Поэты Челябинской области (на примере жизни и творчества уральского поэта Бориса Ручьева)
проект по литературе (7 класс)
В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог.
Наш родной край – Южный Урал - со своей великолепной природой является источником поэтического вдохновения. Может быть, поэтому наша земля богата творческими людьми, особенно мастерами художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу талантливых и неповторимых поэтов. Наш край гордится именами писателей, известных стране: Л.Татьяничевой, Б.Ручьева, М.Львова, Р.Валеева и др. Поэтому исследованию творчества одного из них – Бориса Ручьева - я посвятила данный проект.
Актуальность исследования заключается в необходимости познакомить моих сверстников с талантливым человеком нашего края. На основе этого формировать чувство гордости за своих земляков, пробудить желание узнать больше о мастерах художественного слова родного края, расширить читательский кругозор.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием Бориса Ручьева прививать любовь к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Поэты Челябинской области" | 31.09 КБ |
Презентация "Поэты Челябинской области" | 737.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа
на тему:
Поэты Челябинской области (на примере 1 автора)
2021
Оглавление
- Введение………………………………………………………………………………3
- Литература 30-40-х годов XX века………………………………………………….4
- Ручьев Борис Александрович: жизнь и творчество………………………………..6
- Результаты исследования и выводы………………………………………………..10
- Список литературы………………………………………………………………….11
Введение
Медленно
История листается.
Все пройдет, а Родина —
Останется. В.Фирсов
В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог.
Наш родной край – Южный Урал - со своей великолепной природой
является источником поэтического вдохновения. Может быть, поэтому наша земля богата творческими людьми, особенно мастерами художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу талантливых и неповторимых поэтов. Наш край гордится именами писателей, известных стране: Л.Татьяничевой, Б.Ручьева, М.Львова, Р.Валеева и др. Поэтому исследованию творчества одного из них – Бориса Ручьева - я посвятила данный проект.
Актуальность исследования заключается в необходимости познакомить моих сверстников с талантливым человеком нашего края. На основе этого формировать чувство гордости за своих земляков, пробудить желание узнать больше о мастерах художественного слова родного края, расширить читательский кругозор.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием Бориса Ручьева прививать любовь к своей малой Родине.
Задачи:
- определить место нашей литературы в общем российском литературном процессе;
- изучить биографию и творчество Бориса Ручьева;
- провести исследование путем анкетирования учеников 5-9 классов на знание литературы Южного Урала
- создать буклет – памятку для учеников школы по теме «Поэты Челябинской области.
Методы:
- теоретические (анализ литературы, теоретические обобщения);
- информационные (поиск, обработка информации, анкетирование, опрос, создание электронной презентации).
Литература 30-40-х годов XX века
Наш край в 30-е годы был особенно известен гигантскими стройками: Магниткой, ЧТЗ.
Магнитка притягивала к себе писателей и поэтов. Сюда приезжали Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Николай Погодин и многие другие. Знакомство с Магниткой отразилось в их произведениях ("Время, вперед!", "Поэма о топоре")...
Но и сама Магнитка вырастила плеяду замечательных поэтов. Поэты "рождались" не случайно: героическое время, героический труд, романтика. Жили нелегко, в бараках и палатках, но литературная жизнь била ключом. Магнитка — это начало пути Бориса Ручьева, Людмилы Татьяничевой, Михаила Люгарина, Марка Гроссмана... В своих стихах они не могли не писать о труде на Магнитке, не могли не увидеть уникальности нашего края с его красотой и богатством природы, особого характера людей разных национальностей.
Они не могли не писать о любви: все были тогда молоды. Авторитет магнитогорских поэтов был высок. Не случайно ведущие поэты были посланы в Москву на I съезд писателей СССР (1934). Стихи магнитогорских поэтов знали в стране.
В те годы начинающие поэты Магнитогорска не догадывались, что в их городе в одном из бараков живет мальчишка Коля Воронов, который позже станет известным прозаиком и будет верен Магнитке.
Челябинск в 30-е годы тоже был известен писателями и поэтами. Здесь начинали Михаил Львов, Сергей Черепанов, Василий Кузнецов... В стране хорошо знали имя троичанина Анатолия Климова. Он был составителем известнейшего в стране детского сборника "Мы из Игарки".
