Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posle_bala.odt | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема: Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа
Проверка д/з
- Что нового узнали о Льве Николаевиче Толстом из статьи?
- Какова основная мысль статьи?
- Каким человеком показан Толстой?
- Рассмотрите репродукцию с портрета Толстого, написанного художником Николаем Николаевичем Ге. Что поразило вас во внешности писателя?
Объявление темы урока
- Давайте мысленно перенесемся в 19 век и отправимся на бал. Какие чувства эмоции вами овладевают?
- А что чувствует человек после бала? Особенно если весь вечер он танцевал со своей возлюбленной?
- О каком рассказе пойдет сегодня речь?
- Запишите тему урока: Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Слово учителя
- Мысленно перенесемся в Ясную Поляну, имение Толстого, в тот самый день, который станет одним из самых мучительных и переломных для писателя. Мы застанем его в состоянии сильной тревоги, смятения. Что же стряслось, что вывело Толстого из равновесия?
Дело в том, что до Ясной Поляны донеслись известия о событиях, разыгравшихся в полку, расквартированном неподалеку: солдат ударил офицера! Событие для армии действительно из ряда вон выходящее! Однако не само событие потрясло Толстого, сколько его последствия: по закону, действовавшему в армии, солдата должны были расстрелять. Но автор «Севастопольских рассказов» не мог дать в обиду солдата , «хранителя» земли Русской, мученика тяжкой рекрутчины... Но как? Как спасти Ивана Шебунина от позорной смерти – не на поле брани, где он показал бы всю меру своей отваги, а на дворе солдатской гауптвахты, а может быть, и на плацу, на глазах товарищей, где он будет не убит – расстрелян, – ими, товарищами, расстрелян?..
- И вдруг его осенило: «Смогу!» К барскому дому подлетела коляска: графТолстой приказал «мигом ехать» в соседнюю деревню, в полк... Легко представить смятение офицеров, когда в их полк пожаловал прославленный писатель. «Ради мужика? Помилуйте, Лев Николаевич!» – они пытались отговорить Толстого от его безумного, как им казалось, решения: выступить на суде защитником солдата Шебунина. Представляете, какой резонанс будет иметь «дело солдата Шебунина» с участием в качестве адвоката графа Толстого, едва ли не самого влиятельного в России человека! Кажется, это был единственный в жизни Толстого случай, когда он с благодарностью вспоминал годы учебы, – увы, незавершенной, но не пропавшей даром – на юридическом факультете Казанского университета... «Я бы хотел поговорить со своим подзащитным», – языком юриста-профессионала заявил Толстой. И вот перед ним «возмутитель спокойствия»! Писатель, взглянув на него, не поверил, что этот неказистый, робкий, вмиг растерявшийся не солдат, а действительно «солдатик» мог поднять на кого-нибудь руку, тем более – на офицера. Солдат с трудом связывал слова, пытаясь объяснить «их сиятельству», как «бес его попутал». И как «их благородие» изо дня в день измывался, «бил так, что не приведи Господи».
- Толстым овладело состояние, которое он передал в первой же фразе своего памфлета против смертной казни, в заглавии его: «Не могу молчать!»... Наступил день суда. Толстой с непривычной для него ролью адвоката справился блестяще: юридически безупречно доказал виновность отнюдь не солдата Шебунина, а офицера. Но, увы, обстоятельств этих не признавали армейские законы. И тем не менее члены суда были в замешательстве... Но подчинились-таки они букве закона: Шебунин был приговорен к расстрелу.
- Толстой, потрясенный, возвращается в Ясную Поляну, вне себя от того, что он бессилен спасти Шебунина. Он настолько в смятении от случившегося, что забыл о неотложных литературных замыслах, о рукописях, которые ждали его пера, – в мыслях его только солдат, дни которого сочтены...
- И вдруг Толстой вспомнил, что среди высокопоставленных чиновников генерального штаба есть влиятельные лица, упорно добивающиеся знакомства с ним, досаждающие письмами, мечтающие о приглашении в Ясную Поляну. Толстой тут же написал несколько писем, адресовав их тем, кто был в силах спасти Шебунина. Отказать Толстому не посмел никто, и в полк, где вот-вот должен быть приведен в исполнение смертный приговор, летит депеша, отменяющая его. Она, увы, опоздала...
