«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Разработка 4 урока в теме "Музыка и литература". Изучение романса "Горные вершины" А. Варламова и А. Рубинштейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_4_urok.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Музыка 5 класс
Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка 5 класс
Тема урока: «Вокальная музыка» . «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».
Место урока в теме: Музыка и литература.
Цель урока: Услышать музыкальность в литературном произведении.
Задачи: Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки как вида искусства;
- Осмысливание выразительности музыкальных и речевых интонаций;
- Распознавание интонационно-смыслового содержания музыкальных произведений;
- Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов в исполняемых песнях;
- Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе.
Необходимое оборудование: Портрет А. Рубинштейна, А. Варламова, М. Лермонтова, И. Гёте; проигрыватель, проектор, материал учебника «Музыка» 5 класс, Критская, Сергеева стр. 16-17
Музыкальный материал: «Горные вершины». А. Варламов, слова М. Лермонтова, «Горные вершины». А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова, Ю. Энтин, М.Минков «Дорогою добра».
Термины: романс, соло, дуэт
Этап | Деят-ть учителя | Деят-ть уч-ся | УУД |
Организационный | Разучивание и исполнение песни «Дорога добра». Из чего состоит песня? Что повторяется и остается неизменным? Какой смысл заложен в тексте песни? | Разучивание и исполнение песни «Дорога добра»; куплет и припев припев песня про добро, дружбу и хорошее настроение | Личностные проявления,эмоциональная отзывчивость. Регулятивные |
Целеполагание | Посмотрите на слайд и прочтите стихотворение (Ежедневно, ежечасно, Каждый миг существования Слышу музыки прекрасной Я знакомое звучание. И в ушах звенящий ветер, И полночных снов хрустальность, Все, что только есть на свете, Источает музыкальность. И глубокое молчание В ритм дождя, что бьет по крыше, Это музыки звучание. Вслушайся и ты услышишь… С.Миронов) Что передается в данном стихотворении? Как вы думаете, как стихотворение поможет нам с вами поставить цель урока? Давайте составим наш план нашего урока, для этого мы воспользуемся учебником, на стр. 16 | Читают по очереди выразительно. В стихотворении говориться о том, что во всем мы можем услышать музыку, нам только надо прислушаться и услышать эти звуки. Мы будем продолжать изучать взаимосвязь музыки и литературы,а так же находить в литературных текстах интонации музыки. Работа с учебником и составление плана урока | Постановка цели,задач и плана урока — регулятивные, Постановка цели,задач и плана урока — регулятивные Познавательные - взаимосвязь межпредметных отраслей; работа с учебником стр.16 Личностные — проявление отношения к жизненной ситуации, осмысливание ситуации |
Закрепление пройденного Актуализация знаний | Ребята, сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением немецкого поэта Иоганна Вольфганта фон Гёте, которое называется «Горные вершины», которое перевел на русский язык М.Ю. Лермонтов (портреты на слайдах) Давайте прочитаем стихотворение, при этом подобрав особую интонацию голоса, темп, динамику, и определите в чем состоит его особенность? На описание чего похоже? Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку по характеру написали на эти слова? Движением руки покажите пластичность передаваемого вами образа. Какой же смысл заложен в этих строках? Да, ребята, на самом деле, Известны обстоятельства, при которых стихотворение было написано: утомленный заботами, раздраженный Гёте отправился в горы и здесь проникся духом величавой соразмерности бытия. Ночь, тишина, грусть… Но смысловой поворот: «Подожди немного – отдохнешь и ты!» - раскрывает главный пафос стихотворения: человек – часть природы, только с ней и в ней он обретает гармонию, становится частью бесконечного мира. | Работа по презентации читают несколько ребят, каждый со своей интонацией и выбирают наилучшего чтеца. Особенность стихотворения состоит в том, что оно является лирическим пейзажем, и несмотря на его маленький объем, в нем заложено много смысла. Предлагают варианты ответа с акцентом на лад, темп, ритм, динамику и мелодию. Один из ребят напевает свою сочиненную мелодию. Показывают звуковедение рукой Покой, согласие с природой, чувствуется усталое состояние человека, его напряжение, но со слов «Подожди немного, отдохнешь и ты», имеется ввиду скорая смерть.
| Познавательные - работа с учебником (16-17 стр.), презентацией коммуникативные — характеристика образа стихотворения; Личностные — проявление отношения к жизненной ситуации, осмысливание ситуации, сочинение собственной мелодии |
Формирование новых понятий. Применение новых знаний. | На это стихотворение написали романс «Горные вершины» два русских композитора XIX века: А. Варламов и А. Рубинштейн. Но прежде чем мы приступим к прослушиванию, давайте определим, что такое романс? А теперь прослушаем романсы и сравним их. Рубинштейн — Варламов: кто исполнял? Что происходит между солистами? Какая мелодия по характеру? Был ли повтор поэтических строк? При этом изменялась ли мелодия? Или оставалась неизменной? А теперь давайте, что бы лучше прочувствовать, исполним с вами эти два замечательных романса. | Дают определение романса и записывают в словарь. Прослушивание и сравнивание романсов. Рубинштейн — дуэт; Солисты поют каноном, а на кульминации сливаются. Варламов - солист; плавная, напевная; Да, повторялись каждые 4 строчки; Мелодия варьировалась. Исполнение романсов | Познавательные -анализ музыкального материала; Личностные — прогнозирование вокальная работа — разучивание, исполнение романсов |
Рефлексия | Что такое вокальная музыка? Какие вокальные жанры не могут существовать друг без друга? Ответили ли мы на цель урока? Для чего нужна литература музыке и музыка литературе. | Музыка, в которой более тонко передаются человеческие чувства, с помощью голоса. Романс и песня. Да, ответили, музыка и литература взаимодополняют друг друга и неразрывно связаны. | Личностные — понимание и освоение данной темы Регулятивные — оценивание своих знаний с помощью рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"....
Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."
Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...
Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"
Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...
5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно
Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:· Осознание об...
"Здесь мало увидеть.."Анализ очерка В.М.Пескова "Средняя полоса" (Подготовка к ЕГЭ"
Многоаспектный анализ очерка В.М. Пескова "Средняя полоса"...
Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)
Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку....
Технологическая карта-конструктор урока музыки для 5 класса «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»
Цель урока: воспитать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности, в вокальной музыке, литературе, живописи......