Влияние А.С. Пушкина на творчество якутских поэтов
методическая разработка по литературе (9 класс)

Методическое объединение единомышленников Алданской гимназии

Данный материал можно использовать при подготовке уроков. Ссылка на презентацию ниже.

https://cloud.mail.ru/public/5Swz/8eNGFAoch

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_a.s.pushkina_na_tvorchestvo_yakutskih_poetov.doc68.5 КБ
Файл ssylka.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние произведений А.С.Пушкина

на творчество якутских поэтов

(урок литературы в 9 классе)

Цели урока:

  • Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
  • Познакомить учащихся с материалами, подтверждающими интересе Пушкина к Якутии.
  • Анализируя стихотворения якутских поэтов, показать влияние поэзии А.С.Пушкина на якутскую поэзию.
  • Прививать интерес к якутской литературе, обратить внимание на её особенности.

Оборудование урока:

  • Портрет Пушкина.
  • Презентация к уроку.
  • Компьютер, проектор.
  • Сборники стихов А.С. Пушкина, раздаточный материал со стихами С.Данилова, К.Урастырова, А.Кулаковского, А.Софронова, А.Михайлова, В.Федорова, П.Ойунского.

Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, выступления учеников с рассказом биографии якутских поэтов.

Ход урока

Организационный момент. Итак, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с личностью А.С.Пушкина. Мы должны будем определить, какое значение оказал он на развитие якутских поэтов, с творчеством которых вы уже знакомились на уроках ЯНК.

Основная часть:

Один из учеников  читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Памятник».

Учитель: Так писал А.С.Пушкин в 1836 году, подводя итог своей жизни и творчеству. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презренья к царской власти, веры в могущество поэтического слова: «К нему не зарастет народная тропа». Александр Сергеевич верил в то, что поэзия его станет достоянием народа.

«Слух обо мне пройдет по всей Руси Великой» - это тема нашего сегодняшнего урока. А работать мы будем по следующему плану:

  1. Интерес Пушкина к Якутии.
  2. Влияние творчества Пушкина на творчество якутских писателей: А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, С.П.Данилова.
  3. Посвящения якутских поэтов Пушкину.
  4. Переводы якутских поэтов произведений А.С.Пушкина.

Лекция учителя с элементами беседы:

1. Интерес А.С.Пушкина к Якутии. 

Великий поэт по имевшимся печатным источникам и архивным документам изучал жизнь Якутии, интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни даже начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. Героем этого произведения должен был стать Владимир Атласов из Якутска, которого Пушкин называл «камчатским Ермаком». В библиотеке Пушкина было обнаружено много книг о Якутии с заметками великого поэта. Вот одно из них: «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала и особливо от покорения его Российской державе по сии времена» ученого историка и историографа Сибири Г.Миллера, «Поездка в Якутск» Н.Щукина, «Сибирские нравы. Ысыах», «Саатырь» А.Бестужева-Марлинского и другие.

2. Влияние творчества Пушкина на творчество якутских писателей: А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, С.П.Данилова. 

Огромно значение творчества А.С.Пушкина в развитии якутской литературы. Поэзии А.С.Пушкина присущи дух гражданственности и свободолюбия, дух гуманизма и служения своему народу. Именно это высоко оценили якутские поэты.

2.1. Один из зачинателей якутской поэзии Алексей Елисеевич Кулаковский с юных лет восхищался гением Пушкина. Будучи студентом реального училища, в 1897 году в реферате по русской литературе «Главнейшие достоинства Пушкина», он писал:  "Величайший поэт русской литературы, Пушкин, живший в первой половине этого столетия, вывел русскую литературу совершенно на самостоятельную почву, освободил от ложных направлений и придал литературе совсем иной вид. Этим переворотом мы обязаны великим достоинствам поэзии Пушкина. Пушкин обладал изумительной способностью понимать дух, положение, быт своей нации. Образы Пушкин заимствует из впечатлений собственной жизни». А.Кулаковский подчеркивает, что народность творчества поэта «преимущественно в языке, в котором выразились главные свойства русского ума и чувства», восторженно пишет о жизнерадостности поэзии Пушкина, о «замечательном соответствии между формой и содержанием» в его произведениях. Следуя за великим поэтом, он тщательно изучал «дух, положение, быт», язык, устное народное творчество своего народа, поэтически перерабатывал народные песни.

