Урок по рассказу Л. Н. Толстого "После бала"
учебно-методический материал по литературе
Предварительный просмотр:
Урок литературы
по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Подготовила Гелеранская И. А.
Л. Н. Толстой. «После бала»
Тема: Проблема моральной ответственности человека за свою судьбу.
Цель: Познакомить с рассказом Л. Н. Тостого «После бала» и определить авторскую позицию.
Оборудование: портреты писателя, царя Николая 1, музыка (мазурка), презентация
Технология проблемного обучения.
Форма урока: аналитическая беседа.
ХОД УРОКА
- Слово учителя. «После бала» имеет свои «тайны», которые нам предстоит разгадать и осмыслить.
Вот вопросы, на которые нам нужно ответить:
- Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»? (Толстой долго выбирал название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите», «После бала»).
- Зачем Толстой выбирает такую композицию рассказа? Зачем вводит в рассказ повествователя?
- О чём же всё-таки этот рассказ? Как сформулировать его основную мысль?
- Наблюдение над текстом рассказа героя (д/з).
- Какой приём использует автор? (Приём контраста).
- Анализируя, помните, что рассказ ведётся от первого лица. (Это позволяет понять и осмыслить внутреннее состояние Ивана Васильевича, его чувства, ощущение жизни, причины перемены настроения).
Включается мазурка – ребята представляют себе сцену бала, пытаются понять состояние главного героя. Затем учащиеся представляют сопоставительный анализ сцены бала и наказания солдата.
На балу После бала
Хозяева и гости на балу Прохожие, солдаты
Варенька Наказываемый солдат
Полковник Полковник
Состояние Ивана Васильевича Состояние Ивана Васильевича
- Аналитическая беседа.
- Как по-другому можно назвать вторую часть («Экзекуция»).
Вывод сопоставительного анализа: светлые, радостные краски (равно мироощущению героя) оттеняют уродливость, бесчеловечность сцены наказания.
Даётся понятие антитезы.
- Какое чувство вызывает полковник на балу?
- Искренна ли его любовь к дочери?
- Какое чувство вызывает полковник в сцене экзекуции? Как вы объясните его жестокость? Что вы знаете о законах, действующих в эпоху Николая 1 (Палкина)? (Портрет Николая 1 на экране: сравниваем с описанием полковника).
- Как вы думаете, полковник – лицемер?
Обращаем внимание на художественные детали: ПЕРЧАТКИ, походка полковника («втягивая в себя воздух, раздувая щёки» - как на прогулке), девиз его жизни («Надо всё по закону»).
Делаем вывод о том, что виноват не полковник, а общество, государство, в котором существуют такие бесчеловечные законы. А человек волен делать выбор: служить этому государству, обществу, т. е. подчиняться этим законам, или нет.
- Какой выбор делает полковник?
- А Иван Васильевич?
Он сознательно выбирает свой жизненный путь. Его отношение к миру помогает и другим людям в выборе жизненной позиции («Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»).
- Итак, какова позиция самого автора, о чём он хотел сказать этим рассказом?
Толстой считает, что главное – самосовершенствование, свой выбор, выбор совести, чувство нравственной ответственности. В этом рассказе автор осуждает произвол и деспотизм, говорит о нравственном выборе каждого человека и ответственности его за свой выбор.
- Рефлексия. Выставление отметок.
- Домашнее задание. Подготовить характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу "После бала" (с использованием ИКТ)
Урок построен на основе презентации. Анализ рассказа "После бала". Урок итоговый....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""
Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...
Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Открытый урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Открытый урок проведён в рамках "Недели русского языка"...
Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Данная презентация составлена к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...
Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала
ТЕМА: Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...