30-е годы — время расцвета детской литературы. Тогда в Москве и Ленинграде было организовано специальное детское издательство "Детгиз" (теперь "Детская литература"). И в Челябинске впервые появились детские поэты и писатели. "Зачинателями" детской литературы у нас можно назвать Василия Николаевича Кузнецова (все знали его знаменитый "Базар") и Лидию Александровну Преображенскую. Они писали стихи для младших ребят. Их первые книги одобрил Маршак.
Впервые в Челябинске вышла книга для подростков. Она так и называлась "Подростки" (1937). Ее написал Борис Семенович Ицын. Повесть рассказывала о детях времен революции 1905 года в Челябинске. Книга была хорошо известна в Челябинске и области. Она переиздавалась в 1967 году. Б. Ицын стал первым редактором детской литературы в Челябинском издательстве; он был назначен уполномоченным Союза советских писателей в Челябинской области. Ицын по просьбам читателей начал писать продолжение "Подростков", но был арестован по ложному обвинению. В Челябинск он не вернулся. 1937 год не обошел стороной и других наших писателей. В далекие края были высланы Б. Ручьев, С. Черепанов, М. Люгарин...
Ручьев Борис Александрович: жизнь и творчество
Мы жили в палатке
С зеленым оконцем,
Промытой дождями,
Просушенной солнцем,
Да жгли у дверей
Золотые костры
На рыжих каменьях
Магнитной горы.
Эти слова из известного стихотворения Бориса Александровича Ручьева высечены на гранитном постаменте памятника, который стоит у подножия Магнитной горы, — брезентовой палатки. Памятник был поставлен еще при жизни поэта, он любил приходить сюда. Возможно, он размышлял о своей судьбе. Тяжелая выпала ему доля. Несправедливо осужденный, 20 лет провел он на каторге и в ссылке.
... Испытав мороз и голод молча,
Грудью встретив камни и ножи,
Гордясь тем, что не завыл по-волчьи,
В волчьих стаях молодость прожив,
Даже крик свой, рвущийся наружу,
В горле сжав, чтоб не рвануться в бой,
Шел я жить в предутреннюю стужу,
Как на волю — в каменный забой!
Черный труд свой не прокляв ни разу,
В жизни — никого не сбивший с ног
Горд я тем, что душу от заразы —
Для друзей и родины сберег.
Лишенный права защищать Отчизну с оружием в руках, в 1942 году Борис Ручьев создает глубоко патриотическую поэму "Невидимка", посвященную Великой Отечественной войне.
Поэт выстоял, сберег свою душу, не обозлился и тогда, когда ставший родным Магнитогорск отказывался после возвращения принимать "врага народа". Он прославил и свой город, и наш край своими удивительными стихами, которые известны далеко за пределами нашей страны.
Родился Борис Александрович Ручьев (Кривощеков) 15 июня 1913 года в Троицке.
Отец Ручьева — Александр Иванович Кривощеков — был учителем, одним из образованнейших людей дореволюционного Урала и Зауралья, изучал фольклор и этнографию, занимался литературным творчеством. Мать поэта, Евгения Лаврентьевна Еремина, до замужества тоже учительствовала, прекрасно знала русскую литературу, любовь к которой стремилась привить детям: Борису, Галине и Нине.
Раннее детство будущего поэта прошло в Троицке. Позже он рассказывал: "Город моего детства —Троицк... маленький заштатный городок. Но по впечатлениям детства — это целая страна, непонятая, неразъясненная... Революция: красные алые ленты через весь город. Горы бумаги. Выстрелы ночами...".
Здесь в 1922 году Ручьев поступил учиться сразу в третий класс высшего начального городского училища.
Отроческие годы будущего поэта связаны со станицей Звериноголовской, куда семья переехала в 1924 году. Борис очень любил своего деда, Ивана Егоровича, в доме которого поселилась семья Кривощековых. Дед был охотником и рыбаком, часто брал с собой внука в леса и на озера с ночевкой. Впечатления от задушевных бесед с дедом запомнились Ручьеву на всю жизнь.