- Что же Толстой? Толстой, как никогда прежде, не мог молчать. Он прекрасно понимал, сколько еще в России Шебуниных, сколько истязаемых, униженных и оскорбленных, а то и ждущих своего смертного часа! Лев Николаевич не смог спасти беззащитного солдата юридическими доводами, соображениями гуманности и справедливости, взывая к христианскому чувству тех, от кого зависела судьба солдата, но Толстой мог защитить его, пробудить раскаяние в «их благородиях» как писатель. И он создает страницы, занимающие среди его произведений особое место, – даже рядом с «Севастопольскими рассказами» и «Войной и миром».
- Как вы считаете, стоило ли рассказывать о судьбе безвестного солдата Ивана Шебунина?
- Помните, как озаглавил Толстой свой рассказ? «После бала». Но началось-то все, несомненно, с БАЛА! Что же могло на нем произойти, если за ним последовала жуткая сцена на плацу – истязание жалкого, беззащитного человека, которого даже «братцы» не пожалеют, не «помилосердствуют», как бы он их ни умолял?
- Работа по теме урока
- Рассказ «После бала» оказывает на читателей очень глубокое воздействие. Постараемся ответить на вопрос: с помощью чего Толстой добивается такого воздействия на читателя?
- Кто является повествователем в произведении?
- Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведет повествование от первого лица – но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), т. е. первый повествователь является лицом как бы собирательным. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич».
- Второй повествователь, который, собственно и рассказывает главную повесть, – Иван Васильевич. Он ведет повествование об определенном эпизоде своей жизни, от первого лица.
- Перед нами –рассказ в рассказе.
- Как вы думаете, с какой целью обычно автор создает образ повествователя, рассказывающего от первого лица? (Такое повествование усиливает иллюзию достоверности рассказываемого и акцентирует внимание на образе повествователя. Автор словно бы «прячется», но при этом не становится тождественным повествователю)
- Итак, время, которое находится в центре внимания, – сороковые годы. Что вы знаете об этом времени? Кто тогда царствовал?(Николая I называли Николай Палкин.)
- Итак, перед нами рассказ в рассказе; художественное время первого рассказа (70-е – 80-е гг.) заключает в себе художественное время второго (40-е гг.), а финал выводит нас на новое время – на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности.
- Чтобы ответить на вопрос, какова композиция рассказа и какие приемы использует автор, составим таблицу.
На балу | После бала | |
Краски, цветовая гамма эпизода | Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки | что-то большое, черное; что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное |
Описание внешности главного героя (Вареньки, солдата) | Сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза; грациозная фигура | оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его; Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне; наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. |
Звуки, характер музыки | Звуки вальса, мазурочный мотив | звуки флейты и барабана; какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка; повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта |
Психологическое состояние рассказчика | Без вина был пьян любовью; не видал, как прошло время;восторг и благодарность; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. | Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой; а между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом |
Описание внешности и поведения полковника | Красивый, статный, высокий и свежий; румяное лицо с белыми усами; радостная улыбка в блестящих глазах и губах; николаевской выправки | шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. |
Детали | Натянул замшевую перчатку на правую руку, - надо все по закону | он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата |
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Удалось ли художнику кистью передать то, что Толстой описал словами?
Записать в тетрадь
Контраст
Зеркальная композиция (сочетание повтора и контраста) — основной композиционный прием рассказа
- Такая композиция помогла автору передать перелом в душе героя. В каком произведении мы уже встречались с подобными композиционными особенностями?
- Есть ли в рассказе конфликт между героями? А внутренний конфликт? Может он в душе Вареньки, полковника?
- Увидев на плацу кавалера своей дочери, полковник отворачивается. Но стыдно ли ему? (он уверен, что имеет полное право бить солдата)
- В ком же тогда конфликт? Как рассказчик пытается объяснить поведение полковника?(«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник )
Подведение итогов
- Вспомните начало рассказа. Может ли человек сам по себе понять, что хорошо, что дурно, или все дело в среде?
Домашнее задание
- В чем смысл названия рассказа
- Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывал изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"
Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу". Образовательная те...
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала
ТЕМА: Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....