Целостный анализ произведения И.А. Бунина "Часовня"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Все гениальное просто. Небольшое по объему произведение вызывает у читателя много мыслей и чувств. Память между прошлым и будущим была, есть и всегда будет актуальна.Никто не знает, когда пробьет его час, но, если в часовне будет запустение, заброщенность, память между прошлым и будущим исчезнет навсегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselostnyy_analiz_proizvedeniya_i.docx | 12.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Целостный анализ произведения И.А.Бунина «Часовня» (2 июля 1944 года).
Все гениальное просто. «Часовня» - небольшое по объему произведение, а сколько мыслей и чувств оно вызвало.
В.И.Даль в «Толковом словаре русского языка» пишет: «Часовня – молитвенный дом, храмик без алтаря». И казалось поначалу, что речь пойдет о богослужении, о людях, стоящих в этом храме. Но бунинская часовня оказалась местом ,где давно не совершаются никакие богослужения, не читаются молитвы. Она разрушается, дико заросла цветами и крапивой, травами и татарником. Одиноко стоит часовня за садом старой усадьбы на давно заброшенном кладбище. Грустью проникается читатель, видя в солнечных лучах жаркого летнего дня темное здание часовни.
Этот храмик разделил художественное пространство рассказа на две части. С одной стороны, перед нами мир живых, с другой – мир небытия. Поначалу Бунин противопоставляет эти два мира. Там, где нет жизни, темно и холодно, «оттуда только холодом дует», в темноте лежат дедушки и бабушки, все старые, а дядя еще молодой, лежат они в холодных железных ящиках.
А в живом мире светло и жарко, светит солнце, здесь можно играть и бегать, кругом цветы, мухи, шмели, бабочки. Все в движении, ведь мухи да бабочки, шмели летают. А в мире небытия все застывшее, окаменевшее, движение остановилось, там жизни нет.
Н если бы Бунин только противопоставлял два мира, он не был бы Буниным. Ведь этот писатель очень любил жизнь. Поэтому идея произведения – показать полнокровную жизнь, ее ценность в сравнении со смертью. Но жизнь и смерть всегда рядом – вот что открывается детям, героям произведения. Жутко ребятишкам, открывшим истину: умереть можно и в молодом, и в старом возрасте. Никто не знает, когда пробьет его час, но, если в часовне будет запустение, заброшенность, память между прошлым и будущим каждого из нас может исчезнуть навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"...
Целостный анализ текста.
Интегрированное обучение....
Целостный анализ музыкального произведения
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (р...
Целостный анализ рассказа И.А. Бунина "Убийца".
Анализ текста - трудный вид работы. Возможно, данная публикация поможет начинающим свою педагогическую деятельность учителям....
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова Обучение целостному анализу эпического произведения.
конспект урока...
Целостный анализ литературного произведения.
Целостный анализ литературного произведения...
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"
Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...