В 1928-29 годах он учится в Кургане, в школе-девятилетке. Становится постоянным участником "Литературных четвергов", организованных при городской газете. Сам начинает писать. После учебы возвращается в село Звериноголовское, увлекается творчеством.
Осенью 1930 года со своим другом, поэтом Михаилом Люгариным, едет в Москву, надеясь опубликовать свои стихи в столичной печати. Похвалили, но сказали, что надо еще поучиться у больших мастеров.
Здесь, в Москве, набрели друзья на "Вербовочный пункт", где записывали на Магнитострой, о котором тогда были наслышаны все в стране.
Борис Ручьев, которому не было еще и восемнадцати, прибавил себе два года, чтобы его взяли.
Так в октябре 1930 года будущий знаменитый поэт оказался в Магнитогорске. Позже он вспоминал: "...Весь берег Урала до самого подножия Магнитной был усеян походными палатками из белого, трепещущего на ветру брезента... Мы поверили в то, что непременно построим здесь самый огромный и самый совершенный мировой завод. Построим небывалой красоты город и превратим долину в цветущий сад... Эта единая и неистребимая вера и суровая работа во имя исполнения будущих желаний сделали меня стихотворцем" .
Борис Ручьев стал членом литературной группы "Буксир", которая даже издавала свой журнал. Стихи молодого поэта быстро стали пользоваться популярностью.
Большая трудовая закалка, которую прошел Ручьев, давала ему право сказать о себе:
Я знаю завод с котлована, с палатки,
С чуть видимой дымки над каждой трубой.
Здесь каждый участок рабочей площадки
Сроднился с моей невеликой судьбой.
Это и определило тематику его ранней лирики. Первая книга стихов "Вторая родина" вышла в Свердловске в 1933 году и была переиздана в Москве.
В 1934 году Борис Ручьев стал делегатом первого Съезда писателей СССР и вернулся в Магнитогорск с членским билетом, подписанным А.М. Горьким.
С 1935 года Ручьев заочно учится в литературном институте имени А.М. Горького. Он переполнен творческими планами, пишет поэмы "Калина Баев", "Аленушка", цикл стихотворений "Соловьиная пора".
В 1937 году Ручьев был оклеветан и репрессирован, как выяснилось много позже за чтение и пропаганду вредных народу произведений, С. Есенина, Б. Пильняка, Л. Васильева, Б. Пастернака" и за контрреволюционную деятельность.
Весной 1957 года после долгого отсутствия Ручьев возвращается на Урал. Решением областной писательской организации он назначается руководителем Магнитогорского городского литературного объединения. Работает увлеченно. Одна за другой выходят в свет его книги: "Лирика" (1958), "Красное солнышко" (1960), "Проводы Валентины" (1960), "Прощание с юностью" (1961). На страницах журнала "Урал" печатаются в течение 1961-1962 годов главы из "Интернациональной истории", а в журнале "Москва" публикуют его поэму "Любава".
В 1963 году Бориса Ручьева награждают орденом Трудового Красного Знамени, а в 1967-м присуждают Государственную премию РСФСР имени А.М. Горького.
Ручьева выбирают делегатом V Всесоюзного съезда писателей, вернувшись с которого, поэт написал: "Что касается меня, вся моя жизнь связана с Уралом, с Магнитогорском. Родной город давал и дает живительную силу моим стихотворениям, без него я не мыслю себе творчества".
Его яркие стихи не только отражают историю, но современны и сегодня, потому что выражают мысли и чувства тех, кому дорога Родина, кто учится не ненавидеть, а любить и не терять веры в добро и справедливость.
Не стало Бориса Александровича Ручьева в 1973 году. Его квартиру в Магнитогорске сделали литературным музеем.
Результаты исследования и выводы
Для того чтобы определиться, нужно ли создавать памятку-буклет для учеников нашей школы, и каким содержанием наполнить ее, мы провели анкетирование. В нем участвовали ученики пятого, седьмого, восьмого, девятого классов нашей школы. Выбор обусловлен стремлением охватить основную ступень обучения.
Всего опрашиваемых –29 человек.
