Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Николаева Елена Васильевна

Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»

Слайд 2

Посоревнуемся с поэтом! Выберите вариант продолжения хокку. Прошло уж десять лет, А кажется, вчера её не стало… Плакучей ивы тень. Варианты: Плакучей ивы тень. 2. Не утихает боль. 3. Осиротели мы.

Слайд 3

«Всматривайтесь – и вы увидите» Всматривайтесь в привычное – И вы увидите неожиданное; Всматривайтесь в некрасивое – И вы увидите красивое; Всматривайтесь в простое – И вы увидите сложное; Всматривайтесь в малое – И вы увидите великое.

Слайд 4

«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» (Н.Рыленков)

Слайд 5

«Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение небо и Землю…» Басё



Предварительный просмотр:

Урок-мастерская.

Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)

Цели.

1.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.

3. Сочинить собственное хокку.

Задачи урока.

Образовательные:

- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

- формировать умение анализировать хокку;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.

Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного;

- прививать бережное и внимательное отношение к природе;

Оборудование: презентация, музыка

Ход занятия.

  1. Здравствуйте!  Дорогие друзья, я пришла к вам с веточкой.

- Посмотрите внимательно. Что-то в ней есть необычного? (обычная ветка)

К концу нашего мастер-класса, если он удастся, то мы сможем убедиться, что и в простой веточке есть что-то особенное.

Кон – ни – и – ва! Я с вами поздоровалась по-японски, и сегодня мы переносимся

 в мир необычной восточной культуры…

- Тема нашего мастер-класса: «Здесь мало увидеть, здесь нужно (всмотреться)…»

   Япония – удивительная страна, которая славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.

С глубокой древности у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться поэтическими явлениями природы: разнотравьем и многообразием цветов,  ярким багрянцем листьев, только что выпавшим снегом,  цветением сакуры.

Ветка цветущей сакуры - символ Японии. Когда зацветает вишня, все собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние.

   Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?

Мы обратимся с вами к японской поэзии. Цель мастер-класса: познакомиться с жанром хокку, сочинить собственное хокку.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в саду.        Кобаяси Исса.

 - О чём это стихотворение?

Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.

Вопросы:

-Чем непривычны стихи? Какова их особенность? (нет эмоций, образных средств…)

   В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.

                                Знакомство с жанром хокку.

Хокку – жанр японской поэзии -  появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что мы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.

 Хокку (хайку) – миниатюрное нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов (1-й стих - 5 слогов, 2-й – 7 слогов, 3-й – 5 слогов).

   Не принято использовать:

1.эпитеты и названия чувств.

2.метафоры и сравнения, олицетворения.

   Хокку часто выглядят наивными, но на самом деле за ними – упорный труд стихотворца и богатая поэтическая и философская традиция страны.

Основная тема хокку – нерасторжимое единство природы и человека. Картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человека. В трёх строчках автору удаётся выразить и мгновенное состояние природы, и тонкое движение души.

Хокку – малой формы стихи,

О многих вещах расскажут они:

Как сакура цветёт весной,

Как стрекоза летит домой…

Умей постичь природы торжество.

          Хокку – великое волшебство.

Формирование фоновых знаний.

    Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку, «постичь природы торжество».

Чтение и анализ хокку.

Осенний дождь во мгле.

Нет, не ко мне, к соседу

                                                        Зонт прошелестел.            Ранран

                                    

 - Какое время года и дня здесь изображено? Где вам видится автор?

-Какое у него было настроение? Почему?

( Настроение у автора грустное. Грусть ассоциируется с осенним  дождём.)

-Что значит «зонт прошелестел»?

(кто-то прошёл мимо.)

-О чём говорят слова «нет, не ко мне…»?

(Автор кого-то ждал, но пришли не к нему.)

-Какое состояние передано в этом стихотворении?

( Состояние ожидания.)

 -   Нарисуйте словесную картину к этому стихотворению.

( Автор находится в доме в осеннюю погоду и ожидает кого-то.)

