Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация содержит не весь материал, который был использован на уроке. | 1.96 МБ |
урок знакомства с хокку | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посоревнуемся с поэтом! Выберите вариант продолжения хокку. Прошло уж десять лет, А кажется, вчера её не стало… Плакучей ивы тень. Варианты: Плакучей ивы тень. 2. Не утихает боль. 3. Осиротели мы.
«Всматривайтесь – и вы увидите» Всматривайтесь в привычное – И вы увидите неожиданное; Всматривайтесь в некрасивое – И вы увидите красивое; Всматривайтесь в простое – И вы увидите сложное; Всматривайтесь в малое – И вы увидите великое.
«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» (Н.Рыленков)
«Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение небо и Землю…» Басё
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская.
Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)
Цели.
1.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.
3. Сочинить собственное хокку.
Задачи урока.
Образовательные:
- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии;
- расширить кругозор учащихся.
Развивающие:
- формировать умение анализировать хокку;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- прививать бережное и внимательное отношение к природе;
Оборудование: презентация, музыка
Ход занятия.
- Здравствуйте! Дорогие друзья, я пришла к вам с веточкой.
- Посмотрите внимательно. Что-то в ней есть необычного? (обычная ветка)
К концу нашего мастер-класса, если он удастся, то мы сможем убедиться, что и в простой веточке есть что-то особенное.
Кон – ни – и – ва! Я с вами поздоровалась по-японски, и сегодня мы переносимся
в мир необычной восточной культуры…
- Тема нашего мастер-класса: «Здесь мало увидеть, здесь нужно (всмотреться)…»
Япония – удивительная страна, которая славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
С глубокой древности у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться поэтическими явлениями природы: разнотравьем и многообразием цветов, ярким багрянцем листьев, только что выпавшим снегом, цветением сакуры.
Ветка цветущей сакуры - символ Японии. Когда зацветает вишня, все собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние.
Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?
Мы обратимся с вами к японской поэзии. Цель мастер-класса: познакомиться с жанром хокку, сочинить собственное хокку.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в саду. Кобаяси Исса.
- О чём это стихотворение?
Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.
Вопросы:
-Чем непривычны стихи? Какова их особенность? (нет эмоций, образных средств…)
В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.
Знакомство с жанром хокку.
Хокку – жанр японской поэзии - появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.
Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что мы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.
Хокку (хайку) – миниатюрное нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов (1-й стих - 5 слогов, 2-й – 7 слогов, 3-й – 5 слогов).
Не принято использовать:
1.эпитеты и названия чувств.
2.метафоры и сравнения, олицетворения.
Хокку часто выглядят наивными, но на самом деле за ними – упорный труд стихотворца и богатая поэтическая и философская традиция страны.
Основная тема хокку – нерасторжимое единство природы и человека. Картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человека. В трёх строчках автору удаётся выразить и мгновенное состояние природы, и тонкое движение души.
Хокку – малой формы стихи,
О многих вещах расскажут они:
Как сакура цветёт весной,
Как стрекоза летит домой…
Умей постичь природы торжество.
Хокку – великое волшебство.
Формирование фоновых знаний.
Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку, «постичь природы торжество».
Чтение и анализ хокку.
Осенний дождь во мгле.
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел. Ранран
- Какое время года и дня здесь изображено? Где вам видится автор?
-Какое у него было настроение? Почему?
( Настроение у автора грустное. Грусть ассоциируется с осенним дождём.)
-Что значит «зонт прошелестел»?
(кто-то прошёл мимо.)
-О чём говорят слова «нет, не ко мне…»?
(Автор кого-то ждал, но пришли не к нему.)
-Какое состояние передано в этом стихотворении?
( Состояние ожидания.)
- Нарисуйте словесную картину к этому стихотворению.
( Автор находится в доме в осеннюю погоду и ожидает кого-то.)
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У моего соседа воды возьму.
- Почему воду надо брать у соседа? (потому что вьюнок живой, красивый; сорвать его – значит погубить, убить)
- Какая черта японцев отразилась в этих стихах?
Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.
Японская поэзия ждёт от нас понимания, соавторства. Давайте к японским трёхстишиям отнесёмся как к загадкам, попытаемся расшифровать их.
Упражнение в "соавторстве". Теперь попробуем выбрать авторский вариант из предложенных: (объясните, почему вы выбрали такое продолжение)
Прошло уж десять лет,
А кажется, вчера ее не стало...
……………………………..
Варианты: 1. Плакучей ивы тень!
2. Не утихает боль!
3. Осиротели мы!
(Эмоции, чувства не могут описывать японцы)
Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту. Всё большое складывается из малого. И потому главное кредо её жителей заключается в старинной мудрости:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
- Какие слова в этой мудрости главные? («Всматривайтесь – и вы увидите»)
За этими словами - жизненная философия японцев: всматривайтесь, чтобы увидеть и не остаться равнодушными.
- Я вспомнила строки из стихотворения поэта Н.Рыленкова: «Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»
- Связаны ли эти строки с темой сегодняшнего занятия?
- В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января устраивается традиционное поэтическое состязание.
- Я предлагаю попробовать свои силы в создании трехстиший. Тема хокку – прекрасный, хрупкий мир природы.
«Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение небо и Землю…» Басё
Давайте обратимся к вашим «песням», поделитесь своим творчеством.
- Прочитайте выразительно хокку, передавая задуманную интонацию.
- Какое хокку понравилось и почему? Кто постарался более чётко соблюдать правила создания хокку?
- Трудно или легко было творить?
Итог.
Вот мы и познакомились с одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…
Рефлексия. Я прошу поделиться своими впечатлениями. Продолжите предложения.
Сегодня на занятии мне:
- было интересно…
- было трудно…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Но вот веточка стоит на столе. Давайте превратим её в необычную. Прикрепите розовый цветочек, если вам понравилось занятие, было интересным, полезным. А если что-то осталось непонятным, было трудно – значит, белый цветочек. Посмотрите, как преобразилась веточка!
Мир прекрасен, давайте и мы будем учиться видеть эту красоту.
Музыка. Слайд
Оцукарэсама дещта! (Спасибо за урок) Саенара! (До свидания) (попробуем произнести)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов....
«Всматривайтесь… и увидите» (знакомство с японской поэзией)
Урок внеклассного чтения в 7-м классе. На этом уроке учащиеся познакомятся с особенностями японской культуры, японской литературы. На уроке применяется метод сопоставительного анализа, который поможе...
5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно
Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:· Осознание об...
Поговорим о еде. Данная статья содержит популярную, необходимую лексику по теме ЕДА .Вы встретите здесь фразы, которые нужны будут вам в любом ресторане за границей.
ПОГОВОРИМ О ЕДЕЛето на носу, многие поедут куда-нибудь отдыхать. А путешествия это всегда не только яркие эмоции, но и новые вкусовые ощущения, которые непременно следует обсудить. И желательно на...
"Здесь мало увидеть.."Анализ очерка В.М.Пескова "Средняя полоса" (Подготовка к ЕГЭ"
Многоаспектный анализ очерка В.М. Пескова "Средняя полоса"...
«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».
Разработка 4 урока в теме "Музыка и литература". Изучение романса "Горные вершины" А. Варламова и А. Рубинштейна....
Технологическая карта-конструктор урока музыки для 5 класса «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»
Цель урока: воспитать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности, в вокальной музыке, литературе, живописи......