2.2. Два других якутских писателя, которые являются основоположниками якутской прозы и драматургии, Анемподист Иванович Софронов и Николай Денисович Неустроев, также были горячими поклонниками Пушкина.

Анемподист Софронов, по его собственному признанию, вступил в литературу, находясь под влиянием русских классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова. И это не случайно. Сейчас мы прочитаем стихотворение А.Софронова «Прощай». Оно посвящено жене писателя, Евдокии Гоголевой, приме якутского театра. Она покинула поэта, и тогда поэт написал:

Выразительное чтение стихотворения:

ПРОЩАЙ
Ты струилась
В жизни моей
Легче светлой речной струи,
Ты светилась
В жизни моей
Ярче, трепетнее звезды,
Ты стояла
В жизни моей
Стройным деревцем молодым,
Свежестью,
Шелестом
Ежедневно маня.
И вот
Той же легкой походкой,
Той же плавной походкой,
Грациозной походкой
Уходишь ты от меня.
Я гляжу сквозь слезы
На тебя, уходящую,
И сквозь слезы тебе говорю:
Пусть тебя огорченья не тронут,
Пусть тебя все заботы минуют.
В эту горестную минуту
Будь же счастлива,-
Тебе говорю.

Вопрос: Чем близко это стихотворение пушкинской любовной лирике?

Ответ: Стихи о нежном, печальном и высоком прощании изумляют искренностью и свежестью чувств, можно поставить их рядом с пушкинским «Я вас любил».

Учитель: Обратим внимание, что чувства, передаваемые поэтами, совпадают:

 У А.С.Пушкина:

«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай Вам бог любимой быть другим».

А у Софронова:

«Пусть тебя огорченья не тронут,
Пусть тебя все заботы минуют.
В эту горестную минуту
Будь же счастлива –
Тебе говорю».

2.3. Платон Алексеевич Ойунский, основоположник якутской советской литературы, общественный деятель и ученый, в докладе «Значение 100-летнего юбилея со дня смерти Пушкина и наши задачи» заявлял: «Значение великих людей интернационально. А.С.Пушкин – гордость русского народа. Его гений от нас не отнимут никогда». Платон Ойунский, первым из якутов, начал переводить на родной язык бессмертные творения А.С.Пушкина: «Кинжал», «Пророк», «Туча», сцены из трагедии «Борис Годунов».

Произведения А.С.Пушкина оказали значительное влияние на развитие поэтического творчества якутского писателя. «Созданию подлинно народных произведений Платон Ойунский, в первую очередь, несомненно, учился у А.С.Пушкина ... По примеру А.С.Пушкина он изучал, обрабатывал произведения устного народного творчества, стремился язык своих произведений делать «народным», понятным массам», - писал литературный критик Н.П.Канаев.

Ученица читает стихотворение А.С.Пушкина «К морю».

Пушкин прощался здесь с югом, с морем, с романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него - символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной его духу. Море полно скрытой силы - оно подчинено только, своему закону. Такой же образ моря, образ свободы, романтизма мы встречаем в стихотворении П.А.Ойунского «Прощай», написанном в 1932г.

ПРОЩАЙ

В сизой пене, не голубой,
неумолчен ревущий прибой.
Круговерть штормовая, прощай!
Жемчуг брызг искрометных, прощай!
Мое слово - с песней свяжу, мое слово - в хомус вложу,
блеском золота в этот час
звуки вспыхивают, светясь.
Черноморья высокий вал
рокотал, ревел, клокотал,
зрело слово мое на волнах,
и неведом ему был страх ...
Ярый моря круговорот,
блики света на лоне вод,
мой сияющий край, прощай!
Сине море мое, прощай! ..
О, рокочущий вал, прощай!
Надо ли печалиться мне,
о последнем подумав дне,-
кто, родившись, солнца не знал?
Кто, родившись, не умирал?                      
Я умру,- зарастет травой
холм могильный мой, земляной ...
Но мое наследство - завет -,
моим песням жить много лет ...
В сизой пене, не - голубой
неумолчен ревущий прибой.
Круговерть штормовая, прощай!
Жемчуг брызг искрометных, прощай!

2.4. Интересен и тот факт, что к творчеству А.С.Пушкина обращались не только родоначальники якутской поэзии. Современные поэты также считают А.С.Пушкина своим учителем. Прочитаем стихотворения Семена Петровича Данилова. По утверждению литературоведа, специалиста по русско-якутским литературным связям Н.С.Сивцевой, на поэзию С.Данилова огромное влияние оказали А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов и А.А.Блок. Так ли это? Прочитаем стихотворение «Создан, Природа, тобой я».