                                                    За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца.

У моего соседа воды возьму.

 - Почему воду надо брать у соседа? (потому что вьюнок живой, красивый; сорвать его – значит погубить, убить)

- Какая черта японцев отразилась в этих стихах?

Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.

   Японская поэзия ждёт от нас понимания, соавторства. Давайте к японским трёхстишиям отнесёмся как к загадкам, попытаемся расшифровать их.

     Упражнение в "соавторстве". Теперь попробуем выбрать авторский вариант из предложенных:     (объясните, почему вы выбрали такое продолжение)

Прошло уж десять лет,

А кажется, вчера ее не стало...

……………………………..

Варианты: 1. Плакучей ивы тень!

                   2. Не утихает боль!

                   3. Осиротели мы!

(Эмоции, чувства не могут описывать японцы)

   Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту. Всё большое складывается из малого. И потому главное кредо её жителей заключается в старинной мудрости:

Всматривайтесь в привычное –

И вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое –

И вы увидите красивое;

Всматривайтесь в простое –

И вы увидите сложное;

Всматривайтесь в малое –

И вы увидите великое.

     - Какие слова в этой мудрости главные? («Всматривайтесь – и вы увидите»)

За этими словами  - жизненная философия японцев: всматривайтесь, чтобы увидеть и не остаться равнодушными.

- Я вспомнила строки из стихотворения поэта Н.Рыленкова: «Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

- Связаны ли эти строки с темой сегодняшнего занятия?

- В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января  устраивается традиционное поэтическое состязание.

- Я предлагаю попробовать свои силы в создании трехстиший. Тема хокку – прекрасный, хрупкий мир природы.

«Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение небо и Землю…»   Басё

Давайте обратимся к вашим «песням», поделитесь своим творчеством.

- Прочитайте выразительно хокку, передавая задуманную интонацию.

 - Какое хокку понравилось и почему? Кто постарался более чётко соблюдать правила создания хокку?

- Трудно или легко было творить?

Итог.

 Вот мы и познакомились с одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…

Рефлексия.   Я прошу поделиться своими впечатлениями.  Продолжите предложения.

Сегодня на занятии мне:

 - было интересно…

 - было трудно…

 - меня удивило…

 - мне захотелось…

   Но вот веточка стоит на столе. Давайте превратим её в необычную. Прикрепите розовый цветочек, если вам понравилось занятие, было интересным, полезным. А если что-то осталось непонятным, было трудно – значит, белый цветочек. Посмотрите, как преобразилась веточка!

  Мир прекрасен,  давайте  и мы будем  учиться  видеть эту красоту.

Музыка. Слайд

Оцукарэсама дещта!  (Спасибо за урок) Саенара! (До свидания)  (попробуем произнести)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

«Всматривайтесь… и увидите» (знакомство с японской поэзией)

Урок внеклассного чтения в 7-м классе. На этом уроке учащиеся познакомятся с особенностями японской культуры, японской литературы. На уроке применяется метод сопоставительного анализа, который поможе...

5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

Цель:  Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:·  Осознание об...

Поговорим о еде. Данная статья содержит популярную, необходимую лексику по теме ЕДА .Вы встретите здесь фразы, которые нужны будут вам в любом ресторане за границей.

ПОГОВОРИМ О ЕДЕЛето на носу, многие поедут куда-нибудь отдыхать. А путешествия это всегда не только яркие эмоции, но и новые вкусовые ощущения, которые непременно следует обсудить. И желательно на...

"Здесь мало увидеть.."Анализ очерка В.М.Пескова "Средняя полоса" (Подготовка к ЕГЭ"

Многоаспектный анализ очерка В.М. Пескова "Средняя полоса"...

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».

Разработка 4 урока в теме "Музыка и литература". Изучение романса "Горные вершины" А. Варламова и А. Рубинштейна....

Технологическая карта-конструктор урока музыки для 5 класса «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»

Цель урока: воспитать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности, в вокальной музыке, литературе, живописи......