С первым заданием справились 28% пятиклассников, 40% - семиклассников, 33% - восьмиклассников, 30% - девятиклассников. Нам кажется, такой результат недостаточным, т.к. с поэтами Южного Урала знакомят учащихся с начальных классов.
Второе задание оказалось для учеников сложным. Ученики девятого класса не справились всем составом, среди восьмиклассников ответили правильно 33%, в седьмом классе результаты оказались лучше – 40%, в пятом классе с заданием никто не справился.
Третье задание проверяло знание школьниками литературного краеведения (знание улиц, библиотек, носящих имена уральских поэтов и писателей). С заданием справились по 50% в каждом классе.
Но с четвертым заданием справились все, т.к. 100% обучающихся хотят знать больше об уральских поэтах.
Класс | Кол-во уч-ов | В №1 | В №2 | В №3 | В №4 |
5 | 7 чел. | 28% | 0% | 50% | 100% |
7 | 6 чел. | 40% | 40% | 50% | 100% |
8 | 6 чел. | 33% | 33% | 50% | 100% |
9 | 10 чел. | 30% | 0% | 50% | 100% |
Итого | 29 чел. | Ср. 30% | Ср. 36% | Ср. 50% | Ср. 100% |
Можно сделать вывод о том, что тема «Поэты Челябинской области» изучена недостаточно глубоко. Чтобы сформировать или поддержать интерес учащихся к данной теме, мы приняли решение создать буклет-памятку. Предварительно поработав с хрестоматиями и сборниками стихов. Надеемся, что продукт нашего проекта окажется актуальным и полезным.
Список литературы
- Встреча с другом: Книга о Борисе Ручьеве. Воспоминания, статьи, стихи / Сост. Л. Гальцева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1976.-231 с.
- Гальцева Л.П. Высокое откровение: О творчестве Бориса Ручьева.-Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973.-183 с.
- Литература России. Южный Урал / Крохалева Т. Н., Соловьева Т. В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 447 с.
- Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл./ Сост. Капитонова Н. А., Крохалева Т. Н., Соловьева Т. В. — Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – 496 с.
- Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл./Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др. – 2-е изд., перераб. и доп./ - Челябинск: Взгляд, 2003. – 352 с.: илл.
- http://portfolio.1september.ru — фестиваль исследовательских и творческих работ.
Приложение 1
Анкетирование
- Назовите поэтов и писателей Южного Урала;
- Кому принадлежат эти строки:
а) …Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал.
б) У Аюпа брат – матрос,
У Аюпа – кверху нос.
в) Я знаю завод с котлована, с палатки,
С чуть видимой дымки над каждой трубой.
Здесь каждый участок рабочей площадки
Сроднился с моей невеликой судьбой.
- Перечислите известные вам названия улиц, библиотек, связанных с именами уральских поэтов и писателей или с именами башкирских и татарских поэтов.
4. Хотели бы вы узнать больше информации о творчестве уральских писателей и поэтов?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель моей работы-изучить жизнь и творчество уральского поэта Бориса Ручьева. Задачи : - определить место литературы Южного Урала в общем российском литературном процессе; - изучить биографию и творчество Бориса Ручьева; - провести исследование путем анкетирования учеников 5-9 классов на знание литературы Южного Урала; - создать буклет – памятку для учеников школы по теме «Поэты Челябинской области».
Я без Урала не могу. Урал всегда со мною. Да, он со мной, а не вдали, за сизой кромкой леса. Растворено в моей крови, Твоё, Урал, железо! Каждое стихотворение Людмилы Татьяничевой словно омыто бурными уральскими реками, расцвечено красками горных самоцветов. Урал стал ее домом и судьбой. Людмила Татьяничева
Горская Ася Борисовна Имя Аси Горской в Челябинске хорошо известно. Учительница географии влюбленная в литературу, автор целой библиотечки поэтических книг. Поражает широкий диапазон творчества Аси Борисовны Она – поэт-лирик, песенник, детский поэт, прозаик, организатор конкурсов.
