Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
презентация к уроку по литературе на тему

Зевайкина Нина Михайловна

Данная презентация составлена к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_po_rasskazu_l.n.tolstogo_posle_bala.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала»

Слайд 2

Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.

Слайд 4

История создания рассказа Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем Толстым, он и стал прототипом героя – рассказчика – Ивана Васильевича

Слайд 5

Из дневника Л.Н.Толстого 1903г . 9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..] 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)

Слайд 6

Композиция – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.

Слайд 7

Композиция рассказа Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика вступление на балу после бала заключение

Слайд 8

На балу

Слайд 9

Анализ текста На балу бал бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,

Слайд 10

После бала

Слайд 11

Анализ текста После бала улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Слайд 12

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плац (нем. Platz , от фр. place — место, площадь) — площадь для воинских строевых занятий, военных упражнений, парадов смотров. Обычно это самая большая площадь в воинской части или в городе. экзекуциятелесное наказание, исполнение Экзекуция -телесное наказание, исполнение. Шпицрутены – прутья иои палки, которыми биои наказываемых.

Слайд 13

Плац (нем. Platz , от фр. place — место, площадь) — площадь для воинских строевых занятий, военных упражнений, парадов смотров. Обычно это самая большая площадь в воинской части или в городе. экзекуциятелесное наказание, исполнение

Слайд 14

экзекуциятелесное наказание, исполнение

Слайд 15

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный Бал- экзекуция Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка Кадрили, вальсы, польки звуки Неприятная, визгливая мелодия добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная хозяева бала Много чёрных людей, в чёрных мундирах, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Варенька- наказуемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Слайд 16

Характеристики На балу После бала Чувства Влюблён, был счастлив Стыд, ужас, страдания Эпитеты Чудесный, замечательный, знаменитый, прекрасный, великолепный, добродушный Спотыкающийся, корчащийся, малорослый. слабосильный Звуки Вальс, мазурка, полонез Шлёпнул, неприятная визгливая мелодия Цвета Белый, розовый, серебристый, светлый Чёрный, красный, белый Детали Замшевая перчатка полковника, перчатка Вареньки, пёрышко Замшевая перчатка полковника

Слайд 17

Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа ? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.

Слайд 18

КОНТРАСТ - приём , заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради усиления их художественной выразительности и выразительности произведения в целом АНТИТЕЗА - противопоставление

Слайд 19

Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Слайд 20

«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше. Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно!» Л.Толстой.1895г

Слайд 21

Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.» «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»

Слайд 23

Итог урока НОВОЕ (чего не знал) ЧТО УДИВИЛО? ХОЧУ УЗНАТЬ … ЗАПОЛНИТЕ ИТОГОВУЮ ТАБЛИЦУ

Слайд 24

Написать сочинение-рассуждение на тему: 1. УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ. 2. Полковник на балу и после бала

Слайд 25

УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ. 1. Жизненные источники рассказа «После бала». 2. Герой рассказа. 3. Композиция и её роль. 4.Утро как крушение любви и самой жизни. 5. Цвета и звуки. 6. Синтаксические средства. 7. Чувства героя. 8. Последствия страшного утра. 9. «Все дело в случае».

Слайд 26

Полковник на балу и после бала 1. Представление героя. 2. Внешность полковника. 3. Детали. 4. Полковник на балу. 5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику. 6. Полковник после бала. 7. Чувства героев. 8. Последствия увиденного. 9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...

Презентация к уроку литературы "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"...