Конспект урока с применением ТРКМ по рассказу Н.С.Лескова "Старый Гений" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:
- Расширить знания учащихся о биографии Н.С.Лескова; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе с помощью применения ТРКМ; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения;
- Способствовать развитию навыков анализа художественного текста, умений выразительного чтения текста;
- Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию уважительного отношения к окружающим людям.
Используемые средства ИКТ:
Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Левша», презентация по творчеству Н.С. Лескова, аудиозапись рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к сказу «Левша».
Аппаратное и программное обеспечение: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Ход урока
Организационный момент
I. Стадия вызова
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся;
- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
1.Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
Просмотр отрывка из мультфильма «Левша»(3-4 минуты, ), показ слайда №1.
- Ребята, посмотрите внимательно и на экран.
- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете?(Слайд №2)
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.С.Лескова. Прочитайте в учебнике материал о Н.С.Лескове(чтение текста в учебнике на стр.15-16)
-Заполните свои «Бортовые журналы» (Слайд №3)
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
Показ слайда №4
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «гений»?
-Каково лексическое значение этого слова? Обратимся к Толковому словарю.(Слайд №5)
- А какой гений у Лескова?
-Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст, когда мы произносим слово «старый»?
- Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу. (Слайд №6)
- Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?
- Сформулируйте тему и цель урока
II. Стадия осмысления
Задачи:
- сохранить интерес к теме при непосредственной работе с текстом;
- помочь учащимся активно воспринимать материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
1.Подготовка к восприятию текста
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
- Какой же образ гения создает Лесков?
- Попробуйте предположить, о чём может быть сюжет рассказа с названием «Старый гений»?
2.Восприятие текста
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.
Применение приёма ТРКМ «Чтение с остановками»
1 глава (читает учитель). (Слайд №7).
- Зачем старушка приехала в Петербург?
-Что за «вопиющее дело» было у неё?
- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, что вы предполагали ?
- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?
2 глава (читает ученик). (Слайд №8).
- Исполнились ли наши ожидания?
- Как относится старушка к франту?
- Что вы можете сказать о героях?
- Почему нельзя заставить должника заплатить?
- Что ожидает старушку после встречи с высшими?
-Добьётся она справедливости?
3 глава (аудиозапись). (Слайд №9).
- Оправдались ли наши ожидания?
- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?
- Что будет дальше?
-Будут ли успешными «хлопоты» старушки?
-Вернет ли она свои деньги?
- Что означают слова: «В России невозможности нет»?
- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?
4 глава (читает ученик). (Слайд №10).
- Оправдались ли наши ожидания?
- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?
- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?
- Что значит «пассажный гений»? (Слайд №11)
- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?
5 глава (аудиозапись). (Слайд №12).
- Оправдались ли наши ожидания?
- Как заканчивается рассказ?
- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
3.Работа над нравственной идеей рассказа Н.С.Лескова
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанный материал.
- Есть ли общее между событиями, происходящими в рассказе «Старый гений», и нашей современной жизнью?
- Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?
-Какие проблемы общества, показанного в рассказе, перекликаются с проблемами нашего времени?
4.Творческая работа над изучаемым текстом
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте
Применение приёма ТРКМ «Письмо герою»
- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало? (Деление на три группы, написание письма – групповая работа).
1 группа – письмо великосветскому франту.
2 группа – письмо старушке.
3 группа – письмо рассказчику.
- Давайте послушаем, о чём вы написали героям произведения? (Обсуждение писем).
- Какие вопросы у вас возникли к представителям из других групп?
-Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?
III. Рефлексия
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
1.Вопросы учащимся:
- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений».
- Подтвердились ли наши предположения?
- Какой же он, гений Н.С.Лескова?
- Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков в своём рассказе?
- Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?
- Как вы думаете: почему?
- М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных».
Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»?
- Какие выводы вы сделали лично для себя?
2.Общие выводы: Ребята, я думаю, что вы поняли, что хотел показать великий писатель в своём рассказе. Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества того времени и нашего современного общества. Не зря Николай Семёнович Лесков написал замечательные слова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» (Слайд №13).
.
3.Оценивание работы на уроке
1.Попробуйте оценить работу своего соседа по парте, выбрав одну из трёх фраз (Слайд №14):
- Ты молодец!
- Я доволен твоей работой на уроке!
- Ты мог бы поработать лучше…
2. А теперь оцените свою работу, выбрав одну из фраз, которые вы видите на экране (Слайд №15).
IV.Домашнее задание
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей
- Прошу вас дома изложить свои мысли в небольшом эссе «Гений: кто же он такой??» или выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы, уметь объяснить их значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
План конспект урока- викторины...
Конспект урока с применением ИКТ «Легкая атлетика. Спринтерский бег» 10 класс
Подробный разбор спринтерского бега....
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс. С применением технологии "Активные методы обучения"...
План - конспект урока с применением ИКТ и проектной деятельности в 3 классе по теме « Времена года»
План - конспект урока с применением ИКТ и проектной деятельности в 3 классе по теме « Времена года» для формирования коммуникативных навыков учащихся через самостоятельно...