Борис Ручьев Ручьев Борис Александрович родился 15 июня 1913 года в станице Еткульской , на Южном Урале, в семье учителя. Борис Ручьев быстро научился читать, он нередко удивлял сверстников довольно широкими познаниями. «…В юности я никогда не стремился быть литератором- профессионалом. Жил так, как все мои ровесники, большего от жизни не требовал…». Первые стихотворения Ручьева были опубликованы осенью 1928 года в областной газете «Красный Курган», когда ему было 15 лет.
Магнитка – главный мотив творчества поэта Становление молодого поэта началось осенью 1930 года, когда жизненная судьба привела его на Магнитострой . Здесь он вступил в литературное объединение «Буксир» и начал активно публиковаться в многочисленных газетах и журналах. Каждой поэтической строкой Борис Ручьев утверждал силу и величие труда, твердость духа и убежденность человека, прошедшего школу трудовой закалки. В сложной художественно-образной структуре его поэмы «Прощанье с юностью»(1943-1959) раскрыт характер его героя – строителя, созидателя на земле, верящего в конечное торжество правды и справедливости.
Романтики и мечтатели На всем протяжении творческого пути Борису Ручьеву была свойственна приверженность одной теме, но это не сделало его творчество однообразным. Вера в творческий, созидательный характер труда - вот основная тема Ручьева. На земле во славу революции Песня запевается про жизнь. Снова поднята заря, как знамя. И гремит Магнитная гора, На земле, над городом, над нами Звезды пятилетия горят — Это значит: гром над миром бродит И встает на долгие года На стальных позициях завода Диктатура нашего труда. Несмотря на суровые испытания, выпавшие на его долю в годы репрессий, Ручьёв через всю свою жизнь сумел пронести юношеский романтизм и любовь к родному краю. При этом он являлся истинно уральским поэтом, неразрывно связанным со своей родиной и несущим с ней все тяготы и беды.
«Вся моя жизнь связана с Уралом, с Магнитогорском. Родной город давал и даёт живительную силу моим стихотворениям. Без него я не мыслю себе творчества…» Б.Ручьев
Результаты анкетирования Класс Кол-во уч-ов В №1 В №2 В №3 В №4 5 7 чел. 28% 0% 50% 100% 7 6 чел. 40% 40% 50% 100% 8 6 чел. 33% 33% 50% 100% 9 10 чел. 30% 0% 50% 100% Итого 29 чел. Ср. 30% Ср. 36% Ср. 50% Ср. 100%
Проектный продукт
Список литературы Встреча с другом: Книга о Борисе Ручьеве . Воспоминания, статьи, стихи / Сост. Л. Гальцева .- Челябинск: Юж.-Урал . кн. изд-во, 1976.-231 с. Гальцева Л.П. Высокое откровение: О творчестве Бориса Ручьева.-Челябинск , Юж.-Урал . кн. изд-во, 1973.-183 с. Литература России. Южный Урал / Крохалева Т. Н., Соловьева Т. В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 447 с. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл ./ Сост. Капитонова Н. А., Крохалева Т. Н., Соловьева Т. В. — Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – 496 с. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл ./Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др. – 2-е изд., перераб . и доп./ - Челябинск: Взгляд, 2003. – 352 с.: илл . http://portfolio.1september.ru — фестиваль исследовательских и творческих работ.
Поэты Челябинской области (на примере Бориса Ручьева) Выполнила : ученица 7 класса Наставник: Абдрахманова А.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года....
"Жизнь и творчество белгородских поэтов-фронтовиков"
Цели и задачи:Обучающие:познакомить учащихся с творчеством белгородских поэтов в годы Великой Отечественной войны;познакомить учащихся с биографическими данными ряда поэтов-белгородцев.Развивающ...
Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время
Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...
Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л.Мартынова на уроках немецкого языка как средство любви к родному краю
Данная работа была предствлена на фестиваль " Открытый урок" в 2011 году.В работе представлен один из примеров использования регионального компонента на уроках немецкого языка и во внеклассной работе ...
"Я не поэт, а гражданин..." Урок, посвящённый жизни и творчеству К.Ф.Рылеева
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, учатся анализировать стихотворные тексты на примере произведений поэта....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Времена года в творчестве уральских поэтов"
Данная разработка подготовлена для проведения урока литературы на региональном материале. В ней представлен конспект урока, презентация и приложения. Это поможет без затрат времени подготовить и...