Воронцов Хаджи-Мурата? Стоя! (46).
- Что говорят друг другу глаза этих людей? (46).
В главе 1У – мечты Хаджи-Мурата (с.23). Здесь – причина, по которой он пока не может служить царю. Какова истинная причина его перехода к русским? (47). Обратить внимание: в 39-м Х был во главе Аварии, какова его версия предательства? (37)
Х1. История Хаджи-Мурата
- Какова причина враждебного отношения к русским, почему Хаджи-Мурат решил принять газават?(49).
- В чем причины вражды с Шамилем и Гамзатом?
ХП глава.
- Найдите описания мюридов Хаджи-Мурата. На какие детали внешности обращает внимание Толстой?(55).
ХШ глава.
- Как Хаджи-Мурат отомстил Гамзату? (57).
- Почему Хаджи-Мурата пошел служить русским? (58).
- Почему Хаджи-Мурат перешел к Шамилю? (60).
Вся Х1У глава – письмо Воронцова военному министру Чернышова ( написано по-фр.)
ХУ глава. Николай.
- какие государственные проблемы занимают мысли царя?
- Какой план для ускорения окончания войны был составлен Н.? (72).
- Найдите описание Николая, его глаза. (75). См. 75 – 76 – Николай, уставший от целого мира.
- Проследите по разговору за столом во время обеда, действительно ли Н волнуют события кавказской войны? (76-77).
ХУ1 глава. Набег.
- Что делают русские войска, войдя в аул? (79)
- Что чувствует Бутлер, возвращаясь из похода? (80).
ХУП глава. Итоги набега.
- Сравните описание аула в начале романа (гл.1) с этим.
- Что произошло с семьей Садо?
- Каково отношение чеченцев после набега? (82).
ХУШ глава.
- Зачем понадобилась Толстому встреча Бутлера и Хаджи-Мурата? Обратите внимание, что она происходит сразу после набега.
Х1Х глава. Шамиль.
- Обратите внимание, что пишет Толстой об отношении к итогам сражения русских и Шамиля. С. 86.
- Сравните описание Шамиля с описание Николая (87)
- Каково отношение Шамиля к Хаджи-Мурату ? (90).
ХХ глава.
- Каково отношение Хаджи-Мурата к Бутлеру?(92)
- Каким выглядит Хаджи-Мурат на фоне русских офицеров? Что говорит о нём Марья Дмитриевна? 97
ХХ1 глава.
В этой главе рассказывается о ничтожности интересов и образе жизни основной массы русских офицеров.
ХХП глава.
- Почему Хаджи-Мурат не может вернуться назад, к Шамилю? Как Толстой передаёт его размышления?
- Что мешает Хаджи-Мурату принять предложение русского царя? (104).
ХХШ глава.
- Какое решение принимает Хаджи-Мурат? (104).
- Каково отношение к русским Гамзало? (105).
- Что поётся в песне Ханефи?106). В чём её смысл?
- Какие звуки слышатся после звучания этой песни?
- Почему Хаджи-Мурат вспоминает песню матери? Как вы думаете, с чем связаны воспоминания Хаджи-Мурата ? (106-108).
ХХ1У глава.
- По-вашему права Марья Дмитриевна, называющая офицеров живорезами? Как вы думаете, какова в этом эпизоде авторская позиция? (Война уже проиграна если русские начинают вести себя как дикари.)
- Какое чувство возникает, когда читаешь описание головы Хаджи-Мурата?
ХХУ глава.
- К вы думаете, зачем Толстой так подробно описывает казаков, сопровождавших Хаджи и его нукеров в последней прогулке? (112-113).
- Опишите бой между казаками и чеченцами. (114)
- Была ли возможность у Хаджи-Мурата спастись от преследователей и во время боя?
- Какую роль в разгроме отряда Хаджи-Мурата сыграли Гаджи –Ага (кстати, кто это?) и Ахмет-Хан? (118, 119)
- Найдите описание гибели Хаджи-Мурата(119). Обратите внимание на сравнение с репейником.
Итоговый вопросы:
- Каково авторское отношение к Хаджи-Мурату?
- Почему произведение написано через много лет после событий, хотя Л.Н.Толстой был участником Кавказской войны?
- Каково отношение Толстого к войне?
Примечание: в скобках даны страницы текста по изданию:
Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат.Повесть. - Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1978.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....
Поэтическая канва повести Л.Толстого Хаджи-Мурат
Тавлинская сказка и песни, использованные в повести и их роль...
Урок внеклассного чтения по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат", 8 класс
Урок знакомит учащихся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века....
Конспект урока «Проблема толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
Анализ повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Размышление над проблемой толерантности, исследование отношений между людьми разны национальностей, уклада жизни, обычаев, традиций. Поиск ответа...
Из опыта изучения повести Л.Н.Толстого "Хаджи- Мурат"
задача учителя-не только показать школьникам непреходящую ценность произведений литературы. но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них о...
Урок по повести Л. Н. Толстого "Хаджи - Мурат". Предостережение писателя.
Цель урока: показать школьникам не только непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писате...
ПОЭТИКА ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ»
Поэтика повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»...