Вопрос: В чем поэт видит назначение поэзии?

Ответ: Поэт должен «речью живою образ твой (т.е. природы, мира) воссоздать», «чувствами в жизнь» проникать, «все краски жизни» живописать.

Вопрос: Кто создал поэта, дал речь живую, дар говорить обо всем?

Ответ: Создала поэта Природа-мать.

Вопрос: С каким из изученных стихотворений Пушкина можно сравнить стихотворение?

Ответ: Это стихотворение близко с пушкинским «Пророком». У Пушкина поэта создал Бог и он воззвал: «Глаголом жги сердца людей». Так же решает духовное назначение поэта Семен Данилов.

Прочитаем стихотворение С.Данилова «С тобою встретившись».

Вопрос: Назовите стихотворение А.С.Пушкина, которое угадывается в произведении С.Данилова? Почему?

Ответ:  Легко угадывается сходство со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье». У А.С.Пушкина встреча с любимой пробудила воспоминания о «чудном мгновении», а у С.Данилова встреча спустя годы заставила вспомнить «былые годы», весну, подснежников цветенье, ее, «юную плясунью», «любовь к единственной на свете». Но самое главное: эта встреча дала понять им:

У С. Данилова

  У А. С. Пушкина

Что та любовь в живых осталась,

И сердце бьется в упоенье,

Что ей, печальной, чистой, гордой,

И для него возникли вновь

Не угрожают снег и старость.

И божество, и вдохновенье,

 

И жизнь, и слезы, и любовь.

  1. Посвящения якутских поэтов А.С.Пушкину.

Посвящения якутских поэтов А.С.Пушкину свидетельствуют о все более глубинном процессе освоения пушкинского опыта. Сейчас мы послушаем стихи якутских поэтов, посвященные А.С.Пушкину.

Семен Данилов «У памятника Пушкину»:

Деревья на бульваре снова
Полны, как песня, красотой.
Стоит волшебный мастер слова,
Великий Пушкин предо мной.

России сын увенчан славой,
В сердцах народных он живет.
Кудрявый, стройный, худощавый
Он устремляет взор вперед.

В Якутии его творенья
Мы изучаем с юных лет.
Они - как зов, как наставленье,
Как брата старшего привет.

Я песням у него учился,
Певец народа своего.
К нему пришел и поклонился
Священной памяти его.

Стоит волшебный мастер слова,
Великий Пушкин предо мной.
Деревья на бульваре снова
Полны, как песня, красотой.

Семен Данилов «Мне часто чудятся слова»:

Мне часто чудятся слова
В звучанье
Чистом и веселом,
Как царскосельская листва
Над грозовым июньским долом.

О, Пушкин-
В сердце торжество!
Пусть шелестит, волнуясь, лето
Высокой радости его
И в снах якутского поэта.

Не умолкает этот сад,
Где вдохновеннее
Мы дышим.
Деревья светлые шумят-
И мы себя в том шуме слышим.
Он весь прозрачен
И высок
В своем сиянии глубинном.
И к сердцу тянется цветок,
Как гром грохочущий
К вершинам!

Даруют
Вечной новизной
Неувядающие кущи
На холмах Грузии ночной,
В степях Молдавии цветущей.

В лесах трепещущих Литвы,
Средь финских скал
И в тундре грубой.
На шумных улицах Москвы,
На берегах поющих Кубы.

На твердых невских берегах,
В тиши саванны однообразной,
В песках Аравии,
В снегах
Моей Якутии алмазной.

И я, как тайну, берегу

Дороги
Славы этой юной,
В январском чувствуя снегу
Дыханье жаркое июня ...

Кюннюк Урастыров «Прощай, Кавказ!»:

Прощай, Кавказ! В далекий путь
Судьба опять меня зовет,
Утеса каменная грудь
Мое пусть имя сбережет.

Быть может, вспомнишь ты, утес,
Твоих певцов, твоих гостей,
Кто для тебя сюда принес
Волненье юное страстей.

Сто лет назад здесь был поэт,
Поэт - изгнанник и герой;
Здесь он восславил счастья свет,
И свет зажегся над тобой.

Поэта здесь я вспоминал,
О нем грустили облака.
Бессмертной бронзой Пушкин стал,
Стихи его звучат в веках ...

Владимир Федоров «Четыре шага к барьеру»:

Четыре шага к барьеру –
И воздух свинцом распорот.
И гаснут деревьев свечи,
И главный окончен бал.
Как рушится в очи небо,
Как кружит по небу Ворон!
Еще триста лет он будет
Рассказывать, как я упал.

«На тридцать восьмом умрете ...»
Права, так права гадалка!
«Со светлою головою
Вас должен убить человек ...»
А впрочем, я славно пожил
И мне уходить не жалко.
Любовь и вдохновенье
Я выпил за целый век.

А ей будет бог судьею
Я сам ловелас хороший,
Судьба лишь рукой Дантеса
Уводит меня с земли ...
Как горько Данзас вздыхает,
Как рот холодит морошка,
Которой с надеждой кормит
Заплаканная Натали.

Алексей Михайлoв «Встретимся у Пушкина»:

Встретимся

у Пушкина …

Что бы ни случилось.
Он курчавой головой

ласково кивнет.

Он развеет, разметет

всю твою кручину,

Он спасет и обоймет,

и тебя поймет.

Встретимся у Пушкина,
в царстве снега, света,
Мой потомок, ты

в веках
где бы ни кружил,

Ты замрешь и

помолчишь

над строкой поэта,
Над которой плакал я

и которой жил.

  1. Переводы произведений А.С.Пушкина на якутский язык.

Первый перевод произведений А.С.Пушкина сделал П.А.Ойунский. Это были стихотворения «Пророк», «Тучи».

Талантливым переводчиком пушкинских произведений был якутский поэт Гаврил Макаров. Им переведен роман в стихах «Евгений Онегин». Над переводом этого произведения поэт работал почти 15 лет. Заслуга якутского поэта тем более велика, что он дал перевод с сохранением ритмики, строфы, что обогатило и расширило возможности якутского стихотворного искусства. «Перевод звучит отчетливо и ясно и читается с большим удовольствием. Это показывает, насколько гибок и богат якутский язык. Пушкин опять заговорил по-якутски, на этот раз уже романом в стихах», - писал его друг Г.Вешников в статье «Издание «Евгения Онегина» на якутском языке», опубликованной в газете «Молодой коммунист» в 1954 году.

Заключительный этап урока.

Сбылась мечта поэта о том времени, когда его поэзия станет доступной всем народам. А.С.Пушкин будет жить вечно, потому что его творчество стало неотъемлемой частью национальной культуры каждого из народов России. Справедливы слова народного поэта Якутии С.Р.Кулачикова-Элляя о значении А.С.Пушкина: «Пожалуй, не найдется ни одного якутского писателя, который не прошел бы через его творческую лабораторию, не проник бы душой и сердцем в его светлую поэзию и тем самым не окрылил бы свое поэтическое вдохновение».

 

Домашнее задание: прочитать любое стихотворение якутских поэтов, посвященное А.С.Пушкину и выучить наизусть, выполнить письменный сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» со стихотворением С.Данилова «С тобою встретились» (либо на выбор учащихся).

Рефлексия:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились сегодня на уроке?

        Использованная литература:

Раздел сайта «Якутская национальная библиотека «Чувства добрые я лирой пробуждал
А. С. Пушкин и Якутия»:

статья Н.Якутского «Пушкин и якутская литература»,

статья М.К.Аммосова «О Пушкине, об Якутском улусе и о культурном подъеме»,

статья П.А.Ойунского «Значение столетнего юбилея со дня смерти А. С. Пушкина и наши задачи»;

материалы национальной библиотеки имени П.Ойунского;

Разработки уроков на сайте газеты «Первое сентября».



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/5Swz/8eNGFAoch 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Проект по географии на тему: «Влияние ландшафта в России на творчество художников, поэтов и писателей».

Проект по географии на тему:«Влияние ландшафта в России на творчество художников, поэтов и писателей»....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Урок внеклассного чтения в 5 классе на тему: "Пою мой край родной" по творчеству С.П. Данилова якутского поэта

Урок внеклассного чтения посвящен творчеству С.П.Данилова якутского поэта. В ходе урока учащиеся познакомятся познакомятся с его биографией, творчеством. Услышат чтение стихотворения "Снег" ...

Поэты Челябинской области (на примере жизни и творчества уральского поэта Бориса Ручьева)

         В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог....